Госстрой СССР

Госплан СССР

 

Положение
о порядке формирования, проектирования,
планирования и финансирования строительства
группы предприятий с общими объектами
(промышленного узла)

 

 

 

Москва 1988

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
(ГОССТРОЙ СССР)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЛАНОВЫЙ
КОМИТЕТ СССР
(ГОСПЛАН СССР)

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ,
ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
ПЛАНИРОВАНИЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА
ГРУППЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ОБЩИМИ ОБЪЕКТАМИ
(ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА)

 

 

Утверждено
постановлением
Государственного комитета СССР
по делам строительства
и Государственного планового комитета СССР
от 25 мая 1982 г. № 147/129 и согласовано
со Стройбанком СССР,
Госбанком СССР и Министерством финансов
СССР

 

 

Москва Стройиздат 1983

 

 

Положение о порядке формирования, проектирования, планирования и финансирования строительства группы предприятий с общими объектами (промышленного узла) /Госстрой СССР, Госплан СССР. - М.: Стройиздат, 1983. - 12 с.

Устанавливает порядок формирования группы предприятий с общими объектами, разработки проектно-сметной документации на строительство объектов, общих для группы предприятий, а также порядок передачи объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на долевое участие в строительстве этих объектов.

С введением в действие настоящего Положения утрачивает силу Положение о порядке проектирования, планирования и финансирования строительства объектов, общих для группы предприятий (промышленного узла), утвержденное постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 12 апреля 1976 г. № 40/35.

Для работников проектных, плановых и строительных организаций, организаций-заказчиков, связанных с проектированием и строительством предприятий в составе промышленных узлов.

Редакторы - инженеры С.М. Копылов (Госстрой СССР), В.Я. Переладов, А.И. Варламов (Госплан СССР).

 

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования, проектирования, планирования и финансирования строительства группы предприятий с общими объектами (промышленного узла).

2. Строительство новых предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, намечаемое в городе или другом населенном пункте, должно осуществляться не обособлено, а в составе группы предприятий с объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями и коммуникациями и другими объектами, общими для таких групп, во всех случаях, когда это является экономически более эффективным, не противоречит технологическим, градостроительным и санитарным требованиям, обеспечивает более экономное использование застраиваемой территории и позволяет сократить капитальные вложения на их строительство и эксплуатационные расходы.

3. В состав группы предприятий с общими объектами1 подлежат включению вновь начинаемые строительством предприятия и сооружения и действующие предприятия, намечаемые к реконструкции и расширению, перечни которых утверждены в составе пятилетних планов экономического и социального развития СССР, а также предприятия и сооружения, строительство (расширение, реконструкция) которых намечается за пределами текущей пятилетки, если проектирование этих предприятий и сооружений предусмотрено в перечне разрабатываемых проектов, утверждаемых в составе пятилетних планов проектно-изыскательских работ. Решение о включении в состав промышленного узла предприятий и сооружений, строительство которых предусмотрено за пределами текущей пятилетки, принимается:

Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР по стройкам сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше;

госстроями союзных республик по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Госпланами союзных республик по стройкам сметной стоимостью менее 3 млн. руб.

___________

1 Группа предприятий с общими объектами в дальнейшем именуется "промышленный узел".

 

Если в состав промышленного узла включены предприятия, строительство которых намечается осуществлять более трех лет, то в проектно-сметной документации на строительство объектов, общих для группы предприятий1, определяется очередность их строительства.

__________

1 Объекты, общие для группы предприятий, в дальнейшем именуются "общеузловые объекты".

Министерства и ведомства СССР после утверждения пятилетних планов экономического и социального развития СССР сообщают в месячный срок соответствующим территориальным проектным организациям Госстроя СССР и в копии Госпланам союзных республик списки вновь начинаемых строительством предприятий (сооружений), а также действующих предприятий (сооружений), намечаемых к реконструкции и расширению (с основными технико-экономическими показателями), подлежащих размещению и размещенных на территории союзной республики.

4. Включение в состав промышленного узла вновь начинаемых строительством предприятий и сооружений, а также действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению, производится территориальными проектными организациями Госстроя СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и Госпланами союзных республик.

5. Территориальные проектные организации Госстроя СССР на основании перечней вновь начинаемых строительством предприятий и сооружений и перечней действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению, а также перечней разрабатываемых проектов предприятий и сооружений, строительство (расширение и реконструкция) которых намечается за пределами текущей пятилетки, представляют в Госстрой СССР, госстрои и госпланы союзных республик предложения о формировании промышленных узлов, которые должны содержать:

состав предприятий, намечаемых к строительству в промышленном узле, и их краткую характеристику (мощность, стоимость и сроки строительства);

краткую пояснительную записку о целесообразности и возможности строительства предприятий в составе промышленного узла и приложенную к ней выкопировку из генерального плана города или другого населенного пункта с указанием площадки, предназначенной для размещения промышленного узла;

сведения об отраслевом профиле промышленных предприятий, строительство которых рекомендуется генеральным планом города или другого населенного пункта, схемой или проектом районной планировки;

рекомендации исполкомов краевых, областных и городских Советов народных депутатов по размещению предприятий, включаемых в промышленный узел.

6. Госстрои союзных республик на основе предложений территориальных проектных организаций Госстроя СССР представляют ежегодно в установленный срок в Госстрой СССР согласованные с Госпланами союзных республик сводные предложения по разработке схем генеральных планов промышленных узлов (по союзным республикам).

7. Задание на разработку схемы генерального плана промышленного узла составляется территориальной проектной организацией Госстроя СССР с участием, в необходимых случаях, специализированных отраслевых технологических и градостроительных проектных организаций, рассматривается соответствующими исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов и утверждается Госстроем СССР или в порядке, им установленном.

Исходные данные для составления задания на разработку схемы генерального плана промышленного узла, включая данные технологических и градостроительных проектных организаций о потребности предприятий в инженерном обеспечении и других услугах, выдаются соответствующими министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов (для жилых районов) по запросам территориальных проектных организаций Госстроя СССР и специализированных институтов не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса.

8. Перенос сроков строительства или исключение из состава промышленных узлов предприятий сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше, перечень которых утвержден министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и строительными министерствами, допускается в исключительных случаях и по согласованию с Госпланом СССР и строительными министерствами.

Перенос сроков строительства или исключение из состава промышленного узла предприятий сметной стоимостью менее 3 млн. руб., перечень которых утвержден министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, допускается в исключительных случаях самими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик или в порядке, ими установленном.

9. Схема генерального плана промышленного узла составляется, как правило, до начала разработки проектно-сметной документации на строительство предприятий, входящих в промышленный узел, в целях обеспечения наиболее рационального размещения предприятий на отведенной территории, разработки предложений по архитектурно-планировочной организации промышленного узла в увязке с генеральным планом города или другого населенного пункта, определения состава и мощности общеузловых объектов, их стоимости и размеров средств долевого участия предприятий промышленного узла в строительстве этих объектов, экономической эффективности строительства предприятий в составе промышленного узла, определения головного застройщика общеузловых объектов или головных застройщиков отдельных общеузловых объектов, генпроектировщика этих объектов, а также разработки предложений о порядке передачи общеузловых объектов в эксплуатацию.

10. В сводном сметном расчете стоимости строительства общеузловых объектов выделяется стоимость строительно-монтажных работ и распределяются лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ по указанным объектам, годам строительства (в соответствии с нормами продолжительности строительства и задела строительства предприятий, зданий и сооружений) и входящим в промышленный узел предприятиям, принимающим долевое участие в строительстве указанных объектов.

11. Размеры средств долевого участия каждого предприятия, входящего в состав промышленного узла, в строительстве общеузловых объектов, рассчитанные пропорционально потребности в услугах каждого предприятия и определенные в схемах генеральных планов промышленных узлов, согласовываются территориальными проектными организациями Госстроя СССР с министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, в ведении которых находятся эти предприятия.

При наличии разногласий по размерам средств долевого участия и срокам передачи этих средств головному застройщику общеузловых объектов, определенным в схемах генеральных планов промышленных узлов, указанные разногласия рассматриваются в установленном порядке и окончательное решение принимается Госстроем СССР.

12. Объем, содержание, порядок разработки и рассмотрения схем генеральных планов промышленных узлов определяются в соответствии с "Инструкцией по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов). СН 387-78", утвержденной постановлением Госстроя СССР от 9 июня 1978 г. № 114.

13. Схемы генеральных планов промышленных узлов, в состав которых включены предприятия сметной стоимостью 3 млн. руб. и выше утверждаются Госстроем СССР.

До утверждения Госстроем СССР указанные схемы подлежат согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов и рассмотрению Госстроем союзной республики с участием Госплана союзной республики, на территории которой размещается промышленный узел.

Схемы генеральных планов промышленных узлов, в состав которых включены только предприятия сметной стоимостью строительства менее 3 млн. руб., утверждаются Госстроем союзной республики после их согласования территориальными проектными организациями Госстроя СССР с заинтересованными министерствами и ведомствами, исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Госпланами союзных республик (по вопросам, относящимся к их компетенции).

14. Проектирование общеузловых объектов осуществляется в соответствии с "Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СН 202-81*", утвержденной постановлением Госстроя СССР 29 декабря 1981 г. № 261.

Министерства и ведомства СССР и союзных республик, исполкомы краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советы Министров автономных республик, в ведении которых находятся головные застройщики общеузловых объектов, обеспечивают своевременную разработку проектно-сметной документации на строительство общеузловых объектов, ее согласование и утверждение в установленном порядке.

15. Проектно-сметная документация на строительство общеузловых объектов, в том числе планировка и благоустройство общих территорий промышленного узла, должны разрабатываться с соблюдением технических решений, принятых в утвержденных схемах генеральных планов промышленных узлов, как правило, теми же проектными организациями, которые осуществляли разработку специализированных разделов этих схем.

16. При разработке схемы генерального плана промышленного узла, а также проектов общеузловых объектов мощность этих объектов должна определяться с учетом потребностей предприятий, включенных в состав промышленного узла.

При определении мощности общеузловых объектов может быть учтена потребность близко расположенных к промышленному узлу действующих предприятий и организаций, а также жилых районов в случае согласия на передачу в порядке долевого участия средств на строительство указанных объектов соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, а также исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

17. Строительство общеузловых объектов может осуществляться головным застройщиком (или головными застройщиками) за, счет капитальных вложений, передаваемых ему министерствами, ведомствами СССР и Совета ми Министров союзных республик, предприятия которых включены в состав промышленного узла, или предприятиями-дольщиками, если схемой генерального плана промышленного узла предусмотрено осуществление строительства отдельных общеузловых объектов этими предприятиями в пределах капитальных вложений, соответствующих размерам их долевого участия в строительстве общеузловых объектов, установленным в расчете стоимости или в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятия.

18. Проектно-сметная документация на строительство общеузловых объектов разрабатывается:

отдельно от проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию, расширение) предприятий, включенных в состав промышленного узла, если общеузловые объекты подлежат строительству в порядке долевого участия этих предприятий;

вместе с проектно-сметной документацией на строительство (реконструкцию, расширение) объектов основного производственного назначения предприятия, если общеузловой объект строится без привлечения капитальных вложений других предприятий промышленного узла.

19. Сводные сметные расчеты стоимости строительства общеузловых объектов, строящихся при долевом участии других предприятий-дольщиков, не объединяются в сводке затрат со сводным сметным расчетом на строительство предприятия - головного застройщика.

20. При утверждении нескольких головных застройщиков общеузловых объектов, строящихся при долевом участии других предприятий промышленного узла, эти общеузловые объекты распределяются между головными застройщиками, проектные организации которых разрабатывают проект (рабочий проект) со сводным сметным расчетом стоимости строительства общеузловых объектов.

21. Проектная организация головного застройщика общеузловых объектов объединяет в сводном сметном расчете стоимости строительства закрепленных за ним общеузловых объектов сводные сметные расчеты стоимости строительства, составленные специализированными проектными организациями по каждому общеузловому объекту (например: котельная, водопровод, железнодорожные пути и другие объекты).

22. В сводном сметном расчете стоимости строительства одного или нескольких общеузловых объектов затраты на строительство этих объектов распределяются между предприятиями-дольщиками, включая и предприятия головного застройщика, пропорционально потребности их в услугах общеузловых объектов, с распределением размеров средств долевого участия по годам строительства.

Потребность предприятий, входящих в состав промышленного узла, в услугах общеузловых объектов, рассчитанная технологическими проектными организациями, должна быть подтверждена заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и союзных республик.

23. Размеры средств долевого участия отдельных предприятий в строительстве общеузловых объектов (с распределением по годам и объектам средств, передаваемых головному застройщику), определенные при утверждении схемы генерального плана промышленного узла, уточняются в проектах (рабочих проектах) на строительство общеузловых объектов.

24. Сметная стоимость общеузловых объектов определяется в соответствии с установленным порядком определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составления сводных сметных расчетов и смет.

25. В тех случаях, когда проект (рабочий проект) на строительство предприятия-дольщика разработан, а разработка проекта (рабочего проекта) на строительство общеузловых объектов не закончена, если эти объекты строятся с привлечением капитальных вложений по долевому участию, в целях своевременного утверждения проекта (рабочего проекта) на строительство предприятия в сводный сметный расчет стоимости на его строительство включаются размеры средств долевого участия, определенные на стадии разработки схемы генерального плана промышленного узла. После уточнения размеров указанных средств при разработке и утверждении проектов (рабочих проектов) общеузловых объектов в сводный сметный расчет стоимости строительства этого предприятия вносятся соответствующие изменения министерствами и ведомствами, в ведении которых находится предприятие-дольщик. При этом сметная стоимость строительства общеузловых объектов, определенная в разрабатываемых проектах (рабочих проектах), не должна превышать сметной стоимости таких объектов, определенной при разработке схемы генерального плана промышленного узла.

26. Проекты (рабочие проекты) на строительство предприятий, входящих в состав промышленного узла, утвержденные до разработки и утверждения схемы генерального плана промышленного узла, которым не предусмотрено строительство общеузловых объектов, должны быть скорректированы и приведены в соответствие с этой схемой.

27. Затраты на разработку проекта (рабочего проекта) на строительство общеузловых объектов, в том числе на разработку проекта генерального плана промышленного узла, а также на составление дежурного генерального плана промышленного узла финансируются за счет капитальных вложений, выделенных головному застройщику на проектно-изыскательские работы, и предусматриваются в титульном списке проектно-изыскательских работ головного застройщика за итогом, "кроме того".

28. В случаях когда головной застройщик является действующим или строящимся предприятием, ему утверждается в установленном порядке отдельный титульный список проектно-изыскательских работ на проектирование общеузловых объектов.

29. Министерства и ведомства СССР, в ведении которых находятся проектные организации, осуществляющие проектирование общеузловых объектов, должны обеспечивать своевременную (с учетом ввода в действие в установленные сроки пусковых комплексов) разработку проектов (рабочих проектов) со сводными сметными расчетами стоимости строительства этих объектов и предусматривать в них размеры средств долевого участия предприятий, входящих в состав промышленного узла, по объектам и годам строительства, в том числе на строительно-монтажные работы.

30. Министерства и ведомства СССР, в ведении которых находятся предприятия - головные застройщики, и Советы Министров союзных республик (по республиканским министерствам и ведомствам, исполкомам краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советам Министров автономных республик, в ведении которых находятся такие предприятия и организации), одновременно с проектами пятилетних планов экономического и социального развития СССР представляют в Госплан СССР (предварительно рассмотренные с соответствующими министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, в ведении которых находятся предприятия-дольщики) предложения о размерах средств, которые должны быть переданы им на строительство общеузловых объектов.

Госплан СССР рассматривает в установленном порядке такие предложения и предусматривает в проектах пятилетних планов экономического и социального развития СССР передачу министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся предприятия - головные застройщики, и Советам Министров союзных республик (для республиканских министерств и ведомств, исполкомов краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советов Министров автономных республик, в ведении которых находятся такие предприятия и организации) лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ за счет соответствующего уменьшения лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ министерствам и ведомствам СССР, в ведении которых находятся предприятия-дольщики, и Советам Министров союзных республик (по республиканским министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся предприятия-дольщики).

Подлежащие передаче лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ должны соответствовать размерам средств долевого участия предприятий-дольщиков, определенным на планируемый год схемами генеральных планов промышленных узлов, или уточненным размерам таких средств, предусмотренным в проектах (рабочих проектах) со сводными сметными расчетами стоимости строительства общеузловых объектов.

31. В случае формирования промышленного узла после утверждения пятилетнего плана экономического и социального развития СССР лимиты проектно-изыскательских работ, лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ на строительство общеузловых объектов передаются - принимаются и установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик и учитываются при составлении проектов годовых планов капитального строительства.

32. Финансирование строительства зданий и сооружений основного назначения каждого предприятия, входящего в состав промышленного узла, осуществляется только после передачи головному застройщику средств, предусмотренных проектно-сметной документацией на строительство общеузловых объектов.

33. Министерства и ведомства СССР и союзных республик, исполкомы краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советы Министров автономных республик, которым подчинены головные застройщики общеузловых объектов, обеспечивают включение этих объектов в титульный список на строительство общеузловых объектов с указанием лимита капитальных вложений и строительно-монтажных работ по каждому предприятию, принимающему долевое участие в строительстве общеузловых объектов.

34. Титульные списки на строительство предприятия-головного застройщика и предприятия-дольщика оформляются в соответствии с "Указаниями о порядке разработки, согласования, утверждения титульных списков - строек и заполнения унифицированных форм", установленными письмом Госплана СССР от 30 апреля 1975 г. № 11-56.

35. Задания по вводу в действие основных фондов устанавливаются министерствам и ведомствам СССР и союзных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советам Министров автономных республик, в ведении которых находятся предприятия (организации) - головные застройщики, с учетом изменений по вводу в действие основных фондов общеузловых объектов. При определении объема незавершенного строительства по министерству и ведомству СССР и союзной республике должны учитываться капитальные вложения, передаваемые предприятиями-дольщиками предприятиям (организациям) - головным, застройщикам общеузловых объектов. Предприятия (организации) - головные застройщики ведут в установленном порядке статистическую отчетность о размере незавершенного строительства по общеузловым объектам.

36. Госплан СССР и Госснаб СССР при разработке материальных балансов и планов распределения оборудования предусматривают выделение министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик, исполкомам краевых, областных и городских Советов народных депутатов и Советам Министров автономных республик для предприятий (организаций) - головных застройщиков общеузловых объектов оборудования (котлов, насосов, компрессоров и силовых трансформаторов) в количествах, обеспечивающих ввод в действие этих объектов в установленные сроки, для создания задела в их строительстве на последующие годы, а также для ремонта при дальнейшей их эксплуатации.

37. По входящим в состав промышленного узла предприятиям, строительство которых предусматривается в планируемой пятилетке, но осуществляется неодновременно, передача лимитов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на долевое участие в строительстве общеузловых объектов осуществляется министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, в ведении которых находятся предприятия-дольщики, независимо от сроков начала, строительства предприятий в этой пятилетке, за счет общего лимита капитальных вложений и строительно-монтажных работ, предусмотренного министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик на соответствующий, год в государственном пятилетнем плане экономического и социального развития СССР на развитие соответствующей отрасли.

Если начало строительства предприятия-дольщика намечается осуществить в более поздние сроки, а также если это предприятие-дольщик исключается из состава промышленного узла, то вопрос о долевом участии министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик в строительстве общеузловых объектов рассматривается в каждом отдельном случае Госстроем СССР совместно с Госпланом СССР. При необходимости в соответствии с принятым решением в схемы генерального плана промышленного узла, а также в проектно-сметную документацию на строительство общеузловых объектов вносятся соответствующие изменения.

38. Средства на долевое участие в строительстве общеузловых объектов передаются министерствами и ведомствами СССР и союзных республик, в ведении которых находятся предприятия-дольщики, сметная стоимость строительства которых менее 3 млн. руб., в полном объеме независимо от сроков начала строительства таких предприятий.

39. Предприятия (организации) - головные застройщики не имеют права использовать не по назначению лимиты капитальных вложений, полученные в порядке долевого участия на строительство общеузловых объектов.

40. Если в истекшем году работы по общеузловым объектам были выполнены в меньшем объеме, чем предусмотрено в титульном списке на их строительство, то допущенное отставание должно быть восполнено в последующем году за счет неиспользованных в предыдущем году материально-технических ресурсов, а также резервов капитальных вложений министерств и ведомств, в ведении которых находятся предприятия (организации) - головные застройщики общеузловых объектов.

41. Финансирование строительства общеузловых объектов производится в порядке, установленном "Правилами финансирования строительства".

42. Передача в эксплуатацию полностью законченных строительством общеузловых объектов осуществляется в соответствии с Положением о головном застройщике объектов, общих для группы предприятий (промышленного узла), утвержденным постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 25 марта 1982 г. № 61/68.