Главная // Пожарная безопасность СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2020 N Ф07-14216/2020 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 N 13АП-20108/2020 по делу N А21-15631/2019
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендатора: О внесении изменений в договор.
Обстоятельства: Арендатор просит внести изменения в договор аренды лесного участка в части мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, при этом не представил доказательства существенного изменения условий (вида использования лесов или площади участка), из которых стороны исходили при заключении договора по результатам торгов.
Решение: Отказано.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 N 13АП-20108/2020 по делу N А21-15631/2019
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендатора: О внесении изменений в договор.
Обстоятельства: Арендатор просит внести изменения в договор аренды лесного участка в части мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, при этом не представил доказательства существенного изменения условий (вида использования лесов или площади участка), из которых стороны исходили при заключении договора по результатам торгов.
Решение: Отказано.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2020 г. N 13АП-20108/2020
Дело N А21-15631/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель не явился (извещен),
от ответчика: представитель Погорелюк Е.А., на основании доверенности от 20.01.2020, Третьяк В.Ю., на основании доверенности от 02.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20108/2020) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.06.2020 по делу N А21-15631/2019, принятое по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью "Ролес"
ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ролес" (далее - ООО "Ролес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 05.07.2010 N 155-з.д в части изложения приложения N 9 к договору в новой редакции.
Решением от 08.06.2020 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство указывает, что объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению (далее - ОЗВЛ, лесохозяйственные мероприятия) не являются количественными и качественными характеристиками лесного участка и такого основания для изменения договора аренды по решению суда, как изменение объема работ по ОЗВЛ лесохозяйственным регламентом лесничества, положения статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), не содержат, равно как и оснований, являющихся следствием существенных изменений количественных и качественных характеристик лесного участка.
В настоящем судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества не явился, направил отзыв, в котором просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Как видно из материалов дела, между Министерством и Обществом 05.07.2010 заключен договор аренды лесного участка от N 155-з.д. (далее - договор) в Гвардейском и Полесском лесничествах. Договор заключен по результатам торгов (пункт 1 договора) и зарегистрирован в установленном законом порядке. Общество приняло лесной участок по акту приема-передачи и приступило к его использованию.
Приложением N 9 к договору для Общества установлены ОЗВЛ на арендуемом лесном участке.
Приказами Министерства от 06.12.2018 N 677 и от 06.12.2018 N 681 утверждены новые лесохозяйственные регламенты соответственно Гвардейского и Полесского лесничеств, которые вступили в силу с 01.01.2019.
Общество, полагая, что новыми лесохозяйственными регламентами установлены новые параметры использования лесов, их количественные и качественные характеристики, в том числе объемы мероприятий по ОЗВЛ, в целях приведения приложения N 9 к договору аренды в соответствие с указанными регламентами, а также основываясь на нормах статей 24, 51, 53, 60.1, 60.3, 61, 87 ЛК РФ, обратилось в Министерство с заявлением (претензией) о внесении изменений в договор.
Поскольку данная претензия оставлена без удовлетворения, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что объемы использования лесов и объемы мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению находятся во взаимосвязи, установив, что предложенная Обществом редакция приложения N 9 к договору аренды лесного участка соответствует лесохозяйственным регламентам и прав Министерства не нарушает, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор может быть изменен судом при наличии одновременно следующих условий:
- в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
- изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
- исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
- из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Из материалов дела следует, что при заключении договора ОЗВЛ были установлены приложениями N 6, N 6а.
Впоследствии объемы выполнения работ по ОЗВЛ были снижены посредством заключения дополнительных соглашений от 01.07.2014 и от 29.05.2016 к договору.
Материалами дела подтверждается, что заявленные в исковых требованиях объемы выполнения работ по ОЗВЛ существенно снижены не только по сравнению с объемами в редакциях дополнительных соглашений к договору, но и в сравнении с объемами, установленными условиями торгов. Так, например, в Гвардейском лесничестве объем выполнения противопожарных работ "установка и размещение стендов" с 4 шт. снизился до 1 шт., "установка и размещение аншлагов" с 50 шт. до 4 шт., "благоустройство зон отдыха граждан" с 23 шт. до 7 шт., "прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос" с 200 км до 36,4 км, санитарных работ "биотехнические мероприятия" с 40 га до 1 га, лесовосстановительных работ "искусственное лесовосстановление, создание лесных культур" с 56 га до 11,7 га, "естественное лесовосстановление" с 26 га до 7,6 га, "выращивание посадочного материала" с 0,22 млн шт. до 0,06 млн шт., "уход за лесными культурами" с 205 га до 70 га, заготовка семян лесных растений с 414 кг до 104 кг. Аналогичное существенное снижение объемов выполнения работ по ОЗВЛ также наблюдается в Полесском лесничестве.
При этом ежегодный объем заготовки древесины был значительно увеличен.
Отменяя решение суда, апелляционный суд исходит из отсутствия оснований для внесения изменений в договор, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 ГК РФ ввиду отсутствия совокупности предусмотренных этим пунктом условий.
Кроме того, согласно статье 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Пунктом 1 статьи 69.1 ЛК РФ установлено, что выявление, учет и оценка количественных и качественных лесных ресурсов проводится при таксации лесов. При этом пункт 2 статьи 69.1 ЛК РФ дает полное понятие мероприятий, проводимых при таксации лесов, а именно к таким мероприятиям относятся: установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Таким образом, на законодательном уровне таксация лесов (мероприятие по оценке количественных и качественных характеристик) и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов изначально разделены в связи с разными целевыми назначениями.
Пунктом 117 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122, (далее - Лесоустроительная инструкция) установлено, что при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются отдельные ведомости по каждому направлению (охрана лесов, защита лесов, воспроизводство лесов) по лесным участкам, участковым лесничествам, лесничествам, лесопаркам.
Ведомость проектируемых мероприятий содержит следующую информацию:
- порядковый номер проектируемого мероприятия;
- наименование проектируемого мероприятия;
- единицы измерения по проектируемому мероприятию;
- номер лесного квартала, в котором проектируется мероприятие;
- номер лесотаксационного выдела, в котором проектируется мероприятие;
- площадь (гектар) проектируемого мероприятия;
- объем вырубаемой древесины (куб. м) при проведении проектируемого мероприятия;
- особенности выполнения мероприятия.
При этом, количественные и качественные характеристики лесных участков в такие ведомости не закладываются, что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между объемом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов от количественных и качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков.
В части 12 статьи 70.1 ЛК РФ указано, что требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утвержденных приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54, установлено, что текстовая часть проектной документации должна содержать следующие сведения:
- наименование субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которого расположен проектируемый лесной участок;
- категория земель, на которых расположен лесной участок;
- наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, урочища (при наличии);
- целевое назначение лесов;
- перечень лесных кварталов;
- перечень лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов;
- площадь проектируемого лесного участка;
- количественные и качественные характеристики проектируемого лесного участка (распределение земель на проектируемом лесном участке, характеристика лесного участка в соответствии с таксационным описанием лесного участка, средние таксационные показатели насаждений проектируемого лесного участка, виды и объемы использования лесов на проектируемом лесном участке);
- виды разрешенного использования лесов на проектируемом лесном участке;
- проектируемый(-ые) вид(-ы) использования лесов лесного участка;
- обременения проектируемого лесного участка;
- ограничения использования лесов;
- наличие зданий, сооружений, объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на проектируемом лесном участке;
- наличие на проектируемом лесном участке особо защитных участков лесов, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка предусмотрено в части ежегодного объема заготовки древесины, но никак не объема работ по ОЗВЛ.
В частности, объемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности рассчитываются исходя из площади арендованного лесного участка и вида использования лесов.
В данном случае ни вид использования лесов (заготовка древесины), ни площадь лесного участка по договору не изменились.
Обеспечение санитарной безопасности, а именно биотехнические мероприятия - это комплекс мер, направленных на сохранение и улучшение условий существования фауны, что также не зависит от возрастов рубок, расчетной лесосеки и срока использования лесов.
Изменение объема работ по проведению санитарных рубок обусловлено приведением лесохозяйственных регламентов в соответствие с действующим законодательством.
Так, согласно пункту 9 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480, объемы лесопатологических обследований в лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств (лесопарков) не указываются и определяются ежегодно, в том числе с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила санитарной безопасности), проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в аренду, обеспечивается лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. В данном случае таким лицом является Общество.
Как указывает Министерство и не опровергает Общество, в лесохозяйственные регламенты Гвардейского и Полесского лесничеств был заложен минимальный объем работ по проведению санитарных рубок. Фактически же необходимый объем устанавливается по результатам проведения арендатором лесопатологических обследований.
Таким образом, вывод суда о снижении объема работ по проведению санитарных рубок в связи с улучшением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка является ошибочным.
Вывод суда о снижении объема лесовосстановительных работ ввиду снижения объема санитарных рубок также является ошибочным. Так, объем выполнения работ по искусственному лесовосстановлению (создание лесных культур) в Гвардейском участковом лесничестве при заключении договора составлял 56 га. При этом работы по санитарным рубкам Обществом еще не проводились. Соответственно, у Общества отсутствовали бы площади для проведения работ по лесовосстановлению, вследствие чего необходимость в проведении такого вида работ как "искусственное лесовосстановление" отпала, однако при заключении договора работы по лесовосстановлению были установлены на каждый год, причем как существенное условие договора.
Аналогично были установлены на каждый год такие лесовосстановительные работы, как "уход за лесными культурами", несмотря на то, что Обществом еще не были осуществлены рубки лесных насаждений.
Данные обстоятельства и условия торгов еще раз доказывают отсутствие влияния количественных и качественных характеристик лесного участка на объем работ по ОЗВЛ, в отличие от ежегодного объема заготовки древесины.
Следует также учесть, что договором в редакции дополнительного соглашения от 29.05.2016 ежегодный объем выполнения работ "искусственное лесовосстановление, создание лесных культур" в Гвардейском лесничестве установлен в размере 30,5 га.
Исходя из указанного объема выполнение работ по уходу за лесными культурами по системе 3-2-1 составляет ежегодно 183 га, в том числе:
- один уход на площади 30,5 га за культурами, посаженными двумя годами ранее;
- два ухода на площади 61 га за лесными культурами, посаженными в предыдущем году (30,5 га * 2 ухода);
- три ухода на площади 91,5 га за лесными культурами, посаженными в текущем году (30,5 га * 3 ухода).
С учетом процента гибели лесных культур ежегодный объем работ по уходу за лесными культурами установлен в размере 118 га.
В соответствии с положениями лесохозяйственного регламента Полесского лесничества предусмотрено лесовосстановительное мероприятие по уходу за лесными культурами, также по схеме 3-2-1. По условиям договора арендатор обязан осуществлять искусственное лесовосстановление (создание лесных культур) на площади 16,2 га ежегодно.
Исходя из указанного объема выполнение работ по уходу за лесными культурами по системе 3-2-1 составляет ежегодно 97,2 га, в том числе:
- один уход на площади 16,2 га за культурами, посаженными двумя годами ранее;
- два ухода на площади 32,4 га за лесными культурами, посаженными в предыдущем году (16,2 га * 2 ухода);
- три ухода на площади 48,6 га за лесными культурами, посаженными в текущем году (16,2 га * 3 ухода).
При этом приложение N 9 в представленной Обществом редакции не содержит указанных выше обязанностей, что неправомерно освобождает Общество от выполнения принятых на себя обязательств.
В отношении мероприятий по лесовосстановлению следует отметить, что подразделами 2.1.10 разделов 2.1 "Нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов для заготовки древесины" лесохозяйственных регламентов Гвардейского и Полесского лесничеств установлено, что методы лесовосстановления намечаются по каждой лесосеке, а при необходимости и по отдельным ее частям при отводе лесосек с последующим уточнением намеченных мероприятий в соответствии с Правилами лесовосстановления и Правилами заготовки древесины.
Снижение указанных мероприятий влечет за собой снижение процента площади лесного фонда, покрытой лесом, что соответственно влечет за собой причинение ущерба лесному фонду и никоим образом не приводит к обеспечению должной эксплуатации лесных участков.
Изменение объемов мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в части пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязнения радиоактивными веществами и иного негативного воздействия, биотехнических мероприятий, лесовосстановления и воспроизводства лесов не является следствием изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов.
Принимая во внимание изложенное, тот факт, что такого основания для изменения договора аренды по решению суда, как изменение объема работ по ОЗВЛ лесохозяйственным регламентом лесничества, положения статьи 74.1 ЛК РФ не содержат, равно как и оснований, являющихся следствием существенных изменений количественных и качественных характеристик лесного участка, в иске следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.06.2020 по делу N А21-15631/2019 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
К.В.ГАЛЕНКИНА
Судьи
Ю.С.БАЖЕНОВА
И.А.ТИМУХИНА