Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2024 по делу N А33-26406/2023
Требование: Об обязании произвести работы по очистке лесной дороги, о взыскании неустойки за невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, предусмотренной договором аренды лесного участка для заготовки древесины.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2024 по делу N А33-26406/2023
Требование: Об обязании произвести работы по очистке лесной дороги, о взыскании неустойки за невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, предусмотренной договором аренды лесного участка для заготовки древесины.
Решение: Требование удовлетворено.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2024 г. по делу N А33-26406/2023
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" сентября 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Полевец А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский центр строительства"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" января 2024 года по делу N А33-26406/2023,
установил:
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - истец) обратилось в Октябрьский районный суд г. Красноярска с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский центр строительства" (ИНН 2465296788, ОГРН 1132468042300, далее - ответчик):
1) об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, произвести работы по очистке лесной дороги N 2 от порубочных остатков на площади 0,02 га, расположенной в выделах N 10,11 квартале 203 Чемдальского участкового лесничества (урочище Аява) КГБУ "Тунгусско-Чунское лесничество";
2) о взыскании неустойки за невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, предусмотренной договором аренды лесного участка для заготовки древесины от 03.07.2019 N 20/1-и, в размере 495 рублей 36 копеек.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 13.03.2023 дело принято к производству суда.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10.08.2023 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 18.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Тунгусско-Чунское лесничество" (ИНН 8803000041, ОГРН 1028800006575).
Определением Арбитражного суда Красноярского края о прекращении производства по делу в части от 23.01.2024 принят отказ Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) от исковых требований в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Красноярский центр строительства" в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, произвести работы по очистке лесной дороги N 2 от порубочных остатков на площади 0,02 га, расположенной в выделах N 10,11 квартале 203 Чемдальского участкового лесничества (урочище Аява) КГБУ "Тунгусско-Чунское лесничество"; производство по делу в указанной части прекращено.
Кроме того, судом установлено, что истцом произведено изменение наименования на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края без проведения реорганизации юридического лица. Изменение наименования подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ. Истцом по делу является Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.01.2024 судом удовлетворены исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
- судом первой инстанции не дана оценка письму Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.03.2022 N 86-03498 об увеличении срока хранения и вывоза древесины до 30.08.2022, и не установлено значение данного обстоятельства;
- не учтены положения
пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 в совокупности с письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.03.2022 N 86-03498 об увеличении срока хранения и вывоза древесины до 30.08.2022.
Ответчик представил в материалы дела письменные пояснения о том, что по результатам рассмотрения дела N А33-25002/2023 (аналогичному по своему содержанию настоящему делу) вынесено мотивированное
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024, которым
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2023 по делу N А33-25002/2023 отменено, принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Министерства отказано. Просит учесть соответствующую правовую позицию при рассмотрении настоящего спора.
Истец представил в материалы дела возражения на апелляционную жалобу, в которых возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Ответчик представил в материалы дела возражения на отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к ним.
Истец представил в материалы дела дополнительные письменные пояснения.
Ответчик заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с направлением кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2023,
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.2024 по делу N А33-25002/2023.
В удовлетворении ходатайства апелляционным судом отказано в связи с отсутствием оснований для приостановления производства по настоящему делу, предусмотренных
статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024, с которым заявитель жалобы связывал формирование своей правовой позиции, было отменено
постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.08.2024. Заявитель обратился с жалобой в Верховный Суд РФ. Сведения о подаче жалобы размещены на сайте https://kad.arbitr.ru/.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
В
пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" указано, что данная норма направлена на устранение конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания. В данном случае это правило не применимо. Иных оснований для приостановления производства не указано.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу
статей 121 -
123,
части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В составе суда производились замены судей. Окончательный состав суда сформирован в следующем составе: председательствующий судья Морозова Н.А., судьи Белан Н.Н., Петровская О.В. В соответствии со
статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начинается сначала.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном
главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и ООО "Красноярский центр строительства" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 20/1-и от 03.07.2019, согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании
приказа министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.06.2017 N 1864 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов и области освоения лесов", приказа министерства лесного хозяйства от 06.06.2018 N 688/1-од по приоритетному инвестиционного проекту в области освоения лесов "Организация лесоперерабатывающего производства в п. Чемдальск Красноярского края", обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 1.2 договора.
В пункте 1.2 договора указаны характеристики лесного участка.
В соответствии с пунктом 1.4 договора арендатору передается лесной участок с целью заготовки древесины. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 3 к договору.
В силу подпункта "к" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору.
На основании подпункта "м" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к договору.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять на лесном участке расчистку квартальных просек и замену квартальных столбов в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно подпункту "в" пункта 4.2 договора за нарушений условий договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку в следующем размере: за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с
Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в
статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 62,
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417,
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607,
Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Минприроды России от 16.07.2018 N 325, а также Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными
приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, захламление по вине арендатор просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров - 5-кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.
ООО "КЦС" осуществляло создание (строительство) объекта лесной инфраструктуры - лесной дороги N 2, расположенной в выделах N 10,11 квартала N 203 Чемдальского участкового лесничества (урочище Аява) КГБУ "Тунгусско-Чунское лесничество" на основании лесной декларации от 23.03.2021 N 20, в период с 30.03.2021 по 04.10.2021.
По окончанию сроков рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства объектов лесной инфраструктуры специалистами КГБУ "Тунгусско-Чунского лесничества" совместно со специалистами КПСУ "Лесная охрана", при участии представителя ООО "КЦС" по доверенности, проведен осмотр указанного выше лесного участка и в ходе осмотра мест рубок установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесной дороги от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,02 га. По результатам осмотра составлены следующие документы:
- сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 03.07.2022 N 25;
- акт осмотра лесосеки от 03.07.2022 N 87;
- схема (абрис);
- фототаблица;
Схемой (абрисом) зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Согласно иску, захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
В соответствии с расчетно-технологической картой на очистку мест рубок от порубочных остатков КГБУ "Тунгусско - Чунское лесничество" размер затрат на 1 га, работ по очистке территории, подвергшейся захламлению, составляет 4953 рубля 60 копеек.
Согласно расчету истца, размер неустойки, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4.2 договора, составляет 4953 рубля 60 копеек х 5 крат х 0,02 га. = 495 рублей 36 копеек.
Нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесной дороги от порубочных остатков послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение ответчиком срока очистки лесного участка подтверждено материалами дела.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование о взыскании неустойки за невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.
В соответствии с
пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля (надзора).
В соответствии с
частью 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предметом федерального государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим
Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе пожарной безопасности лесах).
Согласно
части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Соответственно, органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным в области лесных отношений в настоящее время, является Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Согласно
части 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
С 15.01.2024 истцом изменено наименование на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
В соответствии со
статьями 42,
58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют, как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
В силу
статьи 4 Закона 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со
статьей 11 Закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно
статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со
статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств
статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации называет договоры и сделки.
В силу
статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно
статье 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно
статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего
Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовостановления.
В соответствии с
подпунктом "к" пункта 12 "Правил заготовки древесины" от 01.12.2020 N 993, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
В соответствии с
пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Статьей 53 Лесного кодекса РФ определены правила санитарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с
пунктом 26 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно с
подпунктом "б" пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
По
Приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины, после проведения указанных работ допускается доочистка лесосек
(пункт 9).
В соответствии с
пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Материалами дел подтверждается, что ООО "КЦС" осуществляло создание (строительство) объекта лесной инфраструктуры - лесной дороги N 2, расположенной в выделах N 10,11 квартала N 203 Чемдальского участкового лесничества (урочище Аява) КГБУ "Тунгусско-Чунское лесничество" на основании лесной декларации от 23.03.2021 N 20, в период с 30.03.2021 по 04.10.2021.
По окончанию сроков рубки лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства объектов лесной инфраструктуры специалистами КГБУ "Тунгусско-Чунского лесничества" совместно со специалистами КПСУ "Лесная охрана", при участии представителя ООО "КЦС" по доверенности, проведен осмотр указанного выше лесного участка и в ходе осмотра мест рубок установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работы по очистке лесной дороги от порубочных остатков (неочистке) на площади 0,02 га. По результатам осмотра составлены следующие документы:
- сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 03.07.2022 N 25;
- акт осмотра лесосеки от 03.07.2022 N 87;
- схема (абрис);
- фототаблица;
Схемой (абрисом) зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
19.09.2023 составлен акт заключительного осмотра, нарушения устранены.
В соответствии с
частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, арендодатель и арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 4.2 договора за нарушений условий договора арендатор уплачивает арендодателю неустойку в следующем размере: за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок ль порубочных остатков в соответствии с
Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в
статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 62,
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417,
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607,
Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденными приказом Минприроды России от 16.07.2018 N 325, а также
Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, захламление по вине арендатор просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров - 5-кратная стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а при отсутствии таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.
Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции не дана оценка письму Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.03.2022 N 86-03498 об увеличении срока хранения и вывоза древесины до 30.08.2022, не принимаются апелляционным судом как несостоятельные.
В соответствии со
статьей 23.2 Лесного кодекса Российской Федерации лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с
главой 2 настоящего Кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов. Подготовительные лесосечные работы выполняются в целях создания необходимых условий для безопасного осуществления рубок лесных насаждений, размещения лесных складов, иных объектов лесной инфраструктуры. Основные лесосечные работы представляют собой совокупность технологических процессов, указанных в
части 1 статьи 23.1 настоящего Кодекса. Заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры.
Согласно
пункту 8 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), к основным лесосечным работам относятся валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; трелевка древесины; частичная переработка древесины; хранение древесины в лесу; иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений.
Пунктом 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367, предусматривалось, что к заключительным лесосечным работам относятся работы по очистке (доочистке) мест рубок от порубочных остатков; снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек. Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований
Правил пожарной безопасности в лесах и
Правил санитарной безопасности в лесах.
Под трелевкой понимается перемещение деревьев, хлыстов и (или) сортиментов от места валки до лесопогрузочного пункта или лесовозной дороги; под вывозкой древесины - перемещение транспортным средством деревьев, хлыстов, лесоматериалов от погрузочного пункта до мест временного хранения или обработки (
пункты 47,
108 ГОСТ 17461-84).
Исходя из порядка осуществления лесосечных работ, технологии заготовки древесины, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срубленная древесина посредством трелевки должна быть перемещена до лесопогрузочного пункта (лесовозной дороги) и в процессе этого места рубок должны быть очищены от порубочных остатков, что прямо следует из
пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
В этой связи ссылка заявителя на письмо министерства от 29.03.2022, которым был продлен срок хранения и вывоза древесины, является несостоятельной, поскольку данным письмом не изменялся срок непосредственно рубки лесных насаждений, трелевки срубленной древесины, от которого зависит срок очистки лесосеки от порубочных остатков.
Как отмечено выше, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины с учетом
пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614.
В соответствии с
пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Из материалов дела следует, что очистка лесного участка произведена обществом в сентябре 2023 года, что подтверждается актом осмотра от 19.09.2023.
Таким образом, ответчиком несвоевременно произведена очистка лесного участка.
Соответственно, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания неустойки являются правильными.
В соответствии с расчетно-технологической картой на очистку мест рубок от порубочных остатков КГБУ "Тунгусско - Чунское лесничество" размер затрат на 1 га, работ по очистке территории, подвергшейся захламлению, составляет 4953,60 руб.
Согласно расчету истца, размер неустойки, в соответствии с подпунктом "в" пункта 4.2 договора, составил 4953 рубля 60 копеек х 5 крат х 0,02 га. = 495 рублей 36 копеек.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, судом первой инстанции признал его верным, соответствующим условиям договора, действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Контррасчет неустойки ответчиком в материалы дела не представлен.
Повторно проверив указанный расчет, апелляционный суд признает его арифметически верным и соответствующим действующему законодательству.
Доказательств оплаты суммы начисленной неустойки ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" января 2024 года по делу N А33-26406/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ