Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А39-4345/2011
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений путем создания и ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения населения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 по делу N А39-4345/2011
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений путем создания и ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения населения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2012 г. по делу N А39-4345/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.07.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" (Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Баево, ИНН 1310188611, ОГРН 1055901632159)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2012
по делу N А39-4345/2011,
принятое судьей Полубояровой Г.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий по Республике Мордовия от 31.08.2011 N 103/3/4/57,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" - Кузнецова Е.Г. по доверенности от 01.09.2011 N 7 сроком действия до 01.09.2012,
и
установил:
открытое акционерное общество "мясокомбинат "Оброченский" (далее - Общество, ОАО "Мясокомбинат "Оброченский", Мясокомбинат) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствия стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - Управление, уполномоченный орган, ГУ МЧС по РМ) от 31.08.2011 N 103/3/4/57.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2012 Мясокомбинату отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Мясокомбината поддержал позицию своего доверителя, изложенную в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Уполномоченный орган, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в судебное заседание не направил. В отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании распоряжения заместителя руководителя ГУ МЧС по РМ от 22.08.2011 N 103/03 в период с 29.08.2011 по 02.09.2011 должностное лицо Управления осуществило проверку ОАО "Мясокомбинат "Оброченский", расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Баево, ул. Ленинская, д. 1а, на предмет соблюдения последним требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе осуществления проверочных мероприятий должностное лицо Управления выявило отсутствие локальной системы оповещения населения. Обществом не представило техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения (согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и учрежденное руководителем потенциально опасного объекта); проект на создание локальной системы оповещения (разрабатывается проектными организациями); акт соответствия локальной системы оповещения и приема системы в эксплуатацию.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.08.2012 N 103/3.
По окончании проверки 31.08.2011 уполномоченный орган выдал Мясокомбинату предписание об устранении в срок до 01.03.2012 нарушения положений статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" путем создания и ввода в эксплуатацию локальной системы оповещения населения.
Не согласившись с указанным предписанием, Мясокомбинат обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства по чрезвычайным ситуация России от 18.06.2003 N 313.
В пункте 3 ППБ 01-03 указано, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно оспариваемому предписанию Мясокомбинат допустил нарушение положений статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (далее - Постановление N 178), что выразилось в отсутствии на предприятии локальной системы оповещения населения.
В статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ указано, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 4 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрена организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта "г" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) и приложению N 2 к нему к категории опасных производственных объектов относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются перечисленные в указанном приложении опасные вещества, а также получаются особого вида вещества; используется определенного типа оборудование либо оборудование, работающее при определенных условиях; ведутся соответствующего вида работы и работы в соответствующих условиях.
Приложение N 1 к Закону о промышленной безопасности содержит перечень опасных производственных объектов.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 28.02.2003 N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, которые предназначаются для применения, в частности, организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения (далее - Требования N 105).
В соответствии с пунктом 1 Требований N 105 потенциально опасными объектами являются объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.
В данном случае производственной деятельностью ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" является переработка мяса, выпуск и реализация мясной продукции, предусматривающая использование холодильных установок, в качестве хладагента в которых применяется сильнодействующее вещество - аммиак. В технологической системе в ресиверах находится 15 м 3 аммиака.
Согласно свидетельству о регистрации серия АВ 248340 N А45-00401 от 25.08.2011, выданному Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора, в государственном реестре опасных производственных зарегистрированы опасные производственные объекты, эксплуатируемые Мясокомбинатом: 1) система газопотребления предприятия (регистрационный номер А45-00401-0001, дата регистрации 28.11.2000); 2) аммиачно-холодильная установка (регистрационный номер А45-00401-0004, дата регистрации 06.07.2006).
ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" имеет лицензию N ЭХ-45-000732 (Х) от 06.08.2010 (серия АВ N 208931) сроком действия до 23.04.2014 на осуществление деятельности по эксплуатации химически опасного производственного объекта (опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к гибели и имеющие характеристики, установленные пунктом 1 приложения 1 Закона о промышленной безопасности.
При установленных обстоятельствах ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" относится к категории опасного производственного объекта.
Согласно пунктам "а" и "г" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов несут организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
В соответствии с пунктом "з" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Обязанность создания и поддержки в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях возложена на организации Федеральным законом N 68-ФЗ (статья 14); каких либо исключений закон не содержит.
Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" предусмотрено, что в целях защиты населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), необходимо обеспечивать, начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
Пункт 2 Постановления N 178 устанавливает зоны действия локальных систем: извещение в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.
В пункте 3 Постановления N 178 разъяснено, что финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, осуществляется за счет собственных средств этих объектов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением N 178.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.10.2003 N 1544-р приказами МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90 и Минкультуры РФ N 376 утверждено Положение "О системах оповещения населения".
Положение "О системах оповещения населения" определяет назначение и задачи, а также порядок реализации мероприятий по совершенствованию систем оповещения, поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения населения.
Согласно пункту 3 Положения "О системах оповещения населения", система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О системах оповещения населения" системы оповещения создаются:
на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В соответствии с пунктом 11 Положения "О системах оповещения населения" основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Пунктом 1 Положения "О системах оповещения населения" предусмотрено, что установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для организаций и предприятий независимо от форм собственности.
Таким образом, предусмотренные действующим законодательством установление и эксплуатация систем оповещения является обязательным для Мясокомбината.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.10.2005 N 392 утверждено Положения "О системах оповещения гражданской обороны и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Положение РМ N 392).
Пунктом 4 Положения РМ N 392 предусмотрено, что системы оповещения Республики Мордовия включают в себя территориальную, городские, районные, локальные, объектовые системы оповещения и подвижные милицейские группы на автомобильной технике с громкоговорящими системами (далее - ПМГ).
Согласно пункту 28 Положения РМ N 392 оповещение населения о стихийных бедствиях, опасности поражения аварийно-химическими опасными веществами и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф осуществляется путем передачи экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях и действиях населения по местным сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения, локальным системам оповещения и вспомогательными средствами.
Таким образом, локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
При создании локальных сетей оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой центрального оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Пунктами 33, 34 и 35 Положения РМ N 392 предусмотрено, что локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к использованию руководителями соответствующих объектов.
Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Российской Федерации.
Городские, районные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальной системы оповещения Республики Мордовия.
Территориальная система оповещения Республики Мордовия и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
В соответствии с пунктом 27 Требований N 105 мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатываются в проекте строительства в составе специального раздела.
На основании пункта 36 Требований N 105 мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций в составе проекта строительства подлежат государственной экспертизе в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 68-ФЗ предполагаемые к реализации проекты и решения по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайной ситуации, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в целях проверки выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам (пункт 78 Требований N 105).
С учетом вышеприведенных правоположений, Мясокомбинат должен иметь локальную систему оповещения, отвечающую установленным требованиям.
24.12.2004 МЧС России утвердило "Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 4.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны.
На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию локальной системы оповещения.
Согласно пункту 4.37 Методических рекомендаций копии приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки и паспорт локальной системы оповещения направляются в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).
Таким образом, локальная система оповещения должна создаваться на потенциально опасном объекте не в произвольном порядке, а путем проведения конкретно определенного в законодательстве ряда мероприятий, при четком руководстве органа управления по делам гражданской обороны, в том числе, проведения с последним согласительных процедур.
Наличие на предприятии средств и механизмов, формально входящих и образующих локальную систему оповещения населения, но разработанных и установленных в нарушение процедур согласования, закрепленных в действующем законодательстве, не может свидетельствовать о наличии на предприятии системы локального оповещения населения, в том виде, в каком это требуется нормативно-правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что представленный Мясокомбинатом акт проверки (с видеосъемкой) локальной системы оповещения, а также работоспособности технических средств от 23.01.2012 не может быть принят во внимание, поскольку документы, подтверждающие наличие на предприятии системы оповещения населения, оформлены с нарушениями и не в полном объеме.
Установленное обстоятельство подтверждается отсутствием технического задания на создание локальной системы оповещения, согласованного с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны; проекта на создание локальной системы оповещения с прошедшей экспертизы в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте Российской Федерации и согласованного с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения; приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию.
В материалах дела отсутствуют доказательства обжалования в установленном законом порядке акта приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению об отсутствии на Мясокомбинате законченной в полном объеме локальной системы оповещения, в связи с чем ему правомерно предписано провести мероприятия по созданию и введению в эксплуатацию локальной системы оповещения населения и соответственно обеспечить ее техническое и программное сопряжение с системами оповещения.
Отдельно суд первой инстанции рассмотрел вопрос о соблюдении ГУ МЧС по РМ процедуры проведения проверки, составления необходимых документов, и не установил существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания предписания незаконным.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемое предписание Управления соответствует Федеральному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Закону о пожарной безопасности, Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону о промышленной безопасности, Постановлению N 178 и не нарушает права и законные интересы Мясокомбината в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Мясокомбината признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы ОАО "Мясокомбинат "Оброченский" и представленные в материалы дела документальные доказательства рассмотрены и оценены судом первой инстанции с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правомерно признаны несостоятельными.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2012 по делу N А39-4345/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2012 по делу N А39-4345/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мясокомбинат "Оброченский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
В.Н.УРЛЕКОВ