ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОБ ОСНОВАХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 19 июля 1995 года)

 

Настоящий Закон устанавливает основы федеральной градостроительной политики и наряду с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации формирует базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия.

Закон направлен на создание здоровой и безопасной среды обитания населения, равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства на всей территории Российской Федерации независимо от форм собственности и гражданства.

I. Общие положения

Статья 1. Градостроительство в Российской Федерации

1. Градостроительство в Российской Федерации - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

2. Градостроительство в Российской Федерации, национально-государственных, административно-территориальных образованиях, свободных экономических зонах осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, национально-этнических, историко-культурных особенностей, экологических, природно-климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии.

3. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно-гигиеническими требованиями.

4. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

градостроительная политика - целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей;

градостроительный прогноз - результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения;

градостроительные программы - текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия;

градостроительная документация - система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций;

система поселений - пространственная организация взаимосвязанных городов и других поселений, обеспечивающих удовлетворение производственно-хозяйственных, социальных, трудовых и духовных потребностей человека, а также осуществление эффективных мероприятий по охране окружающей среды;

недвижимость в градостроительстве - земли городов, других поселений и иных функциональных территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих землях;

опорный план территории, поселения - картографическое отображение сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности;

территориальный кадастр - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую (визуальную, статистическую и текстовую) информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров.

Статья 2. Основные направления градостроительной деятельности

Основными направлениями градостроительной деятельности являются:

территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Статья 3. Объекты градостроительной деятельности

В соответствии с основными направлениями градостроительной деятельности в Российской Федерации ее объектами являются:

территория Российской Федерации;

территории крупных географических регионов, национально-государственных, административно-территориальных образований, территориально-производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов;

рекреационные и особо охраняемые территории;

города, другие поселения всех категорий и типов;

жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки;

градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры;

системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций.

Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством.

Статья 4. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной деятельности

Субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются:

граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;

органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.

Статья 5. Градостроительные нормативы

1. Градостроительные нормативы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности, содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализируют положения законодательства по учету в градостроительстве демографических, природно-климатических, геологических, гидрогеологических и экологических условий, нужд инвалидов, пожилых людей, потребностей детей и молодежи, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных обязательных требований (дополнен Федеральным законом от 19 июля 1995 года № 112-ФЗ, введенным в действие с 26 июля 1995 года).

2. Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.

С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.

3. Правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.

Статья 6. Градостроительная документация

1. Градостроительная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, предусматривающей обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основой для составления проектов объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.

2. Основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:

генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил в Российской Федерации;

схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований;

схемы и проекты районной планировки, административно-территориальных образований;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных сельским (районным) Советам, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающие мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.

3. Каждый вид градостроительной документации соответствует конкретным объектам градостроительной деятельности, выполнен в определенном масштабе, имеет свое назначение и содержание, а также порядок проведения экспертизы, утверждения и согласования, установленный Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации в соответствии с градостроительным законодательством.

4. Генеральный план городов, другого поселения, территории, подведомственной сельскому (районному) Совету, является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территорий, сохранение историко-культурного и природного наследия.

5. Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение изменений в градостроительную документацию осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.

6. Градостроительная документация разрабатывается, как правило, на конкурсной основе, является собственностью заказчика и передается в распоряжение соответствующих органов архитектуры и градостроительства.

II. Осуществление градостроительной деятельности

Статья 7. Права заказчика в градостроительной деятельности

1. Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с настоящим Законом имеют права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности.

2. Заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.

3. Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размещение капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе ( в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации.

4. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

5. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.

Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами.

Статья 8. Права граждан и иных пользователей объектов градостроительной деятельности

Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица.

Пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на:

отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;

достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;

обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;

строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов застройки, отвечающих действующим нормативам, правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;

участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;

независимую экспертизу, в том числе техническую и экологическую, градостроительных проектов.

Статья 9. Права разработчика градостроительной документации

Разработчик градостроительной документации имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензионного свидетельства, договора (контракта) с заказчиком разработку градостроительной документации, получать от заказчика информацию, необходимую для разработки проектов, осуществлять на основе договора (контракта) с заказчиком авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Порядок лицензирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Авторское право в разработке градостроительной документации определяется и охраняется законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Обязанности субъектов градостроительной деятельности

1. Субъекты градостроительной деятельности обязаны:

соблюдать государственные нормативы, правила застройки городов, других поселений и их систем, утвержденную градостроительную документацию;

выполнять требования государственных органов контроля и надзора и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;

обеспечивать соблюдение решений местных органов власти и управления в области планировки, застройки, благоустройства и озеленения территорий городов, других поселений и их систем, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;

беречь и улучшать среду обитания;

сохранять памятники градостроительства и архитектуры, истории и культуры, природный ландшафт;

пользоваться земельными участками, иной недвижимостью и природными ресурсами в соответствии с действующим законодательством, правилами застройки, землевладения и землепользования.

2. Субъекты градостроительной деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право осуществления своей деятельности. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий (сертификатов, свидетельств) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Отношения между субъектами градостроительной деятельности

Градостроительные отношения - согласованные действия субъектов (участников, партнеров) градостроительной деятельности по созданию, развитию, реконструкции и сохранению объектов градостроительной деятельности.

1. Основными правовыми документами, регулирующими отношения субъектов градостроительной деятельности, являются договор (контракт) между ними, решения соответствующих органов власти и управления о предоставлении в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передаче в собственность, продаже и сдаче в аренду земельного участка, иной недвижимости и разрешение на проведение проектно-изыскательских и строительных работ, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение договора (контракта), выбор партнеров, определение обязательств либо других условий взаимоотношений участников градостроительной деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству республик в составе Российской Федерации, являются исключительной компетенцией субъектов градостроительной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

2. Участники градостроительных отношений при осуществлении своих прав и обязанностей должны исходить из необходимости соблюдения интересов всех субъектов градостроительной деятельности.

Условия договора (контракта), заключенного между субъектами градостроительной деятельности, сохраняют свою юридическую силу на весь срок его действия. В случаях, если после заключения договора (контракта) законодательством, действующим на территории Российской Федерации, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договор (контракт) может быть изменен или расторгнут только по взаимному соглашению сторон.

Статья 12. Источники финансирования градостроительной деятельности

Градостроительная деятельность осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов и средств заказчика (инвестора, застройщика), централизованных средств объединений, учреждений, предприятий, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, соответствующих внебюджетных фондов, а также иностранных инвестиций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Компетенция органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления

Взаимодействие органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности осуществляется путем совместной разработки и реализации федеральной градостроительной политики, соответствующих республиканских и межрегиональных градостроительных программ и прогнозов, проектов и нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия проживания населения, а также создания банков данных о состоянии территорий, поселений и ведения территориального кадастра.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализации градостроительной документации, а также согласовывают вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия и окружающей среды.

Органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают ее реализацию в установленные сроки, соблюдение градостроительных нормативов, а также ведение опорного плана территории поселения.

Статья 14. Государственное регулирование градостроительной деятельности

Государственное регулирование градостроительной деятельности, проведение градостроительной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие общества, осуществляются органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и государственными программами и обеспечиваются:

управлением государственными капитальными вложениями в создание и развитие социальной и производственной инфраструктур;

регулированием налоговой политики;

предоставлением дотаций, субсидий, субвенций, других бюджетных и внебюджетных видов финансовой и материальной помощи на развитие объектов градостроительной деятельности;

контролем за соблюдением градостроительных нормативов и стандартов;

осуществлением антимонопольных мер, приватизации объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

проведением экспертизы, в том числе технической и экологической, градостроительной документации.

Статья 15. Государственное регулирование градостроительной деятельности в особых условиях

Порядок осуществления градостроительной деятельности в особых условиях (предотвращение бедствий и катастроф, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий на территории Российской Федерации) определяется органами государственной власти и управления Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Финансирование этой деятельности осуществляется за счет целевых и резервных бюджетных фондов.

Статья 16. Стимулирование градостроительной деятельности

Стимулирование градостроительной деятельности осуществляется органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органами местного самоуправления следующими мерами:

установлением порядка предоставления и изъятия земельных участков, иной недвижимости и ресурсов, а также установлением налоговых ставок и коэффициентов с учетом градостроительной ситуации в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации;

объявлением зон отчуждения земельных участков, имущества и иной недвижимости в интересах общества;

созданием необходимого резерва земельных участков, подготовленных для застройки;

обеспечением своевременного строительства систем инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений;

содействием страхованию селитебных территорий от риска причинения экологического ущерба деятельностью промышленных, транспортных, энергетических, высокочастотных и иных объектов;

контролем за соблюдением сроков действия разрешений на строительство.

Статья 17. Органы, осуществляющие контроль за градостроительной деятельностью

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами архитектуры и градостроительства, входящими в структуру органов государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.

Органы архитектуры и градостроительства действуют в районах, городах, районах городов и других поселениях в соответствии с примерными положениями, утверждаемыми в установленном порядке.

В соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами органы архитектуры и градостроительства по согласованию с органами местного самоуправления осуществляют установление административной черты городов, других поселений и выделение земельных участков на основе утвержденной градостроительной документации, контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации, выдачу архитектурно-планировочных заданий на проектирование и участвуют в лицензировании разработчиков градостроительных проектов и исполнителей работ (подрядчиков), а также оказывают иные услуги гражданам, учреждениям и предприятиям, другим субъектам градостроительной деятельности.

III. Государственные гарантии прав субъектов градостроительной деятельности. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации

Статья 18. Государственные гарантии прав субъектов градостроительной деятельности

Государство гарантирует в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами Российской Федерации всем субъектам градостроительной деятельности независимо от форм собственности и гражданства обеспечение равных прав и охраняемых законом интересов при осуществлении градостроительной деятельности, гласность в обсуждении градостроительной документации, а также право обжалования в судебном порядке любых неправомерных действий.

Статья 19. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства

1. За нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации применяется дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных законом, уголовная ответственность.

2. Применение указанных видов ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного ущерба.

3. Нарушение настоящего Закона должностными лицами влечет наложение штрафа в сумме:

за нарушение установленного порядка утверждения градостроительной документации, а равно внесение в нее изменений без разрешения утвердившего ее органа - от 15- до 20-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда (далее - минимальный размер оплаты труда);

за осуществление градостроительной деятельности без лицензионного свидетельства - от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;

за нарушение прав граждан на участие в обсуждении, разработку альтернативных проектов и проведение независимой экспертизы градостроительных проектов - от 12- до 17-кратного минимального размера оплаты труда;

за воспрепятствование контролю органами архитектуры и градостроительства за реализацией градостроительной документации - от 10- до 15-кратного минимального размера оплаты труда;

за превышение своей компетенции и вмешательство в договорные отношения субъектов градостроительной деятельности - от 12- до 15-кратного минимального размера оплаты труда.

4. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Дела о правонарушениях рассматриваются судьей единолично по заявлениям субъектов градостроительной деятельности, народных депутатов Советов всех уровней либо по инициативе прокурора.

Статья 20. Разрешение споров по вопросам градостроительной деятельности

1. Споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются местными Советами народных депутатов, местной администрацией, судом, арбитражным судом и третейским судом в пределах их компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Споры между субъектами градостроительной деятельности, находящимися на территориях разных республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, рассматриваются комиссиями (третейским судом), образованными на паритетных началах из представителей территорий.

В случае, если комиссия (третейский суд) не пришла к согласованному решению, споры решаются Верховным Советом Российской Федерации.

3. Споры между субъектами градостроительной деятельности о предоставлении, изъятии и выкупе земельных участков и другой недвижимости, сносе строений, а также жалобы на решения органов местного самоуправления по вопросам градостроительства разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Споры по вопросам градостроительной деятельности между предприятиями, учреждениями и организациями рассматривают арбитражные суды Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

5. По результатам рассмотрения споров между субъектами градостроительной деятельности соответствующими органами государственной власти и управления и местного самоуправления в месячный срок принимаются решения, в которых предусматривается порядок их исполнения и меры по восстановлению нарушенных прав.

Y. Международные договоры о градостроительной деятельности

Статья 21. Международные договоры о градостроительной деятельности

Международные договоры о градостроительной деятельности, заключенные органами государственной власти и управления Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, должны осуществляться в соответствии в настоящим Законом и нормами международного права.

Статья 22. Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц Российской Федерации на территориях иностранных государств и иностранных физических и юридических лиц на территории Российской Федерации

1. Граждане и юридические лица Российской Федерации осуществляют градостроительную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательными актами иностранных государств и международными соглашениями.

Если международным правом установлены иные правила, чем те, которые указаны в настоящем Закона, то действуют нормы международного права.

2. Градостроительная деятельность иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц и международных организаций на территории Российской Федерации регулируется настоящим Законом и иными законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, при наличии лицензионного свидетельства, выдаваемого в порядке, установленном настоящим Законом.

 

Президент
Российской Федерации      Б. Ельцин

 

 

Москва, Дом Советов России
14 июля 1992 года
№ 3295-1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О введении в действие Закона Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации"

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Ввести в действие Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" с момента опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации";

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации";

обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами Российской Федерации нормативных актов, противоречащих Закону Российской Федерации" Об основах градостроительства в Российской Федерации";

разработать в срок до 1 ноября 1992 года проект Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Опубликовать Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" в республиканской и местной печати.

4. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству обеспечить контроль за исполнением настоящего Постановления.

 

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации      Р.И. Хасбулатов