Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 302-ЭС19-8650 отказано в передаче дела N А33-16075/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.03.2019 N Ф02-264/2019 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А33-16075/2018
Требование: О признании недействительной сделкой одностороннего отказа от исполнения условий договоров аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А33-16075/2018
Требование: О признании недействительной сделкой одностороннего отказа от исполнения условий договоров аренды лесного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2018 г. по делу N А33-16075/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии: от ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края: Клюева А.И., представителя по доверенности N МЛХ/1-02 от 09.01.2018, Яковлевой Я.С., представителя по доверенности от 04.09.2018 N МЛХ/1-02910, удостоверение N 17-121 от 08.11.2016, Логинова Е.В., представителя по доверенности от 04.09.2018 N МХЛ/1-02911,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952),
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 августа 2018 года по делу N А33-16075/2018, принятое судьей Нечаевой И.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Рудаков Юрий Геннадьевич (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - ответчик, Министерство) о признании недействительной сделкой односторонний отказ Министерства лесного хозяйства Красноярского края от исполнения условий договоров аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з, выраженный в уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору от 07.05.2018 N МЛХ/2-01402.
Решением Арбитражного суда Красноярского края 22.08.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- министерством выявлены факты невыполнения договорных обязательств истцом;
- основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, являются не только основания, установленные
статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, но и указанные в
статьях 24,
51 Лесного кодекса Российской Федерации;
- из правовых норм, регулирующих правоотношения по досрочному расторжению договоров следует, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке арендодателем, если такое условие предусмотрено договором (пункт 27.1 договора);
- пунктом 13 договора аренды предусмотрено, в том числе обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6; согласно сводным актам по воспроизводству лесов за 2016 и 2017 годы - соответствующие мероприятия арендатором не выполнялись;
- постановлением о назначении административного наказания от 29.06.2017 N 262-06 предприниматель привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности в лесах
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.11.2018.
Определением от 14.11.2018 на основании
статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 12.12.2018.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не согласен с решением суда первой инстанции. Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в
пунктах 14,
15,
16,
32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своего представителя не обеспечил.
На основании изложенного, в соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке
статей 266,
268,
270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Рудаковым Юрием Геннадьевичем (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з (далее - договор) (л.д. 12-41), в соответствии с пунктом 1 которого, арендодатель, действующий в соответствии со
статьями 72 и
74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 24.12.2014 N 2, находящегося в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет, лесной участок, определенный пунктом 2 договора.
Пунктом 2 договора определен лесной участок, подлежащий передаче в аренду: лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью 11 098 га (уточненная площадь по результатам межевания 113 483 390 м2), предоставляемый для заготовки древесины, расположенный: Красноярский край, Нижнеингашский район, Пойменское лесничество, Решотинское участковое лесничество, кварталы NN 13-21, 27-36, 45-55, 67-78, 92-97, 100, 101, 120-123, 126-131, с кадастровым номером 24:28:2605002:131.
Согласно пункту 5 договора, ежегодная арендная плата составляет 1 644 057 рублей.
В соответствии с пунктом 13 арендатор обязан:
а) использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором;
е) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов;
з) обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
и) осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов в приложении N 6;
к) осуществлять на лесном участке лесовосстановительные мероприятия в соответствии с проектами лесовосстановления на соответствующий год, которые ежегодно разрабатываются арендатором.
В силу пункта 27 договора, арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случаях:
нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации (27.1.);
систематического (более двух раз) нарушения арендатором сроков внесения арендных платежей (27.2.).
В случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до даты расторжения.
Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. До даты, указанной в письменном уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору, арендатор исполняет свои обязанности в полном объеме. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора арендатор обязан возвратить часть лесного участка в течение 10 рабочих дней по акту приема-передачи с момента получения уведомления и уплатить всю имеющуюся задолженность за период пользования частью лесного участка.
В соответствии с пунктом 28 договора, срок действия договора устанавливается с 19.01.2015 по 18.01.2064 включительно.
Согласно пункту 30 договора, спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения договора или вопросы, не оговоренные в договоре, разрешаются путем переговоров. В случае если согласие путем переговоров не достигнуто, указанные вопросы разрешаются в судебном порядке в Арбитражном суде Красноярского края.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю 16.02.2015 N 24-24-/015-24/015/004/2015-322/1.
Сторонами подписан акт приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 5 к договору).
Дополнительным соглашением от 04.04.2016 N 1 внесены изменения в договор аренды, в частности в пункт 5 договора, согласно которому ежегодная арендная плата составляет 5 468 945 рублей.
КГБУ "Пойменское лесничество" истцу выдана лесная декларация от 16.09.2016 N б/н, согласно которой истец в период с 26.09.2016 по 18.10.2016 использует леса для заготовки древесины.
В письме от 16.03.2017 N млх/2-0673 ответчик предложил истцу в срок до 01.06.2017 выполнить рубки ухода за лесами за 2016 год согласно проекту освоения лесов. Письмо получено истцом 20.03.2017.
Письмом от 12.05.2017 N млх/2-01448 ответчик обратился к истцу и указал, что за 2016 год лесовосстановительные мероприятия, предусмотренные договором аренды и проектом освоения лесов в полном объеме не выполнены; ответчик предложил истцу исполнить задолженность по лесовосстановительным мероприятиям за 2016 год. К письму приложена справка об объемах и сроках проведения мероприятий по лесовосстановлению недовыполненных в 2016 году. Письмо получено предпринимателем 08.06.2017.
Письмом от 14.03.2018 N млх/2-0788 Министерство обратилось к истцу и указало, что за 2017 год лесовосстановительные мероприятия, предусмотренные договором аренды и проектом освоения лесов, в полном объеме не выполнены; ответчик предложил истцу исполнить задолженность по лесовосстановительным мероприятиям за 2017 год; в случае неисполнения указанных обязательств министерство вправе расторгнуть договор аренды лесного участка в одностороннем порядке. К письму приложена справка об объемах и сроках проведения мероприятий по лесовосстановлению недовыполненных в 2017 году. Письмо направлено истцу 23.03.2018, однако им не получено.
Уведомлением от 07.05.2018 N млх/2-01402 Министерство лесного хозяйства Красноярского края в одностороннем порядке отказалось от выполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з (л.д. 42), в уведомлении указало следующее:
- согласно сводному акту по воспроизводству лесов от 10.01.2018 N 1, составленного КГБУ "Пойменское лесничество", мероприятия по воспроизводству лесов по договору аренды от 19.01.2015 N 702-з за 2017 года не выполнены индивидуальным предпринимателем Рудаковым Ю.Г. в полном объеме;
- согласно сводному акту по воспроизводству лесов от 30.12.2016 N 1, составленного КГБУ "Пойменское лесничество" установлено, что мероприятия по воспроизводству лесов по договору аренды от 19.01.2015 N 702 за 2016 года выполнены индивидуальным предпринимателем Рудаковым Ю.Г. в полном объеме;
- постановлением о назначении административного наказания от 29.06.2017 N 262-06 индивидуальный предприниматель Рудаков Ю.Г. привлечен к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 КоАП РФ - нарушение пожарной безопасности в лесах.
Из уведомления от 07.05.2018 N млх/2-01402 следует, что министерство будет считать договор аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з расторгнутым с 15.06.2018. Уведомление получено истцом 13.06.2018.
В письме от 29.06.2018 N млх/2-8922 Министерство обратилось к истцу и руководителю КГБУ "Пойменское лесничество", предложило истцу (договор аренды от 19.01.2015 N 702-з) выполнить в 2018 году лесовосстановительные мероприятия, включающие в себя корректировку на 2018 года и невыполненные мероприятия в 2016-2017 годах.
Постановлением Министерства лесного хозяйства от 29.06.2017 N 262-06-пст/лн истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 КоАП, назначено административное наказание в виде предупреждения; назначение административного наказания связано с невыполнением истцом мероприятий по противопожарному обустройству лесов в 2016 году. Из постановления также следует, что в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению индивидуальным предпринимателем Рудаковым Ю.Г. предоставлены акты приема-сдачи выполненных работ противопожарных мероприятий по договору аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з, а именно: реконструкция дорог противопожарного назначения в объеме 2,4 км, эксплуатация дорог противопожарного назначения в объеме 7,8 км, устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 4,7 км, прочистка противопожарных минерализованных полос в объеме 4,7 км, установка стенда, содержащего информацию о мерах пожарной безопасности в лесах - 1 шт., благоустройство зоны отдыха - 1 шт., установка и эксплуатация шлагбаума - 1 шт. Министерство принимая указанные обстоятельства счел их смягчающими административную ответственность.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 27.04.2015 N 5/707-гл утверждено положительное экспертное заключение на изменения в проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Пойменского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины индивидуальному предпринимателю Рудакову Юрию Геннадьевичу по договору аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з.
В материалы дела представлен проект освоения лесного участка, переданного в аренду индивидуальному предпринимателю Рудакову Юрию Геннадьевичу для заготовки древесины, расположенного на территории Пойменского лесничества Решотинского участкового лесничества Нижнеингашского муниципального района Красноярского края за 2015 год.
Согласно экспертному заключению на изменения в проект освоения лесов (регистрационный N 254), с учетом корректировки плана, утвержденному министерством лесного хозяйства Красноярского края от 24.05.2016 N 5/919-рлр/7, комиссия рассмотрев представленные изменения и дополнения в проект освоения лесов для лесного участка переданного в аренду по договору от 19.01.2015 N 702-з выдала положительное экспертное заключение.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 24.05.2016 N 5/919-глр/7 утверждено положительное экспертное заключение на изменения в проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Пойменского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины индивидуальному предпринимателю Рудакову Юрию Геннадьевичу по договору аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з; отделу государственной экспертизы проектов освоения лесов и ведения государственного лесного реестра обеспечить передачу экспертного заключения индивидуальному предпринимателю Рудакову Юрию Геннадьевичу в течение 7 дней с момента подписания приказа.
В материалы дела представлен проект освоения лесного участка, переданного в аренду индивидуальному предпринимателю Рудакову Юрию Геннадьевичу для заготовки древесины, расположенного на территории Пойменского лесничества Решотинского участкового лесничества Нижнеингашского муниципального района Красноярского края за 2016 год.
Ответчиком представлена подписанная в одностороннем порядке справка о выполнении лесовосстановительных работ за 2016-2017 годы арендатором - индивидуальным предпринимателем Рудаковым Ю.Г. по договору аренды от 19.01.2015 N 702-з.
В материалы дела представлены сводные акты по воспроизводству лесов для внесения информации в государственный лесной реестр и ее изменения от 30.12.2016 N 1 и от 10.01.2018 N 1, в которых отсутствуют сведения о выполненных объемах мероприятий.
Истцом в материалы дела представлены договоры, согласно которым индивидуальный предприниматель Рудаков Ю.Г. поставляет лесоматериалы третьим лицам:
- договор купли-продажи лесоматериалов от 06.02.2018 N 02 (л.д. 43-45);
- договор купли-продажи пиломатериалов от 28.05.2018 N 03 (л.д. 48-50);
- договор купли-продажи лесопродукции от 07.06.2018 N 1 (л.д. 46-47).
Истцом в подтверждение выполнения работ на арендуемом участке представлены документы (акты, отчеты) (л.д. 66-111).
Ссылаясь на то, что односторонний отказ от исполнения обязательств по договору аренды от 19.01.2015 N 702-з противоречит закону, нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Рудакова Юрия Геннадьевича, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным одностороннего отказа ответчика от договора, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные истцом нарушения не являются существенными, приняты меры по устранению нарушений.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение принято при неправильном применении указанных норм материального права, и не соглашается с выводом арбитражного суда о том, что односторонняя сделка по отказу от исполнения договора аренды лесных участков от 19.01.2015 N 702-з, оформленная уведомлением Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 07.05.2018 N МЛХ/2-01402, является недействительной и не порождает правовых последствий в виде прекращения спорного договора аренды.
Согласно
статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно
пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период заключения договора аренды) в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, введенной Федеральным
законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ) предоставленное настоящим
Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора)
(статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно
пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", в соответствии со
статьей 310 и
пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, влечет те же последствия, что и расторжение договора по соглашению его сторон или по решению суда, и к ним подлежат применению правовые позиции, сформулированные в настоящем постановлении.
Согласно
пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (
пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств настоящего дела установлено, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и ИП Рудаковым Ю.Г. заключен договор аренды лесных участков от 19.01.2015 N 702-з.
Уведомлением от 27.04.2018 N МЛХ/2-01402 Министерство лесного хозяйства Красноярского края в одностороннем порядке отказалось от выполнения обязательств по договору аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з на основании пункта 27 договора.
В силу пункта 27 договора, арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случаях: нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации (27.1.); систематического (более двух раз) нарушения арендатором сроков внесения арендных платежей (27.2.).
В случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору, арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до даты расторжения.
Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении.
Согласно
пункту 27 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", в договоре аренды могут быть предусмотрены основания отказа арендодателя от исполнения договора и его расторжения во внесудебном порядке, в том числе связанные с нарушением арендатором того или иного условия договора (
пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из общих норм Гражданского
кодекса Российской Федерации, регулирующих правоотношения по досрочному расторжению договоров следует, что договор может быть расторгнут в одностороннем порядке арендодателем, если такое условие предусмотрено договором.
Как уже указывалось одним из оснований для одностороннего расторжения договора стороны в пункте 27.1 предусмотрели нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации.
Согласно
части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с
частью 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка.
В силу
пункта 8 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков является невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров.
В соответствии с
частью 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом.
Согласно
части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации,
пункта 3 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минлесхоза от 16.07.2007 N 183, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами (
пункт 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частью 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации,
пункта 4 Правил лесовосстановления на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Воспроизводство лесов согласно
пункту 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями.
Из материалов дела следует, что ответчиком в указанный истцом период допускались неоднократные нарушения лесного законодательства, выразившееся в невыполнении в 2016, 2017 мероприятий, предусмотренных договором аренды, проектом освоения лесов в части лесовосстановительных мероприятий, что подтверждается актами по воспроизводству лесов от 06.04.2018, 24.05.2018, актами приемки и отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь - май 2018 (л.д. 66-106), а также письмами Министерства адресованных предпринимателю с требованием исполнить обязательства по договору в части лесовосстановительных мероприятий за 2016 и 2017 годы (л.д. 106-128).
Из писем об исполнении обязательств по договору от 12.05.2017 N млх/2-01448 и от 14.03.2018 N млх/2-0788 следует, что за 2016, 2017 года, лесовосстановительные мероприятия, предусмотренные договором аренды и проектом освоения лесов, в полном объеме истцом не выполнены.
Представленными в материалы дела акты (л.д. 106-128) свидетельствуют о том, что арендатор приступил к выполнению договорных обязательств и устранению нарушений, только в 2018 году, после направления министерством уведомления о расторжении договора аренды.
Таким образом, Министерством предоставлены доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком
статей 24,
51,
62,
63,
64 Лесного кодекса Российской Федерации и невыполнение условий договора и проекта освоения лесов в указанной части.
Ответчик суду не представил доказательств подтверждающих своевременное выполнение указанных мероприятий в 2016 году и 2017 году.
Суд апелляционной инстанции откладывал судебное разбирательство и предлагал представителю истца указать и представить документы, подтверждающие выполнение всех (предусмотренных договором и проектом освоения лесов) лесовосстановительных мероприятий (отчет о восстановлении лесов и лесоразведении за 2016, 2017 годы, иные документы). После отложения истец в судебное заседание не явился, названные выше доказательства не указал и не представил.
Кроме того, в материалы дела представлено Постановлению от 29.06.2017 N 262-06-пст/лн о назначении административного наказания, из которого следует, что согласно отчету КГБУ "Пойменское лесничество" проведена проверка соблюдения истцом лесного законодательства, в связи с чем материалы дела об административном правонарушении переданы в Министерство лесного хозяйства Красноярского края. По результатам рассмотрения материалов дела истец признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение Правил пожарной безопасности в лесах). В постановлении отмечено, что выявленное правонарушение влечет угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
В материалах дела отсутствую доказательства, свидетельствующие о том, что данное постановление оспорено и отменено.
В силу
статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и других.
Законодатель усиливает ответственность лесопользователей в части выполнения мероприятий, в том числе Федеральным
законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения".
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в качестве одной из национальных целей обозначено сохранение лесов.
Согласно
части 1 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Указанные
Правила являются частью лесного законодательства в соответствии со
статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что основание для досрочного одностороннего расторжения договора подтверждено документально, досрочный односторонний отказ арендодателя от договора является законным.
Доводы истца о том, что нарушения лесного законодательства устранены истцом, не являются существенными, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции полагает, что нарушения
Правил пожарной безопасности в лесах само по себе, с учетом указанных выше оснований и возможных последствий которые могут возникнуть вследствие несоблюдения указанных
правил, является существенным нарушением.
Также апелляционная коллегия полагает, что нарушения лесного законодательства в части не выполнение лесовосстановительные мероприятия, предусмотренных проектом освоения лесов в течение нескольких лет не может расцениваться как несущественное нарушение. Довод ответчика и вывод суда первой инстанции об устранении данный нарушений не может в данном случае расцениваться как обстоятельство являющее основанием для признания одностороннего отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от исполнения условий договоров аренды лесного участка от 19.01.2015 N 702-з незаконным, поскольку как следует из материалов дела истец в течение двух лет не реагировал на требования Министерства выполнить в полном объеме лесовосстановительные мероприятия, и осуществил данные мероприятия только после получения уведомления о расторжении договора.
Согласно
части 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которой настоящим
Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим
Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В этой связи поведение ответчика в связи с отказом от договора, прежде всего, направлено восстановление лесов и на защиту лесов от лесных пожаров.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, положения
пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации вопреки выводам суда первой инстанции в данном случае не применимы.
Поскольку исковые требования заявлены необоснованно, решение Арбитражного суда Красноярского края на основании
части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Согласно
части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов.
В соответствии с
пунктами 1,
5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении иска, государственная пошлина за рассмотрение иска относится на истца.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 августа 2018 года по делу N А33-16075/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
И.Н.БУТИНА