Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А29-1832/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А29-1832/2014
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N А29-1832/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 51 объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2014 по делу N А29-1832/2014, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 51 объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности" (ИНН: 1117003809, ОГРН: 1021101067580)
к Отделу надзорной деятельности Княжпогостского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 51 объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности" (далее - заявитель, ФКУ ИК-51, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделу надзорной деятельности Княжпогостского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2014 N 13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции изменил постановление административного органа 28.02.2014 N 13 в части назначения административного наказания, определив заявителю административный штраф в размере 20000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ ИК-51 обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Учреждение приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, а именно вины в его совершении. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 11.02.2014 Отделом надзорной деятельности на основании распоряжения от 09.01.2014 N 9 в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения Учреждением предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах защиты ФКУ ИК-51.
В ходе проверки установлено нарушение Учреждением правил пожарной безопасности, предусмотренных:
ст. ст. 54,
89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ; СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"; СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
21.02.2014 по факту выявленных нарушений должностным лицом Отдела надзорной деятельности в отношении Учреждения составлен протокол N 19 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
28.02.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отношении заявителя заместителем главного государственного инспектора Княжпогостского района по пожарному надзору вынесено постановление N 13, которым ФКУ ИК-51привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Согласно постановлению Учреждением допущено 30 нарушений требований пожарной безопасности, в том числе эксплуатация принадлежащих ему зданий в отсутствие установленной автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Полагая, что постановление от 28.02.2014 N 13 является незаконным, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, руководствуясь позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд счел возможным снизить размер назначенного административным органом штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем изменил оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, установив его в размере 20000 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с
частями 4,
6,
7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из
статей 2.1,
26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, наличие которых подлежит установлению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям
статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Часть 1 статьи 38 указанного Закона предусматривает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Исходя из
статей 2.1,
26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что подлежит выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям
статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно
ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы сделать вывод о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, необходимо установить, имелась ли у него возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Согласно
п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина юридического лица в силу требований вышеназванных норм
КоАП РФ и
АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
Оценивая на основе приведенных выше норм законодательства о пожарной безопасности и
КоАП РФ и с учетом позиции арбитражного суда первой инстанции законность оспариваемого постановления Отдела надзорной деятельности от 28.02.2014 N 13 о назначении ФКУ ИК-51 административного наказания по
части 4 ст. 20.4 КоАП РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно оспариваемому постановлению административный орган пришел к выводу о нарушении Учреждением положений СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", введенных в действие с 01.05.2009.
В данном случае апелляционный суд приходит к выводу, что административный орган не установил и не доказал событие и состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выразившегося в нарушении Учреждением требований пожарной безопасности, содержащихся в пунктах 4.3.3, 4.3.4, 4.4.2, 5.1.1, 5.3.13, 8.1.11 СП 1.13130.2009 относящихся к объемно-планировочным решениям путей эвакуации и эвакуационных выходов применительно к дате постройки проверяемых зданий, введенных в эксплуатацию до введения в действие названного Свода Правил.
Кроме того Отделом надзорной деятельности не установлена техническая возможность устройства эвакуационных выходов и изменения их параметров применительно к деревянным постройкам, являющимся предметом проверки.
В отношении вменения ФКУ ИК-51 нарушения положений СП 5.13130.2009 административным органом не было учтено, что в соответствии с пунктом 1.1 данный свод правил устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Согласно
пункту 1.2 названного СП его действие распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения. По смыслу положений
ст. 2,
15,
36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" проектирование, строительство, эксплуатация здания образуют самостоятельные этапы жизненного цикла здания, на каждом из которых установлены соответствующие требования безопасности, в том числе пожарной. Следовательно, лицо, эксплуатирующее здание, обязано соблюдать лишь те требования пожарной безопасности, которые установлены соответствующими нормативными правовыми актами применительно к стадии эксплуатации данного здания. В этой связи к лицу, эксплуатирующему здание, построенное в соответствии с утвержденной проектной документацией и сданное в эксплуатацию в установленном действующим законодательством порядке, не могут быть предъявлены требования в области пожарной безопасности, соблюдение которых должно обеспечиваться на стадии проектирования и строительства указанного здания. Соответственно эксплуатант здания не может нести ответственность, в том числе административную, за несоблюдение каких-либо требований пожарной безопасности на стадиях проектирования и строительства данного здания. С учетом изложенного применительно к обстоятельствам настоящего дела Учреждение, на объектах защиты 1950-1960 годов постройки, расположенных по адресу: Республика Коми, г. Емва ул. Московская д. 15, введенных в установленном порядке в эксплуатацию, не обязано соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные СП 5.13130.2009.
Таким образом, оспариваемое постановление 28.02.2014 N 13 в нарушение положений
ст. 1.5,
2.1,
26.1 КоАП РФ не содержит доказательств виновности ФКУ ИК-51 в нарушении требований пожарной безопасности, содержащихся в пунктах 4.3.3, 4.3.4, 4.4.2, 5.1.1, 5.3.13, 8.1.11, и события административного правонарушения, выразившегося в нарушении СП 5.13130.2009.
Иные выводы Арбитражного суда Республики Коми не привели к принятию неправильного решения, поскольку оставшиеся нарушения требований пожарной безопасности материалами дела подтверждаются и свидетельствуют о наличии в деянии Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ФКУ ИК-51 в совершении вменяемого административного правонарушения подлежат отклонению. В доказательство принятых Учреждением до проведения проверки мер по получению дополнительного финансирования на устранение нарушений требований пожарной безопасности представлены лишь письма, направленные в ФСИН России, однако ответы на них не представлены, в связи с чем факт недостаточного финансирования в данном случае нельзя считать подтвержденным.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ФКУ ИК-51 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В этой связи оснований для признания оспариваемого постановления Отдела надзорной деятельности от 28.02.2014 N 13 у Арбитражного суда Республики Коми не имелось.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.06.2014 по делу N А29-1832/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 51 объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности" Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА