Письмо Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

от 23 марта 2006 г. № 01-12/74

В соответствии с обращением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № СК-699/02 от 03.03.2006 направляется заключение по вопросу о правопреемстве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) по выполнению функций в сфере ценообразования и сметного регулирования в строительстве и промышленности строительных материалов.

Приложение: 5 л.

Первый заместитель директора

Ю.А. Тихомиров

 

Заключение по вопросу о правопреемстве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроя) по выполнению функций в сфере ценообразования и сметного регулирования в строительстве и промышленности строительных материалов

 

В Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации поступил запрос Росстроя, в котором поставлены следующие вопросы:

1) подлежат ли обязательной государственной регистрации в Минюсте России информационно-справочные и методические материалы по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве;

2) вправе ли Росстрой непосредственно и через подведомственные организации выполнять функции по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве и промышленности строительных материалов в связи с преобразованием Госстроя России в Росстрой.

На поставленные вопросы сообщаем следующее.

В соответствии с п. 15 Указа Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2005 № 295) Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Указом Президента РФ от 01.12.2004 № 1487 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству передано в ведение Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России).

Федеральное агентство, являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в пределах своей компетенции вправе издавать индивидуальные правовые акты.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2005 № 3357-ВГ/50 сообщается, что Росстрой вправе давать разъяснения по частным вопросам в сфере строительства, обеспечения соответствия отраслевых сметных нормативов и территориальных норм, вводимых в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования, осуществления государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации, ценообразования и сметного нормирования, сметных нормативов и индексов, имеющих ограниченную область применения, а также проводить информационно-разъяснительную работу по вопросам применения действующих методических документов в сфере ценообразования в строительстве путем издания индивидуальных правовых актов, не содержащих правовых норм и не требующих государственной регистрации в Минюсте России, а также соответствующих рекомендательных писем.

Таким образом, Росстрой, осуществляя непосредственно и через подведомственные организации установленные функции, вправе в пределах своей компетенции издавать индивидуальные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе в соответствии с п. 6.1 Положения о Росстрое, давать разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, - строительства, ценообразования и сметного нормирования, сметных нормативов и индексов, имеющих ограниченную область применения, а также проводить информационно-разъяснительную работу по вопросам применения действующих методических документов в сфере ценообразования в строительстве, в том числе путем выпуска информационно-справочных и методических документов.

2. Что касается вопроса о праве Росстроя выполнять функции по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве и промышленности строительных материалов в связи с преобразованием Госстроя России в Росстрой, необходимо пояснить следующее.

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 № 649, от 14.11.2005 № 1319, от 23.12.2005 № 1522, с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15.03.2005 № 295) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Этим же Указом Госстрой России был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и в других областях, установленных федеральными законами.

Непосредственно в Положении о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 286 функции в сфере сметного ценообразования в строительстве не предусмотрены. Однако в соответствии с п. 5.14. указанного Положения Росстрой "осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации".

В процессе преобразования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 функции Госстроя России были распределены следующим образом: функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Минрегиону России, функции по контролю и надзору - Ростехнадзору. Остальные функции Госстроя России сохранены за Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстроем).

В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 под функциями по принятию нормативных правовых актов (нормативно правовому регулированию) понимается лишь издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 286, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере строительства как непосредственно, так и через подведомственные организации, является Росстрой.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 286 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.08.2004 № 418, от 26.01.2005 № 40, от 19.03.2005 № 141) в ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находятся организации, находившиеся в ведении Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, за исключением организаций, осуществляющих деятельность по ведению градостроительного кадастра, техническому учету и инвентаризации объектов капитального строительства.

В настоящее время в ведении Росстроя находится федеральное государственное учреждение "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", основной уставной деятельностью которого является непосредственное оказание государственных услуг юридическим лицам и гражданам в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве и реализация единой ценовой политики в сфере инвестиционно-строительной деятельности.

Функция по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в строительстве по своему характеру и объему представляется исключительно широкой и может выражаться как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности, в том числе, в совершенствовании методов сметного ценообразования, подготовке и выпуске методической и справочной документации по вопросам ценообразования в строительстве, сборников элементных и стоимостных показателей расхода материально-технических ресурсов, используемых в строительстве (ГЭСН-2001, ФЕР-2001 и др.), индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ, выпуску разъяснений и рекомендаций по вопросам учета отдельных видов затрат, характерных для инвестиционно-строительного процесса. Указанные полномочия, ранее выполняемые Госстроем России в соответствии с п.п. 6.48 и 6.49 Положения о Госкомитете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 года № 1289, в части правоприменительной деятельности относятся к компетенции Росстроя и могут осуществляться в рамках реализации государственной политики в сфере строительства через специализированное подведомственное федеральное государственное учреждение "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".