МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСКОЙ ССР

ЕДИНЫЙ ЦЕНТР НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ

КАРТА
ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

УСТРОЙСТВО
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ОГОЛОВКОВ

КТ-4.4-97-75

4.4-93-75

Алма-Ата, 1976

КТ-4.4-97-75

4.4-93-75

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ Д = 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

Разработана ЕЦНОТ и УП Министерства автодорог КазССР

 

Карта трудового процесса дорожно-строительного производства

УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ОГОЛОВКОВ

Утверждена технико-экономическим советом МАД КазССР

 

Входит в комплект карт ККТ-4.4; -2.1

Взамен КТ

 

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве оголовков из сборных железобетонных блоков.

Затраты труда на монтаж 1 блока:

По карте

По ЕНиР

Портальные стенки

1,82 чел./час.

2,0 чел./час.

Откосные крылья

1,34 чел./час.

1,48 чел./час.

Омоноличивание швов

Затраты труда на 1 м шва:

0,3 чел./час.

0,328 чел./час.

Примечание. В затраты труда включено время на подготовительно-заключительные работы (5 %) и отдых (10 %).

1.2. Применение карты позволит увеличить производительность труда до 10 % по сравнению с ЕНиР.

II. ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА

2.1. Исполнители:

Монтажник конструкций IV разряда (М1) - 1

Монтажники конструкций III разряда (М2) и (М3) - 2

2.2. Инструменты, приспособления, инвентарь

Наименование, назначение и основные параметры

ГОСТ, № чертежа

Количество, шт.

1. Лопата стальная подборочная

ГОСТ 3620-63

2

2. Лом стальной строительный

ГОСТ 1405-65

2

3. Воронка для заливки раствора

ЦНИИС Минтрансстроя

1

4. Конопатка стальная

ГОСТ 11618-65

2

5. Шуровка стальная

ЦНИИС Минтрансстроя

2

6. Молоток 0,8 кг

ГОСТ 11042-64

2

7. Скарпель

Каталог-справочник ЦНИИТЭстроймаша

1

8. Щетка стальная

-»-

1

9. Ведро

-

1

10. Емкость для воды

-

1

11. Ящик для раствора

-

1

12. Строп четырехветвевой

-

1

13. Комплект инвентарных подкосов

-

2

14. Кувалда

ГОСТ 11401-65

1

15. Причальный шнур

-

2.3. Потребность во вспомогательных машинах и механизмах:

Автомобильный кран АК-75.

III. УСЛОВИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА

3.1. Работы по устройству оголовков из сборных блоков следует производить, руководствуясь СНиП III-Д.2-62, ВСН 81-62.

3.2. Перед началом работ по монтажу сборных элементов оголовков должен быть готов и зачищен котлован; сделан слой гравийно-песчаной подготовки толщиной 0,1 м; произведена разметка мест установки блоков оголовка; смонтировано крайнее звено трубы, примыкающее к выходному оголовку.

3.3. Все сборные элементы оголовков осматривают для выяснения их пригодности. Допускаемые отклонения в размерах блоков оголовков не должны превышать по высоте ±5 мм, по остальным размерам ±10 мм.

3.4. Цементный раствор М-150, доставляемый к месту работ автомобилем-самосвалом, должен удовлетворять требованиям СНиП I-В.3-62.

3.5. На каждой стоянке автокран необходимо устанавливать на дополнительные выносные опоры (аутригеры).

3.6. При устройстве оголовков из сборных железобетонных блоков необходимо соблюдать правила техники безопасности в соответствии со СНиП III-А.11-70.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. Монтажные работы должны производиться под руководством мастера или прораба.

4.2. В первую очередь устраивают выходной оголовок.

4.3. Операции по устройству сборного оголовка выполняют в следующем порядке:

а) производят подготовку блока портальной стенки к строповке;

б) стропят блок портальной стенки;

в) принимают цементный раствор из кузова автомобиля-самосвала;

г) производят подачу и расстилание раствора;

д) устанавливают блок портальной стенки оголовка с первой стоянки автокрана;

е) закрепляют портальную стенку расчалками или инвентарными подкосами;

ж) подготовляют, стропят, подают и устанавливают на цементный раствор блок правого открылка с закреплением его расчалками или инвентарными подкосами;

з) стропят, подают и устанавливают блок левого открылка со второй стоянки автокрана; закрепляют блок расчалками или инвентарными подкосами;

и) омоноличивают швы между блоками портальной стенки и откосных крыльев.

Примечания. 1. Заделка и гидроизоляция швов звеньев с портальными стенками производятся звеном гидроизолировщиков (см. карту трудового процесса на гидроизоляционные работы).

2. Во время технологического перерыва монтажник М3 производит осмотр, подготовку блоков и звеньев трубы.

4.4. Организация рабочего места.

Рис. 1

 - рабочие места монтажников; 1 - места складирования откосных крыльев; 2 - места складирования портальных блоков; I - V - стоянки автокрана

М1, М2 и М3 - рабочие места монтажников

4.5. График трудового процесса

V. ПРИЕМЫ ТРУДА

№ по графику

Наименование элементов процесса, продолжительность, исполнители и орудия труда

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Подготовка блока портальной стенки к строповке;

М3 - 9,0 мин.;

скарпель, кувалда, стальная щетка, ведро, расчалки.

Монтажник М3 производит наружный осмотр блока, при необходимости очищает блок от наплывов бетона с помощью скарпеля, кувалды и стальной щетки. Затем М3 смачивает водой опорную поверхность блока.

Для удержания блока от раскачивания и наведения на место установки М3 привязывает к блоку две расчалки из пенькового каната длиной 6 - 8 м.

2.

Строповка и подача блока к месту установки;

М3 - 1,5 мин.;

строп

Монтажник М3 стропит блок портальной стенки и подает команду машинисту крана натянуть строп. Затем он отходит, а машинист крана по его команде приподнимает блок на 20 - 30 см. Убедившись в надежности строповки, монтажник М3 сигнализирует машинисту о подаче блока к месту установки и следит за его перемещением.

3.

Прием цементного раствора из кузова автомобиля-самосвала и разравнивание подготовки;

М1 - 4,0 мин., М2 - 4,0 мин.;

лопаты совковые, ящик с раствором.

Монтажник М1 подает водителю самосвала сигнал о начале разгрузки. По окончании выгрузки он очищает кузов самосвала от остатков раствора, подает сигнал на подъем кузова.

Монтажник М2 лопатой выравнивает гравийно-песчаную подготовку.

4.

Подача и расстилание раствора;

М1 - 6,5 мин., М2 - 6,5 мин.;

лопаты совковые, ящик с раствором.

Монтажник М2 лопатой подает раствор на гравийно-песчаную подготовку, а монтажник М2 разравнивает его грядкой толщиной 1,5 см по ширине устанавливаемого блока.

5.

Установка, выверка блока портальной стенки;

М1 - 11,5 мин., М2 - 11,5 мин.;

строп, отвес, ломы, причальный шнур.

Монтажники М1 и М2 принимают блок, на высоте 20 - 30 см над местом установки и разворачивают его в нужном направлении. По команде монтажника М1 машинист крана медленно опускает блок на подготовленную постель, монтажник М2 направляет его по причальному шнуру.

Монтажники М1 и М2 проверяют правильность установки блока по отвесу и причальному шнуру, который натягивается вдоль боковой поверхности монтируемого блока. Незначительные отклонения от проектного положения устраняют при помощи ломов. Монтаж портальной стенки ведется с первой стоянки автокрана.

6.

Крепление и расстроповка блока;

М1 - 17,0 мин., М2 - 17,0 мин.;

строп, кувалда, комплект инвентарных подкосов или расчалки

Монтажники. М1 и М2 производят крепление установленного и выверенного блока портальной стенки инвентарными подкосами.

При отсутствии инвентарных подкосов монтажник М1 поддерживает блок портальной стенки, а монтажник М2 закрепляет установленный блок, забивая в грунт колышки расчалок.

Убедившись в правильности установки блока, монтажник М1 подает команду машинисту крана ослабить строп и вместе с монтажником М2 отцепляет его крюки от монтажных петель.

7.

Подготовка блока правого откосного крыла к строповке;

М3 - 9,0 мин.;

скарпель, кувалда, стальная щетка, ведро.

Монтажник М3 производит осмотр, очистку блока от наплывов бетона, смачивает водой опорную поверхность блока, привязывает две расчалки из пенькового каната.

8.

Строповка и подача блока правого открылка к месту установки;

М3 - 1,5 мин.;

строп четырехветвевой.

Монтажник М3 стропит блок правого откосного крыла.

Убедившись в надежности строповки, сигнализирует машинисту крана о подаче блока к месту установки.

9.

Подача и расстилание раствора;

М1 - 5,5 мин., М2 - 5,5 мин.;

лопаты совковые - 2 шт., ящик с раствором.

Монтажник М2 лопатой подает раствор на гравийно-песчаную подготовку, а монтажник М1 разравнивает его грядкой толщиной 1,5 - 2 см по ширине устанавливаемого блока.

10.

Установка, выверка блока правого открылка;

М1 - 10,5 мин., М2 - 10,5 мин.;

строп, отвес, ломы, причальный шнур.

Монтажники М1 и М2 принимают блок, разворачивают его в нужном направлении и устанавливают его на подготовленную постель. Правильность установки блока выверяется по отвесу и причальному шнуру. Незначительные отклонения от проектного положения устраняют при помощи ломов.

11.

Крепление и расстроповка блока;

М1 - 14,0 мин., М2 - 14,0 мин.;

строп, кувалда, комплект инвентарных подкосов.

Монтажники М1 и М2 производят крепление установленного и выверенного блока правого откосного крыла инвентарными подкосами или расчалками.

После окончательной выверки блока монтажник М1 производит расстроповку.

12.

Установка блока левого откосного крыла;

М1 - 30 мин., М2 - 30 мин., М3 - 10,5 мин.;

скарпель, кувалда, стальная щетка; ведро, строп, лопаты, ломы, отвес, ящик с раствором.

Все работы выполняют аналогично п. 7 - 11.

Монтаж блока левого откосного крыла ведется со второй стоянки автокрана.

13.

Омоноличивание швов между блоком портальной стенки и откосными крыльями;

М1 - 34 мин., М2 - 34 мин.;

стальные конопатки - 2 шт., стальные шуровки - 2 шт., ведро, воронка, ящик с раствором.

Монтажники М1 и М2 делают жгуты из пакли и с помощью стальной конопатки монтажник М1, конопатит вертикальный шов между блоком портальной стенки и правым открылком, а монтажник М2 - между портальной стенкой и левым открылком. Затем М2 подносит в ведре раствор и вместе с монтажником М1 производит заливку раствора в швы через воронку.

По видимым поверхностям швы расшиваются цементным раствором.

Примечание. Работы по устройству входного оголовка выполняются в той же последовательности, что и выходного.

Карта трудового процесса составлена отделом НОТ в дорожном производстве Единого центра НОТ и УП Министерства автодорог на основании изучения опыта строительства труб под автомобильные дороги в Казахской ССР

Исполнитель - старший инженер Т. СТРЕБЛЕЧЕНКО

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Назначение и эффективность применения карты.. 1

Ii. Исполнители, предметы и орудия труда. 1

Iii. Условия и подготовка процесса. 2

Iv. Технология и организация процесса. 2

V. Приемы труда. 3