Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2013 по делу N А33-15487/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А33-15487/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2013 по делу N А33-15487/2012
Требование: О признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу N А33-15487/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от заявителя (краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 2"): Худоноговой А.Ю., представителя по доверенности от 24.08.2012; Прохоровой И.Б., представителя по доверенности от 03.12.2012;
от административного органа (Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю): Доманова Д.О., представителя по доверенности от 25.12.2012 N 13-5-17-555,
рассмотрев апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 2"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" декабря 2012 года по делу N А33-15487/2012, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
краевое государственное казенное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 2" (далее - заявитель, учреждение, КГКУЗ "ККПТД N 2") (ИНН 2460015465, ОГРН 1022401787484) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - административный орган, Управление МЧС России) о признании незаконными и отмене постановления от 22.08.2012 N 2671/2672 по делу об административном правонарушении, решения от 11.09.2012 N П-267.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления на том основании, что Управление МЧС России не доказало наличие в действиях (бездействии) учреждения состава вменяемого административного правонарушения, в том числе вины, поскольку КГКУЗ "ККПТД N 2" является государственным учреждением, что ограничивает возможность своевременного получения финансирования на устранение имеющихся нарушений требований пожарной безопасности.
Управление МЧС России представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами заявителя не согласилось, полагая, что учреждение не доказало принятие исчерпывающих мер для соблюдения правил пожарной безопасности.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представителем заявителя заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств, а именно: копии акта проверки от 28.01.2013 N 71; копии акта проверки от 29.01.2013 N 21; копии акта проверки от 29.01.2013 N 70; копии акта проверки от 29.01.2013 N 72.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 184, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для приобщения к материалам дела в качестве дополнительных доказательств документов, оформленных после рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Управления МЧС России Якимовым В.А. на основании распоряжения от 02.08.2012 N 1998 14.08.2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения КГКУЗ "ККПТД N 2" требований пожарной безопасности при эксплуатации принадлежащих ему на праве оперативного управления нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Красноярск, ул. Маерчака, 107, пр.Мира, 20, ул. Крылова, 5 "а", ул. Советская, 41 "в".
По результатам проверки должностным лицом надзорного органа составлены протоколы об административных правонарушениях от 14.08.2012 N 2671, N 2672, в которых установлены нарушения со стороны учреждения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима); Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03); ППБО 07-91 "Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения", утвержденные Минздравом СССР 30.08.1991, МВД СССР 30.06.1991 (далее - ППБО 07-91) а именно:
1) ул. Маерчака, 107, Лечебный корпус:
- в складском помещении на веранде N 2 (склад) четвертого этажа допускается устройство встроенного помещения из горючего материала (установлена перегородка из листов ДСП) (пункт 23 Правил противопожарного режима);
- на окне в западном торце общего коридора установлены глухие металлические решетки (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- на окне в лестничной клетке между вторым и третьим этажом установлена глухая металлическая решетка (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- на втором этаже, на окне открытой лестничной клетки установлена глухая металлическая решетка (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- в подвале допускается размещение кладовых и складских помещений, мастерских (пункт 136 Правил противопожарного режима);
- помещение персонала административно-хозяйственной части не оборудовано пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели) (пункт 4 НПБ 110-03);
- на окне в комнате водителей (первый этаж) установлена глухая металлическая решетка (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- в помещении склада медицинского оборудования в центре здания установлены штепсельные розетки (пункт 348 Правил противопожарного режима);
- на двух окнах первого этажа слева от центрального входа установлены глухие металлические решетки (лифтерная) (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- на окне приемного покоя установлена глухая металлическая решетка (пункт 2.2.22 ППБО 07-97);
- стены коридора 5-го этажа окрашены масляной краской (пункт 2.2.22 ППБО 07-91);
- стены западной лестничной клетки окрашены масляной краской (пункт 2.2.22 ППБО 07-91);
- стены коридора 4-го этажа окрашены масляной краской (пункт 2.2.22 ППБО 07-91);
- стены коридора 3-го этажа окрашены масляной краской (пункт 2.2.22 ППБО 07-91);
2) ул. Маерчака, 107, корпус пищеблока:
- в складских помещениях подвального этажа допускается использование штепсельных розеток (пункт 348 Правил противопожарного режима);
- помещение варочного цеха не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (пункт 4 НПБ 110-03, пункт 14 НПБ 110-03);
- на окнах первого этажа пищеблока установлены распашные металлические решетки (пункт 2.2.22 ППБО 07-97).
3) ул. Маерчака, 107, корпус клинико-диагностической лаборатории:
- в помещении лаборанта рентген кабинета отсутствует пожарная сигнализация (пункт 4 НПБ 110-03);
- допущено устройство порога перед 2-м эвакуационным выходом с первого этажа (пункт 36 ППР).
4) ул. Маерчака, 107, корпус хозблока:
- помещение столярной мастерской не оборудовано пожарной сигнализацией (отсутствуют пожарные извещатели) (пункт 4 НПБ 110-03);
5) пр. Мира, 20:
- помещения кабинета N 28 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (пункт 4 НПБ 110-03).
Усмотрев в действиях КГКУЗ "ККПТД N 2" составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заместитель главного государственного инспектора Красноярска по пожарному надзору Управления МЧС России Медведевым В.А. в присутствии законного представителя учреждения рассмотрел материалы административного дела и вынес постановление о назначении административного наказания от 22.08.2012 N 2671/2672 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
КГКУЗ "ККПТД N 2" обжаловало постановление о назначении административного наказания от 22.08.2012 N 2671/2672 в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю. Решением Управления МЧС России от 11.09.2012 N П-267 постановление о назначении административного наказания от 22.08.2012 N 2671/2672 изменено, назначено наказание в виде штрафа в размере 153 000 рублей.
КГКУЗ "ККПТД N 2", не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 22.08.2012 N 2671/2672 и решением по жалобе на него, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в 23 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление. Порядок рассмотрения указанных дел определяется параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив процедуру привлечения учреждения к административной ответственности, а также наличие соответствующих полномочий у лиц, составивших протокол об административном правонарушении и рассмотревших дело об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Апелляционная коллегия с учетом положений статей 23.34, 28.3 КоАП РФ, Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.02.2006 N 68, считает, что протоколы об административном правонарушении от 14.08.2012 NN 2671, 2672 составлены, а оспариваемое постановление от 22.08.2012 N 2671/2672 вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах их компетенции.
Процедура привлечения КГКУЗ "ККПТД N 2" к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, должностными лицами Управления МЧС России соблюдены, права учреждения, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, иные права обеспечены и не нарушены.
В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности Управлением МЧС России соблюден.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу положений статьей 37, 38 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возлагается на руководителей организацией; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, в том числе несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что проверенные объекты (нежилые помещения, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. Маерчака, 107, пр. Мира, 20) находятся у КГКУЗ "ККПТД N 2" на праве оперативного управления. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, учреждение, являясь лицом, уполномоченным пользоваться указанными помещениями, должно нести ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, в силу чего является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Материалами дела, в том числе протоколами об административных правонарушениях от 14.08.2012 N 2671, N 2672 подтверждается, а самим обществом соответствующими доказательствами не опровергнуто, что им по указанным адресам допущены нарушение требований пунктов 23, 36, 136, 348 Правил противопожарного режима; пунктов 4, 14 НПБ 110-03, пункта 2.2.22 ППБО 07-91.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что Управление МЧС России доказало наличие в действиях (бездействии) КГКУЗ "ККПТД N 2" объективной стороны вменяемых административных правонарушений.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вина является обязательным элементом состава административного правонарушения и подлежит установлению при производстве по административному делу.
Апелляционная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о доказанности вины учреждения во вменяемым ему правонарушения и необоснованности доводов заявителя об ее отсутствии исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в том числе устава, утвержденного приказом от 16.03.2011 N 118-орг, учреждение является некоммерческой организацией, чье финансирование осуществляется за счет средств краевого бюджета по утвержденной бюджетной смете. Суд апелляционной инстанции учитывает данные обстоятельства в отношении правового статуса заявителя как государственного учреждения, чье финансирование осуществляется за счет средств краевого бюджета. Вместе с тем указанное обстоятельство само по себе с учетом приведенных признаков вины юридического лица, а именно: принятие мер для соблюдения требований законодательства, их нарушение по независящим от данного лица обстоятельствам, не может свидетельствовать об отсутствии вины, поскольку учреждение должно обосновать и представить доказательства, свидетельствующие о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
Представленными заявителем в материалы дела доказательствами, в том числе письмом от 27.11.2012 N 1582, адресованным Министерству здравоохранения Красноярского края, письмом от 29.11.2012 N 1592 на имя заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору и иными документами не подтверждается принятие учреждением мер для соблюдения указанных противопожарных требований, поскольку данные письма направлены после выявления нарушений, а, значит, не свидетельствуют о принятии мер по устранению нарушений до их выявления административным органом.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с уставом учреждения КГКУЗ "ККПТД N 2" имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, бланки и т.д.; учреждение вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности. Следовательно, финансирование учреждения в соответствии с утвержденной бюджетной сметой не исключает возможности получения бюджетных средств для соблюдения противопожарных требований. Учреждение, указывая на конкретные суммы средств, поступивших и запланированных к поступлению, не обосновало и не представило доказательств невозможности их получения в необходимом для соблюдения соответствующих требований объеме до спорной проверки, в том числе заявки в адрес главного распорядителя бюджетных средств - Министерства здравоохранения Красноярского края.
Следовательно, учреждение не доказало, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правил пожарной безопасности, что свидетельствует о наличии вины учреждения во вменяемом ему правонарушении.
Представленные в материалы дела акты комплексного апробирования установок автоматической противопожарной защиты от 22.11.2007, от 18.12.2007 также не свидетельствуют об отсутствии нарушений и принятии обществом мер для устранения нарушений, выявленных на момент проверки (14.08.2012).
Апелляционная коллегия, учитывая характер совершенного правонарушения, выразившегося в совершении ряда нарушений пожарных требований, их количество, существенную угрозу совершенных правонарушений, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, имуществу не усматривает оснований для применения малозначительности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Следовательно, административный орган правомерно постановлением от 22.08.2012 N 2671/2672 с учетом решения от 11.09.2012 N П-267 по жалобе на постановление привлек КГКУЗ "ККПТД N 2" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 153 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, отмене в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" декабря 2012 года по делу N А33-15487/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.А.ДУНАЕВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА