Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А28-9133/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (в пункте сосредоточения средств пожаротушения не имеются в предусмотренном законом количестве пожарные рукава, ранцевые огнетушители и топоры, отсутствуют воздуходувка, дежурная спецодежда, грабли, мотыги).
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А28-9133/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (в пункте сосредоточения средств пожаротушения не имеются в предусмотренном законом количестве пожарные рукава, ранцевые огнетушители и топоры, отсутствуют воздуходувка, дежурная спецодежда, грабли, мотыги).
Решение: Требование удовлетворено.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2011 г. по делу N А28-9133/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Селезнева С.А., директора, Домрачева В.А., действующего на основании доверенности от 30.04.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Афанасьевского района Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2010 по делу N А28-9133/2010, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоз "Прикамье"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Отделению в Афанасьевском районе Кировской области),
третье лицо: прокуратура Афанасьевского района Кировской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив - колхоз "Прикамье" (далее - заявитель, Кооператив, СПК "Прикамье") обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Отделению в Афанасьевском районе Кировской области) (далее - ответчик, Отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2010 N 64 по делу об административном правонарушении, которым Кооператив привлечен к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Афанасьевского Кировской области (далее - третье лицо, Прокуратура) (л.д. 149-151).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Прокуратура с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указал, что СПК "Прикамье" осуществлял заготовку леса с февраля 2010 года и, следовательно, с указанного момента обязан соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах; факт осуществления СПК "Прикамье" заготовки леса подтверждается приобщенной лесной декларацией от 01.02.2010, в которой Кооператив заявил, что использует леса для заготовки древесины с 01.02.2010 по 01.04.2010.
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.11.2009 между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (далее - Департамент) и Кооперативом заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - договор аренды от 25.11.2009). В соответствии с условиями данного договора Департамент обязуется предоставить, а Кооператив обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (пункт 1); лесной участок площадью 5375 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору имеет местоположение: Кировская область, Афанасьевский район, Афанасьевское лесничество, Афанасьевское сельское участковое лесничество, кварталы 1-4, 6-11, 13-21, Пашинское сельское участковое лесничество, кварталы 1-3, 5-28 (далее - лесной участок) (пункт 2); арендатору передается лесной участок в целях и объемах согласно приложению N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" (пункт 4); арендодатель обязан, в том числе передать лесной участок арендатору по акту приема-передачи лесного участка согласно приложению N 5 к настоящему договору (пункт 9); срок действия договора - 15 лет с даты его государственной регистрации (пункт 20). Арендатор имеет право, после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением к настоящему договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 10 договора аренды от 25.11.2009). В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 договора аренды от 25.11.2009 арендатор обязан осуществить противопожарное устройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов (л.д. 15-17). Приложением N 6 к договору аренды от 25.11.2009 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" предусмотрено, в том числе создание и содержание пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в 2010 году (л.д. 22). Договор аренды прошел государственную регистрацию 16.12.2009.
25.11.2009 Департамент и Кооператив подписали акт приема-передачи лесного участка в аренду, в котором указано, что лесной участок передается с целью заготовки древесины (л.д. 21).
27.08.2010 Прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по статье 8.32 КоАП РФ в отношении Кооператива. В данном постановлении указано, что 20.08.2010 Прокуратурой проведена проверка соблюдения СПК "Прикамье" природоохранного законодательства. При проверке пункта сосредоточения средств пожаротушения СПК "Прикамье", расположенного в деревне Ичетовкины Афанасьевского района Кировской области, выявлены нарушения "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), и пункта 3 главы II Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 (далее - Нормы наличия средств пожаротушения), а именно: в пункте сосредоточения средств пожаротушения имелось 200 метров пожарных рукавов (предусмотрено 300 метров), 4 ранцевых огнетушителя (предусмотрено 10), 10 лопат (предусмотрено 30), 8 топоров (предусмотрено 10). Кроме того, в нарушение Норм наличия средств пожаротушения в пункте сосредоточения средств пожаротушения СПК - колхоз "Прикамье" отсутствуют воздуходувка, электромегафон, дежурная спецодежда, зажигательные аппараты, защитные очки, кружки для питья, мотыги, грабли и поперечные пилы. Указанные обстоятельства, по мнению Прокуратуры, свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.
06.09.2010 Отделением вынесено постановление о привлечении Кооператива к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей
Не согласившись с вынесенным постановлением, Кооператив обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области исходил из недоказанности состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Согласно статье 8.32 КоАП РФ (в редакции действовавшей на момент проведения Прокуратурой проверки - 20.08.2010) нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться, в том числе для заготовки древесины (пункт 1). Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пункт 3).
Частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент проведения проверки) определено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов (пункт 1); создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (пункт 2); мониторинг пожарной опасности в лесах (пункт 3); разработка планов тушения лесных пожаров (пункт 4); тушение лесных пожаров (пункт 5) и иные меры пожарной безопасности в лесах (пункт 6).
В силу подпункта "в" пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в том числе, соблюдать Нормы наличия средств пожаротушения, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Таким образом, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, обязаны соблюдать Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов. Несоблюдение лицами, осуществляющими использование лесов, Норм наличия средств пожаротушения является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что 25.11.2009 Департаментом и Кооперативом заключен договор аренды лесного участка. Согласно условиям данного договора Кооператив обязан в течение 2010 года предпринять необходимые меры по созданию и содержанию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. На момент проверки срок исполнения обязанности по созданию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря не истек, в связи с чем СПК "Прикамье" не может быть вменено нарушение Правил пожарной безопасности в лесах в части несоблюдения Норм наличия средств пожаротушения.
Изложенное позволяет прийти к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об осуществлении Кооперативом заготовки леса с февраля 2010 года со ссылкой на лесную декларацию от 01.02.2010, и, следовательно, возникновении с данного момента обязанности Кооператива соблюдать Правила пожарной безопасности в лесах, на существо рассматриваемого спора с учетом конкретных обстоятельств не влияют, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства фактического использования лесов на момент проведения проверки, использование лесов в период с 01.02.2010 по 01.04.2010 носило временный характер, в соответствии с условиями договора аренды лесного участка срок создания пункта сосредоточения противопожарного инвентаря истекает 31.12.2010.
Указанное обстоятельство в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Остальные доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не свидетельствующие об ошибочности обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.11.2010 по делу N А28-9133/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу прокуратуры Афанасьевского района Кировской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Т.В.ЛЫСОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА