Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А33-13385/2012
Требование: О признании недействительным приказа.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу N А33-13385/2012
Требование: О признании недействительным приказа.
Решение: Требование удовлетворено.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N А33-13385/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "21" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от ответчика (Агентства лесной отрасли Красноярского края): Матюшевой И.И., представителя по доверенности от 29.10.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесной отрасли Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" мая 2013 года по делу N А33-13385/2012, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
закрытое акционерное общество "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" (далее - ЗАО "КЛМ Ко", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству лесной отрасли Красноярского края (далее - агентство, ответчик) о признании недействительным приказа от 09.08.2012 N 1577.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кодинский деревообрабатывающий комбинат" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 мая 2013 года заявление закрытого акционерного общества "Красноярская компания по производству лесоматериалов "Красноярсклесоматериалы" удовлетворено, признан недействительным приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 09.08.2012 N 1577.
Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 31.05.2013 не согласно, ссылается на то, что оспариваемый приказ от 09.08.2012 N 1577 отменен приказом агентства от 09.04.2013 N 765, по смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен только действующий ненормативный правовой акт, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Заявитель и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ЗАО "КЛМ Ко" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400665099; имеет в пользовании до 29.12.2055 с целью заготовки древесины лесной участок площадью 25 083 га, расположенный в КГУ "Кодинское лесничество" Кежемского района Красноярского края, а именно, в Чикогдинском участковом лесничестве, кварталы: NN 173 (выдел 1 - 5, 7 - 9, 16, 22 - 49, 51), 174 (выдел 1 - 8, 17 - 30, 32), 175 (выдел 1 - 9, 11, 13 - 16, 18, 19, 24, 25, 27 - 36, 38), 176 (выдел 1 - 23, 33 - 42, 44), 177 (выдел 1 - 16, 19 - 23, 37 - 45, 47, 48). 178 (выдел 1 - 7, 9 - 12, 20 - 34, 36, 37), 179 (выдел 1 - 5, 13 - 15, 20 - 27, 30 - 34, 36), 180 (выдел 1 - 5, 8, 12, 13, 15 - 18, 22 - 31, 33, 34), 181 (выдел 1 - 9, 11 - 16, 18 - 36), 182, 183, 196 - 201; в Кодинском участковом лесничестве, кварталы: NN 1 - 9 (договор аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з, акт приема-передачи лесного участка в аренду от 08.10.2008, дополнительное соглашение от 22.12.2008 N 267-з к договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 150-з).
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 09.08.2012 N 1577 определено осуществить рубки лесных насаждений в целях прокладки лесной дороги, предназначенной для охраны и защиты лесов на лесном участке, площадью 25,76 га, расположенном: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Чикогдинское участковое лесничество (кварталы N 174, (выделы 3, 6, 8, 11, 12, 16, 20, 23, 24, 26, 28, 30), N 197 (выделы 5, 14, 19, 25, 28, 30, 35), Кодинское участковое лесничество (кварталы N 1 (выделы 8, 9, 10, 11) N 2 (выделы 1, 2, 3, 4, 5), N 3 (выделы 1, 2, 3, 4) в объеме лесных насаждений и в соответствии со схемой расположения места проведения работ согласно приложению к настоящему приказу.
Полагая, что приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 09.08.2012 N 1577 нарушает права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ от 09.08.2012 N 1577 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
На основании части 3 статьи 53.6, статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов "и" и "м" статьи 9 Закона Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п (далее - Положение от 01.08.2008 N 18-п), пункта 6 Порядка принятия решения об осуществлении выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 03.07.2012 N 196-о (далее - Порядок от 03.07.2012 N 196-о), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ от 09.08.2012 N 1577 подписан уполномоченным должностным лицом компетентного органа - руководителем агентства Малькевичем М.В.
Приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 09.08.2012 N 1577 определено осуществить рубки лесных насаждений в целях прокладки лесной дороги, предназначенной для охраны и защиты лесов на лесном участке, площадью 25,76 га, расположенном: Красноярский край, Кежемский район, Кодинское лесничество, Чикогдинское участковое лесничество (кварталы N 174, (выделы 3, 6, 8, 11, 12, 16, 20, 23, 24, 26, 28, 30), N 197 (выделы 5, 14, 19, 25, 28, 30, 35), Кодинское участковое лесничество (кварталы N 1 (выделы 8, 9, 10, 11) N 2 (выделы 1, 2, 3, 4, 5), N 3 (выделы 1, 2, 3, 4) в объеме лесных насаждений и в соответствии со схемой расположения места проведения работ согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации к мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Исходя из положений статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предупреждение лесных пожаров предполагает противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Аналогичное требование закреплено в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Так, подпунктом "а" пункта 3, пунктом 5 Правил закреплено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров). Указанные меры пожарной безопасности в лесах, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, строительство лесных дорог, являясь противопожарным обустройством лесов, относится к способам предупреждения лесных пожаров и не может выступать способом ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами; строительство лесных дорог осуществляется лицами, правомерно использующими лесные участки, на основании проекта освоения лесов.
Согласно пункту 4 Порядка от 03.07.2012 N 196-о решение о необходимости проведения рубок лесных насаждений, в том числе в целях создания противопожарных разрывов при проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, принимается районной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 6 Порядка от 03.07.2012 N 196-о на основании полученной информации агентство в течение 2 календарных дней принимает решение об осуществлении рубок лесных насаждений без предоставления лесных участков, в том числе в целях создания противопожарных разрывов, в границах территории, признанной зоной чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров.
Решение оформляется приказом агентства, который должен содержать, в том числе основание проведения рубок лесных насаждений; месторасположение и площадь лесного участка.
Как следует из материалов дела, основанием издания агентством оспариваемого приказа от 09.08.2012 N 1577 послужило решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кежемского района от 03.08.2012 N 28 "О необходимости проведения рубок лесных насаждений", в соответствии с которым в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территории Кежемского района, по результатам рассмотрения обращения ООО "Карат-Лес" признано необходимым проведение рубок лесных насаждений для строительства лесной дороги в целях охраны, защиты лесов протяженностью 12,9 км, но не более 14 км на территории Чикогдинского и Кодинского участковых лесничеств.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.01.2013 по делу N А33-13868/2012, вступившим в законную силу, решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Кежемского района от 03.08.2012 N 28 "О необходимости проведения рубок лесных насаждений" признано недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для издания оспариваемого приказа и нарушении им прав и законных интересов общества.
Доводы агентства о том, что оспариваемый приказ от 09.08.2012 N 1577 отменен приказом агентства от 09.04.2013 N 765, по смыслу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен только действующий ненормативный правовой акт, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По смыслу статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмена оспариваемого ненормативного акта не является основанием для прекращения производства по делу, поскольку арбитражный суд оценивает оспариваемый ненормативный акт на предмет соответствия его закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя на момент принятия оспариваемого ненормативного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации агентство освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" мая 2013 года по делу N А33-13385/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
О.А.ИВАНЦОВА