Главная // Пожарная безопасность
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием телеграммы ОАО "РЖД" от 31.05.2013 N 8779.
Название документа
"Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве"
(утв. ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011)

"Временный регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве"
(утв. ОАО "РЖД" 25.07.2011 N 1085/ЦДИ-2011)


Содержание


Утверждаю
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.ВОРОБЬЕВ
25 июля 2011 г. N 1085/ЦДИ-2011
ВРЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ВЕДЕНИЯ РЕКЛАМАЦИОННО-ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ
В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1. Общие положения
1.1. Регламент ведения рекламационно-претензионной работы в вагонном хозяйстве (далее - Регламент) устанавливает правила проведения рекламационной работы, предъявления и удовлетворения претензий, выставленных на некачественное изготовление, ремонт, различные виды технического обслуживания вагонов, вагоностроительным, вагоноремонтным и другим предприятиям вагонного хозяйства различных форм собственности, ведомственной принадлежности, имеющими право на производство перечисленных работ в границах существующей нормативно-технической базы по вагонному хозяйству.
1.2. Действие настоящего Регламента распространяется на грузовые вагоны колеи 1520 мм с восьмизначной нумерацией вне зависимости от принадлежности и формы собственности, обращающихся на путях общего пользования.
1.3. Организацию ведения рекламационной работы в вагонном хозяйстве осуществляет служба вагонного хозяйства силами вагонных эксплуатационных депо с последующим возмещением расходов за счет собственника грузового вагона. Эксплуатационное вагонное депо несет ответственность за качество проведения расследования причин отцепок грузовых вагонов, качество и сроки составления рекламационных документов, указанных в данном Регламенте.
1.4. В Регламенте используются следующие сокращения, наименования, определения и понятия:
- дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям (ГОСТ 15467);
- дефектное изделие - изделие, имеющее хотя бы один дефект (ГОСТ 15467);
- ЦВ - Управление вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД";
- Служба "В" - Служба вагонного хозяйства региональной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД";
- ВРК - вагонные ремонтные компании;
- ВЧДР - вагонное ремонтное депо;
- ВЧДЭ - эксплуатационное вагонное депо;
- ППВ - пункт подготовки вагонов к перевозкам;
- ППС - промывочно-пропарочная станция;
- ВСЗ - вагоностроительные заводы;
- ВРЗ - вагоноремонтные заводы;
- ВРП - вагоноремонтные предприятия;
- рекламационные документы - рекламационный акт, материалы расследования;
- рекламационный акт - акт, предъявляемый поставщику грузовых вагонов и их узлов, материалов и запасных частей, в том числе производившему текущий отцепочный ремонт (по замене или ремонте узла, детали), плановые виды ремонта грузовых вагонов и их узлов на обнаруженный в период действия гарантийного срока ответственности технологический отказ грузового вагона, вызванный низким качеством его изготовления или ремонта, а также несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции (выполненных работ) установленным требованиям. Форма рекламационного акта приведена в Приложении 1 (ВУ-41);
- гарантийный срок ответственности - период времени, в течение которого предприятием-поставщиком гарантируется исправная работа грузового вагона при соблюдении правил его эксплуатации и технического содержания, а также исправность узлов грузовых вагонов и запасных частей при условии надлежащей их эксплуатации и хранения в соответствии с техническими условиями, техническими описаниями, оговоренными в соответствующей технической документации (паспорта, инструкции, руководства и т.п.);
- гарантийные грузовые вагоны, узлы и детали - вагоны, узлы и детали, на которые не истек срок гарантийной ответственности;
- Поставщик - сторона поставки, определяемая договором поставки или ремонта (ВЧДР - вагонное ремонтное депо; ВКМ - вагонно-колесные мастерские; ВЧДЭ - эксплуатационное вагонное депо; ВРП - вагоноремонтное предприятие; ВРЗ - вагоноремонтный завод; ВСЗ - вагоностроительный завод);
- поставщик комплектующих - "Росжелдорснаб" - филиал ОАО "РЖД"; ОАО "Торговый дом РЖД"; предприятие - изготовитель комплектующих или иное предприятие, осуществляющее поставки запчастей и материалов;
- претензия - акт произвольной формы, в котором на основании рекламационного акта формы ВУ-41 отражаются в денежном исчислении убытки, вызванные отказом вагона, его узлов и деталей, или убытки, связанные с поставкой некачественных запасных частей и материалов;
- компания-собственник - субъект деятельности, имеющий в собственности, аренде или ином законном основании грузовые вагоны и использующий их в перевозочном процессе;
- заинтересованное лицо - компания - собственник вагона, контрагенты, имеющие непосредственное отношение к ремонтируемому вагону;
- ТОР - текущий отцепочный ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей с подачей на специализированные пути, в том числе:
а) ТР-1 - текущий ремонт вагона. Ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов подачей на специализированные пути с переводом в нерабочий парк;
б) ТР-2 - текущий ремонт вагона. Ремонт груженого или порожнего грузового вагона с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути;
- плановый ремонт - ремонт по истечении межремонтного периода, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной документации, в том числе:
а) ДР - деповской ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей;
б) КР - капитальный ремонт вагона. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;
в) КРП - капитальный ремонт с продлением срока службы. Контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые, и назначением нового срока службы;
- технологическая неисправность - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния вагонов, их узлов и деталей, вызванное низким качеством его изготовления, ремонта или модернизации. Технологическая неисправность отцепленных в текущий ремонт вагонов определяется классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), приведенном в Приложении 2;
- суточный срок - 24 часа с начала отчета какого-либо события. Отчет по местному времени. Часовой пояс значения не имеет.
1.5. Регламент определяет порядок предъявления "Компаниями-собственниками" подвижного состава рекламаций и претензий на:
а) грузовые вагоны, их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации;
б) на продукцию, поставляемую для проведения ремонта грузовых вагонов.
1.6. Причина неисправности грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов и перевод в неисправные, осуществляется согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 04)", утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, на основании чего вводится в единую базу данных сообщение 1353 - электронный аналог уведомления о ремонте вагона формы ВУ-23М.
1.7. Расследование причин возникновения неисправности технологического характера и составление рекламационных документов на грузовые вагоны всех родов и типов, допущенных к обращению на сети железных дорог, на их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока эксплуатации после изготовления, ремонта, модернизации, организуется и производится силами ВЧДЭ.
1.8. Расходы, связанные с расследованием причин образования технологических неисправностей и составлением рекламационных документов, включаются в стоимость текущего отцепочного ремонта.
1.9. Для скорейшего ввода в эксплуатацию вагона производится замена дефектного узла, детали из обменного фонда. Порядок осуществления финансовых расчетов по замене дефектных узлов, деталей из обменного фонда определяется договором на проведение текущего отцепочного ремонта вагонов.
1.10. Оригинал рекламационного акта составляется в трех экземплярах, первый экземпляр оригинала рекламационного акта вместе со всеми рекламационными документами (Приложение 4 - 8) остается в вагонном эксплуатационном депо, выявившем дефект, два экземпляра оригинала рекламационного акта вместе со всеми рекламационными документами (Приложение 4 - 8) направляются "Компании-собственнику".
1.11. Оформленный рекламационный акт ВУ-41 является основанием для предъявления претензии.
1.12. Оригиналы рекламационного акта хранятся в эксплуатационных депо в течение 3 лет.
2. Порядок расследования причин отцепок грузовых вагонов
в эксплуатационном вагонном депо и составление
рекламационных документов
2.1. Для расследования причин отцепок и составления рекламационного акта вагонное эксплуатационное депо создает комиссию под председательством начальника или его заместителя, в состав которой входят руководитель производственного участка и специалист, ответственный за ведение рекламационно-претензионной работы данного вагонного эксплуатационного депо. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель "Поставщика", представитель "Компании-собственника" и представитель "Поставщика комплектующих".
Примечание. Предприятие, изготовившее или отремонтировавшее вагон плановым видом ремонта, а также "Компания-собственник" вагонов самостоятельно контролируют внеплановые отцепки вагона в ремонт в период его эксплуатации до истечения срока гарантии на вагон и в суточный срок с момента отцепки вагона информируют телеграммой руководителей эксплуатационных вагонных депо и "Компанию-собственника" об участии в расследовании технологической неисправности вагона, его узла или детали.
В случае неполучения в суточный срок сообщения от представителей "Поставщика" и "Компании-собственнка" о его выезде, вагонное эксплуатационное депо начинает расследование характера и причин возникновения дефектов, несоответствий качеству и составляет односторонний рекламационный акт, которым руководствуется в дальнейшей работе.
2.2. Комиссия, созданная ВЧДЭ, выполняет следующие работы:
- определяет внешнее проявление дефекта и выявляет отказавшие узлы или детали;
- определяет причины возникновения дефекта отказавшего узла или детали;
- определяет порядок дальнейших исследований для выявления конкретной причины и характера дефекта, если причина возникновения дефекта не может быть определена в условиях вагонного эксплуатационного депо;
- определяет возможность восстановления дефектной детали, узла грузового вагона;
- проверяет качество составления рекламационных документов, составленных при расследовании отцепки вагона;
- составляет рекламационный акт формы ВУ-41.
2.3. Осмотр дефекта вагона (узла, детали) производится работниками ВЧДЭ. При замене дефектного узла или детали составляется в трех экземплярах первичный акт о снятии его с вагона, в котором указываются: инвентарный номер, дата и место изготовления вагона; наименование замененного узла, его номер и дата изготовления; вид, краткая характеристика и обстоятельства выявления дефекта. Первичный акт утверждается начальником вагонного эксплуатационного депо (его заместителем) или руководителем ПТО.
2.4. При составлении рекламационного акта все решения принимаются членами комиссии большинством голосов, при равном числе голосов право решающего голоса принадлежит председателю комиссии.
2.5. Член комиссии, не согласный с содержанием рекламационного акта, имеет право изложить особое мнение с предоставлением подтверждающих материалов. Особое мнение излагается на отдельном листе и прилагается к каждому экземпляру рекламационного акта. Особое мнение должно быть подтверждено актом комиссионного осмотра вагона, актом общей формы, актом обмера тележки, актом взвешивания вагона, распечаткой приборов безопасности (КТСМ), справками ГВЦ ОАО "РЖД" форм 2653, 2651, 2730, фотографиями и другими материалами, подтверждающими причину образования дефекта, указанную в особом мнении.
Особое мнение не служит причиной отказа "Компании-собственника" от оплаты за проведенный текущий отцепочный ремонт.
Особое мнение не служит причиной для отказа от выполнения требований утвержденного рекламационного акта и не является основанием для отказа в удовлетворении претензии.
2.6. Рекламационный акт подписывают все члены комиссии, заверяет рекламационный акт печатью ВЧДЭ председатель комиссии.
2.7. Рекламационный акт предъявляется "Компании-собственнику" и "Поставщику", который в свою очередь может перевыставить затраты на основании претензии "Компании-собственника" заводу-изготовителю, с которым у него имеются договорные отношения.
2.8. При несогласии предприятия, признанного виновным в соответствии с заключением рекламационного акта, дальнейшее рассмотрение разногласий проводится в соответствии с законодательством РФ.
2.9. При невозможности снятия дефектного узла с вагона допускается представление заверенной фотофиксации неисправности с последующим предъявлением фотографии "Поставщику". Фотография должна быть заверена печатью ВЧДЭ и подписями членов комиссии, проводивших расследование.
2.10. При необходимости более тщательного исследования неисправности, являющейся причиной отцепки вагона в ремонт, неисправные узел или деталь направляются в ближайшее вагоноремонтное предприятие.
Эксплуатационное вагонное депо несет ответственность за ухудшение качества при транспортировке отправляемых на исследование изделий.
2.11. Результаты исследования, проведенные в вагоноремонтном предприятии, используются эксплуатационным вагонным депо при составлении рекламационного акта.
3. Порядок исследования дефектных деталей и узлов
в вагоноремонтном предприятии
3.1. Исследование дефектных деталей и узлов проводят для установления происхождения характера дефектов (изготовление, ремонт, повреждения, эксплуатация) и причин их возникновения.
3.2. Исследование дефектных деталей и узлов, выявленных при расследовании отцепок грузовых вагонов после изготовления или проведения ремонта вагонов, проводит комиссия, организованная в вагоноремонтном предприятии.
3.3. Для исследования дефектных деталей, узлов и составления акта вагоноремонтное предприятие создает комиссию под председательством начальника предприятия или его заместителя, в состав которой входят руководители и специалисты участков, принимающих участие в исследовании. По собственной инициативе в состав комиссии могут войти представитель вагонного хозяйства ОАО "РЖД", представитель "Поставщика", представитель "Компании-собственника" и представитель "Поставщика комплектующих".
3.4. Комиссия при проведении исследования дефектных узлов и деталей:
- проверяет внешним осмотром поверхность неисправного узла или детали на наличие повреждений, которые могут возникнуть при транспортировке для исследования;
- определяет причины возникновения дефекта отказавшего узла или детали путем принятия участия в расследовании причин его отказа;
- при неисправности буксового узла комиссия участвует в демонтаже буксового узла и составлении плана расследования (Приложения 3, 4);
- при неисправности литых деталей комиссия участвует в проведении неразрушающего контроля и составлении заключения по случаям излома или обнаружения в эксплуатации дефектов литья;
- при неисправности автотормозного оборудования комиссия участвует в проведении разборки приборов автотормозного оборудования и составлении акта исследования автотормозного оборудования;
- составляет акт (план) расследования (Приложения 4 - 8).
3.5. Комиссия по исследованию дефектных узлов и деталей должна провести исследование дефектных узлов и деталей не позднее 2-х суток с даты получения дефектных узлов и деталей предприятием.
3.6. Акт (план) (Приложения 4 - 8) расследования подписывают члены комиссии, председатель комиссии заверяет печатью своего предприятия.
3.7. Оригиналы акта (плана) расследования в 3-х экземплярах передаются в эксплуатационное вагонное депо, направившее узел или деталь для исследования.
4. Порядок выставления и удовлетворения претензий
4.1. Претензии на возмещение ущерба предъявляются в случаях, когда "Поставщиком" предъявлена продукция или выполнена работа с отступлениями от конструкторской и нормативно-технической документации, ухудшившими результат работы или с иными недостатками, которые делают вагон не пригодным для использования.
4.2. Претензии оформляются на основании рекламационного акта формы ВУ-41, определяющего виновного в допущенном браке.
4.3. Претензии выставляются на:
- вагоны, их узлы и детали, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления, ремонта, модернизации;
- некачественные материалы и запасные части, поставляемые для нужд вагонного хозяйства.
4.4. Претензии направляются в адрес "Поставщика", изготовившего или проводившего последний ремонт узла или детали в срок не позднее одного года с момента оплаты ТОР вагона, оплата может контролироваться по платежному поручению собственника вагонов.
4.5. В претензии должны быть указаны:
- наименование "Компании-собственника", предъявившей претензию;
- наименование виновного предприятия "Поставщика";
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- номера заключенных договоров, на основании которых произведен ремонт вагона;
- сумма компенсации ущерба в размере понесенных расходов, связанных с устранением дефектов, упущенной выгоды, передислокации вагона к месту устранения дефекта;
- номера пунктов договора, в которых "Поставщик" устанавливает гарантийный срок и принимает на себя обязательства производить компенсацию затрат за текущий отцепочный ремонт;
- дата и место проведения текущего отцепочного ремонта вагона;
- основание для предъявления претензии;
- ссылка на соответствующие нормативные и другие документы;
- платежные реквизиты "Компании-собственника";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
4.6. К претензии должен прилагаться оригинал рекламационного акта формы ВУ-41 и копии следующих документов:
- акт о выполненных работах (оказанных услугах);
- калькуляция на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- дефектная ведомость на текущий ремонт грузового вагона формы ВУ-22 и расчетно-дефектная ведомость (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- счет-фактура;
- платежное поручение;
- счет.
По этим документам ущерб должен возмещаться безоговорочно без запроса дополнительной документации.
4.7. "Поставщик" в течение 30 (тридцати) календарных дней от даты предъявления претензии и документов, подтверждающих факт отцепки вагона и расходы, письменно информирует "Компанию-собственника" о результатах рассмотрения претензии и в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты рассмотрения претензии возмещает ущерб, возникший при ремонте вагона, в соответствии со статьями 397, 475, 723 ГК РФ.
5. Порядок удовлетворения претензий, составленных
при браковке материалов, узлов и деталей при проведении
входного контроля, плановых видов ремонта и ТОР
5.1. Для компенсации расходов, понесенных "Поставщиком" за приобретенные некачественные материалы, узлы или детали, предприятие "Поставщик", выявившее дефектные материалы, узлы или детали, оформляет и направляет претензию в адрес "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали.
5.2. Для компенсации расходов, понесенных "Поставщиком" на текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, предприятие "Поставщик", которому была выставлена претензия "Компании-собственника", перевыставляет претензию "Компании-собственника" в адрес "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали.
5.3. В претензии за приобретение некачественных материалов, узлов и деталей должны быть указаны:
- наименование "Поставщика", предъявившего претензию;
- наименование предприятия "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- ссылка на соответствующие нормативные документы, рекламационный акт и другие;
- сумма претензии;
- платежные реквизиты "Поставщика";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
5.4. К претензии за приобретение некачественных материалов, узлов и деталей должны прилагаться оригинал рекламационного акта, техническое заключение (при необходимости) и копия вызывной телеграммы "Поставщика комплектующих" для составления рекламационного акта.
5.5. В претензии на компенсацию расходов, понесенных за текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, должны быть указаны:
- наименование "Поставщика", предъявившего претензию;
- наименование предприятия "Поставщика комплектующих", поставившего в соответствии с договором поставки некачественные материалы, узлы или детали;
- дата предъявления и номер претензии;
- обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии;
- наименование "Компании-собственника", выставившего претензию в адрес "Поставщика", номер и дата претензии "Компании-собственника", сумма претензии "Компании-собственника";
- сумма претензии;
- платежные реквизиты "Поставщика";
- перечень прилагаемых к претензии документов.
5.6. К претензии на компенсацию расходов, понесенных за текущие отцепочные ремонты, проведенные по причине отказа приобретенных некачественных узлов или деталей, должны прилагаться копии следующих документов:
- рекламационный акт;
- претензия "Компании-собственника" со всеми приложениями;
- платежное поручение "Поставщика" за компенсацию претензии "Компании-собственника".
5.7. Предприятие "Поставщик комплектующих" в 15-дневный срок рассматривает претензию, извещает "Поставщика" о результатах рассмотрения претензии и оплачивает претензии в течение месяца.
Приложение 1
ВУ-41
Рекламационный Акт N ________
на узлы и детали вагона, не выдержавшие гарантийного срока
после изготовления, ремонта, модернизации
Дата составления Акта (число, месяц, год) _________________________________
В вагонном депо _________________________ Дороги ________________________
(наименование) (наименование)
Вагон ___________________________________ Собственности _________________
(тип) (государство)
Дата постройки (месяц, год) _____________ Изготовитель __________________
(наименование)
Приписки (для пассажирских
и собственности) ______________ Дороги ________________________
(наименование) (наименование)
Дата последнего ремонта (месяц, год) ____ Место ремонта _________________
(наименование)
Вид ремонта _____________________________ Пробег на момент отказа _______
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Отказавшие узлы (детали): │
│ │
│Наименование ___________________________ Номер _________ │
│Изготовления ___________________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Последний ремонт _______________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Характер дефекта _______________________________________________________ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование ___________________________ Номер _________ │
│Изготовления ___________________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Последний ремонт _______________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Характер дефекта _______________________________________________________ │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование ___________________________ Номер _________ │
│Изготовления ___________________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Последний ремонт _______________________ Дата (месяц, год) ___________ │
│ (предприятие) │
│Характер дефекта _______________________________________________________ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Обстоятельства обнаружения ________________________________________________
Телеграммы представителя о выезде N ____________ от _______________ 20__ г.
Представитель _____________________________________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
Занимаемая должность представителя ________________________________________
Командировочное удостоверение представителя _______________________________
Оборот ВУ-41
Заключение комиссии о причинах появления дефектов и определение виновного
предприятия
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предприятие, признанное виновным __________________________________________
Где и кем подлежит устранению дефект ______________________________________
Дефект подтверждается прилагаемыми к акту _________________________________
(эскизом, фотографией, актом
экспертизы)
Члены комиссии:
Начальник Вагонного эксплуатационного депо ________________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
________________________________
(подпись)
Работник Вагонного эксплуатационного депо,
ответственный за рекламационную работу ________________________________
Представитель предприятия _________________________________________________
Приложение 2
ДИРЕКЦИЯ СОВЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ, ЛАТВИИ, ЛИТВЫ, ЭСТОНИИ
ТАБЛИЦА
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
(Классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов"
К ЖА 2005 04)
Таблица утверждена на Комиссии Совета как приложение к методическим положениям оценки качества.
Реквизиты документов:
Пункт 12.8 (приложение 8) Протокола Комиссии Совета от 22 - 24 августа 2006 г. г. Москва.
Разработчик
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" Министерства путей Сообщения Российской Федерации (ФГУП ВНИИЖТ МПС РФ).
Основные положения
Таблица "Распределение основных неисправностей грузовых вагонов по причинам их возникновения" предназначена для распределения причин возникновения неисправностей грузовых вагонов колеи 1520 мм, курсирующих по путям общего пользования государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
Таблица используется в задачах: оценки качества изготовления, выполнения ремонта (по видам) и подготовки грузовых вагонов к перевозкам; анализа поставляемой вагоностроительными заводами и вагонными предприятиями продукции и услуг; анализа технического состояния вагонного парка; управления ремонтом вагонов, рекламационно-претензионной деятельности и сохранности вагонного парка.
Таблица разработана на основе классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04).
Для распределения причин возникновения неисправностей грузового вагона применяется цифровой код (один знак), характеризующий причину, а именно:
1. Технологическая - неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО;
2. Эксплуатационная - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона;
3. Повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях промышленных предприятий и путях общего пользования.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Код
Полное наименование неисправности
Причина
возникновения
неисправности
101
Сход с рельс
2
102
Тонкий гребень
2
103
Прокат по кругу катания выше нормы
2
104
Кольцевая выработка поверхности катания
2
105
Навар на поверхности катания
2
106
Ползун на поверхности катания
2
107
Выщербина обода колеса
2
108
Раздавливание обода колеса
2
109
Остроконечный накат гребня
2
110
Вертикальный подрез гребня
2
111
Тонкий обод
2
112
Трещина обода
1
113
Ослабление ступицы на оси
1
114
Трещина/откол гребня
1
115
Откол обода колеса
1
116
Ползун на поверхности катания на одном колесе
3
117
Неравномерный прокат по кругу катания выше нормы
2
118
Трещина диска колеса колесной пары
1
130
Поперечная трещина оси колесной пары
1
131
Продольная трещина оси колесной пары
1
132
Протертое место оси колесной пары
2
133
След контакта с электродом на оси
3
134
Холодный излом шейки оси
1
148
Повреждение оси колесной пары
3
150
Грение буксы
1
151
Сдвиг буксы
1
152
Трещина/излом корпуса буксы
3
153
Излом/изгиб крышки буксы
3
154
Ослабление/отсутствие болта крепительной крышки буксы
1
155
Перевернута роликовая букса
3
201
Несоответствие зазора между рамой и тележкой 8-осного
вагона
2
202
Перекос тележки
1
203
Разность баз тележки (более 15 мм)
1
204
Излом/отсутствие/срез шкворня
3
205
Трещина/излом боковины (рамы)
1
206
Излом прилива (опоры) для колпака скользуна
3
207
Ослабление крепления скользуна
1
208
Износ колпака скользуна
2
209
Трещина прилива (опоры) для колпака скользуна
1
210
Отсутствие колпака скользуна
3
211
Излом колпака скользуна
3
212
Трещина колпака скользуна
2
213
Отсутствие/смещение пружин
3
214
Излом пружин
1
215
Трещина соединительной балки 8-осного вагона
1
216
Несоответствие типа тележки грузоподъемности вагона
1
217
Трещина/излом надрессорной балки
1
218
Трещина/излом клина гасителя колебаний
1
219
Завышение фрикционного клина относительно опорной
поверхности надрессорной балки
2
220
Несоответствие зазоров скользуна
2
221
Разнотипность тележек
2
225
Неисправность опорной прокладки в буксовом проеме
1
226
Трещина/откол подвижной планки тележки 18-100,
прошедшей модернизацию
1
227
Ослабление заклепок планки фрикционного гасителя
колебаний
1
228
Неисправность полимерной накладки
1
229
Излом клина предохранителя буксового проема тележки
18-194-1
3
230
Излом предохранительного устройства между тележкой и
кузовом вагона
3
231
Выпадение ролика скользуна
1
232
Излом упругого элемента ролика скользуна
3
233
Зазор между скользуном тележки 18-194-1 и кузовом
вагона
1
250
Просрочен срок службы деталей тележки
1
301
Несоблюдение норм высоты автосцепки
1
302
Провисание автосцепки
2
303
Нарушение расстояния от упора автосцепки до ударной
розетки
1
304
Трещина в корпусе автосцепки
1
305
Уширение зева автосцепки
3
306
Износ контура зацепления
2
307
Изгиб хвостовика автосцепки
3
308
Обрыв хвостовика автосцепки
3
309
Износ перемычки хвостовика автосцепки
1
310
Неисправность корпуса автосцепки
1
311
Излом сигнального отростка
3
312
Износ замка автосцепки
2
313
Повреждение предохранителя от саморасцепа
3
314
Неправильная установка валика подъемника
2
315
Неправильная сборка механизма автосцепки
2
316
Невключение предохранителя замка
2
317
Неудержание замка в расцепленном состоянии
1
318
Несоответствие высоты оси автосцепки над уровнем верха
головки рельсов
2
319
Несоответствие зазора между потолком розетки и
хвостовиком автосцепки
1
340
Трещина тягового хомута
1
341
Излом тягового хомута
3
342
Износ поддерживающей планки тягового хомута
1
343
Трещина/излом поддерживающей планки тягового хомута
1
344
Трещина клина (валика) тягового хомута
1
345
Нарушение крепления клина тягового хомута
1
346
Излом ударной розетки
3
347
Обрыв ударного угольника
3
348
Неисправность поглощающего аппарата
1
349
Излом/трещина упорной плиты поглощающего аппарата
3
350
Обрыв/ослабление болта поддерживающей планки
3
352
Суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата
более 5 мм
1
353
Повреждение поглощающего аппарата
3
360
Излом кронштейна расцепного привода
3
361
Излом державки расцепного привода
3
362
Неправильная длина цепи расцепного привода
1
363
Излом рычага расцепного привода
3
380
Трещина центрирующей балки
2
381
Обрыв/трещина маятниковой подвески
3
382
Неправильная постановка маятниковой подвески
2
383
Излом центрирующей балочки
3
384
Излом клина тягового хомута
1
385
Отсутствие пружин маятниковой подвески у 8-осных
вагонов
1
401
Неисправность авторежима и его привода
1
402
Неисправность авторегулятора
1
403
Неисправность воздухораспределителя
1
404
Неисправность тормозного цилиндра
1
405
Неисправность концевого крана
1
406
Неисправность разобщительного крана
1
407
Повреждение запасного резервуара
3
408
Срыв корончатой гайки триангеля
1
409
Обрыв кронштейна двухкамерного резервуара
воздухораспределителя
3
410
Неисправность тройника
1
411
Обрыв кронштейна рабочей камеры
3
440
Ослабление крепления труб воздухопровода и тормозных
приборов
1
441
Обрыв/излом магистрали воздухопровода и подводящих труб
3
442
Неисправность соединительных рукавов
1
443
Излом рычагов и тормозных тяг
3
444
Износ втулок триангеля
1
445
Завар башмака
2
446
Излом предохранительных скоб горизонтальных тяг
тормозной рычажной передачи
3
447
Разрегулирование рычажной передачи
2
448
Неисправность ручного стояночного тормоза
1
449
Неисправность автоматического стояночного тормоза
1
450
Изгиб/излом триангеля
3
451
Обрыв/трещина кронштейна тормозного цилиндра
3
501
Перекос кузова более 75 мм
2
502
Уширение кузова более 75 мм на одну сторону
3
503
Обрыв сварного шва стойки
1
504
Обрыв сварных швов раскосов
1
505
Повреждение стоек
3
506
Повреждение обвязочных брусьев
3
507
Повреждение дверных брусьев
3
508
Повреждение потолочных дуг
3
530
Повреждения крыши
3
531
Повреждение обшивки кузова
3
532
Повреждение пола
3
533
Повреждение переходной площадки
3
534
Отсутствие двери
3
535
Отсутствие дверного упора
3
536
Повреждение крепления двери
3
537
Неисправность запора двери
1
538
Отсутствие крышки люка
2
539
Повреждение крышки люка и петель
3
540
Неисправность запора люка
1
541
Отсутствие борта платформы
2
542
Повреждение бортов платформы
3
543
Неисправность петель, запоров бортов платформы
1
544
Трещина сварных швов котла цистерны
1
545
Пробоина котла цистерн
3
546
Сдвиг котла цистерны
3
547
Ослабление/обрыв пояса крепления котла цистерны
1
548
Повреждение сливного прибора цистерны
3
549
Неисправность погрузочно/разгрузочных механизмов
специализированных вагонов
1
550
Повреждение воздушных магистралей погрузки/разгрузки
специализированных вагонов
3
551
Излом/изгиб зонта двери
3
552
Течь котла цистерны
1
553
Повреждение (обрыв) лестниц/поручней/подножек
3
554
Повреждение/изгиб дверных рельсов
3
555
Обрыв/трещина кронштейна шарнирного соединения крышки
люка
3
556
Отсутствие болтов крепления крыши крытых вагонов
1
558
Трещина/отсутствие фитингов на платформе
3
559
Отсутствие порога двери полувагона
1
560
Излом порога двери полувагона
3
561
Изгиб порога двери полувагона
3
562
Отсутствие валика двери
1
570
Истек календарный срок деповского ремонта
2
571
Истек календарный срок капитального ремонта
2
572
Достигнут норматив по пробегу
2
573
Достигнут предельный норматив по пробегу
2
574
Досрочная постановка в деповской ремонт по техническому
состоянию
2
575
Досрочная постановка в капитальный ремонт по
техническому состоянию
2
579
Истек срок службы
2
601
Обрыв сварных швов или более одной заклепки крепления
балок
1
602
Вертикальный прогиб балок рамы более 100 мм
3
603
Трещина в узлах сочления хребтовой и шкворневой балок
3
604
Трещина скользуна на шкворневой балке
1
605
Ослабление крепления скользуна на шкворневой балке
1
606
Трещина пятника
1
607
Ослабление крепления пятника
1
609
Трещина, переходящая с горизонтальной на вертикальную
полку балок
1
610
Продольная трещина в балках рамы длиной более 300 мм
3
611
Трещина в надпятниковой плите (фланце) пятника не
более 30 мм
1
612
Вертикальная/продольная наклонная трещина, проходящая
более чем через одно отверстие для болтов или заклепок
1
613
Длина вертикальной/наклонной трещины на одной стенке
более 100 мм между концами трещины
1
614
Обрыв по сварке, разрыв накладок
1
615
Трещина/излом верхнего/вертикального листа поперечной
балки рамы
1
616
Излом/трещина промежуточных балок
3
617
Излом крепления фитингового упора
3
618
Излом/трещина/обрыв раскосов
3
619
Уширение хребтовой балки
3
620
Изгиб хребтовой балки
3
621
Трещина концевых балок
1
622
Излом концевых балок
3
623
Разрыв верхнего/вертикального листа поперечной балки
рамы
3
624
Излом крепления скользуна на шкворневой балке
3
625
Отсутствие верхнего/вертикального листа поперечной
балки рамы полувагона
1
801
Замена более 50% нижней обвязки и более 50% стоек и
раскосов
1
802
Требуется замена более чем 50% листов кузова
цельнометаллического вагона
1
810
Повреждение котла цистерны, ведущее к исключению
3
811
Требуется замена двух барабанов котла цистерны
3
812
Требуется замена двух днищ котла цистерны
3
813
Требуется замена одного днища, одного барабана котла
цистерны
3
814
Требуется замена одного днища, одного продольного
листа котла цистерны
3
815
Требуется замена двух продольных листов котла цистерны
3
816
Требуется замена всех шпангоутов у 8-осных цистерн
3
817
Цистерна для кислоты с броневыми листами толщиной менее
5 мм у крайних опор котла или менее 3 мм в остальной
части
2
820
Неисправность рамы, ведущая к исключению
3
821
Трещина, переходящая на горизонтальные полки хребтовой
балки в одном узле соединения хребтовой и шкворневой
балок
1
822
Разрыв хребтовой балки у вагона, проработавшего более
20 лет
1
823
Требуется замена шкворневой балки по коррозии
3
824
Требуется замена более 5 промежуточных поперечных
балок по коррозии
3
826
Скрученность рамы более чем 70 мм на 1 м ширины или
более 200 мм на всю ширину
3
827
Требуется замена двух боковых продольных балок рамы
или одного швеллера, или зета хребтовой балки
3
828
Вертикальный прогиб всех продольных балок рамы более
чем на 200 мм
3
829
Горизонтальный прогиб всех продольных балок рамы более
чем на 100 мм
3
830
Правка/исправление сваркой хребтовых/боковых продольных
балок из проката томасовского производства
1
831
Разрыв, переходящий на горизонтальные полки хребтовой
балки в одном узле соединения хребтовой и шкворневой
балок
3
840
Неисправность рефрижераторного вагона, ведущая к
исключению
2
843
Требуется замена одного зета хребтовой балки
3
844
Разрушение более 30% длины одной боковой стенки
3
845
Скрученность рамы более 100 мм на всю ширину рамы
3
846
Вертикальный изгиб продольных балок рамы более 100 мм
или горизонтальный изгиб более 50 мм
3
848
Вертикальный прогиб металлического кузова в средней
части более 100 мм
3
849
Сквозной коррозийный износ боковых стен и крыши более
25% их поверхности
1
851
Отрыв хребтовой балки от шкворневой
3
857
Вагон, отслуживший свой срок и не пригодный для
использования
2
860
Скрученность (пропеллерность) кузова более чем на 100
мм
3
862
Повреждение торцевой стены вагона, требующее замены
стоек/дуг/обшивы
3
863
Сквозная коррозия пола и стоек боковых стен
рефрижераторных вагонов более чем 50% площади
2
900
Неисправность, не связанная с техническим состоянием
вагона
2
901
Искаженный номер вагона
1
902
Остановка по указанию железнодорожной администрации
2
903
Регистрация нового установленного оборудования
2
910
Отсутствие паспорта формы ВУ-4М
1
911
Вагон отставляется в запас железнодорожной
администрации
2
912
Претензии к качеству выполнения деповского ремонта
1
913
Претензии к качеству выполнения капитального ремонта
1
914
Претензии к качеству изготовления вагона
1
915
Повреждение на станционных путях общего пользования
3
916
Повреждение на путях организаций-клиентов
3
917
Повреждение в поездной работе на путях общего
пользования вне станционных путей
3
920
Отсутствие/повреждение одного датчика
3
921
Отсутствие/повреждение двух датчиков
3
Приложение 3
ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ ВАГОННЫХ ДЕПО В СЛУЧАЯХ
РЕКЛАМИРОВАНИЯ БУКСОВЫХ УЗЛОВ
1. При отцепке грузового вагона в текущий отцепочный ремонт в период гарантийного срока из-за отказа буксового узла работникам вагонных депо необходимо руководствоваться следующим порядком:
- выкаченная из-под вагона колесная пара эксплуатационным вагонным депо направляется в ближайшее вагонное ремонтное предприятие с письменным извещением о необходимости установления причины отказа буксового узла и виновного предприятия. Перед отправлением колесной пары на ось навешивается бирка с указанием номера вагона, из-под которого выкачена колесная пара, даты отцепки вагона, даты и места последнего планового ремонта или постройки вагона.
В извещении помимо информации, помещенной на бирке, описывается состояние поверхности колеса (при наличии дефектов на колесе указываются: вид дефекта и его размеры), состояние тележки (опорная поверхность буксового проема, разность баз боковых рам, поперечные и продольные зазоры между направляющими буксы и челюстями боковой рамы; состояние узла пятник-подпятник).
Вагонное ремонтное предприятие при поступлении колесной пары производит демонтаж буксового узла, составляет заключение о причине отказа буксового узла, определяет виновное предприятие и составляет план расследования. Заключение, подписанное главным инженером вагонного депо, представителем эксплуатационного вагонного депо, приемщиком вагонов и мастером колесно-роликового участка, пересылается в эксплуатационное вагонное депо, отправившее колесную пару, и причастные вагоноремонтные предприятия.
2. Порядок действий вагонных депо в случаях рекламирования колесных пар, боковых рам и надрессорных балок
При поступлении грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт в период гарантийного срока из-за излома колес, осей, боковых рам, надрессорных балок или наличия в них явных трещин вся рекламационная работа проводится вагонным депо, забраковавшим вагон, установленным порядком.
В этих случаях колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки эксплуатационное вагонное депо направляет в ближайшее вагонное ремонтное предприятие для подтверждения трещины средствами неразрушающего контроля.
Дальнейший порядок действий в этих случаях аналогичен порядку, изложенному в п. 1 Приложения 3. Заключение по боковым рамам и надрессорным балкам подписывают главный инженер, приемщик вагонов, мастер (бригадир) тележечного участка.
Примечание: полученные вагонным ремонтным предприятием для заключения колесные пары, детали буксового узла (при отказе буксового узла), боковые рамы, надрессорные балки хранятся в депо не менее двух недель. В случае забраковки колесной пары с подшипниками кассетного подшипника в межремонтный период, подшипник демонтируется с оси колесной пары и отправляется в сервисные центры SKF или Brenko с оформлением акта-рекламации формы ВУ-41М.
Приложение 4
ПЛАН
РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ИЗЛОМА ОСИ РОЛИКОВОЙ
КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ИЛИ РАЗРУШЕНИЯ БУКСОВОГО УЗЛА
______________________________ ________
(наименование предприятия) (дата)
┌────┬───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│1 │Дата отцепки вагона (смены │ │
│ │колесной пары) │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2 │Место отцепки вагона (смены │ │
│ │колесной пары) │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2.1 │Железная дорога │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2.2 │Станция │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│2.3 │Код ремонтного предприятия │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│3 │Номер поезда │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│4 │Скорость движения поезда, км/ч │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│5 │Причина отцепки вагона │ │
│ │(колесной пары) │ │
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┬─────────────────┤
│6 │Неисправность выявлена: │Осмотрщик вагонов │Напольный прибор │
│ │ │ │ безопасности │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│7 │Данные о вагоне: │
├────┼───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│7.1 │Номер │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.2 │Тип │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.3 │Тара │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.4 │Груженый или порожний │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.5 │Наименование и вес │ │
│ │перевозимого груза │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.6 │Схема загрузки вагона по длине │──────┬─┼─┼──────────┼─┼─┬─────┐ │
│ │и ширине кузова │Левая │ ┼ ┼ ┼ ┼ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ ├────>│ │
│ │ │ │ ┼ ┼ ┼ ┼ │ │ │
│ │ │ └─┼─┼──────────┼─┼─┘ │ │
│ │ │Правая сторона по ходу движения │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.7 │Дата и пункт постройки вагона │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.8 │Дата и пункт проведения │ │
│ │последнего: │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Капитального ремонта │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Деповского ремонта │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Текущего отцепочного ремонта │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Технического обслуживания (ПТО)│ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│7.9 │Пробег вагона, км: │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Общий │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │От постройки, последнего ремон-│ │
│ │та или последнего технического │ │
│ │обслуживания (ПТО) до отцепки │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│8 │Пункт размещения последнего │ │
│ │напольного прибора безопасности│ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│9 │Расстояние от пункта размещения│ │
│ │последнего напольного прибора │ │
│ │безопасности до места │ │
│ │обнаружения неисправности, км │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│10 │Показания напольного прибора │ │
│ │безопасности │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│11 │Критическая температура нагрева│ │
│ │аварийного буксового узла, C │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│12 │Метеоусловия, температура │ │
│ │воздуха, C │ │
│ │ясно, пасмурно, дождь, снег │ │
│ │(подчеркнуть) │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│13 │Данные о тележке: │
├────┼───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│13.1│Тип │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│13.2│Состояние рессорного │ │
│ │подвешивания │ │
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┬─────────────────┤
│13.3│Состояние скользунов у тележки │ Задраны │ Чистые │
│ │(для пассажирских вагонов) ├──────────────────┼─────────────────┤
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┴─────────────────┤
│13.4│Зазор в скользунах (для │ │
│ │грузовых вагонов), мм │ │
├────┼───────────────────────────────┼───────────┬────────────┬───────────┤
│13.5│База тележки (для пассажирских │ вдоль │ поперек │ по │
│ │и рефрижераторных вагонов), мм │ тележек │ тележек │ диагонали │
│ │(измеряется в случае подачи ├───────────┼────────────┼───────────┤
│ │вагонов в депо) │ │ │ │
├────┼───────────────────────────────┼───────────┴──────┬─────┴───────────┤
│13.6│База тележки │ Правая боковина │ Левая боковина │
│ │(для грузовых вагонов) ├──────────────────┼─────────────────┤
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│13.7│Зазор в буксовом проеме │ Вдоль вагона │ Поперек вагона │
│ │(груз), мм ├──────────────────┼─────────────────┤
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│14 │Данные об аварийной колесной паре: │
├────┼───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│14.1│Тип колесной пары │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│14.2│Индивидуальный номер (номер │ │
│ │оси) │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│14.3│Ориентация аварийного │──────┬─┼─┼──────────┼─┼─┬─────┐ │
│ │буксового узла (или шейки оси) │Левая │ ┼ ┼ ┼ ┼ │ │ │
│ │по ходу движения вагона │ │ │ │ │ │ ├────>│ │
│ │ │ │ ┼ ┼ ┼ ┼ │ │ │
│ │ │ └─┼─┼──────────┼─┼─┘ │ │
│ │ │Правая сторона по ходу движения │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│14.4│Дата и пункт проведения: │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │ Дата проведения │ Код предприятия │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Формирование колесной пары │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Последнего полного │ │ │
│ │освидетельствования │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Последней обточки поверхности │ │ │
│ │катания колес │ │ │
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│14.5│Геометрические параметры колес, мм │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │Колесо со стороны │ Противоположное │
│ │ │ аварийной буксы │ колесо │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┴─────────────────┤
│ │Расстояние между внутренними │ │
│ │боковыми поверхности ободов │ │
│ │колес │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┬─────────────────┤
│ │Прокат │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Толщина обода │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Толщина гребня │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Диаметр по кругу катания │ │ │
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│14.6│Неисправности на поверхности катания колес │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │Колесо со стороны │ Противоположное │
│ │ │ аварийной буксы │ колесо │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Неравномерный прокат │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Выщербины │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Ползуны │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Навар │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Прочие │ │ │
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│15 │Данные об аварийном буксовом узле: │
├────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│15.1│Дата и пункт проведения: │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │ Дата проведения │ Код предприятия │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Полной ревизии │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Промежуточной ревизии │ │ │
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│15.2│Наличие на буксовом узле дополнительных устройств: │
│ ├────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────┤
│ │ Редуктор │ Противоюз │ Термодатчик │
│ ├────────────────────────┼─────────────────────────┼─────────────────┤
├────┼────────────────────────┴──────┬──────────────────┴─────────────────┤
│15.3│Состояние корпуса буксы │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│16 │Число и состояние крепительных │ │
│ │болтов М20 │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│17 │Состояние и тип торцевого │ │
│ │крепления │ │
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┬─────────────────┤
│18 │Состояние и тип смазки ЛЗ ЦНИИ │нормальное │ │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
│ │ │загрязненное │ │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
│ │ │обводненная │ │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
│ │ │выгорела │ │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
│ │ │наличие примесей │ │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
│ │ │недостаток │ │
├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┴─────────────────┤
│19 │Состояние резиновых │ │
│ │уплотнительных элементов │ │
│ │(прокладка, кольцо) │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│20 │Состояние лабиринта корпуса │ │
│ │буксы и лабиринтного кольца │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│21 │Монтажные данные аварийного буксового узла: │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │Передний подшипник│Задний подшипник │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Радиальный зазор │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Осевой зазор │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Натяг посадки внутренних колец │ │ │
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│22 │Монтажные данные противоположного буксового узла: │
│ ├───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│ │ │Передний подшипник│Задний подшипник │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Радиальный зазор │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤
│ │Осевой зазор │ │ │
│ ├───────────────────────────────┼──────────────────┴─────────────────┤
│ │Натяг посадки внутренних колец │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│23 │Данные о подшипниках аварийного буксового узла: │
├────┼───────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┤
│23.1│Первым разрушился подшипник: │ Передний │ Задний │
│ │ ├──────────────────┼─────────────────┤
├────┼───────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┤
│23.2│Передний подшипник: │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Тип │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Номер и завод-изготовитель │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│23.3│Состояние деталей переднего подшипника: │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Наружное кольцо │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Маркировка - │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │со стороны маркировки │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │с противоположной стороны │ │
│ ├───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│ │Внутреннее кольцо │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Маркировка (при наличии) - │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Состояние дорожки качения │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Сквозные трещины, разрушения, │ │
│ │сколы и др. │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Ролики │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Торцы со стороны маркированного│ │
│ │борта наружного кольца │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Торцы со стороны немаркирован- │ │
│ │ного борта наружного кольца │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Сепаратор │ │
│ │Материал - │ │
│ │Тип - │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Плоское упорное кольцо │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│23.4│Задний подшипник: │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Тип │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Номер и завод-изготовитель │ │
├────┼───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│23.5│Состояние деталей заднего подшипника: │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Наружное кольцо │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Маркировка - │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │со стороны маркировки │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │с противоположной стороны │ │
│ ├───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│ │Внутреннее кольцо │
│ ├───────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│ │Маркировка (при наличии) - │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Состояние дорожки качения │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Сквозные трещины, разрушения, │ │
│ │сколы и др. │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Ролики │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Торцы со стороны маркированного│ │
│ │борта наружного кольца │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Торцы со стороны немаркирован- │ │
│ │ного борта наружного кольца │ │
│ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │Сепаратор │ │
│ │Материал - │ │
│ │Тип - │ │
├────┼───────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│24 │Предполагаемая причина грения │ │
│ │(сдвига) буксового узла с │ │
│ │указанием виновного предприятия│ │
└────┴───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
Главный инженер предприятия "Поставщика" __________________
М.П.
Мастер колесно-роликового цеха __________________
М.П.
Представитель вагонного М.П.
хозяйства ОАО "РЖД" __________________
Представитель ВЧДЭ __________________
М.П.
Приложение 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по случаям излома или обнаружения в эксплуатации трещины
боковой рамы или надрессорной балки тележки модели _________
Дата и место случая _______________________________________________________
Номер вагона ______________________________________________________________
Вагон груженый или порожний (подчеркнуть)
Дата и место постройки вагона _____________________________________________
Дата и место последнего планового ремонта _________________________________
Пробег вагона после постройки или последнего планового ремонта ____ тыс. км
Год изготовления и завод-изготовитель боковой рамы или надрессорной балки
___________________________________________________________________________
Номер боковой рамы, надрессорной балки ____________________________________
Марка стали: 20Л, 20ГЛ, 20ГФЛ, 20ГТЛ, 20ФТЛ, 20ГФНТЛ, ГТ, 20ХГФНТЛ
(нужное подчеркнуть)
Номер принадлежности боковой рамы или надрессорной балки государству
___________________________________________________________________________
Длина, глубина трещины, место излома (показать на эскизе) _________________
Заключение о причине излома, образовании трещины с указанием виновного
предприятия _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(эскиз не приводится)
"__" ___________ 20__ г. ВМ НК __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Дефектоскопист __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Представитель ВЧДЭ __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины оси
Дата и место случая
Номер вагона
Дата и место постройки или последнего планового ремонта вагона
Пробег вагона после постройки или последнего планового ремонта
в тыс. км
Вагон груженый или порожний
Скорость вагона, км/ч
Температура наружного воздуха, гр.
Номер оси
Дата и место изготовления черновой оси
Код завода, производившего обработку и перенос маркировки оси
Дата и предприятие, сформировавшее колесную пару
Дата и место последнего полного освидетельствования колесной
пары
Код железнодорожной администрации (государство) собственника
колесной пары
Расположение, длина, глубина трещины, место излома (наличие
забоин, вмятин, повреждение электротоком)
(показать
на эскизе)
(эскиз не приводится)
"__" ___________ 20__ г. ВМ НК __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Дефектоскопист __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Представитель ВЧДЭ __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины колеса
┌────────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│Дата и место случая │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Номер вагона │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Дата и место постройки или последнего планового │ │
│ремонта вагона │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Пробег вагона после постройки или последнего │ │
│планового ремонта в тыс. км │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Вагон груженый или порожний │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Скорость вагона, км/ч │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Температура наружного воздуха, гр. │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Заводская маркировка на колесе │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Толщина обода в месте излома (трещины) и по трем │ │
│сечениям через 90°, мм │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Минимальная толщина диска в месте излома, мм │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Толщина гребня, мм │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Величина проката, мм │ │
│равномерного │ │
│ ├────────────────────┤
│неравномерного │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Наличие выщербин, ползунов, наваров │ │
│(с указанием размера) │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│На какой тип колодок отрегулирована тормозная │ │
│рычажная передача │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Какие колодки установлены на дефектной колесной паре│ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Взаимодействие тормозной колодки с дефектным колесом│ │
│(нормальное, смещена к гребню, смещена к наружной │ │
│части обода) │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Дата и предприятие, сформировавшее колесную пару │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Дата и место последнего полного освидетельствования │ │
│колесной пары │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Код железнодорожной администрации (государство) │ │
│собственника колесной пары │ │
├────────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Расположение, длина, глубина трещины, место излома │(показать на эскизе)│
└────────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
(эскиз не приводится)
"__" ___________ 20__ г. ВМ НК __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Дефектоскопист __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Представитель ВЧДЭ __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о трещине корпуса автосцепки вагона N ________
Дата и место случая _______________________________________________________
Номер вагона ______________________________________________________________
Вагон груженый или порожний (подчеркнуть)
Дата и место постройки вагона _____________________________________________
Дата и место последнего планового ремонта _________________________________
Пробег вагона после постройки или последнего планового ремонта ____ тыс. км
Автосцепка N _______________ год и завод-изготовитель
___________________________________________________________________________
Дата и место последнего полного осмотра автосцепки ________________________
Длина, глубина трещины, место обрыва (показать на эскизе) _________________
Наличие литейных пороков (их размер), сварки в месте обрыва
___________________________________________________________________________
Заключение о причине обрыва, образовании трещины с указанием виновного
предприятия _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(эскиз не приводится)
"__" ___________ 20__ г. ВМ НК __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Дефектоскопист __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Представитель ВЧДЭ __________________________
(Подпись) (Ф.И.О.)
Приложение 9
Справочно
ПЕРЕЧЕНЬ
УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ВАГОНОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА ВАГОНОРЕМОНТНЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОДЛЕЖАЩИХ 100%-МУ ВХОДНОМУ КОНТРОЛЮ
Наименование узлов, деталей
и материалов
Порядок контроля
1
2
Надрессорные балки, боковые
рамы
Дефектоскопирование и контроль параметров в
соответствии с инструкцией РД 32 ЦВ 05-99
(приложение А) с записью в журнале ВУ-32
Магистральные и главные
части воздухораспределите-
лей, авторежимы грузовые,
регуляторы тормозной
рычажной передачи
Испытание на стенде с автоматической
регистрацией параметров и записью в журнале
ВУ-47
Чистовые оси
Визуальный осмотр, дефектоскопирование на
непрозвучиваемость, проверка параметров шейки
Цельнокатаные колеса
Визуальный осмотр с обязательной проверкой
выявленных дефектов средствами неразрушающего
контроля
Колесные пары нового
формирования
Проверка разницы диаметров колес по кругу
катания, расстояния между внутренними гранями
ободьев колес, наличия в сопроводительных
документах на колесные пары знака
соответствия Регистру сертификации на
федеральном железнодорожном транспорте
Колесные пары участкового
ремонта
Проверка разницы диаметров колес по кругу
катания. Проверка расстояния между внутренни-
ми гранями ободьев колес. Визуальный осмотр
на механические повреждения. Проверка
буксового узла на ОМСД (приставка к УДП)
Роликовые подшипники в
сборе
Проверка осевого, радиального зазора в
свободном состоянии с собственным внутренним
кольцом, обмер роликов по длине и высоте с
записью в журнале ВУ-91
Автосцепное устройство: <*>
1. Корпуса автосцепок,
тяговые хомуты
Дефектоскопирование с записью в журнале учета
контроля деталей в соответствии с приложением
Б инструкции РД-32.174-2001
2. Головки автосцепок в
сборе
Проверка шаблонами 820р, 787р, 827р
3. Тяговые хомуты, клин
тягового хомута
Проверка шаблонами 920р-1, 861р-М
4. Поглощающие аппараты в
сборе
Проверка шаблонами 83р, 83р-1
Смазка "Буксол"
Контроль качества в соответствии с
распоряжением ОАО "РЖД" от 19.08.04 N 3124р
--------------------------------
<*> Результаты проверок по п. п. 2, 3 записываются в журнал ремонта контрольного пункта автосцепок.