Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.09.2013 по делу N А29-8349/2012 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А29-8349/2012
Требование: О признании недействительными пунктов предписания.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А29-8349/2012
Требование: О признании недействительными пунктов предписания.
Решение: Требование удовлетворено.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А29-8349/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2012 по делу N А29-8349/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.,
по заявлению муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 8" ИНН: 1101484374, ОГРН: 1021100525676)
к отделу надзорной деятельности города Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН: 1041100434825)
о признании недействительными пунктов предписания,
установил:
муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 8" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган, ответчик) о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания от 25.06.2012 N 684/1/1.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2012 заявленные требования удовлетворены, пункты 1 и 2 предписания от 25.06.2012 N 684/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности признаны недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Отдел надзорной деятельности обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Отдел надзорной деятельности считает, что положения Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - СНиП 21-01-97*) обязательны для исполнения Учреждением в процессе эксплуатации здания школы, несмотря на то, что здание построено до введения в действие данных СНиП.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов административного органа, просит оставить решение суда без изменения при этом ссылается на то, что здание школы построено в 1987 году и к нему должны применяться ранее действующие требования. Учреждение указывает на невозможность исполнения пунктов 1 и 2 предписания от 25.06.2012, что подтверждается заключением ООО "АртПроект". Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Более подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 04.06.2012 по 29.06.2012 на основании распоряжения от 21.05.2012 N 684 (л.д. 87) Отделом надзорной деятельности была проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации здания школы, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, п. Верхний Чов, д. 60.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 25.06.2012 N 684 (л.д. 69).
25.06.2012 Учреждению выдано предписание N 684/1/1 (л.д. 13) в соответствии с пунктами 1, 2 которого Учреждение обязано в срок до 01.06.2013 устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
1. Ширина эвакуационного выхода на улицу из тамбура 1-го этажа, смежного с помещением N 11 (согласно паспорту БТИ) менее 0,8 м, а именно: 74 см
2. Высота эвакуационного выхода на улицу из тамбура 1-го этажа, смежного с помещением N 11 (согласно паспорту БТИ) менее 1,9 м, а именно: 1,8 м
3. Отсутствует эвакуационное освещение в местах опасных для прохода людей.
Полагая, что выданное предписание в части пунктов 1 и 2 является незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями
ст. ст. 198,
200 АПК РФ,
ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), СНиП 21-01-97*, СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", требования заявителя удовлетворил, признав недействительными пункты 1 и 2 оспариваемого предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частью 1 статьи 198,
частью 4 статьи 200,
частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Законом и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и Правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон 123-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Закона N 123-ФЗ.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены ППБ 01-03, действовавшими в период проведения проверки по результатам которой было выдано оспариваемое предписание.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03), в части не противоречащей Закону N 123-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования СНиП 21-01-97* подлежат обязательному применению в части, не противоречащей Закону N 123-ФЗ.
С учетом изложенного вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что положения СНиП 21-01-97* в рассматриваемом случае не применяется, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять во внимание следующее.
Статья 6 Закона N 69-ФЗ,
подпункт 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, предусматривают, что государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о государственном пожарном надзоре). Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех государственных инспекторов пожарного надзора МЧС правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 6 Закона N 69-ФЗ и
подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона 3 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со
статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. При этом в силу положений
пунктов 2,
8,9 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Как усматривается из материалов дела, Учреждению оспариваемым предписанием вменяется в вину нарушение требований п. 6.16 СНиП 21-01-97* и п. 4.2.5 СП 1.13130.2009, соблюдение которых затрагивает проектно-технические характеристики здания школы. Между тем, Учреждение указывает на невозможность устранения выявленных нарушений в части пунктов 1, 2 предписания.
Из текста предписания от 25.06.2012 N 684/1/1 следует, что пунктами 1 и 2 Учреждение обязано устранить нарушения, связанные с необходимостью увеличения эвакуационного выхода по ширине и высоте.
Учреждение обратилось в проектную организацию ООО "АртПроект" с просьбой провести обследование запасного выхода из здания школы.
Из акта обследования спорного запасного выхода, составленного ООО "АртПроект" по состоянию на 11.12.2012 (л.д. 74) и заключения ООО "АртПроект" от 27.08.2012 N 31 (л.д. 58) следует, что высота проема ограничена несущими элементами лестничной клетки, а именно дверная коробка установлена вплотную между железобетонной плитой пола и железобетонной перемычкой под лестничную площадку, что исключает уменьшение высоты выхода в результате каких-либо самостоятельных действий самого заявителя. Также согласно данному акту увеличение проема по ширине и высоте требует реконструкции запасного выхода со значительными конструктивными мероприятиями, затрагивающими несущие элементы здания и для устранения допущенных нарушений необходимо выполнить проект реконструкции с устройством второго эвакуационного выхода.
Таким образом, нарушения, указанные в оспариваемых пунктах предписания, невозможно устранить, поскольку для их устранения предварительно требуется выполнение работ капитального характера. Кроме того требуемые расширения могут привести к нарушению целостности строительных конструкций здания.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Отдела надзорной деятельности в части пунктов 1 и 2 является необоснованным и неисполнимым, нарушающим права и законные интересы Учреждения, что противоречит положениям
пунктов 2,
8, 9 ст. 18 Закона N 294-ФЗ. Доказательств обратного, в том числе заключений специализированных организаций о возможности исполнения перечисленных выше пунктов предписания административный орган не представил, хотя в силу
ч. 6 ст. 12 Закона N 294-ФЗ имел такую возможность.
С учетом изложенного, допущенная арбитражным судом первой инстанции ошибка в толковании положений Закона N 123-ФЗ, СНиП 21-01-97*, применительно к обстоятельствам данного дела, не является основанием для отмены решения суда, поскольку арбитражным судом апелляционной инстанции установлены иные указанные выше основания для признания оспариваемого предписания недействительным в части пунктов 1, 2.
При указанных выше обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Отдел надзорной деятельности освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.12.2012 по делу N А29-8349/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА