Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.11.2012 по делу N А29-2238/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А29-2238/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности; по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий; по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А29-2238/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности; по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий; по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2012 г. по делу N А29-2238/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гриценко Юрия Кимовича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.05.2012 по делу N А29-2238/2012, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Гриценко Юрия Кимовича (ИНН: 110116608647 ОГРН: 308110110500010)
к отделу надзорной деятельности города Сыктывкара управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН: 1041100434825),
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
индивидуальный предприниматель Гриценко Юрий Кимович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Гриценко Ю.К.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности города Сыктывкара управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Республике Коми (далее - ответчик, административный орган, Отдел надзорной деятельности) от 07.02.2012 N 31 о привлечении к административной ответственности на основании
частей 1,
3,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В жалобе Предприниматель указывает, что помещение по адресу: город Сыктывкар, улица Энгельса, 139, где проводилась проверка, является индивидуальным жилым домом, а не мастерской. По мнению заявителя, часть нарушений указанных в оспариваемом постановлении могут быть применены только к нежилым помещениям.
Ответчик в отзыве, не согласившись с доводами жалобы, просит решение арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Гриценко Ю.К. без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гриценко Юрий Кимович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРН 308110110500010. Данный гражданин на праве собственности имеет жилой дом площадью 109 кв. м, с кадастровым номером 11-11-01/105/2008-756, расположенный по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Энгельса, дом 139.
В период с 30.01.2012 по 31.01.2012 на основании распоряжения заместителя начальника Отдела надзорной деятельности от 29.12.2011 N 6 (л.д. 50-52) проведена плановая документарная, выездная проверка ИП Гриценко Ю.К.
В ходе проверки установлено, что Предприниматель в жилом доме по адресу: город Сыктывкар, улица Энгельса, дом 139 осуществляет деятельность по оказанию полиграфических услуг по производству печатей, вывесок, стендов. В ходе проведения выявлено, что им нарушены
пункты 3,
13,
16,
33,
40,
57,
60,
96,
108,
119 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности); п. 6.16, 6.28, 5.21* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
п. 5.1,
таблица 2 п. п. 20 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323;
п. 2.12.17 ПТЭЭП "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей".
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 31.01.2012 (л.д. 53-55).
31.01.2012 по факту указанных в акте проверки нарушений государственным инспектором города Сыктывкара по пожарному надзору Рязанцевым Ю.С. в присутствии Предпринимателя составлены протоколы N 57, 58, 59 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ (л.д. 56-61).
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместитель главного государственного инспектора города Сыктывкара по пожарному надзору Иржов М.В. 07.02.2012 в присутствии ИП Гриценко Ю.К. вынес постановление N 31 о назначении административного наказания, согласно которому Предприниматель привлечен к административной ответственности на основании
частей 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д. 12-13).
Считая постановление административного органа незаконным, Предприниматель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Коми.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины Предпринимателя в его совершении, нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу
части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с
частью 1 статьи 65,
частью 3 статьи 189 и
частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в
ППБ 01-03.
Наряду с указанными
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
пункт 3 ППБ 01-03).
Согласно
статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан (
пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации,
пункт 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу
пункта 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
В то же время согласно
пункту 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Аналогичное положение содержится и в
пункте 4 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. N 25.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (
пункт 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Гриценко Ю.К., осуществляет деятельность по оказанию полиграфических услуг по производству печатей, вывесок, стендов в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности.
Таким образом, Предприниматель, занимающийся оказанием услуг, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности (без перевода его в состав нежилых), при соблюдении требований, установленных в названных нормативных актах, в том числе в вышеуказанных
Правилах пожарной безопасности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности административным органом установлен в ходе проведения проверки, подтвержден материалами административного производства, а именно: актом проверки от 31.01.2012 N 6; протоколами об административных правонарушениях от 31.01.2012 NN 57, 58, 59, объяснением ИП Гриценко Ю.К. Вина Предпринимателя в несоблюдении требований пожарной безопасности материалами дела подтверждается.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ИП Гриценко Ю.К. событий и составов административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3,
4 статьи 20.4 КоАП РФ, является правильным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что помещение по адресу: город Сыктывкар, улица Энгельса, 139 является индивидуальным домом и некоторые нарушения вменяемые Предпринимателю могут быть применены только к нежилым помещениям судом апелляционной инстанции отклоняется.
Использование принадлежащего Гриценко Ю.К. жилого помещения для осуществления именно предпринимательской деятельности, что подтверждается материалами дела, в том числе объяснениями Гриценко Ю.К., не является основанием, освобождающим Предпринимателя от обязанности по соблюдению требований и норм пожарной безопасности предусмотренных для нежилых помещений.
При указанных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 30.2 КоАП РФ и
статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.05.2012 по делу N А29-2238/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гриценко Юрия Кимовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА