МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ
И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ
НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Сборник содержит Методические рекомендации устанавливающие единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта.

Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом.

Работа выполнена по заданию Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Заместителем директора ФГУП Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), к.т.н. Матанцевой О.Ю.

1. Общие положения

Методические рекомендации устанавливают единый подход к составу и классификации затрат, отражаемых в себестоимости грузовых и пассажирских перевозок (работ и услуг) исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта.

Методические рекомендации предназначены для бухгалтерского учета и планирования величины и структуры расходов при перевозках грузов и пассажиров, проведении работ и оказании услуг автомобильным транспортом.

Под себестоимостью перевозок (работ и услуг) понимаются расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок грузов и пассажиров, выполнением других работ и услуг автомобильного транспорта, обусловленные технологией и организаций транспортного и экспедиционного обслуживания (осуществляемого водителем или другим сотрудником организации-перевозчика), а так же расходы по обеспечению требований качества транспортного обслуживания согласно обязательствам перевозчика по договору (правилам) перевозок, включая требования сохранности грузов (багажа пассажиров), безопасности грузов и пассажиров.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) применяется следующая группировка по статьям расходов:

а) Расходы, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

- оплата труда водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;

- отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда водителей и кондукторов;

- автомобильное топливо;

- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

- износ и ремонт автомобильных шин;

- техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;

- амортизация подвижного состава;

- прочие расходы.

б) Накладные расходы.

2. Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов

В статье «Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов» учитываются расходы на оплату труда водителей и кондукторов:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у организации формами и системами оплаты труда;

2) премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, а также расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, работающих водителями или кондукторами;

3) любые начисления водителям и кондукторам в денежной и (или) натуральной формах, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, а также предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации выплаты за не проработанное на производстве (не явочное) время;

4) надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

5) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

8) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

9) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

10) надбавки к заработной плате водителям и кондукторам, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер;

11) оплата очередных и дополнительных отпусков;

12) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

13) стоимость выдаваемых работникам бесплатно, в соответствии с законодательством Российской Федерации, предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам).

3. Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторов

В статье «Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторов» отражаются отчисления в процентах от расходов на оплату труда водителей и кондукторов, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование.

4. Автомобильное топливо

В статье «Автомобильное топливо» учитываются расходы на все виды топлива по отпускным ценам, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), с установленными скидками и надбавками, включая транспортно-заготовительные расходы.

В эту статью включается также стоимость доставки автомобильного топлива от нефтебазы до емкости автотранспортной организации с учетом расходов на погрузо-разгрузочные работы, соответствующая фактическому расходу топлива (в случае, когда эта организация получает автомобильное топливо не в талонах, а в натуре по прямым договорам от производителя) и расходы на оплату услуг по хранению запасов топлива.

Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в статью «Автомобильное топливо» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России (или норм, установленных при нормировании, проведенном автотранспортной организацией самостоятельно), что отражается в учетной политике организации.

5. Смазочные и другие эксплуатационные материалы

В статье «Смазочные и другие эксплуатационные материалы» учитываются расходы на все виды масел, смазок, эксплуатационных жидкостей, обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава, а также различные виды такелажа, используемые при перевозке топливно-смазочных материалов для нужд организации, и расходы на оплату услуг сторонних организаций по хранению запасов смазочных материалов.

6. Износ и ремонт автомобильных шин

В статье «Износ и ремонт автомобильных шин» учитываются следующие расходы:

расходы на оплату труда рабочих;

отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование;

транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовых организаций;

расходы на материалы, используемые при ремонте шин;

расходы на восстановление (наварку) протектора покрышек;

расходы на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах по предъявлении ими счетов;

расходы на ремонт и суммы погашения износа специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и бесплатно выдаваемой спецодежды;

расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов.

Расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав статьи «Износ и ремонт автомобильных шин» в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что отражается в учетной политике организации.

7. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт

В статье «Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей» учитываются расходы на все виды технического обслуживания и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт своими силами и оплату услуг по техническому обслуживанию и ремонту, выполняемыми сторонними организациями.

При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

- расходы на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта;

- отчисления от расходов на оплату труда ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта, на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и обязательное медицинское страхование;

- стоимость запасных частей, агрегатов и материалов (за исключением материалов, проходящих по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы»), воды, идущей на технические нужды, транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям в части, приходящейся на стоимость запасных частей, материалов и прочих предметов, израсходованных на выполнение ремонта и технического обслуживания в отчетном периоде, расходы на капитальный ремонт агрегатов.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье складываются из сумм счетов за выполненные работы.

8. Амортизация подвижного состава

В статье «Амортизация подвижного состава» учитываются расходы на амортизацию собственного и арендованного подвижного состава автомобильного транспорта. Амортизация на подвижной состав автомобильного транспорта начисляется в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету «УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н) (ПБУ 6/01).

При принятии к бухгалтерскому учету подвижного состава автомобильного транспорта в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование при перевозках, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных транспортных средств;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 18) к числу амортизируемых основных средств не относятся объекты, первоначальная стоимость которых не более 10000 руб.

Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется:

- по подвижному составу автомобильного транспорта, приобретённому с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;

- по подвижному составу автомобильного транспорта, полученному организацией в рамках целевого финансирования;

- по подвижному составу автомобильного транспорта, переданному (полученному) по договорам в безвозмездное пользование.

В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования подвижного состава автомобильного транспорта производится исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений (например, срок аренды).

Срок службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по подвижному составу, приобретенному до 1 января 1998 года устанавливается в соответствии с нормами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», по основным средствам, приобретенным после 1 января 1998 года в соответствии с ПБУ 6/01.

Сроки службы по подвижному составу при начислении амортизации для бухгалтерского учета по автомобилям, приобретенным после 1 января 2002 года, могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, (постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, в ред. постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 г. № 415 и от 08.08.2003 г. № 476) (письмо Минфина России от 24.01.02 г. № 04-02-06/2/9).

Амортизируемое имущество исходя из Классификации объединяется в следующие амортизационные группы:

- первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, базируется на Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359 (с изменениями от 14.04.98 г., утв. Госстандартом РФ № 1/98), он определяет группировку основных средств по их видам.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается руководителем организации в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Группировка автотранспортных средств в соответствии с Классификацией приведена в Приложении 1.

Сроки службы автотранспорта в данной Классификации базируются на нормативных сроках службы подвижного состава автомобильного транспорта до капитального ремонта. При проведении классификации бухгалтеры могут установить для автотранспортных средств любой срок службы (в полных месяцах) в пределах, определяемых номером группы, в которую они входят. Например, если автомобиль входит в третью группу, то можно выбрать любой срок службы, входящий в интервал от 3 до 5 лет (в целых месяцах). При выборе необходимо учитывать условия эксплуатации, год выпуска, общий пробег и вид перевозок. В частности, срок службы необходимо сокращать, т.е. приближать к левой границе интервала для машин скорой помощи, для автомобилей, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, для автомобилей, работающих с прицепами не менее 70 % пробега, для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути), для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70 % пробега) используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию, для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек (за исключением автомобилей-лесовозов), для всех групп автосамосвалов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынно-песчаных и высокогорных районах, используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь), и постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м.

В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация начисляется одним из четырех способов:

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В бухгалтерском учете в настоящее время необходимо продолжить начислять амортизацию на каждое транспортное средство тем же способом, который был выбран при постановке его на учет, по вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. для целей бухгалтерского учета организации должны применять порядок начисления амортизации одним из четырех способов.

По подвижному составу автомобильного транспорта, принятому к бухгалтерскому учету до 1 января 2002 г., имеющемуся в перечне эффективных видов машин и оборудования, установленному федеральным органом исполнительной власти, по которому учетной политикой предусматривалось применение механизма ускоренной амортизации, амортизация продолжает начисляться с использованием коэффициента ускорения (письмо Минфина России от 20.12.02 г. № 16-00-14/482).

По вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 г. правила применения ускоренной и замедленной амортизации в бухгалтерском учете принимаются в следующем виде: в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации организации вправе применять специальный коэффициент ускорения, в соответствии с условиями договора лизинга. При этом, утвержденная в установленном порядке норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 3 при использовании способа уменьшаемого остатка. Этот порядок определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № 33н) и Статьей 31 Федерального закона от 29.10.98 №164-ФЗ «О лизинге». Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

Организации, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный повышающий коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

По решению руководителя организации, утвержденному в учетной политике для целей бухгалтерского учета, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных. Использование пониженных норм амортизации разрешается только с начала отчетного периода и в течение всего отчетного периода.

Организация, приобретающая транспортные средства, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Это допускается в случае, если по такому имуществу принято решение о применении линейного метода начисления амортизации.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.

В соответствии с п. 23 ПБУ 6/01 в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений приостанавливается по решению руководителя организации при консервации объекта на срок более 3 месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала.

Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (убытка), относится в кредит счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств. Если сумма дооценки больше, чем сумма уценки, то разница относится на добавочный капитал организации.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.

Восстановительная стоимость подвижного состава автомобильного транспорта, полученная после переоценки является базой для начисления амортизации в бухгалтерском учете с начала года.

9. Прочие расходы

Прочие расходы включают те виды расходов, которые возникают при осуществлении международных перевозок:

- расходы на получение разрешений на право въезда на территорию иностранных государств, оформление документов на право перевозки грузов через границу без таможенного досмотра (книжек МДП);

- расходы по уплате дорожных и других сборов за проезд автомашин по территории иностранных государств;

- расходы на платные охраняемые стоянки по пути следования автотранспортного средства, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;

- расходы на получение специальных разрешений, связанных со свойствами перевозимых грузов и ограничениями движения;

- оплата за пересечение контрольно-пропускных пунктов, погранпереходов, за проезд по дорогам и дорожным сооружениям;

- оплата за таможенные процедуры.

Кроме того, к прочим расходам относятся расходы на командировки, если это командировки работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, в том числе и компенсационные выплаты взамен суточных, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

10. Накладные расходы

Статья «Накладные расходы» включает общепроизводственные расходы (отражаемые на счете 25 нового Плана счетов: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве; расходы по страхованию указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендную плату за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы), включающие прочие расходы, связанные с обычными видами деятельности:

- расходы на ремонт и восстановление основных сред (кроме транспортных);

- расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

- расходы на обязательное и добровольное страхование имущества;

- расходы по обеспечению нормальных условий труда;

- расходы на хранение транспортных средств.

Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в связи с выходом Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н учитываются следующим образом:

Информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам отражается в бухгалтерском учёте в качестве вложений во внеоборотные активы.

Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам признаются в бухгалтерском учёте при наличии следующих условий:

- сумма расхода может быть определена и подтверждена;

- имеется документальное подтверждение выполнения работ (акт приёмки выполненных работ и т.п.);

- использование результатов работ для производственных и (или) управленческих нужд приведёт к получению будущих экономических выгод (дохода);

- использование результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ может быть продемонстрировано.

Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам подлежат списанию на расходы по обычным видам деятельности с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было начато фактическое применение полученных результатов от выполнения указанных работ в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации.

Списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ списания расходов пропорционально объёму продукции (работ, услуг).

Срок списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), но не более 5 лет. При этом указанный срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.

Кроме того, в статью «Накладные расходы» входят следующие пункты из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности, перечисленные в «Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (утв. Приказом Минтранса РФ от 24.06.03 г. № 153, зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.03 г., регистрационный № 4916, далее - Инструкция):

- расходы на подготовку и переподготовку кадров, если это работники, не относящиеся к административно-управленческому персоналу;

- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Статья «Накладные расходы» включает также такие расходы на зарплату работников, не относящихся к административно-управленческому персоналу, как:

- сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

- затраты на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации;

- начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;

- расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации;

- расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации;

- оплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, или специалистам организации во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

- расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества при международных перевозках дополнительно к перечисленным в Инструкции включают расходы на:

- добровольное страхование таможенных рисков;

- добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления перевозчиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями;

- страхование ответственности автоперевозчика, вытекающей из использования процедуры МДП (страхование МДП);

- страхование гражданской ответственности автоперевозчиков и экспедиторов (страхование CMR);

- медицинское страхование водителей-международников.

Кроме того, статья «Накладные расходы» включает следующие сборы и отчисления:

- платежи по страхованию имущества, грузов и пассажиров в пути, в том числе по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- оплату технических осмотров автомобилей;

- оплату стоимости номерных знаков;

- местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказания других транспортно-экспедиционных услуг;

- транспортный налог, налог на землю и другие аналогичные платежи в бюджет.

В накладные расходы также входят все материальные расходы, перечисленные в Инструкции и не вошедшие в разделы 2 - 8 Методических рекомендаций, и непроизводительные расходы, включающие:

- оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и другие;

- недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;

- возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, выплата пособия в связи с производственным травматизмом и другие.

Также в накладные расходы включаются подпункты 39 - 43 пункта 95 Инструкции.

11. Особенности формирования расходов от продаж

В отчете о прибылях и убытках расходы от продаж включают себестоимость проданных работ, услуг, управленческие расходы и коммерческие расходы. Себестоимость состоит из семи составляющих, перечисленных в разделах 2 - 10 Методических рекомендаций. Управленческие расходы это прочие расходы по обычным видам деятельности, отраженные в пунктах 1 - 38 Инструкции, за исключением пунктов 22 и 26, причем расходы, предусмотренные в пунктах 10, 18, 30 принимаются только в части, относимой к работникам административно-управленческого персонала. Управленческие расходы, учитываемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы), отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 040. Коммерческие расходы включают пункт 22 из перечня прочих расходов по обычным видам деятельности - расходы на рекламу. Коммерческие расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 030. Управленческие и Коммерческие расходы списываются накопительно в течение отчетного периода на специально открытые субсчета на счете 90 «Продажи» и ежемесячно включаются в финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

12. Учет и калькулирование себестоимости перевозок (работ, услуг)

Расходы на перевозки, работы и услуги, выполняемые автотранспортными организациями, включаются в себестоимость перевозок (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты предварительной или последующей.

Расходы по основной эксплуатационной деятельности организаций автомобильного транспорта распределяются по видам перевозок, работ и услуг - грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно-экспедиционным операциям, прочим видам деятельности, с выделением экспортируемых услуг, работ.

Учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой организацией учетной политике.

В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок (работ, услуг) расходы подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок (работ, услуг) и распределяемые (или косвенные).

Прямые затраты (по статьям: заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные (за вычетом акцизов) и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, амортизация подвижного состава) непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты (по статье «Накладные расходы») распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками по их видам согласно принятой учетной политике либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда водителей и кондукторов.

Коммерческие и Управленческие расходы распределяются по всем видам работ и услуг, выполняемым автотранспортной организацией пропорционально доходам, затем по видам перевозок распределяются либо пропорционально расходам, либо пропорционально объемам выполненных работ (перевезенные тонны, пассажиры), либо пропорционально пробегу, либо пропорционально отработанным автомобиле-часам, либо пропорционально фонду оплаты труда, согласно принятой учетной политике.

Приложение 1

Третья группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Код по ОКОФ

Наименование автотранспортного средства

15 3410010

Автомобили легковые

15 3410100

Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л)

15 3410101

Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования

15 3410102

Автомобили легковые особо малого класса с кузовом «универсал»

15 3410103

Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов

15 3410110

Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно)

15 3410111

Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования

15 3410112

Автомобили легковые малого класса с кузовом «универсал»

15 3410113

Автомобили легковые малого класса такси

15 3410120

Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно)

15 3410121

Автомобили легковые среднего класса для служебного и индивидуального пользования

15 3410122

Автомобили легковые среднего класса с кузовом «универсал»

15 3410123

Автомобили легковые среднего класса такси

15 3410150

Электромобили легковые

15 3410151

Электромобили легковые общего назначения

15 3410152

Электромобили легковые грузопассажирские

15 3410160

Автомобили легковые специальные

15 3410161

Автомобили легковые специальные гоночные

15 3410162

Автомобили легковые специальные снегоходы

15 3410163

Автомобили легковые специальные вездеходы

15 3410164

Автомобили легковые специальные амфибии

15 3410165

Автомобили легковые специальные фургоны

15 3410166

Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные)

15 3410170

Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки

15 3410191

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т

Четвертая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)

15 3410114

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

15 3410192

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 до 1,5 т

15 3410193

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т

15 3410194

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 3 до 5 т

15 3410201

Автомобили грузовые электромобили

15 3410202

Автомобили грузовые снегоболотоходы

15 3410221

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью до 2,75 т

15 3410222

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 2,75 до 5 т

15 3410223

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 5 до 8 т

15 3410224

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 8 до 15 т

15 3410225

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 15 до 18 т

15 3410226

Автомобили - самосвалы грузоподъемностью свыше 18 т

свыше 27 т до 50 т

свыше 50 т до 120 т

свыше 120 т до 220 т

свыше 220 т

15 3410250

Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно

15 3410251

Автобусы особо малые общего назначения

15 3410252

Автобусы особо малые местного сообщения

15 3410253

Автобусы особо малые маршрутные такси

15 3410254

Автобусы особо малые туристские

15 3410260

Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно

15 3410261

Автобусы малые общего назначения

15 3410262

Автобусы малые местного сообщения

15 3410263

Автобусы малые городские и экскурсионные

15 3410264

Автобусы малые туристские

15 3410265

Автобусы малые пригородные

15 3410300

Автобусы прочие

15 3410301

Автобусы с электродвигателем (электромобили)

15 3410302

Автобусы санитарные

15 3410361

Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ

15 3410362

Топливозаправщики, маслозаправщики, водомаслозаправщики на автомобилях

15 3410363

Автоцистерны для сжиженных газов

15 3410380

Автомобили специализированные для лесозаготовок

15 3410381

Автопоезда агрегатные лесовозные

15 3410382

Автолесовозы (для лесопиления и лесозаготовки)

15 3410383

Щеповозы

15 3410440

Автомобили грузовые специализированные прочие

15 3410441

Автомобили грузовые для перевозки баллонов со сжиженным газом

15 3410442

Автомобили грузовые для вывозки радиоактивных отходов

15 3410443

Автокатафалки

15 3410449

Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98) (см. текст в предыдущей редакции)

15 3420000

Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью до 8 т

15 3420020

Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов

15 3420130

Прицепы к легковым автомобилям и автобусам

15 3420131

Прицепы к легковым автомобилям всех видов

15 3420132

Прицепы к автобусам

15 3420133

Прицепы служебные

15 3420134

Прицепы для перевозки людей

15 3420140

Прицепы одноосные к грузовым автомобилям и шасси

15 3420141

Прицепы одноосные с бортовой платформой

15 3420142

Прицепы одноосные роспуски

15 3420143

Прицепы одноосные самосвальные

15 3420144

Прицепы одноосные фургоны

15 3420145

Прицепы одноосные специальные

15 3420146

Прицепы одноосные шасси

15 3420149

Прицепы одноосные прочие

15 3420150

Прицепы двухосные к грузовым автомобилям

15 3420151

Прицепы двухосные с бортовой платформой

15 3420152

Прицепы двухосные роспуски

15 3420153

Прицепы двухосные самосвальные

15 3420154

Прицепы двухосные шасси

15 3420159

Прицепы двухосные прочие

15 3420160

Прицепы тракторные

15 3420161

Прицепы тракторные одноосные

15 3420162

Прицепы тракторные двухосные

15 3420163

Прицепы тракторные бортовые

15 3420164

Прицепы тракторные шасси

15 3420169

Прицепы тракторные прочие

15 3420180

Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры

15 3420181

Прицепы со специализированными кузовами

15 3420182

Прицепы для ветеринарной службы

15 3420190

Прицепы - цистерны для перевозки нефтепродуктов и воды (цистерны для нефтепродуктов, воды и сжиженных газов на прицепах и полуприцепах)

15 3420191

Прицепы - цистерны для нефтепродуктов

15 3420192

Полуприцепы - цистерны для нефтепродуктов

15 3420193

Топливозаправщики, маслозаправщики, водозаправщики на прицепах и полуприцепах

15 3420196

Цистерны для сжиженных газов на прицепах и полуприцепах

15 3420197

Цистерны для воды на прицепах

15 3420198

Цистерны для воды на полуприцепах

153420199

Прицепы - цистерны прочие

15 3420200

Полуприцепы автомобильные общего назначения

15 3420201

Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой

15 3420202

Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные

15 3420203

Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами

15 3420204

Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси

15 3420209

Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие

15 3420210

Полуприцепы автомобильные для строительных конструкций

15 3420211

Настиловозы, фермовозы, балковозы, плитовозы и металловозы

15 3420212

Панелевозы

15 3420219

Полуприцепы для перевозки строительных конструкций прочих

14 3410040

Автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов, кроме 14 3410330 - 14 3410335, 14 3410391, 14 3410421

15 3599000

Средства транспортные прочие, не включенные в другие группы, кроме 15 3599501

Пятая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)

15 3410130

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л)

15 3410131

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования

15 3410140

Автомобили легковые высшего класса

15 3410141

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования

15 3410195

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т

15 3410196

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 8 до 15 т

15 3410211

Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т

15 3410212

Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т

15 3410213

Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т

15 3410270

Автобусы средние длиной свыше 8 до 9,5 м включительно

15 3410271

Автобусы средние городские и экскурсионные

15 3410272

Автобусы средние междугородные и туристские

15 3410273

Автобусы средние пригородные

15 3410280

Автобусы большие длиной свыше 10,5 до 12 м включительно

15 3410281

Автобусы большие городские и экскурсионные

15 3410282

Автобусы большие междугородные и туристские

15 3410283

Автобусы большие пригородные

15 3410040

Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040 (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98), кроме 15 3410361, 15 3410380 – 15 3410449

15 3410340

Автомобили - фургоны со специализированными кузовами

15 3410341

Автомобили - фургоны для перевозки промтоваров

15 3410342

Автомобили - фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)

15 3410344

Автомобили - фургоны для перевозки хлебобулочных изделий

15 3410345

Автомобили - фургоны для перевозки почты

15 3410346

Автомобили - фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов

15 3410349

Автомобили - фургоны для перевозки прочих грузов

15 3410351

Автомобили - фургоны ветеринарной службы

15 3410359

Автомобили - фургоны специализированные прочие

15 3410364

Автоцистерны для воды

15 3410365

Автоцистерны для пищевых жидкостей (кроме молоковозов)

15 3410366

Автоцистерны - муковозы (в том числе на полуприцепах)

15 3410367

Автоцистерны - сахаровозы

15 3410368

Автоцистерны - молоковозы

15 3410371

Автоцистерны - автоцементовозы

15 3410372

Автоцистерны - автобитумовозы

15 3410373

Автоцистерны - автобетоновозы

15 3410374

Автоцистерны - авторастворовозы

15 3410375

Автоцистерны - автогудронаторы

15 3410376

Автоцистерны - автозоловозы

15 3410379

Автоцистерны прочие

14 3410000

Машины пожарные и автомобили специальные для коммунального хозяйства (машины уборочные, машины для жилищного, газового, энергетического хозяйства города и машины специальные прочие, кроме 14 3410040)

Шестая группа
(имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно)

15 3410290

Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

15 3410291

Автобусы особо большие городские

15 3410292

Автобусы особо большие пригородные

15 3410197

Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т

15 3410214

Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т

15 3410215

Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т

15 3410216

Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Оплата труда водителей автомобилей и кондукторов автобусов. 1

3. Отчисления на социальные нужды от оплаты труда водителей и кондукторов. 2

4. Автомобильное топливо. 3

5. Смазочные и другие эксплуатационные материалы.. 3

6. Износ и ремонт автомобильных шин. 3

7. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт. 3

8. Амортизация подвижного состава. 4

9. Прочие расходы.. 8

10. Накладные расходы.. 8

11. Особенности формирования расходов от продаж.. 11

12. Учет и калькулирование себестоимости перевозок (работ, услуг) 11

Приложение 1 Группировка автотранспортных средств. 12