Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.2018 N Ф01-6157/2017 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 N 02АП-6692/2017 по делу N А29-1577/2017
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с расходами на мероприятия по тушению лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 N 02АП-6692/2017 по делу N А29-1577/2017
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с расходами на мероприятия по тушению лесных пожаров.
Решение: Требование удовлетворено.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. по делу N А29-1577/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Малышева К.И., действующего на основании доверенности от 18.04.2017,
представителя ответчика Алешина В.В., действующего на основании доверенности от 19.10.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017 по делу N А29-1577/2017, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (ИНН 1101482754, ОГРН 1021100528140)
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (ИНН 1101481447, ОГРН 1021100514390), Федеральному агентству лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298),
с участием в деле третьих лиц: Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 7707034952, ОГРН 1027739591010), государственного автономного учреждения Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр" (ИНН 1101486854, ОГРН 1111101004190)
о взыскании убытков,
установил:
Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - ответчик, Минфин, УФК по РК) о взыскании убытков в сумме 14 600 040 руб. 02 коп., возникших в связи с дополнительными расходами на мероприятия по тушению лесных пожаров, которые не были профинансированы из федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, агентство, заявитель жалобы), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), государственное автономное учреждение Республики Коми "Коми региональный лесопожарный центр" (далее - ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", учреждение).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.06.2017 на основании
части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек Федеральное агентство лесного хозяйства к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017 взысканы с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства за счет средств казны Российской Федерации в доход республиканского бюджета Республики Коми убытки в сумме 14 600 040 руб. 02 коп.
Федеральное агентство лесного хозяйства с принятым решением суда несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, исходя из Методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838, расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации, с учетом перечисленных параметров. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам Российской Федерации в соответствии со
статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на весь комплекс переданных полномочий и ежегодно утверждаются в разрезе субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 (далее - Правила) субъект Российской Федерации в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления расходования средств субвенций исходя, в первую очередь, из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Таким образом, истец самостоятельно в соответствии с бюджетным законодательством определяет направления расходования данных средств в пределах переданных полномочий в области лесных отношений. При этом следует учитывать, что средства нераспределенного резерва предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода. Из общего объема средств субвенций, предусмотренных на 2016 год, Республикой Коми на финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров определено органом исполнительной власти в области лесных отношений Республики Коми в объеме 98 498 руб. 50 коп. Кроме того, в соответствии с пунктом 7.3 Правил N 837 из нераспределенного резерва средств субвенций в 2016 году было дополнительно выделено на проведение мероприятий по охране лесов от пожаров 38 709 400 руб. По отчету о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником обеспечения которого является субвенция за январь - декабрь 2016 года (1 - субвенции за 2016 год) подтверждается сумма субвенций в размере 137 207 900 руб., предусмотренная и выделенная на мероприятия по охране лесов от пожаров. Считает, что истцом в иске допущена арифметическая ошибка, а именно в бюджет Республики Коми поступило не 118 498 500 руб., а 137 207 900 руб. В соответствии с бюджетным законодательством главным распорядителем средств в лице Федерального агентства лесного хозяйства было обеспечено финансирование посредством предоставления средств субвенций федерального бюджета в размере 515 074 400 руб., в том числе по осуществлению авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, в рамках выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров лесном фонде Республики Коми в 2016 году. Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно бюджетному законодательству Российской Федерации и сложившейся единообразной практике главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Истцом и Рослесхозом представлены суду доказательства, подтверждающие выполнение возложенных на главного распорядителя полномочий в пределах средств выделенных федеральным бюджетом Республики Коми. В качестве доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований истцом приложены акты выполненных полетов при осуществлении патрулирования (мониторинга пожарной опасности лесов и лесных пожаров) в рамках заключенных договоров с контрагентами, что, в свою очередь, не относится к прямым затратам по тушению лесных пожаров. Затраты по охране и тушению лесных пожаров 2016 года Республике Коми профинансированы в полном объеме, а именно в общем размере 38 709 400 руб., что, в свою очередь, также подтверждается протоколами Рослесхоза, уведомлениями, отчетом о расходах бюджетов субъектов. Средства субвенций, определенные федеральным законом на текущий год предусматривают финансирование расходов именно текущего года, таким образом, сумма заявленных требований в размере не подлежит восстановлению в силу бюджетного законодательства расходов прошлых лет, в том числе прошлого года. Истцом также неверно определен предмет заявленных требований и требование о взыскании убытков, возникших в результате тушения лесных пожаров, является необоснованным.
УФК по Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что агентство, как главный распорядитель, несет ответственность за выделение Республике Коми финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов от пожара. В случае удовлетворения исковых требований взыскание с Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства расходов на проведение работ по тушению лесных пожаров будет отвечать требованиям законодательства.
ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал свои доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие их представителей по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из имеющихся материалов дела, согласно уставу ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" (Т. 1, л.д. - 104-121) учреждение осуществляет следующие основанные виды деятельности: предупреждение лесных пожаров, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушение лесных пожаров, создание учебных пунктов по подготовке парашютистов и десантников-пожарных, лесных пожарных, проведение обучения и аттестации специалистов по тушению лесных пожаров, и другие, связанные с названными, виды деятельности.
По пункту 2.2.2 устава учреждение осуществляет деятельность по организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, организации патрулирования лесов.
Государственное задание для учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности учреждения (пункт 2.4 устава).
В соответствии с пунктом 2.5 устава учреждение не вправе осуществлять другие виды деятельности, не предусмотренные уставом.
Учредителем учреждения - Минпромом РК и ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" заключено соглашение от 11.01.2016 о порядке и условиях предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания (оказания государственных услуг) и на иные цели в соответствии с
абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (Т. 1, л.д. -122-124).
В силу пункта 3.1 соглашения учредитель предоставляет учреждению субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в размере 168 219 760 руб., в том числе на финансовое обеспечение государственного задания - 152 219 760 руб., в том числе 104 359 760 руб. за счет субвенций из федерального бюджета.
Дополнительными соглашениями от 11.05.2016 N 1, от 25.07.2016 N 2, от 17.08.2016 N 3, от 28.10.2016 N 4, от 15.12.2016 N 5 размер субсидии увеличен и на финансовое обеспечение государственного задания учредитель запланировал выделить учреждению 189 914 195 руб., в том числе 137 207 900 руб. за счет субвенций из федерального бюджета (Т. 1, л.д. -125-134).
Приказом Комитета лесов Республики Коми от 31.12.2015 N 0106/1196 "Об утверждении плановых показателей выполнения работ по охране лесов от пожаров в лесном фонде на территории Республики Коми на 2016 год" утверждены плановые показатели выполнения работ по охране лесов от пожаров в лесном фонде на территории Республики Коми для ГАУ РК "Коми региональный лесопожарный центр" в рамках государственного задания на 2016 год (Т. 4, л.д. - 41-67).
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 17.05.2016 N 608 "Об утверждении государственного задания в новой редакции" ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" установлено государственное задание на 2016 год, в разделе 3.2 которого предусмотрено выполнение работ, связанных с организацией системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств (Т. 3, л.д. -110-115).
В целях исполнениях возложенных на ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" функций, а именно для выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, учреждение в 2016 году заключило следующие договоры фрахтования воздушных судов:
- от 27.05.2016 N ДФ/1-ВА с ООО "Вяткаавиа" (фрахтование воздушного судна Cessna 182-Р) на срок выполнения работ - по 30.09.2016 (Т. 2, л.д. - 116-132);
- от 21.04.2016 N ДФ/1-КАТ с АО "Комиавиатранс" (фрахтование вертолетов Ми-8) на срок выполнения работ - по 30.09.2016 (Т. 3, л.д. - 21-27);
- от 10.03.2016 N КР-Ф/1, от 25.04.2016 N ДФ/2-КР с НОУ "Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (фрахтование воздушных судов Ан-2, Вильга-35) на срок выполнения работ - по 30.09.2016 (Т. 3, л.д. - 28-36, 70-78);
- от 25.04.2016 NN ДФ/1-ИВ, ДФ/2-ИВ с частным учреждением Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" "Ивановский авиационно-спортивный клуб "АЭРОКЛУБ)" (фрахтование воздушных судов Ан-2 и Як-18Т) на срок выполнения работ - по 30.09.2016 (Т. 3, л.д. - 37-44, 61-69);
- от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА, от 22.04.2016 N ДФ/2-ЮМА с ООО "АвиС-ЮМА" (фрахтование воздушных судов Cessna 182 или эквивалент, Piper PA-34 Seneca или эквивалент) на срок выполнения работ - по 30.09.2016 (Т. 2, л.д. - 66-82, Т. 3, л.д. -45-60).
В подтверждение выполнения авиационных работ в рамках вышеуказанных договоров по патрулированию лесных участков на предмет обнаружения лесных пожаров, доставки сил и средств к местам тушения пожаров (на общую сумму 51 049 541 руб. 82 руб.) ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" представило в материалы дела следующие доказательства (в копиях):
- акты от 23.05.2016 N СДИР0000471 на сумму 483 997 руб. 05 коп., от 26.05.2016 N СДИР0000512 на сумму 660 147 руб. 05 коп., от 28.05.2016 N СДИР0000506 на сумму 638 825 руб., от 04.07.2016 N СДИР0000681 на сумму 803 409 руб. 55 коп., от 04.07.2016 N СДИР0000687 на сумму 880 765 руб. 45 коп., от 07.07.2016 N СДИР0000709 на сумму 1 839 002 руб. 95 коп., от 14.07.2016 N СДИР0000730 на сумму 1 277 650 руб., от 17.07.2016 N СДИР0000745 на сумму 1 393 800 руб., от 19.07.2016 N СДИР0000775 на сумму 406 525 руб., от 24.07.2016 N СДИР0000803 на сумму 3 813 552 руб. 95 коп., от 29.07.2016 N СДИР0000851 на сумму 2 332 640 руб. 45 коп., от 30.07.2016 N СДИР0000843 на сумму 5 197 596 руб. 35 коп., подписанные между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-КАТ (с АО "Комиавиатранс") без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 52-63);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года НОУ "Кировский аэроклуб ДОСААФ России" на сумму 1 859 866 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 25.04.2016 N ДФ/2-КР без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 25);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года НОУ "Кировский аэроклуб ДОСААФ России" на сумму 947 520 руб., подписанный между сторонами договора от 25.04.2016 N ДФ/2-КР без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 48);
- акт от 30.06.2016 о выполненных полетах в июне 2016 года НОУ "Кировский аэроклуб ДОСААФ России" на сумму 783 020 руб., подписанный между сторонами договора от 25.04.2016 N ДФ/2-КР без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 49);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года НОУ "Кировский аэроклуб ДОСААФ России" на сумму 1 121 890 руб., подписанный между сторонами договора от 25.04.2016 N ДФ/2-КР без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 50);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года НОУ "Кировский аэроклуб ДОСААФ России" на сумму 253 330 руб., подписанный между сторонами договора от 25.04.2016 N ДФ/2-КР без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 51);
- акт от 30.06.2016 о выполненных полетах в июне 2016 года ООО "Вяткаавиа" на сумму 981 563 руб. 33 коп., подписанный между сторонами договора от 27.05.2016 N ДФ/1-ВА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. -35);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ООО "Вяткаавиа" на сумму 3 111 056 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 27.05.2016 N ДФ/1-ВА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полеты и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 4, л.д. -68-109);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ООО "Вяткаавиа" на сумму 1 663 666 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 27.05.2016 N ДФ/1-ВА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полеты и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 4, л.д. -110-140);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 1 235 956 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. -38);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 463 890 руб., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 45);
- акт от 30.06.2016 о выполненных полетах в июне 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 870 301 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 39);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 1 873 180 руб., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений, вместе с заявками на полеты и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. -1-40);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 203 980 руб., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. -47);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 1 548 153 руб. 33 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/2-ИВ без замечаний и возражений, вместе с заявками на полеты и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. - 44-77);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 1 181 961 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/2-ИВ без замечаний и возражений (Т. 2, л.д. - 9);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 49 181 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/1-ИВ без замечаний и возражений (Т. 2, л.д. - 23);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 110 495 руб., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/2-ИВ без замечаний и возражений, вместе с заявкой на полет и бортовым журналом летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. -41-43);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ЧУ ДОСААФ России "Ивановский авиационно-спортивный клуб (АЭРОКЛУБ)" на сумму 59 873 руб. 33 коп., подписанный между сторонами договора от 10.05.2016 N ДФ/2-ИВ без замечаний и возражений, вместе с заявкой на полет и бортовым журналом летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. -78-80);
- акт от 24.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 1 354 700 руб., подписанный между сторонами договора от 22.04.2016 N ДФ/2-ЮМА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 26);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 846 093 руб. 33 коп., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 28);
- акт от 31.05.2016 о выполненных полетах в мае 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 613 180 руб., подписанный между сторонами договора от 22.04.2016 N ДФ/2-ЮМА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 27);
- акт от 30.06.2016 о выполненных полетах в июне 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 1 307 166 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 30);
- акт от 30.06.2016 о выполненных полетах в июне 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 1 050 486 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 22.04.2016 N ДФ/2-ЮМА без замечаний и возражений (Т. 1, л.д. - 29);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 3 248 903 руб. 33 коп., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полет и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 6, л.д. - 4-56);
- акт от 31.07.2016 о выполненных полетах в июле 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 1 891 826 67 руб., подписанный между сторонами договора от 22.04.2016 N ДФ/2-ЮМА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полет и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. - 96-128);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 919 770 руб., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полет и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. - 81-95);
- акт от 31.08.2016 о выполненных полетах в августе 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 1 568 600 руб., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/2-ЮМА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полет и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 5, л.д. - 129-150, Т. 6, л.д. - 1-3);
- акт от 30.09.2016 о выполненных полетах в сентябре 2016 года ООО "АвиС-ЮМА" на сумму 202 016 руб. 67 коп., подписанный между сторонами договора от 21.04.2016 N ДФ/1-ЮМА без замечаний и возражений, вместе с заявками на полет и бортовыми журналами летчика-наблюдателя (Т. 6, л.д. - 57-61).
В материалы дела представлена справка филиала ФГБУ Северное УГМС "Коми ЦГМС" от 10.10.2016 N 04-14/144 (Т. 1, л.д. - 78-84), согласно которой в мае 2016 года наблюдалось два периода с опасным природным явлением "Чрезвычайно высокая пожароопасность (V класса) в лесах Республики Коми": с 3 мая по 9 мая в крайних южных районах, с 18 мая по 26 мая - в большинстве районов; в июне 2016 года в лесах республики преобладала пожароопасность I и II класса, в отдельных районах непродолжительно - III и IV; в июле 2016 года наблюдалось два периода с опасным природным явлением "Чрезвычайно высокая пожароопасность в лесах Республики Коми": с 04 июля по 12 июля (в лесах Княжпогостского, Удорского, Сосногорского, Ижемского, Усинского, Интинского районов), с 22 июля по 29 июля - в большинстве районов Республики Коми, наибольший показатель пожароопасности наблюдался в Усть-Вымском и Сысольском районах; 3 мая по 9 мая в крайних южных районах, с 18 мая по 26 мая - в большинстве районов; в августе 2016 года чрезвычайно высокая пожароопасность наблюдалась в период с 23 по 25 августа в отдельных южных и центральных районах Республики Коми.
Правительством Республики Коми приняты постановления от 25.04.2016 N 213 "Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми", от 22.07.2016 N 371 "Об ограничении пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности" (Т. 1, л.д. -91).
Органами местного самоуправления также принимались решения в целях обеспечения пожарной безопасности, о чем свидетельствуют постановления Администрации муниципального района "Ижемский" от 21.07.2016 N 496 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального района "Ижемский", от 26.07.2016 N 506 "О введении режима функционирования "Повышенная готовность" в лесах на территории муниципального района "Ижемский", постановление Администрации муниципального района "Удорский" от 25.05.2016 N 373 "О введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории муниципального района "Удорский" (Т. 1, л.д. -92-97).
Истец в дополнительных пояснениях от 31.05.2017 N 02-18/5366 указал, что в 2016 году из федерального бюджета в республиканский бюджет всего поступило 515 074 400 руб. субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. Данная сумма включает в себя расходы на обеспечение деятельности органа исполнительной власти и лесничеств - 351 744 700 руб. и расходы на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов - 163 329 700 руб. (Т. 4, л.д. -20-22).
Расходы на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов 163 329 700 руб. включают в себя расходы на осуществление мер пожарной безопасности - 137 207 900 руб., с учетом выделенного дополнительного финансирования согласно протоколам Рослесхоза на сумму 38 709 400 руб.; проведение мероприятий лесоустройства - 22 013 700 руб., создание и содержание объектов лесного семеноводства - 191 600 руб.; осуществление лесовосстановления и лесоразведение - 3 916 500 руб.
Вместе с тем, в 2016 году на осуществление мер пожарной безопасности затрачено 222 801 200 руб., из них 137 207 900 руб. субвенций из федерального бюджета и 76 157 900 руб. средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом на авиационный мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров затрачено всего 143 564 800 руб., из них 91 074 700 руб. субвенций из федерального бюджета и 52 490 100 руб. средств бюджета субъекта Российской Федерации (Т. 4, л.д. -24-27).
Как следует из информации, предоставленной ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", из 52 490 100 руб. средств бюджета субъекта Российской Федерации на авиационное патрулирование лесов предоставлялась сумма - 14 600 040 руб. 02 коп. для осуществления переданных полномочий, что подтверждается копией платежного поручения от 22.11.2016 N 754978 (Т. 2, л.д. -39).
Исходя из сведений ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", по состоянию на 25.10.2016 приняты к учету выполненные работы по авиационному патрулированию на сумму 47 781 949 руб. 72 коп. и по тушению лесных пожаров на сумму 270 070 руб. 14 коп., из них оплачены работы на сумму 14 742 591 руб. 56 коп., кредиторская задолженность составила 33 309 428 руб. 30 коп. (Т. 1, л.д. -23). За счет средств, выделенных из республиканского бюджета, в 2016 году оплачены работы по авиационному патрулированию в сумму 14 600 040 руб. 02 коп. (Т. 1, л.д. -136).
Решениями Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 20.07.2016 N ВШ-13/242-пр, от 12.08.2016 N ВШ-13/273-пр, в соответствии с пунктом 7.4. Правил расходования средств субвенций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, Республике Коми выделены средства нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов по тушению лесных пожаров в объеме 20 000 тыс. руб. (Т. 1, л.д. -100-103).
Глава Республики Коми направлял руководителю Федерального агентства лесного хозяйства заявку от 31.10.2016 N 2161-03-1-39 о выделении дополнительного финансирования на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, указав, что сформировалась кредиторская задолженность по охране лесов от пожаров в сумме 33 309,40 тыс. руб. (Т. 1, л.д. -19-21).
Решением Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 06.12.2016 N ВШ-13/725-пр в соответствии с пунктом 7.4 Правил расходования средств субвенций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, Республике Коми дополнительно выделены средства нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов по тушению лесных пожаров в объеме 18 709, 40 тыс. руб. (Т. 1, л.д. -98, 99).
Рослесхоз в письме от 26.12.2016 N ИВ-05-27/16675, адресованном Главе Республики Коми, указал, что в 2016 году дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций на осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, в том числе на тушение лесных пожаров, составило 38 709,40 тыс. руб. В соответствии
пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (Т. 1, л.д. -17, 18).
Истец, посчитав, что выделение из республиканского бюджета дополнительного финансирования на осуществление Республикой Коми переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений причинило убытки Республике Коми, обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, и, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу
статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно
статьям 307,
309 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных установленных Кодексом оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
По
пункту 1 статьи 52 ЛК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2017, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии со
статьей 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара, и другие мероприятия.
Как предусмотрено в
пункте 4 статьи 53.2 ЛК РФ, порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 57 ЛК РФ установлено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
Исходя из изложенного, довод заявителя жалобы о том, что выполненные полеты при осуществлении патрулирования (мониторинга пожарной опасности лесов и лесных пожаров) в рамках заключенных договоров с контрагентами, подтвержденные актами, не относятся к прямым затратам по тушению лесных пожаров, основаны на неверном толковании норм права.
В спорный период (в 2016 году) действовал Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденный
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.11.2011 N 470 (далее - Порядок N 470), согласно которому организация лесоавиационных работ в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации или изъято в соответствии со
статьей 83 ЛК РФ, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу
части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с
частью 4 статьи 83 ЛК РФ субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с
частью 1 данной статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Из
части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" следует, что финансовое обеспечение установленных данным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
По
пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьей 133 данного Кодекса.
Статьей 133 БК РФ предусмотрено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила N 837).
В силу пункта 7.3 Правил N 837 в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 данных Правил, из-за того что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, представляют на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства документы, предусматривающие осуществление указанных мероприятий, и уточненные целевые прогнозные показатели на текущий финансовый год.
Согласно пункту 7.4 Правил N 837 при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.
Как усматривается из пункта 7.5 Правил N 837, основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По пункту 8 Правил N 837 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и достоверность отчетов, представляемых в соответствии с пунктом 6 данных Правил.
Положениями пункта 8.1 Правил N 837 установлено, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Исходя из чего, передача Российской Федерации субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Статьей 393 ГК РФ определено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными
статьей 15 названного Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что органы исполнительной власти Российской Федерации в полном объеме осуществили финансовое обеспечение расходов Республики Коми на осуществление переданных полномочий по реализации мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, в материалы дела не представлено.
Недостаточное финансовое обеспечение полномочий, переданных Российской Федерацией Республике Коми, нарушает права Республики Коми, как субъекта бюджетных отношений на основании следующего.
Одним из принципов бюджетного законодательства является принцип сбалансированности бюджета, который согласно
статье 31 БК РФ означает, в том числе, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Отсутствие финансового обеспечения Российской Федерацией переданных субъектам Российской Федерации полномочий противоречит данному принципу, поскольку финансирование переданных полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации влечет увеличение размера дефицита бюджета.
Расходы Республики Коми, возникшие в связи с реализацией переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются затраты, связанные с тушением лесных пожаров на территории Республики Коми, в том числе из республиканского бюджета на сумму 14 600 040 руб. 02 коп.
При этом выделение из республиканского бюджета дополнительного финансирования на осуществление Республикой Коми переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений по реализации мер пожарной защиты и тушению лесных пожаров произведено Республикой Коми на условиях последующего восстановления произведенных расходов из федерального бюджета.
То есть передача Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17.06.2004
N 12-П и от 15.05.2006
N 5-П недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов, бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу
статьи 73 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, включая, в частности, право управлять своей собственностью, иметь собственный бюджет и самостоятельно осуществлять управление бюджетным процессом.
Из положений указанной статьи Конституционный Суд Российской Федерации делает вывод о том, что достижение в процессе финансовых отношений конституционной цели - экономического обеспечения государственного единства и государственной целостности Российской Федерации - не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации.
Принцип самостоятельности участников бюджетного процесса установлен
статьями 28 и
31 БК РФ, а также вытекает из
статьи 6 БК РФ, согласно которой бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере.
Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации не существует изолированно от федерального бюджета Российской Федерации, являясь составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие достаточного финансового обеспечения Российской Федерацией переданных Республике Коми как субъекту Российской Федерации полномочий в области лесных отношений по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров противоречит принципу самостоятельности участников бюджетного процесса и нарушает права Республики Коми как субъекта бюджетных отношений.
В рассматриваемом случае, расходы по тушению и предотвращению пожаров фактически являются убытками, понесенными республиканским бюджетом Республики Коми.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что средства субвенций, определенные на текущий год предусматривают финансирование расходов именно текущего года, в связи с чем сумма заявленных требований не подлежит восстановлению в силу бюджетного законодательства расходов прошлых лет, отклоняется апелляционным судом, как не имеющий правового значения в данном случае, поскольку заявлены исковые требования о взыскании убытков.
В соответствии со
статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности состава убытков, причиненных Республике Коми, установив:
- факт причинения имущественного ущерба республиканскому бюджету Республики Коми;
- противоправное бездействие со стороны ответчика, в результате которого причинен ущерб;
- наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действием ответчика;
- размер убытков.
При этом суд исходит из следующего:
- в силу приведенных выше норм права полномочия Российской Федерации в области лесных отношений по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, переданные Республике Коми, должны быть обеспечены соответствующими денежными средствами, выделяемыми из федерального бюджета, в полном объеме затраченных средств;
- незаконное бездействие органов исполнительной власти Российской Федерации выразилось в не предоставлении финансового обеспечения расходов Республики Коми на осуществление переданных полномочий по реализации мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров;
- обращения Республики Коми к органам исполнительной власти Российской Федерации по поводу выделения дополнительных денежных средств на тушение пожаров не привели к положительному результату;
- Республика Коми не вправе уклоняться от ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных значительным увеличением численности и площади лесных пожаров на ее территории, по причине не выделения органами исполнительной власти Российской Федерации дополнительных средств из федерального бюджета на ликвидацию лесных пожаров в связи с тем, что аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций, направлены на спасение жизни и сохранение здоровья людей, на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций (
статья 1 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
- для возврата привлеченных кредитных средств на тушение лесных пожаров Республика Коми должна изыскать средства в республиканском бюджете, что увеличит ее расходную часть и в конечном итоге приведет к большему увеличению дефицита бюджета. Республика Коми вынуждена закладывать в бюджет следующего финансового года расходы на погашение долговых обязательств, связанных с возвратом привлеченных кредитных средств, в том числе привлеченных на тушение лесных пожаров.
Материалами дела подтверждается обращение истца в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837.
В свою очередь, Рослесхоз отказал в выделении дополнительного финансирования и предложил Республике Коми определить источники финансирования кредиторской задолженности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Имевшая место переписка между истцом и Рослесхозом свидетельствует о предпринятых истцом действиях по восстановлению средств бюджета Республики Коми, выделенных на погашение кредиторской задолженности по затратам на тушение лесных пожаров.
Таким образом, органами исполнительной власти Республики Коми были осуществлены предусмотренные законодательством действия по запросу дополнительного финансирования на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений.
Ненадлежащее бюджетное регулирование, в результате которого возникает недофинансирование переданных полномочий, влечет возникновение на стороне субъекта Российской Федерации убытков, в том числе в виде расходов бюджета субъекта Российской Федерации на дополнительное финансирование переданных полномочий, а также расходов на уплату процентов по кредитным договорам.
Соответственно, поскольку убытки являются гражданско-правовой категорией, причинение их в результате взаимодействия участников бюджетных правоотношений, влечет наступление гражданско-правовой ответственности в виде обязанности возмещения данных убытков на основании
статей 16,
1069 ГК РФ, в силу которых убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Убытки возмещаются соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно
статьям 16,
1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных, органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Доказательств того, что увеличение расходов истца на тушение лесных пожаров, превышающих выделенные бюджетные средства в виде субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, является необоснованным, в материалы дела не имеется.
Документального подтверждения того, что учтенные истцом в расчете убытков данные об объеме проделанной ГАУ РК "Коми лесопожарный центр" работы по авиационному патрулированию лесов в период с мая по сентябрь 2016 года в рамках возложенных на него обязанностей (согласно уставу), являются необоснованными либо недостоверными, заявитель жалобы не представил.
При этом меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах Республики Коми принимались своевременно.
Доказательств обратного в деле нет.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РК в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме и взыскал убытки с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Федерального агентства лесного хозяйства за счет средств казны Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы об арифметической ошибке, допущенной судом первой инстанции, указанный в жалобе, документально не подтвержден.
Выводы суда документально заявителем жалобы не опровергнуты.
Следовательно, обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.07.2017 по делу N А29-1577/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть
обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
В.Г.САНДАЛОВ
Судьи
Т.М.ДЬЯКОНОВА
Е.В.ШАКЛЕИНА