Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А43-21199/2012
Требование: О признании частично недействительным предписания государственного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А43-21199/2012
Требование: О признании частично недействительным предписания государственного органа об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N А43-21199/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2013.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коматовской Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" (ИНН 5047028579, ОГРН 1035009550080, г. Химки Московская область) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 по делу N А43-21199/2012,
принятое судьей Мустафаевым Г.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" о признании частично недействительным предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 05.05.2012 N 104/1/47.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочных представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Управлением надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление, административный орган) была проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" (далее - Общество) на предмет соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности в семейном торговом центре "МЕГА - Нижний Новгород", расположенном по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, д. Федяково.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.01-85*, СНиП 2.08.02-89*, НПБ 88-2001, Технических условий на проектирование противопожарной защиты Семейного торгового центра "МЕГА" от 25.07.2008 N 19-2-2-2533, а именно: люки выходов на кровлю из лестничных клеток гипермаркета АШАН выполнены не сертифицированными и не противопожарными; в ряде случаев в дверных проемах основных эвакуационных выходов из помещений бутиков установлены подъемно-опускные двери, ворота (рольставни); в офисных помещениях, помещениях арендаторов, на входе в здание пожарные извещатели установлены с нарушением норм пожарной безопасности либо отсутствуют; отделка путей эвакуации, кровли здания, теплоизоляции инженерных сетей выполнены горючими материалами, не отвечающими техническим требованиям пожарной безопасности и техническим условиям; при устройстве подвесного потолка нарушена карта орошения спринклерными оросителями, часть помещений не оборудованы спринклерными оросителями; часть помещений не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, не выполнено устройство системы автоматического водяного пожаротушения; в проходах мола при размещении киосков для торговли, мебели, оборудования, детской площадки, столиков для посетителей пожарная нагрузка превышает 50 МДж/кВ. м; система дымоудаления ДУ1 не обеспечивает свои параметры; подпор воздуха (PEF 5/1 - PEF 5/4) в лестничных клетках не соответствует нормативным требованиям; в автостоянке неисправна автоматическая пожарная сигнализация от ручного пожарного извещателя; автоматическую установку пожаротушения и внутренний противопожарный водопровод торгового центра обслуживает одна группа насосов; расстояние между линиями термокабелей составляет более половины нормативного; не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации с автостоянки; эвакуационные выходы из зоны "Мезонина" не соответствуют техническим нормам; система дымоудаления в помещениях, где предусмотрено применение механической (с использованием вентиляторов), выполнена посредством автоматически открывающихся люков; применена газодымозащитная штора, не имеющая соответствующего предела огнестойкости без применения дренчерной завесы; в зоне разгрузки прокладка кабельной линии системы оповещения и кабелей освещения осуществляется совместно; место зарядки электрокаров расположено в разгрузочной зоне, оборудованной спринклерной установкой водяного пожаротушения; запас модулей газового пожаротушения размещается в защищаемых помещениях; не каждая точка помещений орошается двумя струями по 5 л/с (по факту 1 ПК); в помещениях электрощитовых, расположенных в коридорах безопасности не выполнено устройство системы автоматического пожаротушения; в помещении зарядной установлено автоматическое водяное пожаротушение; в лестничной клетке допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности площадок лестниц; помещение электрощитовой с силовым электрораспределительным оборудованием не отделено от помещения общего объема противопожарными преградами с пределом огнестойкости REI 45.
По результатам проверки 27.04.2012 составлен акт N 104 и Обществу выдано предписание от 05.05.2012 N 104/1/47 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его частично недействительным.
Решением от 09.04.2013 суд отказал в удовлетворении требований в части признания недействительным предписания от 05.05.2012 N 104/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности относительно пунктов 1 - 13, 15 - 18, 20, 21, 23 - 25, 27 - 30, 32 - 39, 41 - 43, 45, 46, 48 - 52, 54 - 70. В отношении требований о признании недействительным предписания от 05.05.2012 N 104/1/47 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части пунктов 14, 19, 22, 26, 31, 40, 44, 47, 53, 64 производство по делу прекратил.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, в связи с чем просило решение суда в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество указало, что к акту проверки от 27.04.2012 N 104 не было приложено и Обществу не предоставлено техническое заключение, выполненное ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория", что является существенным нарушением прав и законных интересов Общества.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом необоснованно не приняты во внимание фотографии, опровергающие факт наличия в его действиях нарушений, указанных в пунктах 20, 66 оспоренного предписания.
Заявитель апелляционной жалобы отметил, что предметом проверки помимо прочего являлась проектная документация, которая может быть предметом только государственного строительного надзора.
Общество сослалось на наличие у него заключения от 07.02.2006 N 059-06/ГГЭ-3446/05 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, согласно которым объект капитального строительства Семейный торговый центр "МЕГА" соответствует требованиям технических регламентов в том числе и требованиям пожарной безопасности.
Общество указало, что проверенный торговый центр является объектом, спроектированным по специальным нормам, в связи с чем действия НПБ 88-2001 на него не распространяются.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие полномочных представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила) (действовали в момент спорных правоотношений) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Также требования пожарной безопасности закреплены в СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.01-85*, НПБ 110-03*, НПБ 88-2001*.
Из материалов дела следует, что Общество является лицом, ответственным за соблюдения требований пожарной безопасности в отношении семейного торгового центра "Мега".
Факт несоблюдения Обществом при эксплуатации данного объекта требований ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.01-85, НПБ 88-2001, Технических условий от 25.07.2008 N 19-2-2-2533 (пункты 1 - 13, 15 - 18, 20, 21, 23 - 25, 27 - 30, 32 - 39, 41 - 43, 45, 46, 48 - 52, 54 - 70 предписания от 05.05.2012) установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела (актом проверки от 27.04.2012 N 104, техническим заключением Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Нижегородской области").
Представленные Обществом в материалы дела фотографии (т. 2 л. д. 86 - 89) правомерно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку они были сделаны после проверки, в связи с чем не опровергают факт наличия в действиях Общества выявленных нарушений. Кроме того, акт проверки от 27.04.2012, в котором были отражены все выявленные нарушения, был подписан представителем Общества без замечаний.
Довод Общества о том, что семейный торговый центр "МЕГА" является объектом, спроектированным по специальным нормам, в связи с чем действия НПБ 88-2001 на него не распространяются, является несостоятельным.
Согласно пункту 1.3 раздела "Отступления от противопожарных требований норм" технических условий на проектирование противопожарной защиты семейного торгового центра "МЕГА" от 25.07.2008 N 19-2-2-2533 при проектировании и строительстве торгового центра, кроме требований настоящих технических условий, должны выполняться требования пожарной безопасности в том числе НПБ 88-2001* (т. 2 л. д. 34 - 51).
Ссылка Общества на заключения от 07.02.2006 N 059-06/ГГЭ-3446/05, от 04.10.2007 N 519-06/1-22-24 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отклоняется, поскольку из данных документов не следует, что Управлением выдавалось заключение о соответствии построенного объекта требованиям пожарной безопасности. В заключении от 07.02.2006 N 059-06/ГГЭ-3446/05 имеется лишь ссылка на наличие заключения государственной экспертизы Управления по разделу "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" проекта (т. 1 л. д. 62 - 63, 65 - 73).
Доводы Общества о существенном нарушении административным органом его прав и законных интересов ввиду отсутствия в приложениях к акту проверки от 27.04.2012 N 104 технического заключения ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория", отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не может быть расценено в качестве грубого нарушения, поименованного в статье 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и, как следствие, не влечет недействительности результатов проверки.
То обстоятельство что отделка путей эвакуации ограждающих конструкций реконструированных бутиков, обращенных в сторону основного эвакуационного прохода, выполнена пленкой ПВХ (поливинилхлоридной), показатели которой не отвечают требованиям пункта 6.25 СНиП 21-01-97*, зафиксировано актом проверки от 27.04.2012. Согласно справочнику пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения (под редакцией Баратова А.Н. и Корольченко А.Я.) поливинилхлорид является горючим веществом. Отрицая данное нарушение, Общество не представило сертификат пожарной безопасности на данную пленку, в связи с чем доводы Общества по этому эпизоду не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах предписание от 05.05.2012 N 104/1/47 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 07.05.2013 N 908 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2013 по делу N А43-21199/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИКЕА МОС (Торговля и недвижимость)" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.05.2013 N 908.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Н.КИРИЛЛОВА