Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А11-3448/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2012 по делу N А11-3448/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2012 г. по делу N А11-3448/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.09.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Муромский радиозавод" (ОГРН 1023302152213, ИНН 3307001867) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2012 по делу N А11-3448/2012, принятое судьей Мокрецовой Т.М. по заявлению открытого акционерного общества "Муромский радиозавод" о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району от 13.04.2012 N 183/10 о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Муромский радиозавод" - Павлов В.В. по доверенности от 05.05.2012 N 33, Галактионова Н.А. по доверенности от 11.01.2012 N 12; Главного управления МЧС России по Владимирской области - Авдеев К.В. по доверенности от 07.06.2012, Данилов И.И. по доверенности от 01.03.2012.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
открытое акционерное общество "Муромский радиозавод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району (далее - отдел, административный орган) от 13.04.2012 N 183/10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 12.07.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на нарушение судом норм материального права, а также на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал
Правила производства и приемки работ РД 78.145-93, сделав вывод об отсутствии у общества проектно-сметной документации по вопросам монтажа охранно-пожарной сигнализации в целом по зданию корпуса N 3.
В качестве доказательства монтажа сигнализации в соответствии с установленными требованиями обществом представлялся акт технического обследования от 14.01.2009, акт о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию и даны пояснения о проведении работ в соответствии с типовыми проектными решениями на монтаж сигнализации.
Представители общества в судебном заседании заявили ходатайство о приобщении к материалам дела копий следующих документов, а именно: предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 156/1/1-51 от 13.04.2012, возражения от 24.04.2012 N 711 о несогласии с предложенными мероприятиями предписания от 13.04.2012 N 156/1/1-51, письмо Главного управления МЧС по Владимирской области от 10.05.2012 N 402-2-4.
Представители пояснили, что данные документы, в частности письмо Главного управления МЧС по Владимирской области от 10.05.2012 N 402-2-4, не могли быть представлены в суд первой инстанции по причине получения данного письма факсимильной связью лишь 10.07.2012, т.е. уже после рассмотрения дела по существу и вынесения решения по делу.
Общество пояснило, что по результатам проведенной проверки в отношении общества административным органом было выдано предписание N 156/1/1-51 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, с которым общество не согласилось и подготовило возражение от 24.04.2012 N 711.
В ответе от 10.05.2012 на указанное возражение Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Владимирской области указало о снятии с контроля нарушения, установленного в пункте N 156/1/1-8 предписания, относительно несоответствия требованиям нормативных документов по пожарной безопасности системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Указанное обстоятельство, по мнению заявителя апелляционной жалобы, свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения в части вменения обществу нарушения требований пожарной безопасности к имеющейся системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Представители Главного управления МЧС России по Владимирской области в судебном заседании подтвердили факт снятия с контроля согласно письму от 10.05.2012 Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Владимирской области нарушения, отраженного в пункте 156/1/1-8 предписания, пояснив, что из-за отсутствия в акте проверки ссылок на нормы Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указанное в пункте 156/1/1-8 предписания правонарушение не может быть вменено обществу.
Руководствуясь
частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленное ходатайство и приобщил к материалам дела документы, обозначенные в ходатайстве заявителя.
Представители административного органа в судебном заседании просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Представители административного органа пояснили, что по первому эпизоду обществу было вменено выполнение проектных работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации без проекта. Однако пояснить, в соответствии с каким порядком, согласно
пункту 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", общество должно было выполнить автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, суду апелляционной инстанции не могли, ввиду отсутствия установленного порядка.
В связи со снятием с контроля Управлением надзорной деятельности - ГУ МЧС России по Владимирской области нарушения относительно системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (пункт N 156/1/1-8 предписания), спора в части отсутствия события правонарушения, выразившегося в нарушения обществом требований пожарной безопасности к имеющейся системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, административный орган с обществом не имеет.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном
статьями 258,
266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что должностными лицами отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району проведена проверка зданий, сооружений и помещений ОАО "Муромский радиозавод".
По результатам проверки вынесено предписание от 13.04.2012 N 156/1/1-51 об устранении обществом в срок 01.04.2013 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, и составлен акт проверки от 13.04.2012 N 156.
Государственным инспектором округа Муром и Муромского района 03.04.2012 составлен протокол N 183 о нарушении правил в области пожарной безопасности.
Протоколом зафиксированы два нарушения, выразившихся в выполнении без проекта автоматической пожарной сигнализации в корпусе N 3 и в несоответствии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
Административный орган счел, что обществом нарушен
пункт 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
пункт 98 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.08.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), а также
пункт 17 таблицы 2 раздела 7 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
13.04.2012 заместитель главного государственного инспектора округа Муром и Муромского района по пожарному надзору вынес постановление N 183/10 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, учитывая положения
части 4 статьи 20.4 Кодекса,
статей 1,
37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ пришел к выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого ему состава административного правонарушения, не усмотрев оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В силу
части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 Кодекса, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Статья 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что со дня вступления в силу указанного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона.
В силу
пункта 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03) наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно оспариваемому постановлению административного органа, а также приобщенного в суде апелляционной инстанции ответа ГУ МЧС России по Владимирской области от 10.05.2012 N 402-2-4 на возражения общества, следует, что одним из событий административного правонарушения явилось отсутствие у общества проекта на автоматическую пожарную сигнализацию на втором этаже в корпусе N 3.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Из представленных в материалы дела доказательств, а также пояснений представителей заявителя апелляционной жалобы, суд второй инстанции установил, что в качестве доказательств монтажа сигнализации в соответствии установленными требованиями обществом в материалы дела представлены Акт технического обследования от 14.01.2009, Акт о приемке технических средств сигнализации в эксплуатацию и даны пояснения о проведении работ в соответствии с типовыми проектными решениями.
Монтаж пожарной сигнализации был выполнен обществом на основании лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N 2/06889 от 30.03.2004, лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров N 1/12258 от 31.10.2007, в которой одним из видов работ значится выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Выявив и отразив в постановлении нарушение обществом
пункта 1 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ, административный орган в свою очередь не указал, каков порядок разработки и утверждения проектной документации в соответствии с указанной
нормой и в связи с какими нормами документы, представленные обществом в обоснование соблюдения требований, предъявляемых к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, не подлежат принятию во внимание в качестве подтверждения факта соблюдения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного органа не назвали суду норму, в соответствии с которой в целях
пункта 1 статьи 83 Федерального закона N 123-ФЗ проектная документация разрабатывается и утверждается (аудиозапись судебного заседания от 20.09.2012).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, вывод арбитражного суда в указанной части о доказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения является неверным.
Административный орган в постановлении также указал на нарушение обществом
пункта 17 таблицы 2 раздела 7 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу названной
нормы здания (сооружения) должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) соответствующего типа. В соответствии с
таблицей 2 допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Согласно
пункту 17 таблицы N 2 первый тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой.
В соответствии с пунктом 156/1/1/-8 предписания отдела N 156/1/1-51 обществу также вменено в срок до 01.04.2013 установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованием нормативных документов по пожарной безопасности.
Между тем однозначного вывода о том, к какому подразделению ОАО "Муромский радиозавод" относится данный пункт предписания, сделать нельзя, также не указано, в чем заключается несоответствие СОУЭ установленным правилам.
Из представленной в материалы дела документации следует, что на втором этаже 3 корпуса имеется система оповещения, смонтированная вместе с автоматической пожарной сигнализацией в январе 2009 года.
Кроме того, из ответа ГУ МЧС России по Владимирской области от 10.05.2012 N 402-2-4 на возражения общества, следует, что административный орган снял с контроля пункт 156/1/1/-8 предписания относительно нарушений, выявленных в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Таким образом, наличие вмененного обществу события административного правонарушения по данному факту административным органом также не подтверждено.
В соответствии с
частью 1 статьи 65,
частью 3 статьи 189 и
частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу
части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого
решения полностью или в части либо об изменении решения.
В рассматриваемом случае административный орган не доказал событие административного правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявленных ОАО "Муромский радиозавод" требований о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району от 13.04.2012 N 183/10 о привлечении к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене
решения арбитражного суда от 12.07.2012 на основании
пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Арбитражный суд Владимирской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь
статьями 266 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2012 по делу N А11-3448/2012 отменить, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Муромский радиозавод" - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности по округу Муром и Муромскому району от 13.04.2012 N 183/10 о привлечении к административной ответственности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
М.Н.КИРИЛЛОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА