Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 N 02АП-7754/2017 по делу N А29-12490/2016
Требование: Об обязании произвести очистку лесного участка от порубочных остатков.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2017 N 02АП-7754/2017 по делу N А29-12490/2016
Требование: Об обязании произвести очистку лесного участка от порубочных остатков.
Решение: Требование удовлетворено.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. по делу N А29-12490/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.08.2017 по делу N А29-12490/2016, принятое судом в составе судьи Маклаковой С.В.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345, ИНН 1101481670)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751),
с участием в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна 24" (ОГРН 1024301305764, ИНН 4345013696),
об обязании произвести очистку лесного участка от порубочных остатков,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ответчик, Общество) об обязании произвести очистку лесных участков от порубочных остатков на площади 4,4856 га в кварталах N 16, 28-33 Чикшинского участкового лесничества по договору аренды лесного участка от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ с целью использования "Строительство ВЛ-110 для электроснабжения КС-8 "Чикшинская" в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта" и на площади 2,1204 га в кварталах N 29, 30, 31 Чикшинского участкового лесничества по договору аренды лесного участка от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ, полученных при рубке леса под строительство объекта "Строительство ВЛ-110 для электроснабжения КС-8 "Чикшинская" в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта".
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Механизированная колонна 24" (далее - ООО "Механизированная колонна 24").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.08.2017 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.08.2017 по делу N А29-12490/2016 и прекратить производство по делу. Заявитель указывает, что работы по разрубке просеки под ВЛ-110 для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта" осуществлялись ООО "Механизированная колонна 24" по договору подряда и были завершены в ноябре 2015 года. 19.11.2015 лесничим - руководителем Чикшинского участкового лесничества ГУ "Каджеромское лесничество" Рочевым С.А. в присутствии представителя лесника Чикшинского участкового лесничества Ермолина С.В. произведен осмотр мест рубки лесного участка, о чем составлен акт от 19.11.2015, согласно которому нарушений правил пожарной безопасности, правил санитарной безопасности и правил заготовки древесины выявлено не было. Древесина, полученная при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации. Работы по строительству объекта в целом были завершены в апреле 2016 года. По мнению заявителя, договор аренды лесного участка от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ прекратил свое действие 29.06.2016, договор аренды лесного участка от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ - 30.06.2016. Ответчик утверждает, что акты осмотра места рубок (мест заготовки древесины) от 27.07.2016 составлены после окончания сроков действия договоров аренды лесных участков и завершения работ по строительству объекта. По утверждению Общества, доказательств того, что им нарушены правила пожарной безопасности, не имеется. Кроме того, заявитель, ссылаясь на
пункт 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", считает, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как договоры аренды лесных участков прекратили свое действие, а требования Министерства об очистке территории лесных участков от порубочных остатков не связаны с исполнением обязательств в рамках договора.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что осмотр мест рубок был проведен в рамках действующего законодательства. Истец указывает на ошибочность позиции истца о том, что факт технической/биологической рекультивации земель подтверждается актом приемки работ законченного строительства объекта. В соответствии с пунктами 9.2 договоров аренды лесного участка возникшие споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со
статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность
решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) в редакции дополнительного соглашения от 19.10.2015 заключен договор аренды лесного участка от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ (далее - договор от 15.07.2014) (т. 1 л.д. 2-21), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии с приказом Комитета лесов Республики Коми от 15.07.2014 N 871-АР передает, а арендатор принимает лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, Каджеромское лесничество, Чикшинское участковое лесничество, кварталы 16, 28-33 во временное пользование (аренду).
Пунктом 1.3 договора определено, что участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - строительство ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта".
Пунктом 3.1 договора определен его срок - с 15 января 2015 года по 30 сентября 2015.
Дополнительным соглашением к договору от 19.10.2015 N 1 срок действия договора продлен до 30.06.2016.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (пункт 3.2 договора).
Разделом 6.4 договора предусмотрены обязанности арендатора, в том числе использовать лесной участок с соблюдением правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, в соответствии с его целевым назначением, разрешенным видом использования лесов и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, а также с условиями, установленными договором; после окончания срока действия договора передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной технической рекультивацией и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивацией); в целях проверки использования лесного участка по назначению обеспечить допуск представителей арендодателя и службы государственного лесного контроля и надзора на предоставленный ему лесной участок по письменному уведомлению, направленному проверяемыми в адрес арендодателя не менее чем за 5 дней до даты проверки.
В соответствии с пунктом 10.1 договора он прекращается по истечении срока его действия и исполнения пункта 6.4.6 договора.
Уплата неустоек не освобождает арендатора от выполнения обязательств, предусмотренных договором (пункт 14 договора).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 15.07.2014 (т. 1 л.д. 20). Доказательств возврата лесного участка из аренды в материалы дела не представлено.
06.02.2015 Обществом подана лесная декларация, согласно которой Общество с 01.03.2015 по 30.09.2015 использует леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (т. 1 л.д. 22-23).
Также между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ (далее - договор от 02.09.2015) (т. 1 л.д. 28-35), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со
статьями 72,
74,
83 Лесного кодекса Российской Федерации и приказом Комитета лесов Республики Коми от 18.08.2015 N 01-06/570-АР передает, а арендатор принимает лесной участок земель лесного фонда, находящийся по адресу: Республика Коми, Печорский район, Каджеромское лесничество, Чикшинское участковое лесничество, кварталы 29, 30, 31 во временное пользование (аренду). Номер в государственном кадастре недвижимости 11:12:0601001:3367.
Пунктом 1.3 договора определено, что участок предоставляется для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - строительство ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта" на участке пролетов опор N 16-34.
Пунктом 3.1 договора определен его срок - с 18 августа 2015 года до 30 июня 2016 года.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (пункт 3.2 договора).
Разделом 6.4 договора предусмотрены обязанности арендатора, в том числе использовать лесной участок с соблюдением правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, в соответствии с его целевым назначением, разрешенным видом использования лесов и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту, а также с условиями, установленными договором; после окончания срока действия договора передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства, проведенной технической рекультивацией и выполненными работами по лесоразведению (биологической лесной рекультивацией); в целях проверки использования лесного участка по назначению обеспечить допуск представителей арендодателя и службы государственного лесного контроля и надзора на предоставленный ему лесной участок по письменному уведомлению, направленному проверяемыми в адрес арендодателя не менее чем за 5 дней до даты проверки.
В соответствии с пунктом 10.1 договора он прекращается по истечении срока его действия и исполнения пункта 6.4.5 договора.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 02.09.2015 (т. 1 л.д. 36). Доказательств возврата лесного участка из аренды в материалы дела не представлено.
Между Обществом (заказчик) и ООО "Механизированная колонна 24" по результатам открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта" заключен договор подряда от 26.03.2015 N 017/15-1 (т. 2 л.д. 17-29) 20.10.2015 Обществом подана лесная декларация, согласно которой Общество с 06.11.2015 по 29.06.2016 использует леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (т. 1 л.д. 37-40).
Письмом от 12.07.2016 N 403, направленным в адрес Общества 13.07.2017 (т. 1 л.д. 10) Министерство уведомило Общество о необходимости проведения осмотра мест рубок по договорам аренды от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ и от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ, просило ответчика направить своего представителя 27.07.2016 для проведения освидетельствования.
Письмом от 15.07.2016 N МР2/5-54/102-27-2/2932 (т. 2 л.д. 9) Общество просило ГУ "Каджеромское лесничество" и администрацию сельского поселения "Каджером" предоставить информацию о местах складирования порубочных остатков.
Администрация сельского поселения "Каджером" в ответе на запрос Общества от 05.08.2016 N 415 сообщила, что на землях поселения отсутствуют места, отведенные для складирования порубочных остатков (т. 2 л.д. 11).
В ответе на письмо ответчика от 08.08.2016 N 479 ГУ "Каджеромское лесничество" сообщило, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (т. 2 л.д. 10).
Согласно акту осмотра места рубок от 27.07.2016, составленному лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) - руководителем Чикшинского участкового лесничества Рочевым С.А. в присутствии представителя Общества Жарова А.А., произведен осмотр мест рубок в кварталах N 29-31 Чикшинского участкового лесничества по договору аренды лесного участка от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ, в ходе которого выявлено следующее нарушение: неочистка мест рубок на площади 2,1204 га. Заключение по акту: в результате осмотра места рубок установлено, что площадь не очищена от порубочных остатков, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок на период пожароопасного сезона, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, что является нарушением Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 N 417. По результатам осмотра будет составлено претензионное письмо на устранение выявленных нарушений и отправлено уведомление на составление протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 115).
Согласно акту осмотра места рубок от 27.07.2016, составленному лесничим (старшим государственным инспектором по охране леса) - руководителем Чикшинского участкового лесничества Рочевым С.А. в присутствии представителя Общества Жарова А.А., произведен осмотр мест рубок в кварталах N 16, 28-33 Чикшинского участкового лесничества по договору аренды лесного участка от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ, в ходе которого выявлено следующее нарушение: неочистка мест рубок на площади 4,4856 га. Заключение по акту: в результате осмотра места рубок установлено, что площадь не очищена от порубочных остатков, заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок на период пожароопасного сезона, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, что является нарушением Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2007 N 417. По результатам осмотра будет составлено претензионное письмо на устранение выявленных нарушений и отправлено уведомление на составление протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 116).
Акты осмотра мест рубок направлены истцом в адреса ответчика совместно с претензионным письмом и уведомлением о времени и месте составления протокола об административных правонарушениях направлены с сопроводительным письмом от 27.07.2016 N 447 (т. 1 л.д. 54).
Представитель ответчика в обоих актах указал на несогласие с ними, представил пояснения, в которых указал, что до окончания срока действия указанных договоров аренды после завершения строительно-монтажных работ по строительству ЛЭП подрядчиком выполнены работы по технической и биологической рекультивации лесных участков, предусмотренные проектом, претензий к качеству выполнения указанных работ со стороны заказчика нет, о чем 06.06.2016 между заказчиком и подрядчиком составлены и подписаны акты освидетельствования работ по технической и биологической рекультивации лесных участков (т. 1 л.д. 116).
Приказом главного лесничего ГУ "Каджеромское лесничество" от 31.10.2016 N 39-П инженеру по охране и защите леса ГУ "Каджеромское лесничество" выдано плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков (т. 1 л.д. 59).
Согласно отчету о выполнении планового (рейдового) задания 01.11.2016 с 9 до 12 часов был обследован лесной участок согласно договорам аренды от 15.07.2014 N С0990507/33/14-АЗ и от 02.09.2015 N С0990507/12/15-АЗ, в результате чего установлено, что порубочные остатки по-прежнему уложены в два вала в 10 метрах от стен леса, которые расположены на всем протяжении вырубленных лесных участков, заготовленная древесина уложена в штабеля 2-5 куб. м, которые по-прежнему не опаханы минерализованной полосой (т. 1 л.д. 60).
Постановлением о назначении административного наказания от 31.10.2016 N 371 (т. 1 л.д. 50-52) по факту оставления порубочных остатков Общество признано виновным в нарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 06.03.2017 по делу N 12-37/2017 постановление о назначении административного наказания от 31.10.2016 N 371 изменено в части примененного административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей, произведена замена на штраф в размере 150 000 рублей (т. 2 л.д. 49-51).
Решением Верховного суда Республики Коми от 26.04.2017 решением Печорского городского суда Республики Коми от 06.03.2017 по делу N 12-37/2017 оставлено без изменения (т. 2 л.д. 52-54).
Ответчиком в материалы дела представлен акт патрулирования территории лесного фонда от 19.11.2015 (представлен в электронном виде) на территории арендуемых лесных участков, согласно которому порубочные остатки уложены в валы не менее 10-12 метров от стены леса, вырубленная древесина уложена в штабеля, на момент проведения патрулирования нарушений лесного законодательства не установлено.
Также Обществом представлен акт приемки законченного строительством объекта рабочей комиссией от 20.04.2016 - ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта" (т. 1 л.д. 86-87).
Письмом от 24.11.2016 N МР2/5-54/112-18-2/4969 (т. 2 л.д. 71) Общество направило в адрес акты приема-передачи лесных участков по договорам аренды от 15.07.2014 и от 02.09.2015 (т. 2 л.д. 93-94), указав, что работы по технической и биологической рекультивации подтверждаются исполнительной документацией.
К письму Обществом приложены акты освидетельствования выполненных работ от 06.06.2016 (т. 2 л.д. 91-92), подписанные представителями ответчика и ООО "Механизированная колонна 24", согласно которым к освидетельствованию предъявлены следующие работы: техническая рекультивация лесного участка после окончания строительства ВЛ-110 кВ Чикшино-КС-8 в рамках объекта "Строительство ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта", в том числе уборка строительного мусора, укладка древесины и порубочных остатков в валы с соблюдением противопожарных требований, планировка (выравнивание поверхности нарушенных земель) в местах монтажа анкерных опор с использованием ранее снятого плодородного слоя почвы; биологическая рекультивация (посев многолетних трав) на лесных участках после окончания строительства ВЛ-110 кВ Чикшино-КС-8 в рамках объекта "Строительство ВЛ-110 кВ для электроснабжения КС-8 Чикшинская в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта", в том числе облужение поверхности нарушенных земель (в местах выполнения планировки (выравнивания) с последующим посевом многолетних трав.
Письмом от 08.12.2016 N 945 Министерство ответило Обществу, что не может принять лесные участки, переданные по договорам аренды от 15.07.2014 и от 02.09.2015 в связи с неочисткой лесных участков от порубочных остатков, полученных при рубке лесных насаждений (т. 2 л.д. 80), пояснило, что приемка указанных лесных участков будет произведена после проведения очистки и представления утвержденного акта приемки-передачи рекультивированных земель.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу
пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (
статьи 309 и
310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу
пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных
статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из
пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (
статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с
частью 4 пункта 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов. При этом в этих целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (
пункт 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае, исходя из положений пунктов 1.3 договора, лесные участки передавались Обществу для строительства ВЛ-110 для электроснабжения КС-8 "Чикшинская" в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта".
В соответствии с
пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен
статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и
Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 16 Правил N 223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Таким образом, на Общество как лесопользователя в силу действующего лесного законодательства возложена обязанность осуществлять очистку мест рубок, при этом соответствующая очистка должна производиться одновременно с рубкой лесных насаждений.
Соответствующая обязанность, в том числе по соблюдению правил санитарной, пожарной безопасности в лесах, осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, возложена на арендатора в рамках договоров аренды (пункты 6.4.1, 6.4.13, 6.4.17).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 34 которых просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что порубочные остатки являются горючими материалами, а в силу пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 предусмотрены такие способы очистки мест рубок, как разбрасывание измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, вывоз порубочных остатков в места их дальнейшей переработки и т.д.
Из изложенного следует, что такой способ очистки мест рубок, как сбор порубочных остатков в кучи и валы в рассматриваемом случае не является допустимым, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по договору аренды лесного участка.
Факт того, что Общество, осуществляя вырубку лесных насаждений на арендуемых участках при строительстве объекта ВЛ-110 для электроснабжения КС-8 "Чикшинская" в составе стройки СМГ "Бованенково-Ухта", не произвело надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков, подтверждается решением Печорского городского суда Республики Коми от 06.03.2017 по делу N 12-37/2017, а также отчетом инженера по охране и защите леса о выполнении планового (рейдового) задания, проведенного 01.11.2016. Указанный факт не опровергнут ответчиком, в связи с чем его доводы о том, что согласно акту от 19.11.2015 нарушений правил пожарной безопасности, правил санитарной безопасности и правил заготовки древесины выявлено не было, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае правовое значение имеют результаты проверки по окончании срока действия договоров аренды.
Также подлежат отклонению доводы заявителя относительно того, что требования Министерства об очистке территории лесных участков от порубочных остатков не связаны с исполнением обязательств в рамках договора, так как обязанность произвести очистку переданных Обществу в аренду лесных участков от порубочных остатков возложена на ответчика пунктами 6.4.5 договоров, согласно которым арендатор после окончания срока действия договора обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Согласно
пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Пунктами 10.1 договора установлено, что договор аренды прекращается по истечении его срока действия и исполнения пункта 6.4.5 договора.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, настоящее дело правомерно рассмотрено Арбитражным судом Республики Коми как спор, вытекающий из неисполнения обязательств по договору.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения вынесенного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь
статьями 258,
268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.08.2017 по делу N А29-12490/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА