ГОССТРОЙ УССР

КАРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

КТ-17.0-10.6-75

Комплект карт предназначен для организации труда бригад, занятых на устройстве асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах III технической категории.

Карты организации труда определяют рациональный состав бригады, характер и последовательность выполнения работ отдельными членами бригады и звеньями.

Карты трудовых процессов разработаны на основные виды работ при устройстве асфальтобетонных покрытий дорог и учитывают разные уровни индустриализации строительного производства. Они могут быть использованы при разработке карт организации труда и ППР для различных объектов, при обучении рабочих передовым методам и приемам труда.

Карты организации труда и трудовых процессов являются составной частью инженерно-технологической и организационной подготовки нового производственного года и основой для массового перехода бригад на новую форму хозяйственного расчета (бригадный подряд).

Карты трудовых процессов разработаны в соответствии с «Методическими указаниями по составлению карт трудовых процессов строительного производства», изданными ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (1973 г.), а карты организации труда - в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке карт организации труда на специальные виды строительно-монтажных работ» (НИИСП Госстроя УССР, 1974 г.).

Авторы: С.С. Кищинский, И.М. Кравченко, Е.П. Середов (трест «Оргдорстрой» Миндорстроя УССР), С.Н. Бытачевский, Т.И. Лозовая, И.М. Тищенко (НИИСП Госстроя УССР).

КТ-17.0-10.6-75

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

РАЗРАБОТАНА ТРЕСТОМ «ОРГДОРСТРОЙ» МИНДОРСТРОЯ УССР

КАРТА ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

УСТРОЙСТВО НИЖНЕГО СЛОЯ ПОКРЫТИЙ ТОЛЩИНОЙ 5 см ИЗ ГОРЯЧЕГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

РЕКОМЕНДОВАНА НИИСП ГОССТРОЯ УССР ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ВХОДИТ В КОМПЛЕКТ КТП-17.0-2

ВЗАМЕН КТ-0.0

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1. Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из горячего крупнозернистого асфальтобетона одним самоходным асфальтоукладчиком и двумя дорожными самоходными катками.

1.2. Показатели производительности труда

№ п.п.

Наименование показателей

Величина показателя

по карте

по ЕНиР

1

Выработка на 1 чел.-день, м2 покрытия

337

285

2

Затраты труда на устройство 100 м2 нижнего слоя покрытия, чел.-час.

2,37

2,81

Снижение затрат и повышение выработки рабочих достигается за счет рационального размещения исполнителей. Численный состав звена уменьшен по сравнению с ЕНиР на 2 человека, при этом производительность труда возросла на 18 %.

II. ПОДГОТОВКА ПРОЦЕССА И УСЛОВИЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

2.1. Основание под покрытие должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Укладка асфальтобетонной смеси в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.

2.2. Для обеспечения хорошей связи покрытия с основанием необходима обработка основания путем розлива жидкого битума в количестве 0,5 - 0,8, вязкого битума 0,4 - 0,6 или битумной эмульсии 0,6 - 0,9 л/м2. Розлив вяжущего не производится, если укладка ведется по новому основанию с применением органических вяжущих материалов.

2.3. На уклонах более 4 % укладывать асфальтобетонную смесь следует снизу вверх.

2.4. Во избежание прилипания смеси внутренние стенки и дно кузова автосамосвала предварительно обрабатывают мазутом или нефтью с помощью специальных распылителей или вручную.

2.5. Перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо проверить наличие паспорта на смесь, в котором указаны вид смеси, ее температура, время отправки и количество.

2.6. Во избежание прилипания смеси к вальцам катка перед укаткой вальцы следует протереть ветошью, смоченной керосином. В процессе укатки вальцы катков смачивают смесью воды с керосином (1:1). Не разрешается для этих целей применять соляровое масло и топочный мазут.

2.7. В конце укатываемой полосы во избежание раскатывания смеси следует положить и закрепить костылями упорный брус, толщина которого должна быть равна толщине слоя покрытия в плотном теле.

2.8. В процессе работы самоходного асфальтоукладчика на высокой рабочей скорости могут возникнуть дефекты при укладке смеси: разрывы и трещины в слое уложенной смеси, пустоты по краям полосы. В этих случаях машинист должен снизить рабочую скорость асфальтоукладчика для лучшего уплотнения смеси трамбующим брусом.

2.9. Уплотнять асфальтобетонную смесь после укладки следует тяжелыми дорожными самоходными катками массой 10 - 18 т (12 - 18 проходов).

2.10. Укатку нижнего слоя разрешается производить тяжелыми катками сразу после укладки смеси, если применяется пористый асфальтобетон из прочных каменных пород. Средняя рабочая скорость движения катков при уплотнении 3 - 5 км/час (12 - 18 проходов).

2.11. Работы следует выполнять, соблюдая правила производства работ (СНиП III-Д.5-73; ВСН 93-73), а также правила техники безопасности (СНиП III-A.11-70).

III. ИСПОЛНИТЕЛИ И ОРУДИЯ ТРУДА

3.1. Состав исполнителей:

Машинист самоходного асфальтоукладчика Д-150Б (Д-150А)  6  разр. (М-1) - 1

Машинист тяжелого катка                                                              5    »      (М-2, М-3) - 2

Асфальтобетонщик                                                                          5    »      (А-1) - 1

                   »                                                                                           3    »      (А-2, А-3) - 2

                   »                                                                                           2    »      (А-4, А-5) - 2

3.2. Машины, инструменты, приспособления, инвентарь

№ п.п.

Наименование

ГОСТ, № чертежа

Количество, шт.

1

Асфальтоукладчик самоходный Д-150Б (Д-150А)

СТУ 22-145-66

1

2

Каток дорожный самоходный массой 10 - 18 т

ГОСТ 5576-74

2

3

Жаровня передвижная

-

1

4

Термометр стеклянный технический

ГОСТ 2823-73

2

5

Котел битумный передвижной емкостью 100 - 300 л

-

1

6

Утюг металлический

-

1

7

Райбовка (терка)

-

2

8

Грабли металлические

-

1

9

Трамбовка прямоугольная формовочная

ГОСТ 11777-74

1

10

Рейка металлическая

-

1

11

Лопата стальная строительная

ГОСТ 3620-63

4

12

Кувалда кузнечная тупоносая

ГОСТ 11401-65*

2

13

Перфоратор ручной пневматический

ГОСТ 10750-73

1

14

Шнур льнопеньковый крученый длиной 50 м

ГОСТ 5107-70

1

15

Рулетка измерительная металлическая

ГОСТ 7502-69

1

16

Шаблон с уровнем

-

1

17

Линейка измерительная металлическая

ГОСТ 427-75

1

18

Ведро

-

1

19

Разравниватель смеси

-

1

20

Гладилка

Изготовляется в мастерских ДСУ

1

21

Лейка

-

2

22

Черпак

-

1

23

Каток ручной

-

1

24

Брусья упорные металлические или деревянные с комплексом костылей

-

100 м

3.3. Расход материалов на укладку 1000 м2 покрытия (нижний слой) из крупнозернистого асфальтобетона:

Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь по СНиП IV-45.......

Вяжущие жидкие.............................................................................................. 0,72 т

1 Норма расхода приведена для каменных материалов с удельным весом 2,5 - 2,9 т/м3 (в числителе) и 3 т/м3 и более (в знаменателе).

IV. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

4.1. При устройстве нижнего слоя покрытия из крупнозернистого асфальтобетона выполняются следующие операции: устройство боковых упоров (если это предусмотрено проектом производства работ); прием и укладка асфальтобетонной смеси; уплотнение асфальтобетонной смеси.

4.2. Работы рекомендуется выполнять механизированным отрядом.

4.3. Организация рабочего места

А-1 - А-5, М-1 - М-3 - места нахождения рабочих; 1 - передвижной битумный котел; 2 - передвижная жаровня; 3 - самоходный асфальтоукладчик Д-150Б; 4 - каток тяжелый; 5 - автосамосвал.

4.4. График трудового процесса

V. ПРИЕМЫ ТРУДА

№ п.п.

Наименование операций, их продолжительность, исполнители и орудия труда

Характеристика приемов труда

1

Подноска и установка боковых упоров;

15 мин;

А-2, А-5;

брусья упорные с комплектом костылей, кувалда кузнечная тупоносая, шнур льнопеньковый крученый

А-2 и А-5 снимают боковые упоры с машины, очищают и подносят их к новому месту укладки. Перед установкой упоров на прямых участках дороги по кромке натягивают шнур. Затем устанавливают упоры по шнуру и закрепляют их костылями, которые забивают в основание

2

Прием асфальтобетонной смеси и ее распределение;

13 мин;

М-1, А-4;

лопата стальная строительная

А-4 подает сигнал на подход автосамосвала, принимает асфальтобетонную смесь в бункер асфальтоукладчика. В процессе выгрузки автомобиль перемещается укладчиком. Из бункера М-1 питателем подает смесь к распределительному шнеку; распределенная смесь предварительно уплотняется трамбующим брусом, а затем заглаживается выглаживающей плитой. После разгрузки смеси А-4 подает сигнал на отход автосамосвала

3

Выявление дефектных мест;

6 мин;

А-1;

рейка металлическая, шаблон с уровнем

После подкатки смеси тяжелым катком (2 - 3 прохода по одному следу) А-1 устанавливает контрольную рейку параллельно продольной оси покрытия несколько раз на поперечнике и определяет дефектные места

4

Исправление дефектных мест;

12 мин;

А-2, А-3, А-4;

грабли металлические, лопата стальная строительная, райбовка, гладилка

А-2, А-3 и А-4 немедленно исправляют дефектные места. А-2 слегка взрыхляет граблями поверхность дефектных мест. А-3 и А-4 лопатами добавляют свежую смесь на впадинах, снимают излишки на возвышениях и заглаживают поверхность райбовкой

5

Уплотнение асфальтобетонного покрытия;

18 мин;

М-2, М-3

После проверки качества укладки асфальтобетонной смеси и исправления дефектных мест по указанию А-1 М-2 и М-3 приступают к укатке уложенного слоя. Уплотнение смеси начинают от края проезжей части к средине с перекрытием следа на 1/3 вальца при первых проходах и на 20 - 30 см при последующих проходах. В начале уплотнения рекомендуется скорость катков в пределах 1,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов по одному следу ее нужно увеличить: для катков с гладкими вальцами в пределах 3 - 5, для виброкатков - 2 - 3, для катков на пневматических шинах 5 - 8 км/ч. Ориентировочное количество проходов катка по одному следу 15 - 20

6

Обработка кромок асфальтобетонного покрытия;

9 мин;

А-2, А-3;

перфоратор ручной пневматический, лейка

А-2 и А-3 обрабатывают кромки покрытия, готовят сопряжения полос к обработке (обрубывают асфальтобетон, прогревают места сопряжений и смазывают их битумом)

7

Отделка поверхности асфальтобетонного покрытия;

9 мин;

А-1, А-3;

утюг металлический, райбовка

А-1 и А-3 выполняют работы по отделке швов на сопряжениях полос; отделывают поверхность покрытия, выдерживая толщину слоя, соблюдая условия ровности и обеспечивая проектный поперечный уклон

8

Контроль качества;

2 мин;

А-1;

рейка металлическая, шаблон с уровнем

А-1 проверяет качество асфальтобетонной смеси, правильность установки боковых упоров, качество подготовки основания и качество обработки его битумом или эмульсиями, толщину укладываемого слоя, качество отделки поверхности, кромок и швов покрытия, ровность покрытия и соответствие поперечных уклонов проектным. В процессе работы асфальтоукладчика А-1 регулирует положение выглаживающей плиты

СОДЕРЖАНИЕ

I. Назначение и эффективность применения карты.. 1

II. Подготовка процесса и условия его выполнения. 1

III. Исполнители и орудия труда. 2

IV. Технология и организация процесса. 3

V. Приемы труда. 4