Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2015 N Ф01-4897/2015 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А79-8576/2014
Требование: О признании недействительными распоряжения уполномоченного органа о проведении проверки антимонопольного органа; предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности; незаконными действий по проведению плановой проверки.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А79-8576/2014
Требование: О признании недействительными распоряжения уполномоченного органа о проведении проверки антимонопольного органа; предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности; незаконными действий по проведению плановой проверки.
Решение: Требование удовлетворено.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А79-8576/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.09.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015
по делу N А79-8576/2014,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными распоряжения от 14.07.2014 N 76, предписания от 30.07.2014 N 76/1/06, акта проверки от 30.07.2014, представления от 25.09.2014 N 2646-2-6-13, принятых Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике, о признании незаконными действий по проведению плановой проверки,
без участия лиц,
и
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по Чувашской Республике, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными распоряжения от 14.07.2014 N 76, предписания от 30.07.2014 N 76/1/06, акта проверки от 30.07.2014, представления от 25.09.2014 N 2646-2-6-13, принятых Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - ГУ МЧС по Чувашской Республике), о признании незаконными действий по проведению плановой проверки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена прокуратура Чувашской Республики.
Решением от 15.06.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии признал незаконными действия ГУ МЧС по Чувашской Республике по проведению плановой проверки, недействительными распоряжение от 14.07.2014 N 7626 и предписание от 30.07.2014 N 76/1/06. В части признания недействительными акта проверки от 06.08.2014 N 76 и представления от 25.09.2014 N 2649-2-6-13 суд прекратил производство по делу, руководствуясь
пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ГУ МЧС по Чувашской Республике не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенных заявителю требований и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, ГУ МЧС по Чувашской Республике заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
УФАС по Чувашской Республике в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015 в обжалуемой части проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в
статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, распоряжением главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору о проведении плановой проверки органа государственной власти от 14.07.2014 N 76 назначена проверка в отношении УФАС по Чувашской Республике с целью выполнения пятилетнего плана проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы. Срок проведения проверки не более 20 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 18.07.2014, проверку окончить не позднее 30.07.2014.
В период с 22.07.2014 по 30.07.2014 была проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности органами власти, в том числе в отношении УФАС по Чувашской Республике, на объектах защиты, используемых ими в процессе осуществления своей деятельности, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности и реализации полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.07.2014 N 76.
По результатам проверки УФАС по Чувашской Республике выдано предписание от 30.07.2014 N 76/1/06 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Кроме того, в отношении специалиста 1-го разряда УФАС по Чувашской Республике Шелковой Е.В. были составлены протоколы N 675, 676 об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности на основании
частей 2,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, по результатам рассмотрения которого вынесено представление от 25.09.2014 N 2649-2-6-13.
УФАС по Чувашской Республике не согласилось с распоряжением, актом проверки, предписанием, представлением, действиями по проведению плановой проверки и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу
части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (
часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты; производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно
абзацу 1 статьи 6.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального
закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей
статьей.
В соответствии с
частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 28.06.2012 N 375 утвержден Административный
регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), согласно
пункту 2 которого исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется МЧС России и его территориальными органами.
В силу
статьи 29 Административного регламента деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ГПН) осуществляется в соответствии с: пятилетними планами проведения проверок органов власти, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориального деления (далее - пятилетний план); ежегодными планами проведения проверок объектов защиты, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - ежегодный план); ежегодными планами проведения проверок объектов защиты физических лиц - правообладателей, за исключением объектов защиты - жилых помещений (далее - ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей соответственно); планами-графиками государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей должностных лиц органов ГПН.
Согласно
статье 30 Административного регламента пятилетний
план, оформляемый в соответствии с приложением N 5 к настоящему Административному регламенту, разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане и утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане.
Ежегодный
план проверок физических лиц - правообладателей, оформляемый в соответствии с приложением N 6 к настоящему Административному регламенту, разрабатывается не позднее 15 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Ежегодный план разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
В ежегодный план включаются сведения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В ежегодном плане дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение проверки, наименование его правообладателя (правообладателей).
Пунктом 31 Административного регламента установлено, что основанием для включения плановой проверки органа власти в пятилетний план является истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органа власти.
В силу
статьи 37 Административного регламента проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки объекта защиты (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН установленной формы, а в отношении органов власти и физических лиц - правообладателей проводится на основании распоряжения, в котором указываются: наименование органа ГПН; фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; наименование органов власти или физических лиц - правообладателей, проверка которых проводится, место их нахождения; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; сроки проведения проверки; перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Как установил суд первой инстанции и следует из распоряжения главного государственного инспектора Чувашской Республики по пожарному надзору от 14.07.2014 N 76 о проведении плановой проверки УФАС по Чувашской Республике, проверка проводится с целью выполнения пятилетнего плана проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы.
Вместе с тем последняя плановая проверка в отношении УФАС по Чувашской Республике была проведена ГУ МЧС по Чувашской Республике в сентябре 2009 года (дата окончания 18.09.2009). Следовательно, проведение проверки органа государственной власти в связи с включением в пятилетний план могло быть не ранее 18.09.2014.
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, утвержденному приказом заместителем начальника ГУ МЧС России от 18.10.2013, в 2014 году было запланировано проведение проверок в отношении ряда органов исполнительной власти - Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, инспекций Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, Управления Судебного департамента в Чувашской Республике - Чувашии, Министерства юстиции Чувашской Республики, Прокуратуры Чувашской Республики, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике и других.
УФАС по Чувашской Республике в числе данных органов не было включено в ежегодный план проведения плановых проверок на 2014 год.
Согласно
части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям
пункт 7 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ относит нарушение требований, предусмотренных в том числе
частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
Таким образом, исходя из требований Федерального
закона N 69-ФЗ, Федерального
закона N 294-ФЗ проведение плановой проверки, не предусмотренной ежегодным планом, в отношении юридического лица не может быть признано законным.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия по проведению плановой проверки, распоряжение и предписание противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы УФАС по Чувашской Республике.
В нарушение
статьи 65 и
части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ГУ МЧС по Чувашской Республике не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с
частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование УФАС по Чувашской Республике в части признания незаконными действий ГУ МЧС по Чувашской Республике по проведению плановой проверки, недействительными распоряжения от 14.07.2014 N 76, предписания от 30.07.2014 N 76/1/06.
Основания для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии в обжалуемой части отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ГУ МЧС по Чувашской Республике удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015 по делу N А79-8576/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ