Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.09.2022 N Ф01-4208/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 N 02АП-3723/2022 по делу N А29-13801/2021
Требование: Об обязании ПАО в срок устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 N 02АП-3723/2022 по делу N А29-13801/2021
Требование: Об обязании ПАО в срок устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено.


Содержание


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2022 г. по делу N А29-13801/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Панина Н.В., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2022 по делу N А29-13801/2021
по иску министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об устранении нарушения лесного законодательства,
установил:
министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - ответчик, Компания) об обязании в срок до начала пожароопасного периода 2022 года устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а именно: уложить порубочные остатки длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде до площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в квартале 19 выделы 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества в охранной зоне ВЛ 10 кВ. яч. ИД ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2022 в удовлетворении требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2022 года по делу N А29-13801/2021, удовлетворить заявленные исковые требования.
По мнению заявителя жалобы, нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, выявленное 19.05.2021 в квартале 19 выд. 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества, располагается в охранной зоне ВЛ 10 кВ яч. 11Д ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос"; использование данного участка осуществлялось Компанией по договору аренды лесного участка, согласно приложению к которому охранная зона ВЛ 10 кВ яч. ИД ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос" проходит через квартал 19 выделы 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46. Истец считает, что технический паспорт, предоставленный в суд ответчиком на электросетевой комплекс "Подстанция 35/10 кВ "Онежье", не имеет отношения к данному делу, так как подстанция 35/10 кВ "Онежье" располагается на других лесных участках. Министерство пояснило, что на момент проведения патрулирования 27.07.2020 (акт N 19) нарушений в части необеспечения надлежащей укладки порубочных остатков зафиксировано не было, так как арендованный участок ВЛ 10 кВ яч. 11Д ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос" находился в стадии строительства, а именно: рубка лесных насаждений, трелевка древесины, расчистка древесно-кустарниковой растительности с помощью многооперационной техники. Заявитель полагает, что после ввода в эксплуатацию (25.09.2021) сетевого объекта ВЛ 10 кВ данный объект квалифицируется как линейный, в связи с чем очистка 10 метровой зоны от лесных насаждений должна быть соблюдена.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.05.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.05.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2022 по делу N А29-13801/2021 оставить без изменений; апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения; указывает, что согласно п. 2, п/п. 11 п. 3.1, Л-3 Формы N 5, Л-3 п. 6.0 Технического паспорта на электросетевой комплекс "Подстанция 35/10 кВ "Онежье" в его состав входит указанная ВЛ 10 кВ, которая имеет конечную точку в д. Анюша, таким образом, технический паспорт имеет непосредственное отношение к настоящему делу, так как в исковом заявлении указана именно ВЛ 10 кВ. Компания считает, что из имеющихся в материалах дела актов патрулирования от 19.05.2021, 02.08.2021 N 28, выкопировки из ресурса ИАС "Лесные пожары Республики Коми" следует, что порубочные остатки обнаружены между д. Анюша и п. Керос, то есть на значительном удалении от границ охранной зоны ВЛ 10 кВ, из выкопировки Яндекс-Карты следует, что порубочные остатки размещены на расстоянии 32,4 км от ВЛ 10 кВ. Ответчик полагает, что ссылка истца на приложение N 1.2 к договору от 10.07.2019 N С0990505/231/19-АЗ несостоятельна, так как договор не является техническим документом, отображающем фактическое местоположение линейного объекта. Согласно позиции Компании, вне зависимости от даты ввода ВЛ 10 кВ в эксплуатацию выявленные порубочные остатки находятся на значительном удалении от линейного объекта и не имеют к нему отношение, отсутствие нарушений Правил пожарной безопасности в лесах на ВЛ 10 кВ подтверждено Министерством и зафиксировано в акте патрулирования от 27.07.2020 N 19.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2021 года на основании приказа ГУ РК "Железнодорожное лесничество" от 30.04.2021 N 27-П должностными лицами ГУ "Железнодорожное лесничество" проведено патрулирование территории лесного фонда в квартале 19 выделы 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество" в охранной зоне ВЛ 10 кВ яч.11Д ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос", в ходе которого выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в неочистке мест рубок от порубочных остатков и других горючих материалов, необеспечении укладки порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. По результатам патрулирования составлен акт патрулирования территории лесного фонда от 19.05.2021 (л.д. 20).
Претензионным письмом от 28.06.2021 N 29 (исх. N 1/436) Компания уведомлена о необходимости в 30-дневный срок со дня получения претензии устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: уложить порубочные остатки длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (л.д. 9).
02 августа 2021 года участковым лесничим Княжпогостского участкового лесничества А.В. Стахановым, мастером леса М.И. Савко проведено повторное патрулирование с целью установления устранения выявленных ранее нарушений, зафиксированных актом патрулирования территории лесного фонда от 19.05.2021, по результатам которого составлен акт патрулирования лесов от 02.08.2021 N 28; ранее выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что использование спорных лесного участка осуществлялось Компанией в соответствии с условиями договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 10.07.2019 N С0990505/231/19-АЗ, заключенным между сторонами с целью реконструкции ВЛ 10 кВ яч. 11Д ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос" в Княжпогостском районе Республики Коми (пункт 1.3 договора). Срок действия указанного договора в силу пункта 6.1 договора установлен с 10.07.2019 по 05.07.2020.
Подпунктом "з" пункта 3.3. договора аренды предусмотрена обязанность арендатора осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов осуществляется в том числе в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (пункт 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
В указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), а также пункту 8 действующих с 01.01.2021 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 16 Правил N 223, пунктом 17 Правил N 434 установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Также пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, на сетевые организации при содержании просек возложена обязанность обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В силу пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), действовавших до 01.01.2021, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктами 34, 35 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
С 01.01.2021 вступили в силу Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
Согласно пунктам 26, 27 Правил N 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктами 44, 45 Правил N 1614 полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
С учетом изложенного, обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов в установленных целях.
Согласно акту акт патрулирования территории лесного фонда от 19.05.2021 в квартале 19 выделы 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество" в охранной зоне ВЛ 10 кВ яч.11Д ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос" выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в неочистке мест рубок от порубочных остатков и других горючих материалов, необеспечении укладки порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений (л.д. 27).
Из акта патрулирования от 02.08.2021 N 28 следует, что ранее выявленные нарушения не устранены (л.д. 20).
Исходя из условий заключенного сторонами договора аренды в день окончания срока действия договора арендатор обязан передать арендодателю, а арендодатель - принять от арендатора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N 5 к настоящему договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего договора (подпункт "е" пункта 3.2, подпункт "р" пункта 3.4 договора).
Судом первой инстанции установлено, что возврат лесного участка Компанией не производился: доказательства передачи арендуемого участка Министерству по истечении срока действия договора в материалах дела отсутствуют; истец в апелляционной жалобе указывает, что лесной участок по акту приема-передачи лесного участка арендодателю не передан.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, пришел к выводу, что согласно представленным в материалы дела фототаблицам, приложенным к акту патрулирования лесного участка от 02.08.2021 N 28, координаты обследуемого участка расположены на значительном удалении как непосредственно от самого электросетевого комплекса, проходящего от ПС "Онежье" до д. Анюша, так и от крайнего населенного пункта линий электропередач подстанции 35/10 кВ "Онежье" - д. Анюша, что подтверждается распечатками из ИАС "Лесные пожары Республики Коми", а также Интернет-ресурса Яндекс.Карты.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В приложении к акту патрулирования лесного участка от 02.08.2021 (фототаблица) указано следующее: краткая характеристика, местоположение кв. 19 выд. 35 N 62°43,081 E 050°49,710 (л.д. 21). Из пояснений истца следует, что координаты местоположения сняты GPS навигатором 60 Cx в системе координат WGS 84 (л.д. 116).
Ответчик в подтверждение позиции о том, что координаты обследуемого участка расположены на значительном удалении от ПС "Онежье" (между д. Анюша и п. Керос) представил в материалы дела скриншоты информационного портала сети "Интернет" "Яндекс.Карты" (л.д. 110-111).
Вместе с тем, из указанных скриншотов следует, что ответчик вводит координаты спорного участка в формате координат с указанием в градусах с десятичной дробью (62,43081,050,49710) без перевода их из указанного в акте формата координат в градусах и минутах с десятичной дробью (N 62°43,081 E 050°49,710); таким образом, используемые ответчиком координаты не тождественны и не могут сопоставляться с координатами истца.
При этом Министерством в материалы дела также был представлен скриншот страницы информационного портала сети "Интернет" "Яндекс.Карты", где координаты введены истцом в соответствии с указанным в акте форматом (л.д. 144), а также скриншот из ИАС "Лесные пожары Республики Коми" (л.д. 117). Из указанных документов следует, что точка с указанными в акте патрулирования координатами располагается на территории охранной зоны ВЛ-10 кВ яч. 11 ПО "Онежье" садоводческое товарищество "Керос".
Таким образом, довод ответчика о том, что порубочные остатки размещены на значительном удалении от ВЛ 10 кВ яч. 11 ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос" не подтвержден документально, опровергается представленными истцом доказательствами.
Судебная коллегия отмечает, что заявляя о том, что порубочные остатки обнаружены на значительном удалении от границ охранной зоны ВЛ, ответчик вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на ответчика бремя доказывания возражений на исковые требования, не заявлял ходатайств о проведении совместной с истцом проверки и фиксации места фактического нахождения порубочных остатков, о привлечении специалиста для установления оспариваемых ответчиком обстоятельств либо иных процессуальных ходатайств, направленных на опровержение в установленном порядке представленных истцом сведений, подтвержденных надлежащими доказательствами (актами патрулирования от 19.05.2021 и от 02.08.2021).
Ссылка суда первой инстанции на тот факт, что после окончания срока действия договора был составлен акт патрулирования от 27.07.2020 N 19 (л.д. 47), согласно которому нарушений в части необеспечения Компанией надлежащей укладки порубочных остатков Лесничеством не зафиксировано, не может быть принята во внимание, поскольку, как указывалось ранее, спорный арендуемый лесной участок ответчиком не был возвращен истцу; лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства при эксплуатации линейных объектов является Компания.
Доказательства рубки лесных насаждений в спорный период в охранной зоне линии электропередач иными лицами Компанией суду не представлены. При этом с учетом отсутствия доказательств возврата арендуемого участка после окончания срока действия договора аренды указание суда на непредставление истцом доказательств проведения ответчиком работ по расчистке просек на указанном участке в период с даты ввода спорного объекта в эксплуатацию (25.09.2020) до даты патрулирования территории лесного фонда (19.05.2021) свидетельствует о неправильном распределении судом бремени доказывания между сторонами.
Истец в приемке законченного строительством объекта приемочной комиссией и составлении соответствующего акта от 25.09.2020 участия не принимал (л.д. 49-50); предыдущее патрулирование проводилось истцом 27.07.2020, то есть в период до окончания реконструкции ВЛ 10-кВ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что требования истца являются обоснованными, апелляционная жалоба Министерства подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с принятием по делу нового судебного об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия также учитывает, что истцом в апелляционной жалобе заявлено требование об обеспечении устранения нарушений правил пожарной безопасности в лесах в срок до 1 июня 2022 года; в то же время с учетом даты рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (06.06.2022) установление указанного срока не возможно.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в настоящее время снежного покрова, а также прохождение пожароопасного сезона (постановление Правительства Республики Коми от 29.04.2022 N 222) суд апелляционной инстанции полагает, что требования истца подлежат удовлетворению с установлением срока на устранение нарушений правил пожарной безопасности в лесах до 01.07.2022; при недостаточности указанного периода вопрос о предоставлении отсрочки/рассрочки исполнения решения может быть заявлен ответчиком в установленном порядке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.03.2022 по делу N А29-13801/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обязать публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" в срок до 01.07.2022 устранить нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, а именно уложить порубочные остатки длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений в кв. 19 выд. 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества в охранной зоне ВЛ 10 кВ яч. ИД ПС "Онежье" садоводческое товарищество "Керос".
Взыскать с публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в доход федерального бюджета 9 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Н.В.ПАНИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА