Нормативные документы в сфере деятельности
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору

_____________________________________________

Серия 03
Документы межотраслевого применения
по вопросам промышленной безопасности
и охраны недр

Выпуск 1

БЕЗОПАСНОСТЬ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
НА ОБЪЕКТАХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Сборник документов

4-е издание, исправленное
и дополненное

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

В Сборнике представлены нормативные правовые акты, организационные и технические документы по вопросам безопасности гидротехнических сооружений на объектах горнорудной, химической и металлургической промышленности, поднадзорных Ростехнадзору.

Документы, утвержденные Госгортехнадзором России, разработаны Госгортехнадзором России, ООО Научно-исследовательский и проектно-экспертный центр «Промгидротехника», ЗАО «Экоцентр-Агрохимбезопасность» и применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

Сборник предназначен для работников Ростехнадзора и организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию указанных гидротехнических сооружений.

 

Утверждены

постановлением Госгортехнадзора

России от 12.01.98 № 2,

зарегистрированным

Минюстом России 04.02.98 г.,

регистрационный № 1467

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНАМ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ1

РД 03-259-98

________________

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 5. (Примеч. изд.)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России*, разработана с учетом требований федеральных законов от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.95 № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 16.10.97 № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений».

________________

* Далее - Инструкция.

Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России1, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации.

________________

1 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 и от 20.05.04 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примеч. изд.)

1.2. В целях настоящей Инструкции используется следующее понятие: мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций (далее - мониторинг безопасности) - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков.

1.3. Инструкция является обязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России.

1.4. Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когда вредное влияние сооружения распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния.

1.5. Основой мониторинга безопасности являются ведущиеся на промышленных предприятиях, организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

1.6. Ведение мониторинга безопасности в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и совместимость с ними других систем мониторинга.

1.7. Структура и содержание мониторинга безопасности в разных отраслях промышленности регламентируется настоящей Инструкцией и другими ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России.

1.8. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности осуществляет Госгортехнадзор России1.

________________

1 Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.07 № 219 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 16. Ст. 1921), организацию и осуществление мониторинга водных объектов, включая гидротехнические сооружения, проводят Росводресурсы, Роснедра и Росгидромет, которые взаимодействуют с Ростехнадзором в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений. (Примеч. изд.)

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Мониторинг осуществляется в целях обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

2.3. Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторинга безопасности относятся:

промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие:

намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

основное технологическое оборудование; природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя; проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов;

состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основным технологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности, относятся:

технология складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

технология осветления и оборота технической воды; технология гидротранспорта;

технология рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

технология повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

осушение накопителей промышленных отходов; технология промышленной переработки токсичных отходов. Мониторинг безопасности также распространяется на: осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках-отстойниках;

наблюдения за фильтрацией из накопителя;

учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

учет объемов и динамики складирования шламов;

учет физико-механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

3. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетом действующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций по результатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения, а также рекомендаций и предложений служб мониторинга, создаваемых на базе организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора России на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений1.

________________

1 Согласно действующему законодательству экспертиза безопасности гидротехнических сооружений не является лицензируемым видом деятельности. Ростехнадзор выдает лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Примеч. изд.)

3.2. Мониторинг безопасности строится на основе оптимизации объемов дистанционных и иных наблюдений, обеспечивающих своевременное выявление (прогнозирование) и предупреждение наиболее опасных аварийных ситуаций. Для выполнения отдельных наблюдений могут привлекаться соответствующие специализированные организации.

3.3. Основные требования к осуществлению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций устанавливаются при проектировании гидротехнических сооружений и их эксплуатации с учетом нормативных актов Госгортехнадзора России.

3.4. Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, выполненного эксплуатирующей организацией, осуществляется службой мониторинга, указанной в п. 4.1, которая осуществляет проверку информационной совместимости в соответствии с требованиями, установленными специализированной организацией (аналитическим центром), имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

3.5. В целях определения уровня безопасности гидротехнических сооружений предприятиями, организациями по результатам ведения мониторинга составляются аналитические сведения по форме, утверждаемой Госгортехнадзором России, которые направляются в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в региональные органы госгортехнадзора2.

________________

2 Порядок и формы представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями утверждены приказом МПР России от 06.02.08 № 30, зарегистрированным Минюстом России 23.04.08 г., регистрационный № 11588 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 23). (Примеч. изд.)

4. СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА

4.1. Состав службы предприятий, организаций, осуществляющей мониторинг безопасности, ее основные обязанности и права определяются Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических объектов накопителя промышленных отходов (хвостового (шламового) хозяйства) предприятия, утверждаемой руководителем предприятия, организации по согласованию с региональным органом (округом) Госгортехнадзора России.

4.2. Руководство и организацию ведения мониторинга безопасности рекомендуется возлагать на службу геотехконтроля хвостового хозяйства предприятия, организации с привлечением специалистов маркшейдерских, геологических, технологических и иных служб предприятия.

4.3. Работы по мониторингу безопасности могут также выполняться на договорной основе специализированными организациями, имеющими специалистов необходимой квалификации и лицензию Госгортехнадзора России направо экспертизы безопасности гидротехнических сооружений1.

________________

1 См. примечание издателя к пункту 3.1. (Примеч. изд.)

4.4. Для регулирования безопасности гидротехнических сооружений и контроля ведения мониторинга, а также в целях своевременного получения и обмена информацией между предприятиями, организациями и специализированной организацией, имеющей лицензию на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (далее - аналитический центр), рекомендуется заключать соответствующие договора.

4.5. Указанный аналитический центр при этом осуществляет следующие функции:

а) периодический контроль за качеством натурных наблюдений на гидротехнических сооружениях предприятий, организаций;

б) анализ и обработка поступающих данных натурных наблюдений по компьютерной сети или другими видами связи от предприятий, организаций, а также служб мониторинга;

в) оперативное выявление угрожающих мер и тенденций, разработка мер и рекомендаций по их преодолению и направление информации о них по компьютерной сети или другими видами связи предприятиям, организациям и органам Госгортехнадзора России;

г) информационное обслуживание предприятий, организаций и всех заинтересованных пользователей по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

4.6. Методическое руководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасности гидротехнических сооружений возлагается на Госгортехнадзор России и его региональные органы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 2

2. Цели, задачи и объекты мониторинга безопасности. 3

3. Порядок функционирования системы мониторинга безопасности. 4

4. Службы, осуществляющие мониторинг безопасности, их основные задачи, обязанности и права. 5