Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2014 по делу N А29-6855/2013 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А29-6855/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А29-6855/2013
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N А29-6855/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-недвижимость"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 по делу N А29-6855/2013, принятое судом в составе судьи Полицинского В.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-недвижимость" (ОГРН 1021100510584; ИНН 1101022436, местонахождение: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 106)
к Отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эксперт-недвижимость" (далее - заявитель, Общество, ООО "Эксперт-недвижимость") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.08.2013 N 613 о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части размера примененного административного наказания. Суд изменил назначенный Обществу административный штраф и снизил его с 200 000 руб. до 150 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Эксперт-недвижимость" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, а именно признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.
Заявитель приводит доводы о наличии оснований для применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенных административных правонарушений, установленных судом первой инстанции, а также об ответственности руководителя юридического лица, а не ООО "Эксперт-недвижимость" в отношении части вмененных Обществу нарушений требований пожарной безопасности.
Отдел надзорной деятельности в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.08.2013 Отдел надзорной деятельности при проведении плановой выездной проверки соблюдения Обществом требований пожарной безопасности на объекте защиты - помещения, расположенные по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 106, выявил нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123 (далее - Закон N 123-ФЗ), Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390,
СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические", СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных
приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - НПБ). Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.08.2013 N 1030.
07.08.2013 по результатам проведения проверки ответчиком составлены протоколы N,N 922, 923, 924 об административных правонарушениях, предусмотренных
ч.ч. 1,
3 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением от 22.08.2013 N 613 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей (т. 1, л.д. 10).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, при рассмотрении заявления Общества пришел к выводу о наличии в его действиях состава административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
3 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и с учетом наличия обстоятельств, указанных в
части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизил, назначенное ему административное наказание до 150 000 руб. - минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией частей 1 3, и 4
статьи 20.4 КоАП РФ. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенных Обществом административных правонарушений малозначительными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частями 4,
6,
7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно
частям 2,
3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3 -
8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В то же время при привлечении лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных
ст. 20.4 КоАП РФ, административный орган в силу положений
ст. 1.5,
2.1,
26.1,
26.2 КоАП РФ обязан установить и доказать наличие в действиях (бездействии) указанного лица события и состава соответствующих правонарушений, в том числе вины в их совершении.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Из
статьи 20 Закона о пожарной безопасности следует, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Часть 1 статьи 38 указанного Закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно оспариваемому постановлению, ООО "Эксперт-недвижимость" вменяется в вину нарушение
пунктов 3,
6,
33,
61,
63,
70,
462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390, ППР).
Вышеуказанными положениями Правил N 390 предусмотрены следующие требования:
- п. 3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
- п. 6. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
- п. 33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
- п. 61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
- п. 63. Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.
- п 70. Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2. Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Таким образом,
пунктами 3,
6,
33,
61,
63,
70 Правил N 390 обязанность по обеспечению соблюдения изложенных в них требований пожарной безопасности возложена на руководителя организации, а не на саму организацию. При таких обстоятельствах административным органом в нарушение
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не установлена вина ООО "Эксперт-недвижимость", как юридического лица в нарушении названных требований пожарной безопасности, а именно не установлено какие меры по соблюдению указанных требований Общество должно было принять, но не приняло, при том, что обязанность по их соблюдению на него не возложена.
Кроме того в отношении вменения Обществу нарушения положений
СП 5.13130.2009 "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические" административным органом не было учтено, что в соответствии с пунктом 1.1 данный свод правил устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Согласно
пункту 1.2 названного СП его действие распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения. По смыслу положений
ст. 2,
15,
36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектирование, строительство, эксплуатация здания образуют самостоятельные этапы жизненного цикла здания, на каждом из которых установлены соответствующие требования безопасности, в том числе пожарной. Следовательно, лицо, эксплуатирующее здание, обязано соблюдать лишь те требования пожарной безопасности, которые установлены соответствующими нормативными правовыми актами применительно к стадии эксплуатации данного здания. В этой связи к лицу, эксплуатирующему здание, построенное в соответствии с утвержденной проектной документацией и сданное в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке, не могут быть предъявлены требования в области пожарной безопасности, соблюдение которых должно обеспечиваться на стадии проектирования и строительства указанного здания. Соответственно эксплуатант здания не может нести ответственность, в том числе административную, за несоблюдение каких-либо требований пожарной безопасности на стадиях проектирования и строительства данного здания. С учетом изложенного применительно к обстоятельствам настоящего дела Общество, являющееся собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 106, введенных в установленном порядке в эксплуатацию, не обязано соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные СП 5.13130.2009.
В то же время выводы суда первой инстанции об обоснованном вменении заявителю нарушений вышеуказанных положений ППР и СП 5.13130.2009 "не привели к принятию неправильного решения, поскольку иные нарушения Обществом требований пожарной безопасности, а именно
п. 462 Правил N 390, п. 51 НПБ и СП 3.13130.2009, образующих объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных
ст. ст. 1 и
4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждаются.
Оснований для применения в рассматриваемом случае положений
статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку в выявленных административным органом административных правонарушениях, совершенных Обществом, отсутствуют признаки малозначительности.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами
КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных процессуальных нарушений не установлено.
Изменение судом оспариваемого постановления в части размера штрафа, превышающего 150 000 рублей, согласуется с разъяснениями, приведенными в
пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и соответствует положениям
ст. 30.7 КоАП РФ,
ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в связи с чем также признается правомерным.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не свидетельствуют о наличии оснований, установленных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 30.2 КоАП РФ и
статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная Обществом по платежному поручению от 04.12.2013 N 145 государственная пошлина в размере 2000 рублей, подлежит возврату плательщику.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2013 по делу N А29-6855/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксперт-недвижимость" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт-недвижимость" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 04.12.2013 N 145.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА