Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу N А33-1186/2012
Требование: О признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении ст.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 по делу N А33-1186/2012
Требование: О признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении ст.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2012 г. по делу N А33-1186/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "30" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "6" июня 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А. (до перерыва), Моисеевой Н.Н. (после перерыва),
при участии:
от административного органа (Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края): Сташкевич Е.А., представителя по доверенности от 11.10.2011 N 56-10/11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" марта 2012 года по делу N А33-1186/2012, принятое судьей Ражковым М.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Рябинина Людмила Станиславовна (ИНН 240300538672, ОГРНИП 306243935300011) (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071) (далее - административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 12.01.2012 N 459-01пст.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта 2012 года требования удовлетворены.
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 27.03.2012 не согласна, считает, что нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Также административный орган указывает, что в действиях (бездействии) предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Индивидуальный предприниматель Рябинина Л.С., уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 20.04.2012 о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 24.04.2012 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru), своих представителей не направила.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей предпринимателя.
Представитель Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края заявила ходатайство о приобщении к материалам дела копии расшифровочной ведомости услуг электросвязи за период с 01.12.2011 по 31.12.2011, копии определений об исправлении опечатки, копии реестра почтовых отправлений (подтверждающего направление определения об исправлении опечатки от 16.02.2012), копии реестра почтовых отправлений (подтверждающего направление ИП Рябининой Л.С. протокола и постановления).
В судебном заседании в соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 23.05.2012 до 09 часов 20 минут 25.05.2012, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http//www.3aas.arbitr.ru. После перерыва рассмотрение апелляционной жалобы продолжилось с участием представителя административного органа.
После перерыва представитель административного органа в судебном заседании заявила ходатайство о приобщении к материалам дела копии проекта освоения лесов, переданных в аренду ИП Рябининой Л.С., копии отчета о выполнении противопожарных мероприятий за период с 01.01.2011 по 01.09.2011 от 12.10.2012, копии определения об истребовании сведений от 28.11.2011, копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.11.2011 N 26, копии уведомления о направлении ИП Рябининой Л.С. определений, копии телеграммы.
В судебном заседании в соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 25.05.2012 до 17 часов 00 минут 30.05.2012, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http//www.3aas.arbitr.ru. После перерыва рассмотрение апелляционной жалобы продолжилось с участием представителя административного органа.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В
пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании
статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного
частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Из материалов дела следует, что определением от 01.03.2012 Арбитражный суд Красноярского края принял заявление предпринимателя к производству, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству назначил предварительное судебное заседание на 21.03.2012 и назначил дело к судебному разбирательству на 21.03.2012. В судебном заседании 21.03.2012 представителем административного органа было заявлено ходатайство об отложении рассмотрении дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. Учитывая мнение представителя предпринимателя, суд первой инстанции в удовлетворении ходатайства отказал. 21.03.2012 оглашена резолютивная часть решения суда.
Учитывая, что предварительное заседание и судебное разбирательство были проведены в один день (21.03.2012), с учетом
пунктов 1,
17,
26,
27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", а также в соответствии со
статьями 159,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание что судом первой инстанции при этом в удовлетворении ходатайства административного органа было отказано, а также с учетом положений
пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные ходатайства, приобщил представленные документы к материалам дела, как необходимые для проверки процедуры привлечения к административной ответственности, а также в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В Службу по контролю в сфере природопользования Красноярского края поступил отчет от 09.10.2011 о выполнении противопожарных мероприятий за период с 01.01.2011 по 01.09.2011, в котором указан факт невыполнения индивидуальным предпринимателем Рябининой Л.С. требуемого объема противопожарных мероприятий.
Усмотрев в действиях (бездействии) предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса, 28.12.2011 государственный инспектор отдела государственного лесного контроля и надзора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Жегалов А.С. в отношении индивидуального предпринимателя Рябининой Л.С. составил протокол N 29 об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 индивидуальный предприниматель Рябинина Л.С. ненадлежащее исполнила договорные обязательства, а именно нарушила подпункт "е" пункта 13 договора аренды от 24.10.2008 N 28/р (не произведено изготовление и установка противопожарных аншлагов (1 шт.), не произведено устройство противопожарных минерализованных полос (0,20 км), не произведен уход за минерализованной полосой (0,20 км), не оборудовано место отдыха и курения в лесу (4 шт.), не создан пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (1 шт.), не представлены сведения о пожарной дружине.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 12.01.2012 заместителем руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Коробкиным А.В. вынесено постановление N 459-01пст о назначении административного наказания, которым индивидуальный предприниматель Рябинина Л.С. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя административного органа и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со
статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно
части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями
статей 23.24.1,
28.3 Кодекса,
пункта 1.1 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п,
Перечнем должностных лиц службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденным приказом Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края от 10.05.2011 N спр/ю-0016-ос, суд апелляционной инстанции считает, что протокол об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 составлен государственным инспектором отдела государственного лесного контроля и надзора Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Жегаловым А.С., а дело об административном правонарушении рассмотрено заместителем руководителя Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Коробкиным А.В. в пределах предоставленных им полномочий.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и отменяя постановление административного органа от 12.01.2012 N 459-01пст, пришел к выводу о существенном нарушении административным органом процедуры привлечения ИП Рябининой Л.С. к административной ответственности, поскольку предприниматель не была надлежащим образом извещена о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
В силу
частей 3,
4,
5 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим
Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
На основании
части 4.1 статьи 28.2 Кодекса в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
В
пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений
статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
В
пункте 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что
Кодекс не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Согласно приведенным нормам
Кодекса и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении является гарантий соблюдения его прав на защиту, а также создания необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным административным органом.
В соответствии со
статьей 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным
Кодексом. В силу
части 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из текста протокола об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 следует, что протокол составлен должностным лицом в присутствии индивидуального предпринимателя Рябининой Л.С.
Вместе с тем в указанном протоколе отсутствует подпись Рябининой Л.С., так же как и отметка об отказе от подписи. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что протокол об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 составлен в отсутствие предпринимателя.
Административным органом в качестве доказательства извещения индивидуального предпринимателя Рябининой Л.С. о времени и месте составления протокола представлена копия уведомления о вручении телеграммы, согласно которой телеграмма вручена индивидуальному предпринимателю Рябининой Л.С. 27.12.2011 лично по адресу места жительства: <...>.
Согласно представленному в материалы дела реестру почтовых отправлений, протокол об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 направлен в адрес предпринимателя 31.12.2011.
Оспариваемое постановление от 12.01.2012 N 459-01пст вынесено в отсутствие индивидуального предпринимателя Рябининой Л.С. (ее представителя), о чем имеется соответствующая отметка в постановлении, указано, что индивидуальный предприниматель Рябинина Л.С. была извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении телефонограммой от 11.01.2012 лично.
Указанное обстоятельство подтверждается представленной в суд апелляционной инстанции копией расшифровочной ведомости услуг электросвязи.
Исследовав представленные в дело доказательства, учитывая, что п. Балахта Красноярского края не является труднодоступной территорией, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии административным органом необходимых и достаточных мер по надлежащему извещению предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что индивидуальный предприниматель Рябинина Л.С. не воспользовалась правом на участие в процессе производства по делу об административном правонарушении, в назначенное административным органом время не явилась, защитника не направила, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола об административном правонарушении не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела, возможность которого предусмотрена
пунктом 3 статьи 25.4 Кодекса, не заявляла, следовательно, отсутствуют нарушения процессуальных прав предпринимателя при привлечении к административной ответственности.
При таких условиях суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о существенных нарушениях административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Частью 4 статьи 8.25 Кодекса установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение установленных заключенным договором или иным документом о предоставлении лесного участка условий использования леса, лесных насаждений.
Согласно оспариваемому проставлению обществу вменяется нарушение подпункта "е" пункта 13 договора аренды от 24.10.2008 N 28/р, а именно указано что:
- не произведено изготовление и установка противопожарных аншлагов;
- не произведено устройство противопожарных минерализованных полос;
- не произведен уход за минерализованной полосой;
- не оборудовано место отдыха и курения в лесу;
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции также исходил из недоказанности административным органом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса, поскольку протокол об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 и постановление от 12.01.2012 N 459-01пст о назначении административного наказания составлены в отношении договора аренды лесного участка от 24.10.2008 N 28/р, в то время как отчет от 09.10.2011 о выполнении противопожарных мероприятий за период с 01.01.2011 по 01.09.2011, на который имеется ссылка в указанном постановлении, составлен в отношении договора аренды от 24.10.2008 N 27/р, копия которого представлена в суд первой инстанции. В протоколе об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29 имеется ссылка на отчет от 12.10.2011 о выполнении противопожарных мероприятий за период с 01.01.2011 по 01.09.2011, указанный отчет административным органом не представлен в материалы дела.
Вместе с тем, в соответствии с доводами Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края заявленными, в том числе в суде первой инстанции, указанное несоответствие является опечаткой.
В подтверждение указанного обстоятельства в суд апелляционной инстанции представлена копия определения от 16.02.2012 об исправлении опечатки в протоколе об административном правонарушении от 28.12.2011 N 29, в соответствии с которым в вводной части протокола дату отчета следует читать как 09.10.2011.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает протокол от 28.12.2011 N 29 надлежащим доказательством по настоящему делу.
В материалы дела также представлен отчет от 09.10.2011 о выполнении противопожарных мероприятий за период с 01.01.2011 по 01.09.2011, в котором зафиксированы факты невыполнения указанных мероприятий.
Согласно подпункту "е" пункта 13 представленного в суд апелляционной инстанции договора аренды лесного участка от 24.10.2008 N 28/р, предприниматель обязался соблюдать требования "
Правил пожарной безопасности в лесах", "
Правила санитарной безопасности в лесах РФ", в случае возникновения лесного пожара на лесном участке осуществлять его тушение за собственный счет. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Подпунктом "в" пункта 13 договора аренды от 24.10.2008 N 28/р предусмотрено, что предприниматель обязан в установленном порядке разработать и представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Из раздела 5.1.2 представленного в материалы дела проекта освоения лесов, переданных в аренду индивидуальному предпринимателю Рябининой Л.С. для осуществления рекреационной деятельности на территории Балахтинского лесничества Красноярского края, следует, что на земельном участке, предоставленном по договору аренды от 24.10.2008 N 28/р, необходимо осуществить, в том числе:
- установку предупредительных аншлагов;
- устройство противопожарных минерализованных полос;
- уход за минерализованной полосой;
- оборудование мест отдыха (3 шт.) и курения (1 шт.) в лесу;
Оценив указанные доказательства, суд апелляционной инстанции считает доказанным наличие в действиях (бездействии) предпринимателя объективной стороны правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса.
В соответствии с
частями 1,
4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 2.2 Кодекса предусматривает, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных
статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от предпринимателя не зависящих.
Предпринимателем не представлено в материалы дела доказательств того, что им приняты все исчерпывающие меры, направленные на соблюдение условий договора.
В соответствии с
частью 2 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из оспариваемого постановления следует, что административный штраф назначен предпринимателю в максимальном размере, установленном санкцией
части 4 статьи 8.25 Кодекса.
Вместе с тем, в постановлении от 12.01.2012 N 459-01пст, указано, что обстоятельств, предусмотренных
статьей 4.2 Кодекса, отягчающих ответственность, административным органом не установлено. Доказательств, наличия указанных обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не представлено, об их наличии не заявлено, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает правомерным изменение оспариваемого постановления в части размера назначенного административного штрафа и его снижение до 500 рублей.
Поскольку административным органом не допущено существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности и доказано наличие в действиях (бездействии) предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (
пункт 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации и Налоговый
кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" марта 2012 года по делу N А33-1186/2012 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление N 459-01пст о назначении административного наказания от 12.01.2012, вынесенное Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края, в отношении индивидуального предпринимателя Рябининой Людмилы Станиславовны, в части назначения административного наказания.
Считать назначенным индивидуальному предпринимателю Рябининой Людмиле Станиславовне за совершение правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА