Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.09.2022 N Ф01-4219/2022 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 N 02АП-3563/2022 по делу N А29-13880/2021
Требование: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности и лесного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 N 02АП-3563/2022 по делу N А29-13880/2021
Требование: Об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности и лесного законодательства.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2022 г. по делу N А29-13880/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Кузьмина Е.В., по доверенности от 20.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад", ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2022 по делу N А29-13880/2021
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027 ОГРН 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785)
об устранении нарушения лесного законодательства,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад" (далее - Общество, ответчик, заявитель) об обязании в срок до начала пожароопасного периода 2022 года устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: освободить охранную зону линейного объекта ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна", расположенной в части выделов 7, 36, 52, 53 квартала 293, выделов 3, 11 квартала 292 Вожаельского участкового лесничества от горючих материалов: порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви деревьев, остатки древесно-кустарниковой растительности).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что из акта осмотра, обследования лесного участка от 09.06.2020 N 1 июнь/2020 следует, что при визуальном осмотре использовался навигатор GARMIN GPSmap 60 Cx. Сведения о государственной поверке измерительного прибора не представлены. Акты патрулирования территории лесного фонда от 28.06.2021 N 2 Минприроды РК не содержит сведений о способе и приборе определения координат местоположения, что вызывает обоснованные сомнения в их достоверности и, как следствие, фактическом размещении в пределах охранной зоны ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна" порубочных остатков. Из технического паспорта подстанции 35/10 кВ "Весляна" с линиями электропередач следует, что ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна" расположена между п. Чернореченский и п. Вожаель. Протяженность составляет 14.5 км. Из указанных в фототаблицах к актам 2020 и 2021 годов координат местоположения порубочных остатков при использовании ресурса Яндекс.Карты, либо иного аналогичного ресурса, отображающего спутниковую съемку объекта на введенных координатах, следует, что порубочные остатки размещены в лесу на значительном удалении от ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна" - от 32,8 км до 34,2 км. Доказательства применения ИАС "Лесные пожары Республики Коми" в 2020 и 2021 годах (в период проведения осмотров), точность сведений, содержащихся в указанном ресурсе, Министерством не представлены. Пояснения представителей истца об использовании при проведении осмотров GPS-навигатора и наличии на него сертификата государственной поверки в качестве измерительного прибора не нашли своего подтверждения. Судом в нарушение положений ч. 3 ст. 69 АПК РФ в качестве преюдиции принято постановление о назначении административного наказания от 21.10.2020 N 561.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.04.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.04.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, отзыв на жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В июне 2019 года в адрес государственного учреждения Республики Коми "Железнодорожное лесничество" поступило уведомление Общества от 13.06.2019 (т. 1 л.д. 43) о выполнении плановых работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи, где сообщалось, что на электросетевых объектах: ВЛ-10 кВ яч.11Д ПС 35/10 кВ "Весляна", расположенном на землях Лесничества Вожаельского участкового лесничества в квартале N 293, и ВЛ 35 кВ N 34 "Синдор - Ропча" в части расширения просек в Княжпогостском районе Республики Коми, расположенном на землях Лесничества в квартале N 5 Синдорского участкового лесничества, в квартале N 5 Ропчинского участкового лесничества, в границах охранных зон линейных объектов, в период с 20 мая по 31 декабря 2019 года будут проведены мероприятия по расчистке просек воздушных линий электропередачи, общая площадь расчищаемых остатков составляет 5,8 га и 13,64 га, соответственно.
09.06.2020 на основании приказа ГУ "Железнодорожное лесничество" от 08.06.2020 N 36-П, планового (рейдового) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков от 09.06.2020 N 1 июнь/2020 должностными лицами ГУ "Железнодорожное лесничество" проведено патрулирование территории лесного фонда в квартале 293 выделы 7, 36, 52, 53, квартале 292 выделы 3, 11 Вожаельского участкового лесничества ГУ "Железнодорожное лесничество", в ходе которого выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в неочистке мест рубок от порубочных остатков и других горючих материалов, просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи в период пожароопасного сезона не освобождены от горючих материалов.
По результатам патрулирования составлен отчет о выполнении планового (рейдового) задания 09.06.2020, акт осмотра, обследования лесного участка от 09.06.2020 N 1 июнь/2020.
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования (определение от 16.06.2020) и составления протокола об административном правонарушении от 28.08.2020 N 27.
Постановлением начальника управления лесного хозяйства, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Зыкова Н.Н. о назначении административного наказания от 21.10.2020 N 561 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Административный штраф оплачен Обществом платежным поручением от 18.02.2021 N 9781.
Претензионным письмом от 28.08.2020 N 48 (исх. N 1/739) Лесничество уведомило Общество о необходимости в срок до начала пожароопасного периода 2021 года устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: освободить охранную зону линейного объекта ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна", расположенной в части выделов 7, 36, 52, 53 квартала 293, выделов 3, 11 квартала 292 Вожаельского участкового лесничества от горючих материалов: порубочных остатков (верхушечные части деревьев, обрубленные ветви деревьев, остатки древесно-кустарниковой растительности).
28.06.2021 участковым лесничим Вожаельского участкового лесничества Хатанзейским А.Н. проведено повторное патрулирование с целью установления устранения выявленных ранее нарушений, зафиксированных отчетом о выполнении планового (рейдового) задания 09.06.2020, по результатам которого составлен акт патрулирования территории лесного фонда от 28.06.2021 N 2; в котором зафиксировано, что ранее выявленные нарушения ответчиком не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов осуществляется в том числе в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (пункт 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (линейные объекты).
В указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), а также пункту 8 действующих с 01.01.2021 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
Пунктом 16 Правил N 223, пунктом 17 Правил N 434 установлено, что лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают, в том числе регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Также пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, на сетевые организации при содержании просек возложена обязанность обеспечивать:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В силу пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), действовавших до 01.01.2021, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктами 34, 35 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
С 01.01.2021 вступили в силу Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила N 1614).
Согласно пунктам 26, 27 Правил N 1614 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
В соответствии с пунктами 44, 45 Правил N 1614 полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
При этом допускается складирование вырубленной древесины в границах просеки с соблюдением требований пункта 29 настоящих Правил в случае, если выполнение требований пункта 31 при складировании невозможно ввиду отсутствия близлежащих открытых пространств или ширины просеки.
Таким образом, обязанность по содержанию просеки линейного объекта в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, возложена на лицо, которое в законном порядке приобрело право использования лесов в установленных целях, то есть на Общество.
Факт организации ответчиком работ по расчистке просек, по окончании которых на месте рубок в Вожаельском участковом лесничестве в квартале 293 выделы 7, 36, 52, 53, квартале 292 выделы 3, 11, были оставлены древесина и порубочные остатки, подтверждается отчетом о выполнении планового (рейдового) задания от 09.06.2020, актом осмотра, обследования лесного участка N 1 июнь/2020 от 09.06.2020, постановлением о назначении административного наказания N 561 от 21.10.2020, актом патрулирования территории лесного фонда N 2 от 28.06.2021.
Из фототаблиц к акту патрулирования, отчета о выполнении планового (рейдового) задания следует, что порубочные остатки на просеках представляют собой не только сучья и ветки, но и фрагменты стволов деревьев, следовательно, перегнивание порубочных остатков, которое бы привело к их исчезновению без иной переработки, до начала пожароопасного сезона невозможно.
Довод заявителя о том, что порубочные остатки размещены в лесу на значительном удалении от ВЛ-10 кВ яч. 11Д ПС 35/10 кВ "Весляна" - от 32,8 км до 34,2 км не подтвержден документально, опровергается представленными доказательствами.
При этом представленные ответчиком распечатки из ресурса Яндекс.карты не являются достоверным доказательством и не подтверждают доводы ответчика о значительном удалении выявленных порубочных остатков от ВЛ, поскольку суд апелляционной инстанции установил, что ответчик вводит данные в иной системе координат, чем это делает истец.
Ссылка заявителя на то, что суд в нарушение ч. 3 ст. 69 АПК РФ в качестве преюдиции принял постановление о назначении административного наказания от 21.10.2020 N 561, несостоятельна, поскольку данное постановление принято судом во внимание в качестве одного из доказательств (помимо прочих: отчет о выполнении планового (рейдового) задания от 09.06.2020, акт осмотра, обследования лесного участка N 1 июнь/2020 от 09.06.2020, акт патрулирования территории лесного фонда N 2 от 28.06.2021), подтверждающих факт организации ответчиком работ по расчистке просек, по окончании которых на месте рубок в Вожаельском участковом лесничестве в квартале 293 выделы 7, 36, 52, 53, квартале 292 выделы 3, 11, были оставлены древесина и порубочные остатки, без указания на преюдицию.
Иные доводы заявителя не влияют на правильность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2022 по делу N А29-13880/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Т.В.ЧЕРНИГИНА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
И.Ю.БАРЬЯХТАР