ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ.
КАЧЕНИЕ КОЛЕСА
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ГОСТ 17697-72
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
Москва
РАЗРАБОТАН Центральным ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательским автомоторным и автомобильным институтом (НАМИ)
Зам. директора по научной работе д-р техн. наук Петрушов В.А.
Зав. отделом автомобилей высокой проходимости Родионов А.В.
Зав. отделом стандартизации Шебалин Ю.А.
Ст. научный сотрудник канд. техн. наук Раш А.В.
Зав. лабораторией автомобилей высокой проходимости особого назначения Стригин И.А.
Ст. научный сотрудник канд. техн. наук Шуклин С.А.
Инженер Евграфов А.Н.
Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)
Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И.Н.
Зав. отделом Каплун Л.М.
Ст. инженер Соколова И.А.
ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
Зам. министра Строкин Н.И.
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР
Зам. начальника Управления Акинфиев Л.Л.
Ст. инженер Бадо Б.Е.
Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ)
Зам. директора по научной работе Попов-Черкасов И.Н.
Зав. отделом Каплун Л.М.
Ст. инженер Соколова И.А.
УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 10 марта 1972 г. (протокол № 30)
Председатель отраслевой научно-технической комиссии член Комитета Шахурин В.Н.
Члены комиссии: Бергман В.П., Доляков В.Г., Баранов Н.Н., Златкович Л.А., Федин Б.В.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 6 мая 1972 г. № 924
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ. КАЧЕНИЕ КОЛЕСА Термины и определения Vehicles. Rolling wheel. Terms and definitions |
ГОСТ 17697-72 |
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 6/V 1972 г. № 924 срок введения установлен
с 1/VII 1973 г.
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области качения колеса с упругой шиной автомобильного типа.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
В случаях, когда все необходимые и достаточные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.
В стандарте в качестве справочных приведены буквенные обозначения величин, установленных настоящим стандартом, и чертежи, поясняющие определения понятий.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся терминов.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма светлым.
Термин |
Буквенное обозначение |
Определение |
Чертеж |
Исходные геометрические элементы и параметры |
|||
Ось вращения подшипников ступицы колеса |
|||
Плоскость, перпендикулярная оси вращения колеса |
|||
Плоскость, перпендикулярная опорной плоскости и параллельная оси вращения колеса Примечание. Термин «Опорная плоскость» не устанавливается ввиду условности данного понятия применительно к неплоским опорным поверхностям |
|||
Плоскость, перпендикулярная опорной и поперечной плоскостям колеса |
|||
Плоскость вращения колеса, проходящая на равных расстояниях от основных посадочных поверхностей обода для шины |
|||
О |
Точка пересечения оси вращения колеса с его центральной плоскостью вращения |
||
Плоскость, проходящая через центр колеса |
|||
- |
|||
- |
|||
Плоскость, содержащая ось вращения колеса |
|||
11. Центральная продольная ось колеса |
Линия пересечения центральной плоскости вращения колеса с центральной плоскостью, параллельной опорной |
||
D |
Диаметр наибольшего окружного сечения беговой дорожки колеса при отсутствии контакта колеса с опорной поверхностью |
См. чертеж к терминам 5 и 6. |
|
rс |
Половина наружного диаметра колеса |
||
Fв |
Сумма площадей контакта наружных поверхностей выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
||
Fк |
Площадь, ограниченная внешней огибающей участков контакта, образованных наружными поверхностями выступов рисунка протектора с опорной поверхностью |
||
16. Коэффициент насыщенности контакта |
Кн |
Отношение площади контакта по выступам рисунка протектора к контурной площади контакта:
|
|
Кинематические характеристики и параметры |
|||
17. Упругое проскальзывание колеса Проскальзывание колеса |
Перемещение части точек колеса, находящихся в контакте, относительно опорной поверхности при одновременном наличии в контакте точек, неподвижных относительно этой поверхности |
||
Одновременное перемещение всех находящихся в контакте точек колеса относительно опорной поверхности |
|||
Скольжение колеса в продольной плоскости |
|||
Продольное скольжение колеса, направление которого совпадает с направлением тангенциальных скоростей точек колеса в контакте |
|||
Продольное скольжение колеса, направление которого противоположно направлению тангенциальных скоростей точек колеса в контакте |
|||
22. Боковое скольжение колеса |
Скольжение колеса в поперечной плоскости |
||
Вращение колеса, находящегося в контакте с опорной поверхностью, при наличии перемещения центра колеса в продольной плоскости |
|||
24. Боковой увод колеса Увод колеса |
Явление перемещения в поперечной плоскости центра колеса, катящегося без бокового скольжения |
||
V |
Скорость центра колеса, вектор которой лежит в центральной плоскости колеса, параллельной опорной |
||
26. Угловая скорость вращения колеса Угловая скорость колеса |
ω |
Угловая скорость вращения обода вокруг оси вращения колеса |
|
rk |
Отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса к его угловой скорости:
|
||
Vt |
Составляющая окружной относительно оси вращения колеса скорости точки, находящейся в контакте, касательная опорной поверхности |
||
29. Коэффициент продольного скольжения колеса Коэффициент скольжения колеса |
s |
Отношение скорости продольного скольжения колеса к произведению его угловой скорости на радиус качения колеса без скольжения:
где Vs - скорость продольного скольжения; rк - радиус качения без скольжения |
|
30. Коэффициент буксования колеса |
sб |
Коэффициент продольного скольжения колеса при буксовании |
|
31. Угол бокового увода колеса Угол увода колеса |
δ |
Угол между вектором поступательной скорости колеса и его центральной продольной осью при качении без бокового скольжения |
|
Внешние силы, моменты и реакции, приложенные к колесу |
|||
Pz(G) |
Составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к опорной плоскости Примечание. Обозначение G употребляется для случаев горизонтальной опорной поверхности |
|
|
Рx |
Составляющая равнодействующей сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к поперечной плоскости |
||
Рк |
Продольная сила колеса, противоположная по направлению скорости его продольного перемещения |
||
Рв |
Продольная сила колеса, совпадающая по направлению со скоростью его продольного перемещения |
||
Ру |
Составляющая равнодействующей всех сил, приложенных к колесу со стороны автомобиля, перпендикулярная к продольной плоскости колеса |
См. чертеж к терминам 32 и 33 |
|
М |
Момент пары сил, действующей в плоскости вращения колеса, приложенный к колесу со стороны автомобиля |
||
Рко |
Условная количественная характеристика нагружения колеса, имеющая размерность силы и равная отношению крутящего момента колеса к радиусу качения без скольжения:
где: rк - радиус качения без скольжения |
||
39. Поворачивающий момент колеса |
Мп |
Момент пары сил, действующей в плоскости, параллельной опорной, приложенный к колесу со стороны автомобиля |
См. чертеж к термину 37 |
моп |
Момент пары сил, действующей в поперечной плоскости колеса, приложенный к колесу со стороны автомобиля |
См. чертеж к термину 37 |
|
41. Нормальная реакция опорной поверхности |
Rz |
Равнодействующая нормальных к опорной плоскости составляющих элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности |
|
Rx |
Равнодействующая перпендикулярных к поперечной плоскости колеса элементарных реакций, приложенных к колесу со стороны опорной поверхности |
||
Ry |
Равнодействующая перпендикулярных к продольной плоскости колеса элементарных реакций, приложенных к колесу от опорной поверхности |
||
RΣ |
Геометрическая сумма продольной и боковой реакций опорной поверхности: RΣ = Rx + Ry |
||
Координаты центра колеса и линий действий реакций |
|||
rcт |
Расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной нагрузкой, до опорной плоскости |
||
rg |
Расстояние от центра колеса до опорной плоскости при движении колеса |
||
47. Продольный снос нормальной реакции |
b |
Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до центральной поперечной плоскости колеса |
|
Расстояние от линии действия нормальной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью |
|||
Расстояние от линии действия продольной реакции опорной поверхности до линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с опорной плоскостью |
|||
Расстояние от линии действия боковой реакции опорной поверхности до центральной поперечной плоскости колеса |
См. чертеж к терминам 47, 48, 49 |
||
Удельные силовые показатели взаимодействия колеса с дорогой |
|||
pконт |
Среднее в контурной площади контакта давление, равное отношению нормальной реакции опорной поверхности к контурной площади контакта:
|
||
52. Среднее давление колеса по выступам рисунка протектора Давление по выступам рисунка |
pв |
Среднее в площади контакта по выступам рисунка протектора давление, равное отношению нормальной реакции опорной поверхности к площади контакта по выступам рисунка протектора:
|
|
53. Коэффициент продольной силы колеса |
К |
Отношение продольной реакции опорной поверхности к нормальной реакции:
|
|
Кт |
Коэффициент продольной силы колеса в ведущем режиме качения |
||
55. Коэффициент сцепления колеса |
j |
Отношение результирующей реакции в опорной плоскости к соответствующему значению нормальной реакции при данном значении коэффициента продольного скольжения:
|
|
Режимы силового нагружения колеса при его качении |
|||
56. Ведущий режим качения колеса Ведущий режим |
Режим, при котором колесо нагружено силой тяги и приводится во вращение крутящим моментом, вектор которого совпадает с вектором угловой скорости |
||
57. Свободный режим качения колеса Свободный режим |
Режим, при котором колесо приводится во вращение крутящим моментом, а продольная сила равна нулю |
См. чертеж к термину 56 |
|
58. Нейтральный режим качения колеса Нейтральный режим |
Режим, при котором колесо приводится во вращение одновременно крутящим моментом и толкающей силой |
То же |
|
59. Ведомый режим качения колеса Ведомый режим |
Режим, при котором колесо приводится во вращение толкающей силой, а крутящий момент равен нулю |
» » |
|
60. Тормозной режим качения колеса Тормозной режим |
Режим, при котором колесо нагружено крутящим моментом, вектор которого противоположен вектору угловой скорости, и приводится во вращение толкающей силой |
» » |
|
Упругие перемещения (прогибы шины) колеса |
|||
hz |
Линейное смещение центра колеса относительно опорной поверхности под действием нормальной нагрузки, измеренное по нормали к опорной поверхности |
||
hy |
Линейное смещение центра колеса относительно площади контакта за счет упругих свойств шины под действием боковой силы, измеренное в центральной плоскости, параллельной опорной |
||
63. Угол закрутки шины |
b |
Угловое смещение точки обода колеса вокруг оси вращения колеса относительно неподвижной в контакте точки шины в результате приращения крутящего момента, измеренное в плоскости вращения колеса |
|
Θ |
Угловое смещение точки обода колеса относительно неподвижной в контакте точки шины вокруг нормали, проходящей через центр колеса, под действием приращения поворачивающего момента, измеренное в плоскости, параллельной опорной |
||
Коэффициенты, характеризующие упругие свойства шины колеса |
|||
65. Коэффициент нормальной жесткости шины |
сг |
Первая производная нормальной нагрузки колеса по нормальному прогибу шины:
|
|
сy |
Первая производная боковой силы колеса по боковому упругому смещению колеса
|
||
67. Коэффициент крутильной жесткости шины |
сb |
Первая производная крутящего момента колеса по углу закрутки шины:
|
|
68. Коэффициент угловой жесткости шины |
сΘ |
Первая производная поворачивающего момента колеса по угловому упругому смещению колеса:
|
|
λ |
Первая производная радиуса качения колеса без скольжения по крутящему моменту:
|
||
70. Коэффициент сопротивления боковому уводу шины Коэффициент сопротивления уводу шины |
ку |
Первая производная боковой силы колеса по углу бокового увода:
|
|
Характеристики сопротивления качению колеса |
|||
Nf |
Разность между мощностью, подведенной к колесу, и мощностью, отведенной от колеса, при его качении |
||
Mf |
Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, имеющая размерность момента и равная отношению мощности сопротивления качению за вычетом мощности скольжения колеса к угловой скорости колеса:
где Nc - мощность скольжения колеса |
||
73. Сила сопротивления качению колеса |
Рf |
Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, имеющая размерность силы и равная отношению момента сопротивления качению колеса к радиусу качения без скольжения:
|
|
f |
Условная количественная характеристика сопротивления качению колеса, равная отношению силы сопротивления качению колеса к его нормальной нагрузке:
|
||
а |
Часть продольного сноса нормальной реакции, характеризующая рассеяние энергии при качении колеса и равная отношению момента сопротивления качению колеса к нормальной нагрузке:
|
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Буксование колеса 20
Давление колеса в контакте среднее 51
- по выступам рисунка 52
- колеса по выступам рисунка протектора среднее 52
Диаметр колеса наружный 12
Качение колеса 23
Коэффициент боковой жесткости шины 66
- буксования колеса 30
- крутильной жесткости шины 67
- насыщенности контакта 16
- нормальной жесткости шины 65
- продольного скольжения колеса 29
- продольной силы колеса 53
- тяги колеса 54
- скольжения колеса 29
- сопротивления боковому уводу шины 70
- - качению колеса 74
- - уводу шины 70
- сцепления колеса 55
- тангенциальной эластичности шины 69
- угловой жесткости шины 68
Момент колеса крутящий 37
- - опрокидывающий 40
- - поворачивающий 39
- сопротивления качению колеса 72
Мощность сопротивления качению колеса 71
Нагрузка колеса нормальная 32
Ось вращения колеса 1
- колеса продольная центральная 11
Плечо сопротивления качению колеса 75
Плоскость вращения колеса 2
- - - центральная 5
- колеса поперечная 3
- - - центральная 9
- - продольная 4
- - - центральная 8
- - радиальная 10
- - центральная 7
Площадь контакта контурная 15
- - по выступам рисунка протектора 14
Прогиб шины нормальный 61
Проскальзывание колеса 17
- - упругое 17
Радиус качения колеса 27
- колеса динамический 46
- - свободный 13
- - статический 45
Реакция в опорной плоскости результирующая 44
- опорной поверхности боковая 43
- - - нормальная 41
- - - продольная 42
Режим ведомый 59
- ведущий 56
Режим качения колеса ведомый 59
- - - ведущий 56
Режим качения колеса нейтральный 58
- - - свободный 57
- - - тормозной 60
- нейтральный 58
- свободный 57
- тормозной 60
Сила колеса боковая 36
- - окружная полная 38
- - продольная 33
- - толкающая 35
- сопротивления качению колеса 73
- тяги колеса 34
Скольжение колеса 18
- - боковое 22
- - продольное 19
Скорость вращения колеса угловая 26
- колеса поступательная 25
- - угловая 26
- точки колеса в контакте тангенциальная 28
Смещение колеса упругое боковое 62
- - - угловое 64
Снос боковой реакции 50
- нормальной реакции поперечный 48
- - - продольный 47
- продольной реакции 49
Увод колеса 24
- - боковой 24
Угол бокового увода колеса 31
- закрутки шины 63
- увода колеса 31
Центр колеса 6
Юз колеса 21