Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.12.2020 N Ф02-6316/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А33-12445/2019
Требование: О признании самовольной постройкой АЗС и об обязании освободить земельный участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А33-12445/2019
Требование: О признании самовольной постройкой АЗС и об обязании освободить земельный участок.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Содержание
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2020 г. по делу N А33-12445/2019
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" сентября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Красноярск": Семенова Т.П., представителя по доверенности от 30.05.20019 N д-26,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ачинского района (ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 июня 2020 года по делу N А33-12445/2019,
установил:
Администрация Ачинского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Красноярск" (далее - ответчик) о признании самовольной постройкой объект АЗС N 234 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 644 км. Автодороги М-53 "Байкал", обязании ответчика, в течение 15 календарных дней, с момента вступления в силу решения суда освободить незаконно занятую резервуарами часть земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93 и передать по акту приема-передачи истцу в состоянии, позволяющим использовать надлежащим образом в соответствии с разрешенным использованием.
Определением от 30.04.2019 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, предварительное судебное заседание назначено на 06.06.2019.
Определением суда от 19.12.2019 удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Красноярск" о назначении строительно-технической экспертизы, судом назначена комиссионная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "СудСтройЭкспертиза" - Чачаковой Елене Константиновне, Цветнраному Андрею Викторовичу и Тихонову Дмитрию Алексеевичу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2019 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- суд ошибочно пришел к выводу о том, что объект (АЗС N 234) не может быть признан самовольной постройкой, поскольку предоставлен ответчику в установленном законом порядке, а договор аренды признан недействительным после регистрации права собственности. Данный вывод прямо противоречит выводу, указанному в решении суда по делу N А33-8257/2018, согласно которому земельный участок предоставлен ООО "Газпромнефть-Красноярск" с нарушением установленного Земельным
кодексом РФ порядка предоставления земельных участков.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 31.08.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу
статей 121 -
123,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей истца и третьего лица.
От ООО "Газпромнефть-Красноярск" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик считает решение Арбитражного суда Красноярского края законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрация Ачинского района обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Красноярск" о признании недействительным договора аренды от 27.09.2016 N 17 земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, местоположением Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14, заключенного администрацией Белоярского сельсовета с ООО "Газпромнефть-Красноярск", о применении последствий недействительности сделки. Делу присвоен номер А33-8257/2018.
В рамках дела N А33-8257/2018 установлены следующие обстоятельства:
"Землеустроительным делом по описанию границ муниципального образования Белоярского сельсовета Ачинского района от 24.12.2005, выполненным ООО Компания "Сибтехпром" согласно государственному контракту с Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю от 10.07.2005 N 6/2005 в соответствии с утвержденным техническим заданием, установлено, что земельный участок кадастрового квартала 24:02:0703001 площадью 454 кв. м отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
В 2010 году в администрацию Ачинского района поступило заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Ачинский район, 644 км автодороги М-53 "Байкал" с правой стороны от автодороги, общей площадью 5000 кв. м.
Распоряжением Главы администрации Ачинского района от 22.04.2011 N 216-Р утвержден акт о выборе и обследования земельного участка с предварительным согласованием места размещения площадки для строительства автомобильной заправочной станции от 12.11.2010 (акт выбора от 12.11.2010). В заключение акта выбора от 12.11.2010 указано: "Земельный участок, расположенный на территории Ачинского района, автодорога "Байкал", 644 км, N 14 пригоден и предварительно согласован для размещения площадки, предлагаемой к проектированию и строительству автомобильной заправочной станции при условии перевода земельного участка из категории земли запаса в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения; информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 19.04.2012 N 24/12-110727 земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54 поставлен на учет 10.05.2011 и ему присвоен кадастровый номер 24:02:0703001:54.
20.04.2012 администрацией Ачинского района заключен договор аренды N 32/12 на земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54, общей площадью 5000 кв. м из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
10.05.2012 в адрес администрации района поступило уведомление о перенайме земельного участка. 10.05.2014 ООО "Газпромнефть-Красноярск".
30.01.2015 между администрацией района и ООО "Газпромнефть-Красноярск" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.04.2012 N 32/12, продлен срок аренды с 20.04.2015 по 19.04.2018.
28.12.2012 распоряжением администрации Белоярского сельсовета Ачинского района N 64-Р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54.
28.12.2012 распоряжением администрации Белоярского сельсовета Ачинского района N 65-Р утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:1. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:1 зарегистрировано за ООО "Газпромнефть-Красноярск" (свидетельство о государственной регистрации права 24ЕК 689425 от 21.05.2012).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.08.2017 земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:1 имеет местоположение: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", площадь 1146 кв. м, категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и земли иного специального назначения, собственность - ООО "Газпромнефть-Красноярск", дата регистрации - 21.05.2012.
12.09.2014 ООО "Газпромнефть-Красноярск" выдано разрешение на строительство объекта АЗС N 234 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги М-53 "Байкал" сроком действия до 12.05.2016 на 2-х земельных участках - с кадастровыми номерами 24:02:0703001:54 и 24:02:0703001:1. Срок действия разрешения N БШ24502000-81 истек 12.05.2016 до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
23.05.2016 (вх. N 2420) ООО "Газпромнефть-Красноярск" обратилось с заявлением N 228 о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции на земельных участках с кадастровыми номерами 24:02:0703001:54 и 24:02:0703001:1.
01.06.2016 за N 08-1515/1 выдан отказ в выдаче разрешения на строительство АЗС.
22.06.2016 2016 (вх. N 3087) ООО "Газпромнефть-Красноярск" обратилось с заявлением N 297 о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции на земельных участках с кадастровыми номерами 24:02:0703001:54 и 24:02:0703001:1.
30.06.2016 за N 24-02-53-2016 выдано разрешение на строительство сроком действия до 28.02.2017. Разрешение утверждено распоряжением администрации Ачинского района от 30.06.2016 N 355-Р.
12.07.2016 (вх. N 4354) ООО "Газпромнефть-Красноярск" обратилось с заявлением N 229 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства АЗС N 234 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 644 км а.д. М-53 "Байкал".
ООО "Газпромнефть-Красноярск" выдан отказ от 12.07.2017 N 229 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию АЗС N 234, в связи с тем, что резервуары расположены за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54.
На основании заявления ООО "Газпромнефть-Красноярск" о перераспределении земель неразграниченной государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 распоряжением администрации Белоярского сельсовета от 05.09.2016 N 74 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка площадью 5454 из категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенного в территориальной зоне "П-3" зона "Производственно-коммунальные предприятия IV-V класса вредности", общей площадью 5454 кв. м; образуемому земельному участку установлен вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса", присвоен адрес: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14.
Указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 24:02:0703001:93.
АЗС N 324 размещена на двух земельных участках с кадастровыми номерами 24:02: 0703001:1 (принадлежит заявителю на праве собственности) и 24:02:0703001:93 предоставлен по оспариваемому договору аренды и образованный из земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 (пл. 5000 кв. м) и 454 кв. м земель неразграниченной собственности.
Согласно кадастровому паспорту от 15.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:93 имеет характеристики: адрес: Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14, площадь 5454 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 14.09.2016.
16.09.2016 ООО "Газпромнефть-Красноярск" направило письмо N 115-09/16 в адрес Администрации Белоярского сельсовета о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93 на основании
пункта 5 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54 от 20.04.2012 N 32/12.
27.09.2016 между администрацией Белоярского сельсовета Ачинского района и ООО "Газпромнефть-Красноярск" заключен договор N 17 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому администрация Белоярского сельсовета предоставила, а ООО "Газпромнефть-Красноярск" как арендатор, принял в аренду земельный участок, площадью 5454 кв. м, с кадастровым номером 24:02:0703001:93, расположенный по адресу: Красноярский край Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14 с разрешенным использованием - объекты придорожного сервиса, на срок с 29.09.2016 по 24.09.2017.
10.11.2016 (вх. N 7266) ООО "Газпромнефть-Красноярск" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства АЗС N 234 по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 644 км а.д. М-53 "Байкал", предоставив договор аренды N 17 земельного участка от 27.09.2016 с кадастровым номером 24:02:0703001:93, образованного путем перераспределения между земельным участком 24:02:0703001:54 площадью 5000 кв. м, который находился в аренде у ООО "Газпромнефть-Красноярск" и землями кадастрового квартала 24:02:0703001 площадью 454 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена.
21.11.2016 ООО "Газпромнефть-Красноярск" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за N 24-02-6-2016.
24.08.2017 Ачинской межрайонной прокуратурой вынесено представление Главе Ачинского района об устранении нарушений земельного законодательства: проведена проверка в отношении предоставления земельного участка ООО "Газпромнефть-Красноярск" и установлены нарушения земельного законодательства, в котором указано следующее: в нарушение
ст. 8 Земельного кодекса РФ при утверждении схемы расположения земельного участка 24:02:0703001 площадью 454 кв. м администрацией Белоярского сельсовета не принято во внимание землеустроительное дело по описанию границ Белоярского сельсовета от 24.12.2005, в котором установлено, что земельный участок кадастрового квартала 24:02:0703001 площадью 454 кв. м отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Таким образом, администрацией нарушена процедура формирования земельного участка кадастрового квартала 24:02:0703001 площадью 454 кв. м, категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения", а именно: перевод земель из одной категории в другую согласно действующему законодательству.
Согласно ответу Ачинского отделения Росреестра, полученного администрацией Ачинского района от 13.06.2018 N 02/1293 земли, государственная собственность на которые не разграничена, имели ранее категорию "Земли сельхозназначения", а впоследствии были переведены в категорию "Земли запаса".
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:93 поставлен на государственный кадастровый учет 14.09.2016, категория земель: "земли промышленности, энергетики.... и иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода автомобильных дорог", площадь - 5454 кв. м, сведения о правообладателе, а также ограничениях (обременениях) прав в отношении земельного участка отсутствуют.
На указанном земельном участке расположен объект - сооружение с кадастровым номером 24:02:0703001:143, собственником которого является ООО "Газпромнефть-Красноярск". Управлением Росреестра по Красноярскому краю 19.07.2017 внесена запись в ЕГРН о праве собственности Общества на АЗС 234, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 01.08.2017.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 11.04.2016 N 24.49.31.000.Т.00282.04.16 О соответствии проекта (предварительной) санитарно-защитной зоны АЗС 234 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданным Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, АЗС 234 соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Из письма Межмуниципального Ачинского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю от 13.06.2018 N 02/0299 следует, что по информации, находящейся в государственном фонде данных сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 24:02:0703001:54, 24:02:0703001:93, 24:02:0703001:86, 24:02:0703001:87 отсутствуют. По состоянию на 09.06.195 по данным материалов проекта перераспределения земель ТОО "Белоярское" N 270 от 09.06.1995 участки не были включены в проект перераспределения ТОО "Белоярское", а являлись землями подсобного хозяйства Ачинского глиноземного комбината с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения (выпаса). Впоследствии они не подлежали приватизации и были отнесены к госсобственности ("землям запаса").
Из
постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 по делу N А33-869/2018 следует:
"21.11.2016 ООО "Газпромнефть-Красноярск" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию за N 24-02-6-2016 (л.д. 48 т. 1). Сооружению присвоен кадастровый номер 24:02:0703001:143.
19.07.2016 за ООО "Газпромнефть-Красноярск" зарегистрировано право собственности (номер государственной регистрации 24:02:0703001:143-24/111/2017-1) на АЗС N 234, расположенную по адресу: Красноярский край, Ачинский район, автодорога "Байкал", 644 км, строение N 14.
На имя исполняющего полномочия Главы Ачинского района Часовских В.Н. поступило представление Ачинской межрайонной прокуратуры от 24.08.2017 N 7-01-2017 о нарушении земельного законодательства при предоставлении администрацией Белоярского сельсовета земельного участка.
Распоряжением администрации Белоярского сельсовета от 05.09.2016 N 74 схема расположения земельного участка утверждена на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка площадью 5454 категории "Земли промышленности" путем перераспределения земельного участка N 24:02:0703001:54 площадью 5000 кв. м, и земель государственной собственности кадастрового квартала 24:02:0703001 площадью 454 кв. м границ Белоярского сельсовета Ачинского района "Земли сельскохозяйственного назначения". В последующем образован земельный участок площадью 5454 кв. м, присвоен кадастровый номер 24:02:0703001:93".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.10.2018 по делу N А33-8257/2018, оставленным без изменения
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018, иск удовлетворен, признан недействительным договор аренды от 27.09.2016 N 17 земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, местоположением Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14, заключенный администрацией Белоярского сельсовета с ООО "Газпромнефть-Красноярск".
Письмами от 25.10.2018, от 24.01.2019 ответчик просил истца предоставить земельный участок с кадастровым номером 24:02:0703001:54 в собственность без торгов.
Письмами от 12.12.2018 N 08-5031, от 18.03.2019 N 08-0995 истец отказал в предоставлении земельного участка в собственность без торгов.
Требованием от 18.03.2019 N 08-0997 истец просил ответчика освободить незаконно занятую резервуарами часть земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93.
Письмом от 28.03.2019 ответчик просил исключить сведения из ЕГРН, носящие временный характер, о земельном участке с кадастровым номером 24:02:0703001:93.
Письмом от 13.05.2019 N 08-1604 истец сообщил ответчику, что рассмотрит вопрос об исключении сведений из ЕГРН после принятия решения Арбитражным судом Красноярского края по настоящему делу.
Также в материалы дела представлены копии следующих документов: письмо ответчика в адрес истца от 28.03.2019, письмо истца в адрес ответчика от 13.05.2019 N 08-1607.
В материалы дела представлен отчет по определению границ объекта капитального строительства (автозаправочной станции), составленный кадастровым инженером Кабошко М.В. 27.05.2016, представлен чертеж границ объекта и границ земельных участков, копии материалов реестровых дел в отношении следующих объектов: земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93; земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54; сооружения - АЗС N 234 с кадастровым номером 24:02:0703001:143; копии материалов кадастровых дел в отношении следующих объектов: земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93; земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:54; сооружения - АЗС N 234 с кадастровым номером 24:02:0703001:143; генеральный план территории АЗС с инженерными коммуникациями, проектная документация. Раздел 3 "Архитектурные решения" и Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"; санитарно-эпидемиологическое заключение от 11.04.2016; экспертное заключение ООО "ФСЭБ" от 29.03.2016; паспорт (дубликат) на РГСД-50/3 тех.N 2 (подземный с приложением); паспорт на резервуар двустенный подземный двухкамерный с коническими днищами РГСД-50/2 (20+30) с приложением; паспорт на резервуар двустенный подземный двухкамерный с коническими днищами РГСД-50.
В материалы дела от ООО "Суд СтройЭкспертиза" поступило заключение экспертов от 23.03.2020 N СТЭ 28-03/2020 (т. 1, л.д. 266-297).
Отвечая на вопросы суда, эксперты пришли к следующим выводам.
- АЗС N 234 с кадастровым номером 24:02:0703001:143, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, автодороги М-53 "Байкал", 644 км, строение N 14, не имеет нарушений, регламентируемых обязательными к применению согласно
ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ от 30.12.2009 года и Перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований
ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного
Постановлением Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014 года, сооружения АЗС N 234 не выявлено.
- дефектов и деформаций строительных конструкций сооружения - АЗС N 234, свидетельствующих о снижении их несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности имущества не обнаружено.
- техническое состояние сооружения - АЗС N 234 обеспечивает дальнейшую безопасную эксплуатацию по своему назначению и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
- АЗС N 234 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, регламентируемым
СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
- АЗС N 234 соответствует нормам пожарной безопасности, регламентированным
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям",
НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и может эксплуатироваться, как сооружение - АЗС, при условии соблюдения норм и правил пожарной безопасности в процессе эксплуатации.
- конструкция и технические характеристики резервуаров позволяют их использовать на новом месте в соответствии с их функциональным назначением. Таким образом, перемещение и (или) демонтаж, а также последующую сборку резервуаров на новом месте, возможно осуществить без причинения несоразмерного ущерба их назначению. Основные характеристики резервуаров при этом не изменятся.
Демонтаж резервуаров, их перемещение и установка на новом месте с условием подключения линии наполнения резервуаров и линии выдачи топлива, не нанесет несоразмерный ущерб назначению сооружения - АЗС N 234 и не изменит основные характеристики сооружения - АЗС N 234.
Демонтаж резервуаров и их перемещение без возможности подключения подающих (линии наполнения резервуаров) и отводящих (линии выдачи топлива) трубопроводов ЖМТ, приведет к невозможности хранения топлива на АЗС N 234. Соответственно сделает невозможным эксплуатацию АЗС N 234 в соответствии с ее функциональным назначением, т.е. изменит ее основные характеристики, как автозаправочной станции.
- для выполнения работ по демонтажу резервуаров, снос сооружения - АЗС N 234, не требуется.
Ссылаясь на
статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящим иском. В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что объект возведен частично на земельном участке 24:02:0703001:93, который перераспределен с нарушением земельного законодательства.
Ответчик заявленные требования не признал, указал, что объект возведен на основании разрешительной документации, до признания договора аренды N 17 недействительным, в связи с чем АЗС N 234 не является самовольной постройкой, не нарушает градостроительные нормы и правила, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался тем, что ответчик осуществил строительство спорного объекта на предоставленном в установленном законом порядке земельном участке, на который зарегистрировал право собственности 19.07.2017, а также то, что договор аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект, признан недействительным по решению суда только 15.10.2018 (вступило в законную силу 26.12.2018), то есть после создания спорного объекта недвижимости и регистрации права собственности на него.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в
статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным
законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" предусмотрено, что субъект Российской Федерации - Красноярский край осуществляет управление и распоряжение в соответствии с законодательством только земельными участками, находящимися в собственности края (пункт 3 статьи 4 Закона).
Следовательно, распоряжение земельными участками государственной собственности, права на которые не разграничены, осуществляют органы местного самоуправления.
Настоящий спор направлен на защиту публичных интересов на основании
статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно
пункту 2 части 1,
пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств.
Восстановление права собственника земельного участка путем сноса самовольно возведенного на земельном участке строения регулируется специальной нормой права -
статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
По общему правилу, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает права собственности на нее. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за счет собственных средств (
пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2010 N 143 принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда.
В соответствии с
пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
В соответствии с
пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Согласно разъяснениям, изложенным в
пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство, в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Из положений
статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, указанной в
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 и в Информационном
письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении вопроса о сносе самовольной постройки судам необходимо устанавливать имело ли место отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства, выдавалось ли соответствующее разрешение на производство строительных работ и соблюдены ли при возведении спорной постройки градостроительные нормы и правила, а также факт нарушения прав и законных интересов истца.
Судом правомерно учтено, что
решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.10.2018 по делу N А33-8257/2018, оставленным без изменения
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018, признан недействительным договор аренды от 27.09.2016 N 17 земельного участка с кадастровым номером 24:02:0703001:93, местоположением Красноярский край, Ачинский район, 644 км автодороги "Байкал", участок N 14, заключенный администрацией Белоярского сельсовета с ООО "Газпромнефть-Красноярск".
Однако, как следует из материалов настоящего дела и не оспаривается сторонами, ответчик на предоставленном в установленном законом порядке земельном участке до признания недействительным договора аренды осуществил строительство объекта, сооружение с кадастровым номером 24:02:0703001:143. Управлением Росреестра по Красноярскому краю 19.07.2017 внесена запись в ЕГРН о праве собственности общества на АЗС N 234, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 01.08.2017.
Согласно
части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Из содержания
статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" усматривается, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Как разъяснено в
пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В целях разрешения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражным судом определением от 19.12.2019 суд назначил комиссионную строительно-техническую экспертизу, целью которой являлось установление обстоятельств, связанных с предметом спора, необходимых для правильного разрешения спора.
Из представленного в материалы дела заключения экспертов следует, что спорное сооружение - АЗС N 234 обеспечивает дальнейшую безопасную эксплуатацию по своему назначению и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также соответствует действующим обязательным требованиям, стандартам и нормам законодательства Российской Федерации. Указанное экспертное заключение сторонами не оспорено, доказательства каких-либо недостатков выполненной судебной экспертизы суду не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в
Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 32-КГ15-3, объект не может быть признан самовольной постройкой, если участок был предоставлен в установленном порядке и регистрация права на объект осуществлена до признания договора аренды участка недействительным.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик на предоставленном в установленном законом порядке земельном участке осуществил строительство спорного объекта, на который зарегистрировал право собственности 19.07.2017 до момента признания договора аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект, недействительным по решению суда от 15.10.2018, которое вступило в законную силу 26.12.2018.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что указанный объект не может быть признан самовольной постройкой, правомерен и соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания данного вывода неправомерным.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что указанный вывод Арбитражного суда Красноярского края в рамках настоящего дела противоречит выводу, указанному в решении суда по делу N А33-8257/2018, основан на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.
До момента признания договора аренды земельного участка от 27.09.2016 N 17 недействительным на основании решения суда по делу N А33-8257/2018, стороны названного договора аренды исполняли условия данного договора. Доказательства обратного суду не представлены.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности при возведении спорных объектов, в связи с чем на данное лицо не могут быть возложены отрицательные последствия в виде сноса спорного объекта.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителей жалоб.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 июня 2020 года по делу N А33-12445/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
И.Н.БУТИНА