Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по делу N А33-7157/2016
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по делу N А33-7157/2016
Требование: Об отмене определения о прекращении производства по делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решение: Определение оставлено без изменения.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2016 г. по делу N А33-7157/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от административного органа (ГУ МЧС России по Красноярскому краю Управление надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по г. Красноярску): Калюжина В.А., представителя по доверенности от 12.01.2016 N 13-10-103,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярского регионального Благотворительного фонда "Содействие и доверие"
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" мая 2016 года о прекращении производства по делу N А33-7157/2016, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Красноярский региональный Благотворительный фонд "Содействие и доверие" (ИНН 2466057038, ОГРН 1022402658365, г. Красноярск; далее - заявитель, фонд) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ГУ МЧС России по Красноярскому краю Управление надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по г. Красноярску (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2016 N 204.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от "06" мая 2016 года производство по заявлению фонда прекращено.
Не согласившись с определением арбитражного суда, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что нежилое помещение, расположенное по адресу г. Красноярск, пр. Мира д. 30 корпус 1 помещение 600, является предметом договора аренды, заключенного фондом с третьими лицами. Следовательно, указанное помещение напрямую связано с предпринимательской деятельностью заявителя; привлечение фонда к административной ответственности, связанной с нарушением норм пожарной безопасности неразрывно связано с коммерческими интересами КРБФ "Содействие и доверие".
Заявитель также указал, что прекращение Арбитражным судом Красноярского края производства по указанному делу свидетельствует о лишении КРБФ "Содействие и доверие" право на судебную защиту в установленном законом порядке и нарушает основополагающий принцип отправления правосудия, так как в настоящий момент право на обращение в суд общей юрисдикции утрачено в связи с пропуском срока на обжалование постановления.
По мнению фонда, нормы процессуального права, определяющие подведомственность дел арбитражному суду не претерпели существенных изменений с 2014 года; выводы суда, содержащиеся в определении от 06.05.2016, основываются только на положениях
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, которое не является нормативным правовым актом и не является источником права, а носит лишь разъяснительный характер.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, указал на законность и обоснованность определения суда первой инстанции, пояснил, что в настоящее время фонд обратился в суд общей юрисдикции.
Заявитель (Красноярский региональный Благотворительный фонд "Содействие и доверие") в судебное заседание не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных
статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со
статьей 123 Конституции Российской Федерации,
статьями 7,
8,
9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно
статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно
статье 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
В силу
части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно
части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В свою очередь, в соответствии с
частью 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, на основании
части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу
пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Как следует из совокупности приведенных норм
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом,
часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года
N 262-О и от 20 февраля 2014 года
N 261-О).
Частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Следовательно, при принятии решений (постановлений) необходимо руководствоваться сформированными Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовыми позициями.
В
пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно
части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации и
статьями 10,
26,
36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с
пунктом 1 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в
части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и
пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В
пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами гражданского права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, регулируемого гражданским законодательством и связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается постановление административного органа от 10.03.2016 N 204, которым фонд привлечен к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 151 000 рублей.
Указанная
статья предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и расположена в
главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность". Объектом посягательства административного правонарушения по
статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
При этом оснований полагать, что данное административное правонарушение было совершено юридическим лицом (обществом) исключительно в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Иными словами, привлечение к административной ответственности связано не с осуществлением Красноярским региональным Благотворительным фондом "Содействие и доверие" предпринимательской деятельности (в частности, с так, что нежилое помещение, расположенное по адресу г. Красноярск, пр. Мира д. 30 корпус 1 помещение 600, является предметом договора аренды, заключенного фондом с третьими лицами).
Учитывая, что
статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена на охрану правоотношений в области соблюдения требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, руководствуясь
пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью его арбитражным судам.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы фонда об ошибочности вывода суда первой инстанции о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду, поскольку они приведены без учета разъяснений, данных в
пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2014 N 261-О указано, что положения
пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на то, чтобы исключить рассмотрение арбитражным судом, в частности, дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относящихся к подведомственности арбитражных судов, установленной российским законодательством.
В этой связи, поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного
пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.
В силу
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
Таким образом, прекращение судом первой инстанции производства по настоящему делу свидетельствует не только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и обеспечивает реализацию конституционного права на законный суд.
Гарантированное
статьей 46 Конституции Российской Федерации право Красноярского регионального Благотворительного фонда "Содействие и доверие" на судебную защиту в данном случае не нарушено, поскольку общество не лишено права обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением об оспаривании постановления административного органа.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих обращение фонда в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании постановления от 10.03.2016 N 204 о назначении административного наказания и отказ суда общей юрисдикции в принятии указанного заявления, апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что в настоящий момент право на обращение в суд общей юрисдикции утрачено в связи с пропуском срока на обжалование постановления.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на практику рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края данной категории дел по существу не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание. Указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты арбитражным судом до формирования нового правового подхода при рассмотрении данной категории дел, без учета правовой позиции, изложенной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в
пункте 33 постановления от 24 марта 2005 года N 5, в редакции внесенных изменений.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу на основании
пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации и Налоговый
кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271,
270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "06" мая 2016 года по делу N А33-7157/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ