Главная // Пожарная безопасность
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2011 по делу N А32-30466/2010 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 15АП-5262/2011 по делу N А32-30466/2010
Требование: О признании незаконным решения органа власти об отказе в разделе земельного участка на два самостоятельных и обязании наделить полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.


Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N 15АП-5262/2011 по делу N А32-30466/2010
Требование: О признании незаконным решения органа власти об отказе в разделе земельного участка на два самостоятельных и обязании наделить полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части в удовлетворении требования отказано.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2011 г. N 15АП-5262/2011
Дело N А32-30466/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гончаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2011 по делу N А32-30466/2010 (судья Гладков В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дорожная фирма "Агат" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица Государственного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор" о признании незаконным решения об отказе в разделе земельного участка, обязании принять решение,
при участии:
от заявителя: представитель Бенке Э.В. (доверенность N 367 от 31.05.2011),
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
от третьего лица: представитель Юрченко В.Д. (доверенность N 1 от 15.02.2011),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дорожная фирма "Агат" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее Департамент) об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402004:0071 на два самостоятельных и обязании принять указанное решение с наделением заявителя полномочиями на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на образуемые участки, ссылаясь, что раздел таким образом необходим для реализации преимущественного права заявителя на выкуп земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Решением суда от 25.03.2011 признано незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.09.2010 N 52-14940/10-31.04 об отказе в разделе земельного участка площадью 39 379 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:0071. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о разделе земельного участка площадью 39 379 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:0071, в результате которого образуются земельные участки площадью 38 023 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:136 и площадью 1 356 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:137. В остальной части заявленных требований отказано.
Решение в части удовлетворения требований мотивировано тем, что департаментом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение земельного законодательства при формировании земельного участка, необходимого для использования принадлежащих обществу объектов недвижимости и правомерности отказа в принятии решения о разделе земельного участка с целью формирования объекта земельных отношений, учитывая, что возможность реализации исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка находится в зависимости от принятия решения уполномоченным органом государственной власти о разделе земельного участка.
В требовании о понуждении департамента имущественных отношений Краснодарского края и наделении заявителя правом на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на образованные земельные участки отказано в связи с отсутствием законодательного возложения такой обязанности на органы государственной власти.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит судебный отменить, в требованиях отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Судом не применен закон, подлежащий применению. Условиями раздела земельных участков являются сохранение категории земли, соблюдение минимального размера участка. Согласно производственным расчетам в соответствии с частью 3 пункта 3.2 СНиП 2-98-80 нормативная площадь земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости ГУ КК "Краснодаравтодор" должна составлять ориентировочно 1715 кв. м, что не учтено судом. Наличие нарушений норм п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе спорного участка подтверждают планы земельных участков (вклинивание, изломанность). Образование границ земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402004:137 по границам объектов недвижимого имущества приведет к нерациональному использованию данного земельного участка. Оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу оставить решение суда без изменения, поскольку конфигурация земельного участка, образованного в результате раздела, занимаемого принадлежащими заявителю зданиями, обусловлена географическим расположением объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю. Доводы Департамента об "ориентировочно" необходимой третьему лицу площади земельного участка не должны приниматься судом апелляционной инстанции в силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование необходимой площади образованного участка обществом представлен Генеральный план производственного комплекса "Асфальтобетонный завод".
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось, суд предлагал сторонам представить расчеты площади, необходимой для использования объектов недвижимости двух пользователей земельного участка, предлагаемого к разделу.
Департаментом представлен расчет, произведенный Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, согласно которому, исходя из СП 18.13330.2011 "Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП 2-89-80*", утвержденных Приказом Минрегиона от 27.12.2010 N 790 минимальная площадь, необходимая для эксплуатации объектов недвижимости ГУ КК "Краснодаравтодор" составляет 1709 кв. м. Однако ввиду того, что объекты размещены не регулярно, определение минимально допустимого размера земельного участка для их эксплуатации возможно определить после схемы планировочной организации земельного участка с учетом технологического процесса предприятия, санитарно-гигиенических и противопожарных правил.
Согласно схеме планировочной организации земельного участка "Производственного комплекса "Асфальтобетонный завод ООО "Агат" и представленному заявителем ответу ООО "Тихорецкагропромпроект" для эксплуатации объектов недвижимости заявителя требуется не менее 40860 кв. м.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица просили решение суда первой инстанции оставить в силе. Представитель третьего лица просил учесть пропорцию объектов недвижимости при определении размеров участков.
В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился. Дело рассмотрено в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 156, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Дорожная фирма "Агат" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: бокс для ремонта техники со складом площадью 405,1 кв. м, здание насосной площадью 33,3 кв. м, здания проход ной площадью 7,8 кв. м, здание асфальтосмесительной установки площадью 40,4 кв. м, здание дробильно-сортировочного отделения площадью 46,2 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.01.2007 серия 23 АВ 111908, серия 23 АВ 111907, серия АВ 111906, серия АВ 111910, серия 23 АВ 111909.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 39 379 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:0071, находящемся в собственности Краснодарского края согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.11.2010 N 14/088/2010-446.
На этом же земельном участке расположены объекты недвижимости (здание конторы, весовой, склад на два отделения, здание газового пункта, душевая, туалет) принадлежащие Государственному учреждению Краснодарского края "Краснодаравтодор".
Произведя межевание земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402004:71, общество обратилось с заявлениями от 31.05.2010 N 293, от 18.06.2010 N 018/629-КАД, от 21.07.2010 N 426 к собственнику земельного участка о принятии решения о его разделе на два новых, один из которых площадью 1 356 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:137 сформирован под объектами недвижимости общества (кадастровый паспорт от 17.05.2010 N 2343/12/10-377307).
В письме от 16.09.2010 N 52-14970/10-31.04 департамент сообщил обществу об отказе в принятии решения о разделе земельного участка со ссылкой на положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что послужило основанием для обращения в суд.
Пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает положение, в соответствии с которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охра не земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что реализация положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможна с учетом необходимости принятия решения о разделе земельного участка согласно статьям 11.3, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в чем уполномоченным органом незаконно отказано.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. Под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо, чтобы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, приняли об этом решение.
Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.
Оспаривая отказ собственника в разделе спорного земельного участка по варианту, предложенному заявителем, общество ссылается на невозможность реализации своего исключительного права на приобретение земельного участка.
Вместе с тем, заявитель не доказал факт нарушения либо оспаривания уполномоченным органом предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительного права общества. При этом, по сути в процессе раздела земельного участка на самостоятельные земельные участки, расположенные под объектами недвижимого имущества и принадлежащие как истцу, так и третьему лицу, возник спор не об исключительных правах, а о границах и размерах сопредельных земельных участков.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции отождествил спор о границах и размерах участков со спором о праве на выкуп земельного участка и под видом разрешения спора об исключительном праве рассмотрел и разрешил требование о границах и размерах сопредельных земельных участков, не учтя необходимость определения размеров и границ вновь образуемых земельных участков с учетом необходимости пропорционального определения размеров участков под объектами недвижимости, принадлежащими двум разным субъектам права.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорожная фирма "Агат" и Государственное учреждение Краснодарского края "Краснодаравтодор" являются собственниками производственных зданий, расположенных на данном участке. В силу этого на основании статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации каждому из собственников принадлежит право пользования земельным участком под принадлежащими ему объектами недвижимости и частью земельного участка, которая необходима для эксплуатации принадлежащих ему объектов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
До проведения межевания спорного земельного участка заявитель не обращался к собственнику земельного участка для определения границ и размеров вновь образуемых земельных участков. Образованные земельные участки поставлены на временный кадастровый учет.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Таким образом, сам по себе факт формирования новых земельных участков в определенных размерах без согласия на это собственника земельного участке не ведет к образованию новых объектов недвижимости.
Апелляционный суд приходит к выводу, что раздел земельного участка возможен с учетом необходимости соблюдения следующих условий: площадь участков, предлагаемых к выделу (пользованию) каждому правообладателю, должна быть пропорциональна площади объектов недвижимости; расположение предлагаемых к выделу (пользованию) земельных участков должно учитывать расположение части (частей) объектов недвижимости правообладателей; должны быть устроены проходы, обеспечивающие доступ каждому на образуемый земельный участок; их минимальная ширина - 1,0 м. Допустимо также устройство проездов.
Из представленного в материалы дела письма Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 19.07.2010 N 119 следует, что при образовании земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:32:0402004:0071 противоречий Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также вклинивания не выявлено.
Между тем, заявителем в предложенном варианте раздела земельного участка не учтена минимальная площадь, необходимая для эксплуатации объектов третьего лица, а также не приведено обоснования о разделе земельного участка не пропорционально площадям строений двух правообладателей и в предложенной конфигурации.
Доводы о необходимости предоставления заявителю в пользование земельного участка испрашиваемого размера вне реализации им права на его приобретение в собственность не могут быть приняты во внимание в силу изложенного. Кроме того, апелляционный суд отмечает, что данные доводы основаны на схеме планировочной организации земельного участка Производственного комплекса Асфальтобетонного завода, составленной без учета интересов иного правообладателя.
Таким образом, оспариваемым отказом не нарушены нормы земельного и гражданского законодательства, а также права и законные интересы заявителя, который не лишен возможности на реализацию предоставленных ему земельным законодательством исключительных прав при условии соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также прав иных правообладателей.
В связи с тем, что арбитражный суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, в силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение в части удовлетворения заявленных требований подлежит отмене с вынесением нового судебного акта.
Государственная пошлина не подлежит взысканию согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2010 г. N 139, поскольку апелляционная жалоба подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы распределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2011 по делу N А32-30466/2010 в части удовлетворения заявленных требований отменить. Принять в этой части новый судебный акт.
В заявленных требованиях общества с ограниченной ответственностью "Дорожная фирма "Агат" о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 16.09.2010 N 52-14940/10-31.04 об отказе в разделе земельного участка площадью 39 379 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:0071 и обязании принять решение о разделе земельного участка площадью 39 379 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:0071, в результате которого образуются земельные участки площадью 38 023 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:136 и площадью 1 356 кв. м с кадастровым номером 23:32:0402004:137 - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2011 по делу N А32-30466/2010 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ