Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А28-3816/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности; по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий; по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А28-3816/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности; по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий; по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2012 г. по делу N А28-3816/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Востриковой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ваганова С.Г., действующего на основании доверенности от 23.05.2012,
представителя ответчика Ванеева А.Г., действующего на основании доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Яранского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.07.2012 по делу N А28-3816/2012, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Яранская центральная районная больница" (ИНН 4339001646, ОГРН 1024301289297)
к отделу надзорной деятельности Яранского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Яранская центральная районная больница" (далее - заявитель, Учреждение, КОГБУЗ "Яранская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Яранского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области (далее - ответчик, административный орган ОНД Яранского района) от 10.04.2012 N 30, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 03.07.2012 заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что административным органом при производстве по административному делу допущены существенные процессуальные нарушения.
ОНД Яранского района с принятым решением суда первой инстанции не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 03.07.2012 по делу N А28-3816/2012 и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе административный орган выражает свое несогласие с выводами суда первой инстанции о наличии процессуальных нарушений со стороны ОНД по Яранскому району при составлении протокола об административном правонарушении.
Заявитель жалобы отмечает, что протокол об административном правонарушении в отношении КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" составлен 06.04.2012 непосредственно после окончания проведения проверки в присутствии законного представителя Учреждения - главного врача, что соответствует нормам действующего законодательства.
Более подробно доводы ответчика относительно отсутствия процессуальных нарушений со стороны ОНД Яранского района при производстве по административному делу изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании, назначенном на 17.09.2012 13 час. 00 мин., был объявлен перерыв до 24.09.2012 12 час. 45 мин.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание после перерыва не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается после перерыва в отсутствие представителя заявителя.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.02.2012 N 63 ОНД Яранского района в период с 12.03.2012 по 06.04.2012 с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний в отношении КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях, принадлежащих Учреждению на праве оперативного управления.
В ходе проверки ответчиком выявлены нарушения Учреждением требований пожарной безопасности, а именно: пунктов 3, 51, 52, 53, 60, 129 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 (далее - НПБ 110-03), пунктов 6.13, 6.18*, 6.25*, 6.30, 5.18 таблицы 4* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), пункта 1.100 СНиП 2.08.02-89*.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности зафиксированы в акте проверки от 06.04.2012 N 63.
06.04.2012 заявителю выдано предписание N 63/1/1-73 по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
06.04.2012 по факту указанных в акте проверки нарушений требований пожарной безопасности административным органом составлен протокол N об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
10.04.2012 по результатам рассмотрения материалов административного дела с участием законного представителя уполномоченным лицом ОНД Яранского района в отношении Учреждения вынесено постановление N 30, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим заявлением.
Придя к выводу о наличии состава вменяемого Учреждению административного правонарушения, суд первой инстанции установил, что при производстве по административному делу ответчиком допущено существенное процессуальное нарушение, связанное с неизвещением законного представителя заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем удовлетворил требования КОГБУЗ "Яранская ЦРБ", признав оспариваемое постановление незаконным и отменив его.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.
В силу части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет административную ответственность.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ, Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Часть 1 статьи 38 указанного Закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В ППБ 01-03 (действовавшие на момент возникновения административных правоотношений) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является наряду с правом собственности и правом хозяйственного ведения вещным правом, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления вправе владеть пользоваться и распоряжаться им на правах собственника в пределах, установленных законом.
Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности, как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из пункта 3.1 Устава КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" следует, что имущество учреждения находится в государственной собственности Кировской области и в оперативном управлении Учреждения, отражается на его самостоятельном балансе.
С учетом изложенного, Учреждение в отношении находящегося в его оперативном управлении имущества обязано принять меры по его содержанию, отвечающие требованиям пожарной безопасности. Следовательно, КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" является субъектом вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 3, 4 КоАП РФ.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Из материалов дела следует, что Учреждением допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленные пунктами 3, 51, 52, 53, 60, 129 ППБ 01-03, НПБ 104-03, НПБ 110-03, пунктами 6.13, 6.18*, 6.25*, 6.30 СНиП 21-01-97*, 5.18 таблицы 4* СНиП 21-01-97*.
Факты указанных нарушений подтверждаются имеющимися материалами дела (протокол об административном правонарушении от 06.04.2012 N 30 и фотоматериалы к нему; акт проверки от 06.04.2012 N 63) и заявителем по существу не оспаривается.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в деянии заявителя доказано.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административный правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения.
Вместе с тем из Устава Учреждение следует, что оно вправе осуществлять более 40 платных услуг. Кроме того, в материалах дела имеется справка от 03.04.2012, согласно которой на лицевом счете КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" имеются денежные средства в размере 15 300 165 рублей 73 копейки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В то же время суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при производстве по административному делу ответчиком допущено существенное процессуальное нарушение, связанное с неизвещением законного представителя заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Указанный вывод арбитражного суда суд апелляционной инстанции находит ошибочным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Как видно из материалов дела, проверка соблюдения требований пожарной безопасности проходила в присутствии законного представителя Учреждения главного врача КОГБУЗ "Яранская ЦРБ" Чепайкина А.И., что подтверждается актом проверки от 06.04.2012 N 63. Протокол об административном правонарушении составлен 06.04.2012 после выявления совершения административного правонарушения, в присутствии законного представителя.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, поскольку протокол об административном правонарушении составлялся немедленно после выявления совершения административного правонарушения, с участием законного представителя Учреждения, уведомление законного представителя Учреждения в рассматриваемом случае не является необходимой и обязательной мерой.
Постановление о привлечении к административной ответственности от 10.04.2012 N 30 составлено также с участием законного представителя Учреждения Чепайкина А.И.
Таким образом, проверив процедуру привлечения Учреждения к административной ответственности, суд апелляционной инстанции установил, что права заявителя на участие при составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые Кодексом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом были обеспечены и соблюдены.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Следует отметить, что заявить свои возражения Учреждение имело возможность как во время составления протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении ОНД Яранского района дела об административном правонарушении. Кроме того, Учреждение также имело возможность заявить ходатайство об отложении при рассмотрении дела.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчиком при производстве по настоящему административному делу не допущено существенных процессуальных нарушений.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба административного органа удовлетворению, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ). В удовлетворении требования Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Яранская центральная районная больница" о признании незаконным постановления от 10.04.2012 N 30 следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Яранского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 03.07.2012 по делу N А28-3816/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования Кировского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Яранская центральная районная больница" о признании незаконным постановления от 10.04.2012 N 30 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.КАРАВАЕВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
П.И.КОНОНОВ