Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А33-11018/2011
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по делу N А33-11018/2011
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2011 г. по делу N А33-11018/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "28" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" августа 2011 года по делу N А33-11018/2011, принятое судьей Шайхутдиновым Е.М.,
установил:
Енисейский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - общество, ответчик, ИНН 2460213509, ОГРН 1092468001482) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 августа 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку суд установил нарушение прокурором процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным судебным актом в части выводов суда о том, что общество обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении требований прокурора отказать с учетом дополнительных оснований.
Прокурор представил возражения на апелляционную жалобу и просит в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" и Енисейский транспортный прокурор, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 07.09.2011 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения 08.09.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/) в судебное заседание своих представителей не направили.
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092468001482.
Енисейским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения ООО "Аэропорт Емельяново" законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, в ходе которой установлено, что в целях осуществления ответчиком основного указанного в Уставе вида деятельности (обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту "Красноярск") в ООО "Аэропорт Емельяново" создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), основными задачами которой является противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
СПАСОП ООО "Аэропорт Емельяново" имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, согласно которому одним из основных видов проводимых работ является проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации, а также имеет сертификат соответствия на поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов от 26.05.2011 N ФАВТ А.10.00382.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьи 7, пункта 38 части 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", прокурором сделан вывод о том, что осуществляемая ООО "Аэропорт Емельяново" деятельность по противопожарному обеспечению полетов включает тушение пожаров, в связи с чем, подлежит лицензированию.
Постановлением Енисейского транспортного прокурора Щербакова Л.Н. от 04.07.2011 в отношении ООО "Аэропорт Емельяново" возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 2 статьи 14.1 КоАП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Привлекая общество к административной ответственности на основании указанной нормы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурором доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения по следующим основаниям.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 38 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожаров.
В соответствии с пунктом 1.5 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98, аэропортовая деятельность включает в себя, в том числе: поисковое и аварийно-спасательное обеспечение - комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия.
Согласно Положению о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, утвержденному приказом Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 N 361, основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России, в частности, являются: противопожарное обеспечение полетов воздушных судов; обеспечение пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании; тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Как следует из материалов дела, в ООО "Аэропорт Емельяново" создана и функционирует профессиональная Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП).
Согласно Положению о Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ООО "Аэропорт Емельяново", утвержденному генеральным директором ООО "Аэропорт Емельяново" Шпагиным О.Г. 01.04.2010 (пункты 3.3., 3.5. л.д. 41) к основным задачам указанной службы отнесено противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры аэропорта "Емельяново", проведение наземных поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ в районе аэропорта "Красноярск".
В разделе 4 названного Положения обозначены функции СПАСОП, в числе которых: осуществление наземных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ при авиационных происшествиях, чрезвычайных происшествиях и стихийных бедствиях в зоне ответственности во взаимодействии с подразделениями МЧС, МВД, МО, органами здравоохранения, предприятиями и организациями других министерств и ведомств; осуществление контроля за укомплектованностью и профессиональной подготовкой пожарно-спасательных расчетов.
Согласно штатному расписанию ООО "Аэропорт Емельяново" в штат СПАСОП включены начальник службы, его заместитель, (руководитель ведомственной пожарной охраны), мастер газодымозащитной службы, инженер пожарной охраны, старший инженер по аварийно-спасательным работам, инструктор по противопожарной профилактике, начальник пожарно-спасательной команды, начальник пожарно-спасательного расчета пожарной машины, спасатель, пожарный, диспетчер пожарной связи и водитель пожарной машины (л.д. 32).
Согласно выписке из протокола территориальной ведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Ространснадзора N 1 от 31.01.2011 личный состав ВПО СПАСОП аттестован с присвоением квалификации "спасатель" (л.д. 44-46).
СПАСОП ООО "Аэропорт Емельяново" имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым отнесены аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации.
ООО "Аэропорт Емельяново" имеет сертификат соответствия, выданный Федеральным агентством воздушного транспорта 26.05.2011, в соответствии с которым ООО "Аэропорт Емельяново" признано соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к противопожарному обеспечению полетов и объектов инфраструктуры аэропорта (л.д. 36).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что противопожарное обеспечение полетов заключается, в том числе, в осуществлении ООО "Аэропорт Емельяново" деятельности по профилактике, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, то есть подлежащей лицензированию деятельности по тушению пожаров.
Довод общества о том, что ООО "Аэропорт Емельяново" не осуществляется самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленной на тушение пожаров, указанная деятельность не имеет цели систематического получения прибыли, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральном законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 N 625, не предусмотрено, что деятельность, подлежащая лицензированию, должна быть обязательно основной для лицензиата. При этом, указанная деятельность связана и финансируется за счет основной деятельности общества, направленной на получение прибыли.
Кроме того, деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем, данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Учитывая изложенное, а также цели лицензирования, суд первой инстанции обоснованно указал, что при осуществлении такой деятельности лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
При этом, наличие у ООО "Аэропорт Емельяново" сертификата соответствия на противопожарное обеспечение полетов не освобождает общество от получения лицензии на тушение пожаров.
С учетом изложенного, деятельность по тушению пожаров возможна лишь при наличии лицензии на осуществление указанной деятельности независимо от того, осуществляет ли лицо данную деятельность в составе иной деятельности либо в качестве самостоятельной.
Выводы суда о ненадлежащем извещении общества о времени и месте вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении сторонами не оспариваются, подтверждаются представленными доказательствами.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" августа 2011 года по делу N А33-11018/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи:
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА