Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 N 02АП-1629/2018 по делу N А29-7493/2017
Требование: Об обязании привести лесные дороги в состояние, пригодное для беспрепятственного проезда автотранспорта.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 N 02АП-1629/2018 по делу N А29-7493/2017
Требование: Об обязании привести лесные дороги в состояние, пригодное для беспрепятственного проезда автотранспорта.
Решение: Требование удовлетворено.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 5 апреля 2018 г. по делу N А29-7493/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Оникул Е.В., по доверенности от 09.01.2018
ответчика - Селюниной В.Р., по доверенности от 02.04.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "БиоХимЗавод", ИНН 4345103011, ОГРН 1054316574608
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 января 2018 года по делу N А29-7493/2017, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.
по иску Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ИНН 1101482754 ОГРН 1021100528140)
к обществу с ограниченной ответственностью "БиоХимЗавод" (ИНН 4345103011 ОГРН 1054316574608)
об обязании привести лесные дороги в состояние пригодное для беспрепятственного проезда автотранспорта,
установил:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "БиоХимЗавод" (далее - Общество, ответчик, заявитель) об обязании последнего привести лесные дороги на участках, находящихся в кварталах N 337 выдел 12 с координатами местонахождения 60.020
//382
/ - северной широты, 052.006
//757
/ - восточной долготы и в квартале N 339 выдел 9 с координатами местонахождения 60.020
//100
/ - северной широты, 052.009
//512
/ - восточной долготы, в состояние пригодное для беспрепятственного проезда автотранспорта, а именно, устранить нарушения законодательства в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16 января 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на пункты 3.1.2 и 3.4.23 договора, полагает, что обязанность по эксплуатации и содержанию дорог у него возникает в отношении тех конкретных дорог, которые переданы ему по акту на содержание и обслуживание. В деле отсутствует акт приема-передачи каких-либо дорог, поскольку он не составлялся. В деле есть лишь акт приема-передачи от 16.02.2014 в целом всего лесного участка, в котором в качестве характеристики данного участка указана только общая площадь совместно дорог и просек в размере 263 га без какой-либо идентификации. В материалах дела и договоре отсутствует перечень созданных или планируемых к созданию объектов лесной инфраструктуры, в частности, лесных дорог (их протяженность, характеристики, состояние). Из проекта освоения лесов следует, что на период 2014-2017 годы строительство и ремонт лесных дорог не предусмотрен, планировалось лишь содержание и расчистка лесных дорог только в квартале N 337 выдел 12, квартал N 339 выдел 9 в Проекте освоения лесов не фигурирует. Также заявитель ссылается на видеоинформацию от 24.09.2017, которая опровергает доводы истца о том, что дорога в квартале N 337 выдел 12 не пригодна для беспрепятственного проезда автотранспорта. В соглашении N 1 от 02.02.2017, заключенном на основании пункта 3.4.5 договора, проведение работ по строительству и ремонту лесных дорог на 2017 год также не предусмотрено. Кроме того, заявитель указал, что иск рассмотрен в отношении лица, которого на момент принятия решения (16.01.2018) не существовало, правопреемник истца судом не устанавливался и к участию в деле привлечен не был.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указало, что лесные дороги переданы арендатору в составе арендованного лесного участка. Объектом гражданских прав по договору является лесной участок, составной частью которого являются лесные дороги, следовательно, лесные дороги переданы арендатору по указанному акту приема-передачи. Об этом же свидетельствует проект освоения лесов. В таблице 16 Приложения N 8 к Составу проекта освоения лесов указаны существующие на момент заключения договора объекты лесной инфраструктуры, в том числе дороги в кварталах 339, 337, указано на обязанность содержания и расчистки лесных дорог в период с 2014 года по 2017 год. Обязанность содержания лесных дорог арендатором обусловлена положениями лесного, гражданского законодательства и договора. Более подробно позиция истца изложена письменно.
Также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве истца по делу Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в связи с реорганизацией путем выделения на основании Указа Главы Республики Коми от 26.06.2017 N 55 "О некоторых вопросах совершенствования структуры органов исполнительной власти Республики Коми".
Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452 утверждено Положение "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" пунктом 7 которого установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми является правопреемником Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, в части осуществления функций, переданных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Состоявшаяся реорганизация подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой 13.12.2017 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в форме выделения, в качестве правопредшественника указано Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
В соответствии с
частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае выбытия одной из сторон или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, замена стороны в конкретном материальном правоотношении влечет за собой процессуальное правопреемство.
Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Принимая во внимание, что факт реорганизации Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в форме выделения из него Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми подтверждается материалами дела, ходатайство истца о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность
решения Арбитражного суда Республики Коми от 16 января 2018 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
16.06.2014 Комитет лесов Республики Коми (далее - арендодатель, правопредшественник истца) и Общество (далее - арендатор) заключили договор аренды лесного участка N 1 (далее - Договор), по условиям которого арендатору передан лесной участок площадью 55385,5 га, расположенный на территории ГУ Кажимского лесничества в кварталах 106-110, 136-140, 167-179, 206-2017, 237-242, 262-267, 289-291, 315 Кажэимского участкового лесничества, в кварталах 117-120 (части), 121-123, 155-157 (части), 158-166, 198-209, 239-253, 264-267 (части), 268-285, 294-295 (части), 296-317, 322-326 (части), 327-349, 352-354 (части), 355-382, 383-425 Турьинского участкового лесничества в целях использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно пункту 3.4.16 Договора арендатор обязан осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц.
В силу пункта 3.4.23 Договора арендатор обязан эксплуатировать и содержать дороги, переданные арендатору по Договору, в исправном состоянии, в том числе ежегодно производить ремонт дорог за свой счет.
Также арендатор обязан обеспечивать бесплатный беспрепятственный проезд пожарному транспорту, транспорту скорой медицинской помощи, транспорту служб Министерства чрезвычайных ситуаций, местному населению и транспорту органов управления лесным хозяйством (пункт 3.4.24 Договора).
Договор заключен сроком на 48 лет и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Участок лесного фонда передан арендатору по акту приема-передачи.
21.11.2016 в ходе патрулирования на территории фонда работниками ГУ Кажимское лесничество было выявлено перекапывание дорожного полотна, расположенного в кварталах 337 выдел 12 и 339 выдел 9 Туруньинского участкового лесничества.
Претензией от 20.12.2016 истец потребовал от ответчика устранить выявленные нарушения лесного законодательства.
В апреле 2017 года ответчик письмом сообщил истцу об устранении выявленных нарушений, указав, что возможность движения автотранспорта на территории охотничьего хозяйства восстановлена.
28.04.2017 при повторном патрулировании вновь было выявлено перекапывание дорожного полотна, расположенного в кварталах 337 выдел 12 и 339 выдел 9 Туруньинского участкового лесничества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с положениями
пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из
пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу
статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно
части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с
пунктами 28,
29 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со
статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются.
Согласно
пункту 32 данного Приказа, информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
Из содержания указанных норм следует, что проект освоения лесов должен в числе прочего соответствовать договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Приказом Комитета лесов Республики Коми от 10.03.2015 утверждено положительное экспертное заключение на проект освоения лесов, переданных в аренду Обществу.
Согласно таблице 4 Приложения N 4 к Составу проекта освоения лесов в составе арендуемого лесного участка входят, в том числе, дороги и просеки площадью 263 га.
В силу пункта 3.4.23 Договора арендатор обязан эксплуатировать и содержать дороги, переданные арендатору по Договору в исправном состоянии, в том числе ежегодно производить ремонт дорог за свой счет.
Также арендатор обязан обеспечивать бесплатный беспрепятственный проезд пожарному транспорту, транспорту скорой медицинской помощи, транспорту служб Министерства чрезвычайных ситуаций, местному населению и транспорту органов управления лесным хозяйством (пункт 3.4.24 Договора).
Согласно
статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В соответствии с пунктом 3.4.16 Договора арендатор обязан осуществлять пользование лесным участком таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц.
Перекапывание дорожного полотна, расположенного в кварталах 337 выдел 12 и 339 выдел 9 Туруньинского участкового лесничества, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Довод ответчика о том, что дороги ему не передавались, опровергается условиями договора. Ответчик принял по акту лесной участок, в состав которого согласно проекту освоения лесов входят дороги площадью 263 га, которые ответчик обязан эксплуатировать и содержать.
Иные доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов либо доказательств в обоснование своей позиции, которые могли бы повлиять на оценку спорной ситуации судом, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
постановил:
произвести замену Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ОГРН 1021100528140; ИНН 1101482754) на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1171101008297, ИНН 110111160027).
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 января 2018 года по делу N А29-7493/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БиоХимЗавод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Судьи
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Д.Ю.БАРМИН
И.Ю.БАРЬЯХТАР