Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 N 02АП-1301/2024 по делу N А29-8999/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 N 02АП-1301/2024 по делу N А29-8999/2023
Требование: О признании недействительным ненормативного правового акта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2024 г. по делу N А29-8999/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Волковой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2024 по делу N А29-8999/2023
по заявлению администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ИНН: 1101482338, ОГРН: 1021100517140)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (ИНН: 1101462050, ОГРН: 1041100434825)
третьи лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
о признании недействительным предписания в части,
установил:
администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с уточненным заявлением о признании пунктов 12, 26, 27, 28 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Республике Коми) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 28.04.2023 N 2304/021-11-58В/ПВП незаконными.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство).
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и признать недействительными пункты 12, 26, 27, 28 предписания от 28.04.2023.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемое предписание не содержит указания на конкретные действия по устранению Администрацией нарушений, что исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства, и свидетельствует о несоответствии предписания критерию исполнимости. Также заявитель полагает, что в связи с тем, что граница государственного лесного фонда на местности в районе ул. Янтарной пгт. Седкыркещ не определена, создание противопожарного расстояния на данном участке Администрацией может привести к привлечению органа местного самоуправления к административной ответственности за незаконную рубку насаждений.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.02.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.02.2024 в соответствии с
абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со
статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 12.04.2023 ГУ МЧС России по Республике Коми в период с 17 по 28 апреля 2023 года в отношении Администрации проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности при подготовке населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров к пожароопасному сезону 2023 года.
Результаты проверки отражены в акте от 28.04.2023. В целях устранения допущенных нарушений в адрес Администрации направлено предписание от 28.04.2023.
Не согласившись с пунктами 12, 26, 27, 28 предписания (с учетом уточнения требований), Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно
части 1 статьи 198,
статей 200,
201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в
пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктами 12, 27 предписания установлено нарушение Администрацией
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
пункта 4 статьи 4,
статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
части 9 статьи 14,
пунктов 8,
10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Нарушение выразилось в том, что противопожарные расстояния от границ застройки населенного пункта с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) составляет менее 30 м (район ул. Янтарная; район м. Радиоцентр: западная и северная стороны от домов NN 29 и 29/1 по Ухтинскому шоссе).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно
статье 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
статье 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
(статья 1).
Защита населения и его имущества от природных пожаров входит в сферу интересов граждан, проживающих на территории поселений, муниципальных и городских округов.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Статьями 14,
16 Закона N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округов относятся первичные меры пожарной безопасности.
Часть 5 статьи 21 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке.
Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу
части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
На основании
части 4 статьи 4 Закона 123-ФЗ, в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В рассматриваемом случае ответчиком выявлено нарушение Администрацией требований
статьи 69 Закона N 123-ФЗ, которой установлены требования к противопожарным расстояниями между зданиями, сооружениями и лесничествами.
Частью 1 статьи 69 Закона N 123-ФЗ установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Согласно
части 2 статьи 69 Закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
В силу
пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.
Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях различных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Установленное
пунктом 4.14 СП 4.13130.2013 техническое регулирование в области пожарной безопасности, предусматривающее нормированное расстояние от границ застройки городских и сельских поселений, а также домов и хозяйственных построек на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах, направлено на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, в целях предотвращения пожара, установленных Федеральным
законом N 123-ФЗ (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N АПЛ20-255).
Ранее принятым "
СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным
постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, устанавливались следующие нормативы противопожарного расстояния: расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м (
пункт 5* приложения 1*).
Следовательно, утвержденные
СП 4.13130.2013 нормативные расстояния до лесных насаждений не установили более высокие требования пожарной безопасности, чем действовали ранее, на что правильно указано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах Администрация обязана соблюдать нормативно установленные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород. Требования предписания ответчика в указанной части законны.
Как следует из текста оспариваемого предписания от 28.04.2023, противопожарные расстояния от границ застройки населенного пункта с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) составляет менее 30 м - район ул. Янтарная; район м. Радиоцентр: западная и северная сторон от домов NN 29 и 29/1 по Ухтинскому шоссе.
Следовательно, нормативно установленное требование о размере противопожарных расстояний в данном случае нарушено.
Пунктом 26 предписания установлено нарушение Администрацией
пункта 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479).
Нарушение выразилось в том, что в целях исключения возможного перехода лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на территории населенного пункта Эжвинский район (п. Радиоцентр) не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м (до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима).
В
пункте 70 Правил N 1479 предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Администрацией, на территории населенного пункта Эжвинский район (п. Радиоцентр) не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м (до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима).
Пунктом 28 предписания установлено нарушение Администрацией
статьи 69 Закона N 69-ФЗ,
пункта 65 Правил N 1479.
Нарушение выразилось в том, что допускается сплошная застройка в противопожарных разрывах между муниципальными жилыми домами и лесным массивом, хозяйственными постройками (район м. Радиоцентр: западная и северная сторон от домов NN 29 и 29/1 по Ухтинскому шоссе)
Согласно
пункту 65 Правил N 1479 запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
Нарушение указанного требования
Правил N 1479 заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда о том, что предписание ответчика об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части
пунктов 12,
26,
27,
28 от 28.04.2023 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции в порядке
части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании указанного предписания недействительным.
Аргумент Администрации о неисполнимости предписания подлежит отклонению, поскольку какие-либо доказательства, подтверждающие, что заявителем были предприняты необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства, однако их реализация оказалась невозможной по причинам, не зависящим от заявителя и носящим неустранимый, объективный характер, не представлены.
Предписание содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормы действующего законодательства и является реально исполнимым. При конкретных обстоятельствах настоящего дела оспариваемое предписание ответчика не противоречит приведенным выше положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя. Способ исполнения предписания с учетом его содержания должен быть определен хозяйствующим субъектом самостоятельно. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое предписание не содержит.
При этом, как правильно указано в решении, в оспариваемом предписании на Администрацию не возлагается обязанность производить именно рубки леса, а указано на необходимость устранения нарушения, выразившегося в неразработке мер пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний, обеспечивающих нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничестве до зданий.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2024 по делу N А29-8999/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со
статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2024 по делу N А29-8999/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьями 291.1 -
291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
Е.В.МИНАЕВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
С.С.ВОЛКОВА