Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А43-34006/2011
Требование: О признании недействительным предписания государственного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по делу N А43-34006/2011
Требование: О признании недействительным предписания государственного органа об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. по делу N А43-34006/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.06.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела государственного пожарного надзора по г. Дзержинску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2012
по делу N А43-34006/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Агросерв" (ОГРН 1025201742576, ИНН 5249008462, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Индустриальная, д. 1)
о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора по г. Дзержинску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 29.09.2011 N 387/1/84,
при участии:
от открытого акционерного общества "Агросерв" - Рыженкова А.В., генерального директора на основании протокола от 28.05.2010, Айбятуллина Т.А. по доверенности от 05.10.2011,
и
установил:
открытое акционерное общество "Агросерв" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора по г. Дзержинску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ОГПН по г. Дзержинску) от 29.09.2011 N 387/1/84.
Решением от 06.02.2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
ОГПН по г. Дзержинску не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
ОГПН по г. Дзержинску, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда отменить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.06.2012 объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 20.06.2012.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора г. Дзержинска по пожарному надзору от 17.01.2011 N 13 инспектором ОГПН по г. Дзержинску в период с 21.02.2011 по 04.03.2011 проведена плановая выездная проверка территорий, зданий и помещений ОАО "Агросерв", расположенных по адресам: г. Дзержинск, ул. Индустриальная, д. 1, пер. Гаражный, д. 1, 4; ул. Красноармейская, д. 5; ул. Пушкинская, д. 20; пр-т Ленина, д. 10а; ул. Клюквина, д. 9.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 22.03.2011 N 13/1/305 об устранении требований пожарной безопасности.
На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Дзержинска по пожарному надзору от 11.08.2011 N 387 инспектором ОГПН по г. Дзержинску в период с 02.09.2011 по 29.09.2011 проведена внеплановая выездная проверка территорий, зданий и помещений Общества в целях контроля за выполнением предписания от 22.03.2011 N 13/1/305, в ходе которой установлено неисполнение пунктов 4, 30, 31, 39, 43, 54, 55, 66 - 68, 70 - 74, 87, 88, 95, 96, 102, 104, 105, 110, 111, 114, 115, 120, 121, 125, 126, 132 - 136, 139 - 141, 143 - 149, 152 - 159, 162, 163, 165, 167, 173 - 176, 182, 183, 186, 191, 192, 193, 195, 196, 198, 204, 205, 209, 211 - 213, 235, 264, 265, 271, 277, 278, 280, 303, 304 данного предписания.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.09.2011 N 387, на основании которого ОАО "Агросерв" выдано предписание от 29.09.2011 N 387/1/84 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 20.02.2012.
Общество не согласилось с предписанием от 29.09.2011 N 387/1/84 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 60 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент), по результатам проверок государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки установленной формы (акт проверки органа) в двух экземплярах.
В случае выявления при проведении проверки нарушений лицом, в отношении которого проводится проверка, обязательных требований пожарной безопасности государственный инспектор (государственные инспектора) по пожарному надзору, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны) выдать предписание (предписания) по устранению нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание по снятию с производства (пункт 70 Административного регламента).
Право государственных инспекторов по пожарному надзору давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности закреплено и в статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ, а также подпункте 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
В силу статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Правилами пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, установлены требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений.
Согласно подпункту 2 пункта 38 ППБ 01-03 при аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа здания.
В рассматриваемом случае, как установил суд и усматривается из материалов дела, в акте проверки от 29.09.2011 N 387, на основании которого ОАО "Агросерв" выдано предписание от 29.09.2011 N 387/1/84, Общество не поименовано, а в качестве лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указаны арендаторы зданий и помещений Общества, а именно: общество с ограниченной ответственностью ПКФ "Гермаст", общество с ограниченной ответственностью "Горизонт НН", индивидуальные предприниматели Гулаков А.М., Ширяев А.Ю., Ломтадзе Е.И., Куранов А.В., Семенов А.Б., Ваганова С.А., директор общества с ограниченной ответственностью "Юлия" Ракчеев Д.В.
При этом в ходе проведения проверки ОАО "Агросерв" были представлены инспектору ОГПН по г. Дзержинску договоры аренды, заключенные с указанными арендаторами, по условиям которых арендатор обязуется соблюдать в арендуемом помещении в том числе требования Правил пожарной безопасности.
По результатам проверки инспектором ОГПН по г. Дзержинску были составлены в отношении арендаторов протоколы об административных правонарушениях и вынесены в отношении них отдельные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В отношении ОАО "Агросерв" также был составлен протокол об административном правонарушении от 30.09.2011 N 651, который инспектором направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка N 1 г. Дзержинска для привлечения Общества к административной ответственности на основании части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания от 22.03.2011 N 13/1/305.
По результатам рассмотрения дела N 5-650/2011 мировой судья прекратил производство по данному делу ввиду отсутствия состава правонарушения в действиях Общества, установив, что ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности за установленные в ходе проверки нарушения лежит на арендаторах, с которыми у ОАО "Агросерв" заключены договоры аренды.
Кроме того, мировым судьей установлено, что инспектором необоснованно вменено непосредственно Обществу такое нарушение как "наличие на прилегающей территории с восточной стороны на расстоянии менее 15 метров от здания грузовых контейнеров", поскольку указанные контейнеры принадлежат обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ-Гермаст", вследствие чего именно оно несет ответственность за их размещение. При этом постановлением инспектора ОГПН по г. Дзержинску от 17.03.2011 директор общества с ограниченной ответственностью "ПКФ-Гермаст" Колпаков В.М. за данное нарушение привлечен к административной ответственности.
На этом основании суд первой инстанции со ссылкой на часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно указал, что данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспектора ОГПН по г. Дзержинску оснований для вынесения оспариваемого предписания в отношении заявителя.
При таких обстоятельствах предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд правомерно удовлетворил требования Общества.
Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ОГПН по г. Дзержинску по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2012 по делу N А43-34006/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела государственного пожарного надзора по г. Дзержинску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ