Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 02АП-2186/2024 по делу N А29-15165/2023
Требование: Об аннулировании лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 02АП-2186/2024 по делу N А29-15165/2023
Требование: Об аннулировании лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2024 г. по делу N А29-15165/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В., судей Бычихиной С.А., Волковой С.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
при участии в судебном заседании представителя заявителя - Югрина А.В., действующего на основании доверенности от 19.06.2024.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеграл-Сервис"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.02.2024 по делу N А29-15165/2023
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН: 1041100434825)
к обществу с ограниченной ответственностью "Интеграл-Сервис" (ИНН: 1102081025, ОГРН: 1181121002589)
об аннулировании лицензии,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - заявитель, Управление, ГУ МЧС России по Республике Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интеграл-Сервис" (далее - ответчик, Общество, ООО "Интеграл-Сервис") об аннулировании лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N Л014-00101-11/00117996 от 12.12.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.02.2024 по делу N А29-15165/2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Интеграл-Сервис" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что информация о регистрации обособленного подразделения ответчика без открытия отдельного расчетного счета в банке и ведения расчетов с контрагентами вне головной организации в выписке ЕГРЮЛ не указывается ИФНС в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". ООО "Интеграл-Сервис" отмечает, что вывеску и реквизиты на многоквартирном жилом доме поместить не представляется возможным ввиду отсутствия согласования с остальными собственниками помещений МКД; на первом этаже имеется почтовый ящик с указанием номера помещения. Из апелляционной жалобы также следует, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв с 13.05.2024 до 27.05.2024.
27.05.2024 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Бычихину С.А., после замены судей рассмотрение дела начато с самого начала.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство отложено с 27.05.2024 на 14 часов 40 минут 24.06.2024. Протокольным определением заявителю предложено представить доказательства соблюдения установленной статьей 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" процедуры аннулирования лицензии (в части приостановления действия лицензии лицензирующим органом до обращения в суд).
ГУ МЧС России по Республике Коми во исполнение определения суда пояснило, что не приостановление действия лицензии в порядке статьи 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не нарушает права Общества в рассматриваемом случае, поскольку в адрес ответчика направлено четыре предупреждения в целях побуждения к устранению выявленного нарушения. В подтверждение своей правовой позиции Управление ссылается на сложившуюся судебную практику Арбитражного суда Нижегородской области, Арбитражного суда г. Москвы, Арбитражного суда Республики Коми.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 24.06.2024 на 15 часов 20 минут 08.07.2024.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Волкову С.С., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Коми поддержал занятую по делу правовую позицию.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Интеграл-Сервис" имеет лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N Л014-00101-11/00117996 от 12.12.2018.
В рамках проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований при осуществлении лицензируемой деятельности, проведена сверка сведений о лицензиях, предоставленных Главным управлением МЧС России по Республике Коми, размещенных на официальном интернет-сайте МЧС России (https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search), и сведений о юридических лицах, размещенных на официальном интернет-сайте Федеральной налоговой службы России (https://egrul.nalog.ru).
В ходе сверки установлено, что согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий МЧС России, ООО "Интеграл-Сервис" зарегистрировано по адресу: <...>.
Наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствующую запись в реестре лицензий включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и сведения о видах работ (услуг), которые имеет право выполнять (оказывать) лицензиат, по каждому из указанных адресов (абзац 5 статьи 24.1 Закона N 69-ФЗ).
Так, в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности Общества в реестре лицензий, указан адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 2/15, 3 этаж, 1, 2.
При этом согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по состоянию на 23.11.2023 (выписка N ЮЭ9965-23-163006708), информация о регистрации филиала по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 2/15, 3 этаж, 1, 2) отсутствует.
В рамках предупреждения нарушений дополнительных условий осуществления лицензируемой деятельности 18.10.2022 лицензирующим органом в адрес ООО "Интеграл-Сервис" направлено предупреждение N 28 о нарушении лицензионных требований (N ИВ-186-4-738 от 18.10.2022) (дополнительно направлено на адрес электронной почты denisshtin@yandex.ru), уведомление об исполнении требований которого с приложением подтверждающих документов предписано предоставить в отделение лицензионного контроля, организации контроля за оборотом пожарно-технической продукции и предоставления государственных услуг управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми в срок до 15.12.2022.
В связи с отсутствием уведомления об исполнении указанного предупреждения 09.02.2023 лицензирующим органом в отношении ООО "Интеграл-Сервис" составлен протокол об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 20.02.2023 по делу N 5-44/2023 ООО "Интеграл-Сервис" назначено административное наказание в виде предупреждения.
Учитывая тот факт, что Обществом не предприняты действия по устранению выявленных нарушений 24.01.2023 лицензирующим органом в адрес Общества повторно направлено предупреждение N 16 о нарушении лицензионных требований (N ИВ-186-4-85) (с досылом на адрес электронной почты denisshtin@yandex.ru), уведомление об исполнении требований которого с приложением подтверждающих документов предписано предоставить в отделение лицензионного контроля, в срок до 03.03.2023. До настоящего времени предупреждение не исполнено, при этом, в адрес лицензирующего органа 02.03.2023 поступило уведомление об исполнении предупреждения путем создания обособленного подразделения, что, в свою очередь, подтверждает факт получения Обществом предупреждения N 16 о нарушении лицензионных требований.
В то же время при создании обособленного подразделения Обществом не учтены дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности, предусмотренные статьей 24.3 Закона N 69-ФЗ, которые определяют, что в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала.
Указанные дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности, введены с 09.12.2021 Федеральным законом от 11.06.2021 N 168-ФЗ и направлены на совершенствование лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В целях побуждения Общества к устранению нарушений лицензионных требований 08.06.2023 лицензирующим органом в адрес Общества направлено третье предупреждение N 45 о нарушении лицензионных требований (N ИВ-1864-494) (с досылом на адрес электронной почты denisshtin@yandex.ru), уведомление об исполнении, требований которого с приложением подтверждающих документов предписано предоставить в отделение лицензионного контроля, в срок до 30.06.2023). До настоящего времени предупреждение не исполнено.
22.09.2023 лицензирующим органом в адрес Общества направлено четвертое предупреждение N 93 о нарушении лицензионных требований (N ИВ-186-4-836) (с досылом на адрес электронной почты denisshtin@yandex.ru), уведомление об исполнении требований которого с приложением подтверждающих документов предписано предоставить в отделение лицензионного контроля, в срок до 03.11.2023, до настоящего времени предупреждение не исполнено.
В целях установления факта наличия или отсутствия Общества по заявленным адресам сотрудниками лицензирующего органа 20.11.2023 осуществлен выезд по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий: 169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 2/15, 3 этаж, 1, 2 и адресу места нахождения (регистрации) Общества: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Победы, д. 2, кв. 42.
В ходе выезда установлено, что по адресу: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Победы, д. 2, кв. 42, располагается многоквартирный жилой дом, вывески и реквизиты Общества на здании отсутствуют; по адресу: 169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 2/15, 3 этаж, 1, 2, располагается офисное здание, вывески и реквизиты Общества на здании и третьем этаже также отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГУ МЧС в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об аннулировании выданной ООО "Интеграл-Сервис" лицензии N Л014-00101-11/00117996 от 12.12.2018.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регламентированы положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Пунктом 2 статьи 3 названного Закона определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Под лицензионными требованиями понимаются обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации.
Статьей 13 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление, в котором указывается, в том числе, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, и (или) другие данные, которые позволяют идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности (пункт 1 части 1).
В силу пункта 8 части 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ внесение изменений в реестр лицензий осуществляется, в частности, в случае изменения места осуществления лицензируемого вида деятельности.
До внесения изменений в реестр лицензий лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий (пункт 1 части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Согласно статье 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала.
В соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 69-ФЗ заявление о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", подается в лицензирующий орган в течение десяти рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость внесения изменений в реестр лицензий.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128).
Согласно пункту 51(4) Положения N 1128 при выявлении лицензирующим органом нарушения лицензиатом требований, установленных статьями 24.1 и (или) 24.3 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пунктами "а", "в" и "г" пункта 4 настоящего Положения, лицензирующий орган направляет лицензиату соответствующее предупреждение.
В силу статьи 24.2 Закона N 69-ФЗ лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии в случае выявления систематических (не менее двух раз в течение трех лет) или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом устанавливается срок, не превышающий девяноста календарных дней, для устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения лицензионных требований не допускается без предварительного предупреждения лицензиата и без предоставления ему времени для устранения этих нарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в одном из следующих случаев:
нарушение лицензиатом лицензионных требований, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства;
непредставление в установленный срок информации, предусмотренной частью третьей статьи 24.3 настоящего Федерального закона, либо представление недостоверной или искаженной информации;
неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 24.2 Закона N 69-ФЗ неустранение лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии решением суда.
В рассматриваемом случае Управление четыре раза направляло в адрес ООО "Интеграл-Сервис" предупреждения о нарушении лицензионных требований (от 18.10.2022 N ИВ-186-4-738, от 24.01.2023 N 16, от 08.06.2023 N ИВ-186-4-494, от 22.09.2023 N ИВ-186-4-836), однако в установленный ГУ МЧС России по Республике Коми срок нарушения статьи 24.3 Закона N 69-ФЗ лицензиатом не устранены.
Указанное подтверждает игнорирование и пренебрежительное отношение общества к соблюдению лицензионных требований.
Изложенные обстоятельства являются достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии Общества на основании абзаца 4 части 3 статьи 24.2 Закона N 69-ФЗ.
Принимая во внимание наличие предусмотренных статьями 24.2, 24.3 Закона N 69-ФЗ оснований, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование об аннулировании лицензии N Л014-00101-11/00117996 от 12.12.2018 на осуществление предпринимательской деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Данная мера воздействия на лицензиата соразмерна и соответствует характеру совершенного деяния, степени его вины и последствиям нарушения, направлена на защиту общественных интересов и применена судом по итогам исследования всех обстоятельств дела.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.02.2024 по делу N А29-15165/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.02.2024 по делу N А29-15165/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интеграл-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.МИНАЕВА
Судьи
С.А.БЫЧИХИНА
С.С.ВОЛКОВА