Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2024 по делу N А33-18726/2023
Требование: Об обязании укомплектовать оборудованием пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договорам аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2024 по делу N А33-18726/2023
Требование: Об обязании укомплектовать оборудованием пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договорам аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2024 г. по делу N А33-18726/2023
Резолютивная часть постановления объявлена "22" июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" июля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Фарносовой Д.В.,
при участии: от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Флотация") - Милова А.В., представителя по доверенности от 01.06.2024 N 05/24,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флотация"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" сентября 2023 года по делу N А33-18726/2023,
установил:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флотация" (ИНН 9723094825, ОГРН 1197746697136, далее - ООО "Флотация", ответчик) об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договорам N 196 от 29.04.2021, N 213 от 14.05.2021, следующим оборудованием и инвентарем:
- мобильные средства пожаротушения - 1 ед.;
- воздуходувки - 1 шт.;
- бензопилы - 1 шт.;
- ранцевые лесные опрыскиватели - 5 шт.;
- топоры - 3 шт.;
- лопаты - 5 шт.;
- емкость для доставки воды объемом 10-15 л. - 3 шт.;
- бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт.;
- средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (дежурная спецодежда) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; - аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров;
- индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Ирбейское лесничество".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.09.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- 09.08.2023 договор аренды N 213 досрочно расторгнут, ООО "Флотация" передало лесной участок общей площадью 92,8505 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02994-2021-02-3321-11, а Министерство лесного хозяйство Красноярского края данный участок приняло, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка от 09.08.2023; 07.08.2023 договор аренды N 196 досрочно расторгнут, ООО "Флотация" передало лесной участок общей площадью 6,0012 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02993-2021-02-3321-11, а Министерство лесного хозяйство Красноярского края данный участок приняло, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка от 07.08.2023;
- учитывая, что договоры аренды лесных участков N 196 от 29.04.2021, N 213 от 14.05.2021 на момент рассмотрения искового заявления расторгнуты, то ООО "Флотация", не являясь арендатором лесных участков, в силу действующего законодательства не может использовать лесной участок не в рамках договоров аренды, а также в силу положений статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации не полномочно выполнить требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края, связанные с проведением противопожарных мероприятий, указанных в оспариваемом решении;
- истец в условиях осведомленности о том. что договоры аренды NN 196, 213 досрочно расторгнуты обязан был сообщить суду об я ом обстоятельстве, чего не сделал.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил ходатайство ответчика и приобщил к материалам дела указанные документы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, при этом вопрос о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы не решен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024 апелляционный суд восстановил срок на подачу апелляционной жалобы, перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены следующие документы: копии акта приема-передачи лесного участка от 07.08.2023, акта приема-передачи лесного участка, переданного в аренду в целях использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и заготовки древесины от 09.08.2023, определения Арбитражного суда Красноярского края об отказе в удовлетворении ходатайства о вступлении в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о прекращении производства по делу от 08.12.2023 по делу N А33-16029/2023.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана".
Краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана" представило в материалы дела письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свою позицию.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, краевое государственное бюджетное учреждение "Ирбейское лесничество", краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью "Флотация" (арендатором) заключены договоры аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213.
Согласно договору аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 29.04.2021 N 196 ООО "Флотация" передан в пользование лесной участок, из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02993-2021-02-3321-11;, общей площадью 6,0012 га, местоположение лесного участка: Красноярский край, Ирбейский район, Ирбейское лесничество, Ирбейское участковое лесничество, квартал 157 (части выделов 1, 3, 5, 7), квартал 158 (части выделов 1, 2, 3), квартал 159 (части выделов 4, 5, 7, 18), квартал 161 (части выделов 2, 3, 4, 5, 6, 8), квартал 162 (части выделов 1, 2,6, 7, 11), квартал 163 (части выделов 3,4, 5,6,7).
Согласно договору аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 14.05.2021 N 213 ООО "Флотация" передан в пользование лесной участок общей площадью 92,8505 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02994-2021-02-3321-11, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики:
площадь: 8,8488 га,
местоположение: Красноярский край, Ирбейский район, Ирбейское лесничество, Ирбейское сельское участковое лесничество, колхоз им. Калинина, квартал 17 (часть выдела 16), квартал 26 (части выделов 8, 10, 11, 13, 15), квартал 27 (части выделов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10,13, 14, 15, 16, 17,18, 19, 20, 21, 22), кварталов (части выделов 3, 6, 7,13,14, 15, 16), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:16:0000000:1493, учетный номер части 1;
площадь: 84,0017 га,
местоположение: Красноярский край, Ирбейский район, Ирбейское лесничество, Ирбейское участковое лесничество, квартал 114 (часть выдела 12), квартал 115 (части выделов 11, 12), квартал 116 (части выделов 8, 10, 11, 12, 13, 14), квартал 117 (части выделов 4,6,7,9, 10,12, 13,16,17,18,19,20), квартал 118 (части выделов 1,2,3,4,5,6, 7, 8, 9,10, 11, 12,13, 14, 17, 18,19,20, 21,22), квартал 119 (части выделов 1,2, 3, 5, 6, 7, 8,9, 10,11, 12, 13, 14,16), квартал 120 (части выделов 5, 10,11, 12, 13, 14,15, 16, 17,19,20,21, 22, 26, 27), квартал 121 (части выделов 5, 6, 8, И, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21), квартал 122 (части выделов 2, 5, 8, 9,10,11,13, 14,15,16,17,19), квартал 123 (части выделов 6, 10, 14, 16, 17, 18, 19), квартал 124 (части выделов 7, 10, 16), квартал 135 (части выделов 3, 4, 9, 10), квартал 136 (части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8), квартал 137 (части выделов 1, 5, 6, 7, 8), квартал 138 (части выделов 1, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14), квартал 139 (части выделов 1, 2, 5, 6, 8, 10, 12, 13), квартал 140 (части выделов 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 18), квартал 141 (части выделов 1, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 15, 17, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30), квартал 142 (части выделов 4, 5, 6, 7,10, 13,14,16, 19), квартал 143 (части выделов 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10, 12,13,15, 18), квартал 144 (части выделов 3,4, 5, 6, 8, 9, 10, 11,15), квартал 145 (части выделов 1,2, 6, 8, 11, 15, 16, 17), квартал 160 (части выделов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 26), квартал 164 (части выделов 1, 2), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:16:0000000:1229, учетный номер части 3.
В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2023 года в ноябре 2022 года в адрес всех лесничеств края министерством направлены уведомления о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ) на лесных участках, принадлежащих лесопользователям края и предоставлении информации о результатах осмотров.
Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.04.2023 N 86-942-од пожароопасный сезон 2023 года на территории Ирбейского лесничества открыт с 14.03.2023.
В целях проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2023 должностными лицами КГБУ "Ирбейское лесничество" проведен осмотр ПСПИ ООО "Флотация" по договорам аренды лесных участков от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213.
По информации КГБУ "Ирбейское лесничество" ПСПИ ООО "Флотация" в нарушение подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Исходя из условий предоставления лесного участка, вида использования лесного участка (осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых), площади предоставленного лесного участка (общая площадь 98,8 га) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению N 2 части 4 графы 10 Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161, а именно следующими средствами предупреждения и тушения лесных пожаров:
- мобильные средства пожаротушения - 1 ед;
- воздуходувки - 1 шт.;
- бензопилы - 1 шт.;
- ранцевые лесные опрыскиватели - 5 шт.;
- топоры - 3 шт.;
- лопаты - 5 шт.;
- емкость для доставки воды объемом 10-15 л. - 3 шт.;
- бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт.;
- средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (дежурная спецодежда) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров;
- аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров;
- индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.
В соответствии с проектами освоения лесов, разработанными к договорам аренды лесных участков от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213, работники ООО "Флотация" участвующие в недопущении распространения или тушения лесных пожаров, обеспечиваются защитными касками, средствами защиты органов дыхания и зрения, защитными рукавицами и средствами гигиены.
Согласно сведениям о наличии противопожарного инвентаря и техники от 28.02.2023 полученных от КГБУ "Ирбейское лесничество" ООО "Флотация" при использовании лесных участков указанные выше требования не выполнены, ПСПИ не укомплектован в полном объеме.
Истец указывает, что фактов, препятствующих соблюдению Лесопользователем требований действующего законодательства и условий договора в части комплектации ПСПИ необходимым инвентарем и оборудованием (техникой), не установлено. Отсутствие у лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность лесопользователя к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. В результате бездействия ООО "Флотация" нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта невыполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения пунктов сосредоточения средствами пожаротушения, соответственно, обоснованности заявленных требований.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
I. Основания для перехода к рассмотрению спора по правилам первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В пункте 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" сказано, что суду апелляционной (кассационной) инстанции следует исходить из того, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
В случае, когда судебный акт обжалован лицом, участвующим в деле, которое не принимало участия в судебном заседании, и им в соответствующей жалобе приведены доводы относительно несоблюдения арбитражным судом требования о размещении судом, рассмотревшим дело, информации о времени и месте судебного заседания, совершении отдельного процессуального действия на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет согласно абзацу второму части 1 статьи 121 АПК РФ, вследствие чего оно было лишено доступа к информации о времени и месте судебного заседания, суд проверяет наличие в материалах дела документов, подтверждающих размещение на сайте указанной информации, либо, если по техническим причинам соответствующая информация не отображалась на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в течение срока, установленного частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещение указанного лица в порядке, определенном частью 3 статьи 121 АПК РФ. При наличии в материалах дела соответствующих документов основания для отмены судебного акта, предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 270 и пунктом 2 части 4 статьи 288 АПК РФ, отсутствуют.
Частью 1 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно абзацу первому части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
Применяя данную норму, судам следует исходить из положений части 6 статьи 121 и части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления ВАС РФ от 17.02.2011 N 12, при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании поступивших в суд апелляционной инстанции материалов дела апелляционным судом установлено отсутствие факта надлежащего извещения судом первой инстанции ответчика о начавшемся судебном процессе.
Имеющееся в материалах дела почтовое отправление с почтовым идентификатором N 66000086152781 о направлении копии определения суда от 29.06.2023 по адресу ответчика, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, возвращено органом почтовой связи.
Почтовый конверт, которым ответчику судом первой инстанции направлялась копия определения о принятии иска к производству не содержит информации о попытке вручения извещений адресату. На указанном почтовом отправлении отсутствует отметка отделения почтовой связи о причинах возврата отправления.
Согласно пункту 11.11 Приказа АО "Почта России" от 21.06.2022 N 230-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", на каждое возвращаемое по обратному адресу РПО разряда "Судебное" почтовый работник оформляет ярлык форма 20, оформляет оболочку возвращаемого РПО в порядке, представленном в приложении N 40 к Порядку.
При возврате РПО разряда "Судебное" и использовании ярлыка форма 20, форма которого утверждена Техническими требованиями к самоклеящемуся ярлыку форма 20, состоящему из двух частей, утвержденными руководителем Дирекции технологий и информатизации 23.05.2012, причина "Иные обстоятельства" и "Смерть адресата" не применяется. В ярлыке форма 20 и в ИС указывается конкретная причина возврата отправлений.
Форма 20 предусматривает причины возврата РПО - истечение срока хранения, отказ адресата от получения, отсутствие адресата по указанному адресу и др.
Ярлык форма 20 не представлен, тогда как почтовыми правилами предусмотрено, что именно он содержат достоверную информацию о причинах возврата почтового отправления.
Представленный конверт не содержит сведений о причинах его возврата, а также какие-либо иные отметки, позволяющие сделать вывод о соблюдении органом почтовой связи порядка вручения почтовой корреспонденции.
Кроме того, с целью проверки надлежащего уведомления ответчика судом первой инстанции о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции направлен запрос в Управление Федеральной почтовой связи Красноярского края.
Согласно полученному ответу от Почты России на запрос суда от 17.05.2024 N Ф82-04/314315, заказное письмо разряда "Судебное" N 66000086152781, в адрес ООО "ФЛОТАЦИЯ" поступило 17.07.2023 в отделение почтовой связи (далее ОПС) Москва 125504. 25.07.2023 РПО N 66000086152781, не полученное адресатом, за истечением срока возвращено отправителю. Документы, подтверждающие доставку адресату почтового отправления N 66000086152781, сотрудниками ОПС Москва 125504 не предоставлены. В связи чем, предоставить документально подтвержденную информацию о доставке и причинах возврата РПО N 66000086152781 не представляется возможным. АО "Почта России" признает услугу не исполненной.
Кроме того, в материалы дела от АО "Почта России" поступил ответ на запрос от 27.05.2024N Ф82-04/333900, в котором общество указывает, что действовало в соответствии с установленными правилами, но при этом в письме нет ответа о дату попытки вручения письма.
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в совокупности пришел к выводу об отсутствии надлежащего извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26744 по делу N А40-43825/2018, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2022 N Ф02-3698/2022 по делу N А58-5376/2021.
По причине ненадлежащего извещения ответчика о судебном процессе определением от 30.05.2024 Третий арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Согласно пункту 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", если в процессе рассмотрения апелляционных жалобы, представления судом установлены основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5 части четвертой статьи 330 ГПК РФ, пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ, то суд общей юрисдикции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства с учетом особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, закрепленных в главе 21.1 ГПК РФ (часть третья статьи 335.1 ГПК РФ), а арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с учетом закрепленных в главе 29 АПК РФ особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции выносит определение. Возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 Кодекса могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
II. Право на иск.
Кроме того, определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана".
Суд предложил истцу и третьему лицу пояснить, кому из них принадлежит право на иск, с целью а) проверки наличия у истца компетенции, б) проверки возможного нарушения прав одного из лиц, в) исключения возможности наличия аналогичных споров в производстве суда с аналогичными требованиями, заявленными разными истцами.
Из пояснений краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана" следует, что с иском аналогичным рассматриваемому в настоящем деле вправе обратиться как Министерство, так и Учреждение. При этом в настоящий момент конкуренции между исками к конкретному ответчику нет.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля (надзора).
В соответствии с частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе пожарной безопасности лесах).
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Соответственно, органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений в настоящее время, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно пункту 2.3 Положения министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства.
То есть в данном случае Министерство обратилось с иском в пределах своей компетенции и в пределах своих полномочий.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
По пункту 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" является унитарной некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края в области лесных отношений путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения в соответствии с Распоряжением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 N 287-р "О создании краевых государственных казенных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений".
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства, компетенция которого определена в разделе 2 устава.
По пункту 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" для достижения целей своей деятельности вправе, в том числе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение создано в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителей в области лесных отношений, соблюдения требований лесного законодательства, обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, реализации государственных функций в области лесных отношений.
Таким образом, КГКУ "Лесная охрана" тоже вправе обращаться в арбитражный суд к арендаторам лесных участков с исками.
Смежных производств, с аналогичными предметами иска, в судах нет, из пояснений КГКУ "Лесная охрана" следует, что дел с пересекающимися требованиями не заявлялось ни Министерством, ни Учреждением.
III. Материально-правовые основания спора.
По существу спора апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование об обязании ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря по договорам N 196 от 29.04.2021, N 213 от 14.05.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии с частью 1 статьи 52 и частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности, в том числе предупреждение лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1, пункту 3 части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу части 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 юридические лица, осуществляющие использование лесов обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161).
Исходя из условий предоставления лесного участка, вида использования лесного участка (осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых), площади предоставленного лесного участка (общая площадь 98,8 га) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению N 2 части 4 графы 10 Приказа Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161, а именно следующими средствами предупреждения и тушения лесных пожаров:
- мобильные средства пожаротушения - 1 ед;
- воздуходувки - 1 шт.;
- бензопилы - 1 шт.;
- ранцевые лесные опрыскиватели - 5 шт.;
- топоры - 3 шт.;
- лопаты - 5 шт.;
- емкость для доставки воды объемом 10-15 л. - 3 шт.;
- бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт.;
- средства индивидуальной защиты лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров (дежурная спецодежда) - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров;
- аптечки первой помощи - по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров;
- индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.
Предметом спора является комплектация именно этим оборудованием - что является важным обстоятельством для настоящего спора.
Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.04.2023 N 86-942-од пожароопасный сезон 2023 года на территории Ирбейского лесничества открыт с 14.03.2023.
В целях проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному сезону 2023 должностными лицами КГБУ "Ирбейское лесничество" проведен осмотр ПСПИ ООО "Флотация" по договорам аренды лесных участков от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213.
По информации КГБУ "Ирбейское лесничество" ПСПИ ООО "Флотация" в нарушение подпункта "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Действительно, согласно сведениям о наличии противопожарного инвентаря и техники от 28.02.2023 полученных от КГБУ "Ирбейское лесничество" ООО "Флотация" при использовании лесных участков указанные выше требования не выполнены, ПСПИ не укомплектован в полном объеме.
Ответчик данный факт не оспаривает, указывает на отсутствие обязанности после расторжения договора.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требование министерства, пришел к выводу о доказанности факта невыполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения пунктов сосредоточения средствами пожаротушения, соответственно, обоснованности заявленных требований.
Апелляционный суд не находит правовых оснований согласиться с данным решением.
Отношения сторон регулируются нормами Лесного кодекса и принятых в соответствии с ним актов, а также нормами гражданского законодательства.
Из статьи 72 Лесного кодекса РФ следует, что лесные участки предоставляются на основании договора аренды, заключаемого на конкретный срок. Именно из договора вытекают обязанности арендатора. Расторжение договора соответственно прекращает и право пользования лесом, и статус арендатора, и обязательства, которые из такого договора вытекают.
Между министерством лесного хозяйства Красноярского края (далее -министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Флотация" (далее - ООО "Флотация") заключены договоры аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213.
Между тем, апелляционный суд принимает во внимание, что 07.08.2023 договор аренды N 196 досрочно расторгнут, ООО "Флотация" передало лесной участок общей площадью 6,0012 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02993-2021-02-3321-11, а Министерство лесного хозяйство Красноярского края данный участок приняло, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка от 07.08.2023 (приложен к апелляционной жалобе).
В суде первой инстанции истец о данном факте умолчал.
В акте зафиксировано, что обязанности по противопожарному обустройству не исполнены. Основываясь на этом, истец считает, что обязанность сохранилась за ответчиком несмотря на расторжение договора.
Согласно части 2 статьи 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
Из условий договора, заключенного между сторонами, не следует что после расторжении договора сохраняются какие-либо обязательства между сторонами. Указание в акте о расторжении на неисполненные обязательства условий договора не отменяют и не изменяют.
В статье 74.1 Лесного кодекса РФ нет указания на то, что после расторжения договора аренды лесного участка за лесопользователем сохраняются какие либо обязанности.
Согласно условиям договора аренды, стороны вправе его расторгнуть (раздел V) при этом каких либо обязательств, сохраняющихся после расторжения в договоре нет.
Апелляционный суд полагает, что обязанность по оборудованию ПСПИ указанными истцом ТМЦ сохраняется только за действующим арендатором. Это следует из следующих норм.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 4 данной статьи меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) создание, содержание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) создание, содержание и эксплуатацию посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) создание, содержание и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;
6) проведение гидромелиорации земель;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Между тем, указанные в части 4 данной статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута (часть 6 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ).
Из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" следует, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В пункте 3 закреплено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
При этом из пункта 5 следует, что мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "в" пункта 12 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 юридические лица, осуществляющие использование лесов обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (далее - Приказ Минприроды РФ от 28.03.2014 N 161).
Апелляционный суд обращает внимание, что все указанное в иске оборудование предназначено для использования при возникновении пожара конкретными лицами, которые находятся на участке.
Это подтверждается и документами, регламентирующими отношения сторон.
В соответствии с проектами освоения лесов, разработанными к договорам аренды лесных участков от 29.04.2021 N 196, от 14.05.2021 N 213, работники ООО "Флотация" участвующие в недопущении распространения или тушения лесных пожаров, обеспечиваются защитными касками, средствами защиты органов дыхания и зрения, защитными рукавицами и средствами гигиены.
Сам истец в иске указывает, что "отсутствие у лесопользователя средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность лесопользователя к тушению пожара"
Кроме всего вышесказанного, как верно указывает заявитель жалобы, при оборудовании ПСПИ право собственности на все использованные материалы, инструменты и оборудование сохраняется за обществом. В законодательстве отсутствует указание на то, что соответствующие МТЦ должны быть переданы КГКУ "Лесная охрана", Министерству или другому арендатору. Соответственно, если бы ответчик своевременно оборудовал ПСПИ, после расторжения договора он был вправе забрать свое имущество и в любом случае оно не должно было там оставаться.
Соответственно, нет оснований завозить ТМЦ на участок после расторжения договора, с которого имущество должно было быть вывезено.
По сути, истцом выбран способ защиты - о понуждении к исполнению обязанности в натуре.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 305-ЭС17-1928 по делу N А40-146274/2014).
По смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2022 N 307-ЭС22-4418 по делу N А56-12118/2020).
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчиком доказан тот факт, что договоры аренды лесных участков N 196 от 29.04.2021, N 213 от 14.05.2021 на момент рассмотрения искового заявления расторгнуты.
Кроме того, 09.08.2023 договор аренды N 213 досрочно расторгнут, ООО "Флотация" передало лесной участок общей площадью 92,8505 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-02994-2021-02-3321-11, а Министерство лесного хозяйство Красноярского края данный участок приняло, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка от 09.08.2023 (также приложен к апелляционной жалобе).
Соответственно, ответчик в силу положений статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации не полномочен выполнить требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края, связанные с проведением противопожарных мероприятий и не может осуществлять каких-либо действий, в том числе и связанных с тушением пожара, на участке, законные основания пользования которым у него отсутствуют, в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
Апелляционный суд в определении от 01.07.2024 предлагал истцу представить сведения о судьбе земельного участка. Пояснения не поступили. Ни в одно из заседаний суда апелляционной инстанции истец не явился. В силу статьи 9 и 65 АПК РФ негативные последствия не совершения процессуальных действий возлагаются на ту сторону, которая заинтересована в их совершении.
Апелляционный суд также обращает внимание, что статьей 74.1 Лесного кодекса РФ установлены последствия неисполнения арендатором мероприятий по охране лесов от пожаров - досрочное расторжение договора по решению суда.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец освобожден от оплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, при подаче апелляционной жалобы ответчиком оплачено 3000 рублей государственной пошлины, которые подлежат взысканию с истца в пользу общества с ограниченной ответственностью "Флотация".
С учетом всего вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" сентября 2023 года по делу N А33-18726/2023 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требованиях отказать.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Флотация" (ИНН 9723094825, ОГРН 1197746697136), г. Москва 3000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ