Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 N 02АП-2014/2018 по делу N А29-14472/2017
Требование: Об обязании произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на лесных участках до начала пожароопасного сезона.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 N 02АП-2014/2018 по делу N А29-14472/2017
Требование: Об обязании произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на лесных участках до начала пожароопасного сезона.
Решение: Требование удовлетворено.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2018 г. по делу N А29-14472/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Кормщиковой Н.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клименко Ю.И.,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2018 по делу N А29-14472/2017, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.,
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027; ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751; ОГРН: 1047855175785)
об обязании произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на лесных участках,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж",
установил:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Минпром Республики Коми, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", ответчик) об обязании произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков на лесных участках, расположенных в кварталах NN 127, 74, 75 Войвожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" вдоль ЛЭП ВЛ 110 кВ N 163/1 ПС "Крутая" - ПС "Верхняя Омра" до начала в 2018 году пожароопасного сезона на территории Республики Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2018 заявление Минпрома Республики Коми удовлетворено, суд обязал ПАО "МРСК Северо-Запада" произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на лесных участках, расположенных в кварталах NN 127, 74, 75 Войвожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" вдоль ЛЭП ВЛ 110 кВ N 163/1 ПС "Крутая" - ПС "Верхняя Омра" в течение 3-месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу.
ПАО "МРСК Северо-Запада" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что истец уточнил исковые требования заявлением от 22.02.2018 просил обязать произвести работы по очистке мест рубок от порубочных остатков до 30.06.2018. Однако Арбитражный суд Республики Коми вынося решение от 02.02.2018 не учел, что срок исполнения обязательства в течение 3-месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу наступит 02.06.2018, а не 30.06.2018. Суд отметил, что в материалах дела имеется фототаблица, иллюстрирующая состояние просеки после разрубки, из которой наглядно видно, что в рассматриваемом случае порубочные остатки представляют собой, в том числе, фрагменты стволов деревьев, стволы деревьев - это древесина. Ответчик обращает внимание на то, что в силу
ст. 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на древесину на участках, используемых для эксплуатации линий электропередач принадлежит Российской Федерации в силу положений
Правил реализации древесины, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, из чего следует, что общество не вправе распоряжаться заготовленной древесиной, перемещение древесины допускается по согласованию с уполномоченным органом власти в области отношений. Вывод суда о том, что очистка территории от порубочных остатков не входила в предмет договора подряда от 08.12.2015 N 017/15-13 не соответствует действительности. Данный вид работ указан в техническом задании, являющемся неотъемлемым приложением к договору (п. 4.7 пункта II "Выполнение работ по расширению просек" Технического задания, п. 5.2 Технического задания). Так как работы по расширению просеки ВЛ ПО кВ N 163/1 ПС "Крутая"-ПС "Верхняя Омра" осуществлялись в пожароопасный период 2015 года, то подрядчик обязан был предусмотреть утилизацию порубочных остатков, согласно п. 4.7. Технического задания. Постановлением Минприроды Республики Коми от 15.10.2016 N 430 на общество был наложен административный штраф за оставление горючих материалов на месте расчистки в кварталах NN 127,74,75 Вой-Вожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество". В качестве доказательства нарушения п. п. 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Минпром Республики Коми представил акт осмотра обследования лесного участка от 14.07.2016 N 2. На основании п. 5.1., 4.11. Технического задания,
ст. ст. 309,
310,
393,
721,
723 Гражданского кодекса Российской Федерации в настоящее время обществом подан иск к ООО "ЭСПМ" о понуждении исполнения обязательств по договору - устранить выявленные недостатки при исполнении договора подряда-очистку мест рубок в кварталах NN 74,75,127 Вой-Вожского участкового лесничества, который принят Арбитражным судом РК к рассмотрению (дело N А29-205/2018).
Минпром Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы жалобы не состоятельными, не соответствующими процессуальному законодательству, Гражданскому
кодексу Российской Федерации, Лесному
кодексу Российской Федерации. Полагает, что при вынесении решения, судом первой инстанции учтена вероятность обжалования решения в апелляционном порядке и обстоятельства наличия снежного покрова на лесных участках. В резолютивной части решения суд обязал ответчика убрать порубочные остатки, что, соответственно, просит истец в просительной части иска. Ответчик является сетевой организацией, федеральное законодательство содержит императивную норму, обязывающую именно сетевые организации содержать просеки в пожаробезопасном состоянии, таким образом на общество возлагаются обязанности по содержанию просек в пожаробезопасном состоянии и обеспечению вывоза порубочных остатков. Также ссылается на решение Сосногорского городского суда от 25.04.2017 о привлечении ответчика к административной ответственности за административное правонарушение по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, как имеющее преюдициальное значение. Минпром Республики Коми просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.04.2018 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.04.2018.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно письму от 19.01.2016 N МР 2/5/018-05-1/317 Производственное отделение "Центральные электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" уведомило Минпром Республики Коми о том, что с 25.01.2016 по 01.12.2016 будут проводиться плановые работы по техническому обслуживанию линии электропередачи в части рубок деревьев, кустарников высота которых превышает 4 метра в охранной зоне ВЛ 110кВ N 163/1 ПС "Крутая" - ПС "Верхняя Омра" в пролетах опор NN 1-75 (т. 1 л.д. 34).
14.07.2016 согласно плановому заданию от 14.07.2016 и на основании приказа о проведении плановых осмотров, обследований N 48 от 30.07.2016 (т. 1 л.д. 31-32) был проведен осмотр, обследование кв. NN 157, 142, 126, 127, 109, 97, 96, 95, 107, 122, 74, 75, 73, 48 Войвожского участкового лесничества Сосногорского лесничества.
В результате осмотра выявлено, что в кварталах NN 127, 74, 75 Войвожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" вдоль линии электропередач ВЛ 110 кВ N 163/1 ПС "Крутая"- ПС "Верхняя Омра" оставлены горючие материалы (рубленый хворост, хмыз, порубочные остатки сложенных в валы на просеки, на расстоянии примерно 3 метров от стены леса, и срубленные деревья, лежащие на просеке у пня) в охранной зоне в результате проведения рубок.
По результатам осмотра был составлен акт осмотра, обследования лесного участка N 2 от 14.07.2016, отчет о выполнении планового задания, фототаблица к акту осмотра (т. 1 л.д. 22-30).
Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 15.11.2016 N 430 ПАО "МРСК Северо-Запада" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением штрафа в размере 400 000 руб. (т. 1 л.д. 11-13).
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 25.04.2017 по делу N 12-30/2017, которое оставлено без изменения решением Верховного суда Республики Коми от 28.06.2017, постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 15.11.2016 N 430 изменено в части примененного наказания, заменено на административный штраф в размере 320 000 руб. (т. 1 л.д. 14-15).
08.12.2016 в адрес ПАО "МРСК Северо-Запада" было направлено претензионное письмо N 1107, в котором ответчику предлагалось провести очистку мест рубок от порубочных остатков в кварталах NN 127, 74, 75 Войвожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" вдоль линии электропередач ВЛ 110 кВ N 163/1 ПС "Крутая"- ПС "Верхняя Омра" (т. 1 л.д. 19-20).
Вместе с тем ПАО "МРСК Северо-Запада" указанные требования исполнены не были, в связи с чем Минпром Республики Коми, ссылаясь на обязанность ответчика соблюдать правила санитарной и пожарной безопасности в лесах и полагая, что ответчик обязан своевременно производить очистку просеки от порубочных остатков, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 4 пункта 1
статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов. При этом в этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (
пункт 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен
статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 8 Правил N 223 предусмотрено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 34 которых просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что порубочные остатки являются горючими материалами, а в силу пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Из изложенного следует, что такой способ очистки мест рубок, как сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, в рассматриваемом случае, вопреки доводам заявителя, не является допустимым, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по договору аренды лесного участка.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 предусмотрены иные способы очистки мест рубок, в том числе, разбрасывание измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, вывоз порубочных остатков в места их дальнейшей переработки и т.д.
Факт того, что ответчик, осуществляя расчистку на лесных участках, расположенных в кварталах NN 127, 74, 75 Войвожского участкового лесничества ГУ "Сосногорское лесничество" вдоль ЛЭП ВЛ 110 кВ N 163/1 ПС "Крутая"- ПС "Верхняя Омра", не произвел надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно актом осмотра, обследования лесного участка от 14.07.2016, фототаблицей к нему, постановлением N 430 о назначении административного наказания от 15.11.2016, решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 25.04.2017 по делу N 12-30/2017, решением Верховного суда Республики Коми от 28.06.2017 по делу N 21-545/2017.
Неисполнение требований по очистке лесных участков от порубочных остатков приведет к тому, что в пожароопасный период на просеках, на которых находятся линии электропередачи, будут находится горючие материалы, что противоречит требованиям законодательства.
Имеющаяся в материалах дела фототаблица, иллюстрирующая состояние просеки после разрубки, наглядно показывает, что в рассматриваемом случае порубочные остатки представляют собой не только сучья и ветки, но и фрагменты стволов деревьев, следовательно, перегнивание порубочных остатков, которое бы привело к их исчезновению без иной переработки, до начала пожароопасного сезона невозможно.
Довод заявителя жалобы о необходимости возложения ответственности по уборке порубочных остатков на ООО "ЭлектроСетьПриборМонтаж" опровергается судом апелляционной инстанции, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, очистка территории от порубочных остатков не входила в предмет договора подряда от 08.12.2015 N 017/15-13, соответствующие расходы не входили в смету выполняемых работ. Доказательств обратного апеллянтом не предоставлено.
Отклоняя доводы ответчика о неразумности установленного судом срока для исполнения решения суда апелляционный суд отмечает, что на 02.06.2018 решение суда первой инстанции еще не вступило в силу, при этом заявителем каких-либо доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные сроки не представлено, а на случай возникновения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предусмотрен механизм отсрочки исполнения судебного акта.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения вынесенного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2018 по делу N А29-14472/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.ШАКЛЕИНА
Судьи
Н.А.КОРМЩИКОВА
В.Г.САНДАЛОВ