МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МДС-2

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(с изменениями № 1)

1993 г.

Работу по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию осуществляют на основе решения совещания руководителей органов государственного управления строительством (протокол от 04.06.92 г., г. Минск).

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1. Разработка межгосударственных документов основывается на взаимном стремлении всех заинтересованных государств-участников к достижению общего согласия по регулированию многообразия продукции и ее качества.

1.2. Целесообразность разработки межгосударственного документа оценивается с точки зрения его социальной, экономической, технической необходимости и приемлемости для применения каждым государством-участником.

Межгосударственные документы разрабатываются такими, чтобы они обеспечивали развитие экономических, научно-технических связей, межгосударственной интеграции и не создавали препятствий в государственной торговле.

1.3. Межгосударственные документы не должны противоречить законодательным актам государств-участников. При разработке межгосударственных документов необходимо предусматривать их гармонизацию с документами ИСО и СЕН, а также учитывать требования государственных нормативных документов государств-участников.

1.4. Межгосударственные документы должны регламентировать:

- основные положения безопасности жизни и здоровья людей, защиту окружающей среды, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений;

- функциональные и эксплуатационные требования к объектам межгосударственной стандартизации и нормирования;

- унифицированные методы испытаний и измерений качественных характеристик материалов, изделий, готовых объектов строительства;

- методологические принципы, нормы расчета и проектирования строительных конструкций, а также инженерных систем;

- требования по совместимости, взаимозаменяемости, рекомендуемым потребительским свойствам, представляющим взаимный интерес.

1.5. Текст межгосударственного документа излагают на русском языке.

2. ОБЪЕКТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

2.1. Объектами межгосударственной стандартизации и технического нормирования в строительстве являются:

- общетехнические нормы и требования в строительстве;

- здания и сооружения;

- продукция стройиндустрии и промышленности строительных материалов широкого применения.

2.2. Межгосударственные нормативные документы, применяемые в строительстве, подразделяют на следующие виды:

- межгосударственные стандарты - ГОСТ;

- межгосударственные строительные нормы и правила - СНиП.

2.3. Межгосударственные нормативные документы в области строительства содержат обязательные и рекомендательные нормы и требования. К обязательным относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, надежности и долговечности зданий и сооружений, строительных конструкций, систем инженерного и санитарно-технического оборудования, охрану окружающей среды, взаимозаменяемость и совместимость строительной продукции и методы испытаний установленных требований.

К рекомендательным требованиям относятся технические и потребительские характеристики строительной продукции на разных стадиях ее существования.

2.4. Для решения задач организации и координации работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию в строительстве разрабатывают организационно-методические документы - МДС.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ

3.1. Разработку межгосударственных документов осуществляют в соответствии с годовым планом межгосударственной стандартизации и нормирования.

3.2. Секретариат научно-технической комиссии по строительству (далее МНТКС) на основе предложений, представленных государственными органами по управлению строительством государств-участников, формирует проект плана разработки межгосударственных нормативных документов.

3.3. План должен содержать:

- наименование нормативного документа;

- наименование государств, заинтересованных в разработке документа, государства и организации основного разработчика, а также наименование соисполнителей из стран-участников;

- сметную стоимость;

- сроки выполнения по этапам разработки.

Форма плана дана в приложении А.

3.4. В планы включают разработку межгосударственных документов, заинтересованность в разработке которых выразили не менее трех государств-участников.

3.5. План разработки межгосударственных документов принимает МНТКС.

3.6. В соответствии с принятым МНТКС планом государственный орган по управлению строительством государства-разработчика документа заключает договор с основным исполнителем и выдает техническое задание на разработку документа.

Основной исполнитель привлекает к разработке документа соисполнителей.

3.7. Разработку нормативных документов осуществляют по следующим этапам:

I этап - разработка первой редакции проекта нормативного документа и представление его государственному органу по управлению строительством государства-разработчика;

II этап - рассылка первой редакции документа государственным органом по строительству государств-участников;

III этап - подготовка второй редакции проекта нормативного документа с учетом замечаний государственных органов управления строительством;

IV этап - рассмотрение второй редакции проекта документа на совещании специалистов, представителей государств-участников и подготовка окончательной редакции проекта документа;

V этап - рассмотрение и принятие документа на заседании МНТКС.

Примечания:

1. Для разработки первой редакции нормативного документа государства представляют основному исполнителю необходимые исходные данные для составления документа.

2. Принятие национального нормативного документа (подготовленного на стадии второй редакции или утвержденного) в качестве межгосударственного осуществляют в упрощенном порядке, направляя его в государства для рассмотрения и голосования.

3.8. Организация-разработчик первую редакцию проекта межгосударственного нормативного документа вместе с пояснительной запиской представляет на рассмотрение органу по управлению строительством государства-разработчика, который направляет его в Секретариат МНТКС (далее Секретариат).

3.9. Секретариат рассылает проект документа на рассмотрение в государственные органы управления строительством государств-участников.

3.10. Порядок рассмотрения проекта межгосударственного документа в государстве-участнике принимает и устанавливает орган по строительству каждого государства.

3.11. Органы управления строительством в двухмесячный срок направляют замечания и предложения по проекту документа в Секретариат и в орган управления строительством государств, заинтересованных в разработке документа.

3.12. Секретариат направляет полученные отзывы организации-разработчику для составления второй редакции документа.

3.13. Организация-разработчик подготовленную вторую редакцию документа представляет в Секретариат.

3.14. Секретариат организует рассмотрение второй редакции документа на совещании специалистов - полномочных представителей органов государственного управления строительством.

В работе совещания принимают участие разработчики документа.

3.15. Специалисты рассматривают проект документа, определяют в какой мере учтены замечания органов по управлению строительством государств-участников и согласовывают окончательную редакцию проекта нормативного документа.

Решение совещания оформляют протоколом, который подписывают все участники совещания. При несогласии любого участника совещания с принятым решением его мнение отражается в протоколе.

3.16. Секретариат направляет окончательную редакцию проекта документа и протокол совещания специалистов членам МНТКС не позднее чем за месяц до заседания МНТКС.

3.17. Межгосударственный нормативный документ принимает МНТКС на основе голосования государств-участников. Голосование проводят с использованием бюллетеней голосования:

в рабочем порядке, направлением бюллетеней голосования в Секретариат МНТКС, при этом устанавливается предельный срок подачи голосов;

на заседании МНТКС.

Форма бюллетеней голосования установлена в приложении Б.

Результаты голосования отражаются в протоколе МНТКС. Нормативный документ считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей заинтересованных в его разработке государств. При этом число проголосовавших за него государств должно быть не менее трех.

В информационных данных нормативного документа указывают страны, проголосовавшие за его принятие.

3.18. В бюллетене определяют форму и дату применения межгосударственного документа:

- в договорно-правовых отношениях;

- в народной хозяйстве каждого государства.

Межгосударственный нормативный документ не налагает каких-либо обязательств на государства, воздержавшиеся от голосования, проголосовавшие против или не заинтересованных в документе.

3.19. Принятые межгосударственные стандарты Секретариат МНТКС направляет на регистрацию в Технический секретариат Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и ведет учет зарегистрированных стандартов.

Регистрацию принятых строительных норм осуществляет Секретариат МНТКС.

3.20. Принятые МНТКС и зарегистрированные нормативные документы Секретариат направляет в государственные органы по управлению строительством государств-участников.

3.21. Межгосударственный нормативный документ вводят в действие в государствах, проголосовавших за его принятие в качестве национального (государственного) нормативного документа этого государства в порядке, установленном соответствующим государством, исключая при этом применение любого противоречащего ему национального (государственного) нормативного документа.

Примечание. Под понятием «противоречащий национальный (государственный) нормативный документ» подразумевают национальный (государственный) нормативный документ, подразумевают национальный (государственный) нормативный документ, разработанный по той же тематике, что и межгосударственный, но содержащий такие требования, которые исключают соответствие продукции требованиям межгосударственного документа.

3.22. Издание межгосударственных нормативных документов на русском языке и обеспечение ими органов управления строительством государств по их заявкам организует Секретариат МНТКС.

Издание межгосударственных нормативных документов на государственном языке страны-участника осуществляет соответствующее государство.

3.23. Хранение подлинников межгосударственных нормативных документов осуществляет Секретариат.

3.24. Разработку и принятие изменений к межгосударственному документу и (или) его отмену осуществляют в порядке, принятом для разработки этого документа.

3.25. В случае, когда государство-участник выражает намерение прекратить применение ранее принятого межгосударственного документа, оно уведомляет об этом не позднее чем за 6 месяцев до прекращения применения членов МНТКС и Секретариат.

3.26. Государства - не участники могут получить лицензию на издание и распространение межгосударственных нормативных документов на своей территории с согласия государств, принимавших участие в разработке и финансировании документа.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

План разработки межгосударственных нормативных документов

Наименование нормативного документа и его вид

Основной разработчик

Соисполнитель

Сметная стоимость

Сроки выполнения этапов

Государства, заинтересованные в разработке

государство

организация

государство

организация

I

II

III

IV

V

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бюллетень
голосования по проекту межгосударственного нормативного документа

МНТКС

Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации и техническому нормированию в строительстве

Дата голосования

_____________________

Орган государственного управления строительством государства участника

________________

________________

________________

Предельный срок подачи голоса

__________________________________________________________________________

(наименование межгосударственного нормативного документа)

с содержанием нормативного документа согласен

от голосования воздерживается

против нормативного документа возражает, обоснование возражения:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

За ... _____________________     _____________________      ____________________

наименование национального                    подпись                                                   расшифровка

органа по строительству,                                                                                                  подписи

голосующего по проекту                                                                                              (должность,

нормативного документа                                                                                                    ф.и.о.)

Примечание. Принятие решения оформляется постановкой в соответствующем квадрате «1» и «0» в других квадратах

СОДЕРЖАНИЕ

1. основные принципы межгосударственного сотрудничества по стандартизации и техническому нормированию в строительстве. 1

2. объекты межгосударственной стандартизации и технического нормирования и виды межгосударственных нормативных документов. 1

3. организация разработки межгосударственных документов. 2

Приложение а План разработки межгосударственных нормативных документов. 4

Приложение б Бюллетень голосования по проекту межгосударственного нормативного документа. 4