РЕКОМЕНДАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАРШРУТА

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ
ОБЪЕМНО-МАССОВЫМ МЕТОДОМ

МИ 2092-90

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва 1991

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормы точности измерении. 2

2. Средства измерений и вспомогательные устройства. 2

3. Метод измерений. 3

4. Требования безопасности. 3

5. Условия выполнения измерении. 3

6. Подготовка к выполнению измерений. 3

7. Выполнение измерений. 4

8. Определение массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн. 5

9. Оформление результатов измерений. 6

Приложение 1 Обязательное. Типы железнодорожных цистерн по вместимости. 6

Приложение 2. Значения плотности мазута в зависимости от температуры (по таблице 53 В ИСО 91/1) 7

Приложение 3. Форма журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах. 8

Приложение 4. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и измерения плотности мазута в лаборатории потребителя. 10

Приложение 5. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и использования плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительных документах. 12

Приложение 6. Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб независимо от вместимости цистерн и измерения плотности в лаборатории потребителя. 14

РЕКОМЕНДАЦИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Государственная система обеспечения
единства измерений

МАССА МАЗУТА В ЦИСТЕРНАХ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МАРШРУТА Методика выполнения измерений
объемно-массовым методом

МИ 2092-90

Настоящая рекомендация устанавливает методику выполнения измерений массы мазута в цистернах (группе цистерн) железнодорожного маршрута на пунктах отгрузки (далее - поставщик), или приемки (далее - потребитель) при учетно-расчетных операциях.

1. НОРМЫ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИИ

1.1. Нормы точности измерений массы нетто мазута, содержащегося в цистернах железнодорожного маршрута (далее - мазут в цистернах), в соответствии с ГОСТ 26976 устанавливают:

для цистерн грузоподъемностью до 100 т - не более ±0,8 %;

для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т - не более ±0,5 %.

1.2. Средства измерений должны обеспечивать следующие нормы точности:

1.2.1. Погрешность измерения уровня мазута в цистерне должна обеспечивать определение объема мазута с погрешностью не более ±0, 2%.

1.2.2. Погрешность измерения плотности мазута не должна превышать ± 0,3 %.

1.2.3. Погрешность измерения температуры мазута не должна превышать ±0,5 °С.

1.2.4. Массовая доля воды в мазуте (далее - влажность мазута) не должна превышать 1,0 %.

1.3. Погрешность градуировки железнодорожных цистерн не должна превышать:

для цистерн грузоподъемностью до 100 т - ±0,5 %;

для цистерн грузоподъемностью свыше 100 т - ±0,25 %.

2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

2.1. При выполнении измерений должны применяться следующие средства измерений и устройства:

метрошток по ГОСТ 18987, с длиной шкалы 3300 мм;

термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 1 °С;

термометр по ГОСТ 27544, с ценой деления 0,1 °С;

термометры сопротивления по ГОСТ 6651;

ареометр по ГОСТ 18481, АНТ-1 или АН;

устройство для определения воды в нефтепродукте по ГОСТ 2477;

вспомогательные средства: переносной пробоотборник по ГОСТ 2517;

цилиндры для ареометров по ГОСТ 18481;

термостат или водяная баня по ГОСТ 3900.

2.2. Средства измерений должны быть аттестованы (поверены) органами Государственной метрологической службы.

2.3. Допускается применять, наравне с указанными в п. 2.1, вновь разработанные или находящиеся в применении средства измерений, прошедшие метрологическую аттестацию в органах Государственной метрологической службы и удовлетворяющие требованиям рекомендации.

3. МЕТОД ИЗМЕРЕНИЙ

3.1. Массу мазута с учетом влажности (брутто) в цистернах железнодорожного маршрута или группе цистерн определяют объемно-массовым статическим методом по ГОСТ 26976.

3.2. При применении объемно-массового метода измеряют уровень, температуру, плотность мазута в цистерне и, при необходимости, влажность мазута.

3.2.1. Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком с предельно допустимыми погрешностями измерения:

по всей длине шкалы не более ±2 мм и

от начала до середины шкалы не более ±1 мм.

3.2.2. Температуру мазута в цистерне следует измерять ртутным термометром или термометрами сопротивления с предельно допустимой погрешностью измерения не более ±0,5 °С.

3.2.3. Уровень и температуру мазута в цистерне измеряют одновременно.

3.2.4. Поставщик измеряет плотность мазута в лаборатории ареометром с погрешностью не более ±0,5 кг/м3 и заносит ее значение в сопроводительную документацию (далее - паспортная плотность).

3.2.5. Потребитель при расчете массы мазута в цистерне может принимать за плотность данной партии мазута паспортную плотность, не контролируя ее при получении.

3.3. Объем мазута в цистерне вычисляют, используя «Таблицы калибровки железнодорожных цистерн», по уровню наполнения, измеренному при помощи метроштока.

3.4. Массу брутто мазута в цистерне вычисляют умножением объема мазута на его плотность, измеренную при температуре измерения уровня мазута в цистерне или пересчитанную с учетом разницы температур мазута при измерении плотности и при измерении уровня мазута в цистерне, или с использованием паспортной плотности.

3.5. Масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн может быть определена другими методами, обеспечивающими выполнение требований ГОСТ 26976 в части норм точности измерений масс нефтепродуктов.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Лица, выполняющие измерения, должны пройти обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004.

4.2. При отборе проб мазута необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в ГОСТ 2517.

4.3. Средства освещения мест проведения измерений уровня и температуры мазута должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении в соответствии со СНиП 2.11.4.

5. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИИ

При выполнении измерений уровня мазута в цистерне и его температуры в точечных пробах должны быть соблюдены следующие условия:

температура окружающего воздуха - от плюс 50 до минус 50 °С;

температура мазута - от 15 до 100 °С; состояние погоды - без осадков.

6. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ

6.1. Перед выполнением измерений проверяют:

исправность метроштока. Поверхность шкалы отсчета протирают мягкой тканью насухо;

исправность пробоотборника, комплектность. При наличии загрязнения пробоотборник протирают бензином и просушивают.

6.2. Отбор проб

6.2.1. Точечные пробы из железнодорожных цистерн отбирают-в соответствии с ГОСТ 2517.

6.2.2. Перед отбором проб цистерны группируют не переставляя (визуально) по их вместимости (50, 60, ..., 140 м3), соответствующей определенным типам цистерн (см. приложение 1).

Примечания

1. Маршрут железнодорожных цистерн может формироваться как из одной так и из нескольких партий мазута.

2. Партия мазута включает цистерны, заполненные мазутом одного поставщика, имеющим одинаковые характеристики, указанные в паспорте на качество-мазута.

3. Настоящая рекомендация рассматривает железнодорожный маршрут, состоящий из одной партии.

6.2.3. Точечные пробы из группы цистерн железнодорожного маршрута одной вместимости (например 60 м3), насчитывающей, более восьми цистерн, отбирают из трех цистерн, а из группы цистерн, насчитывающей менее восьми цистерн, - из двух. Объединенную пробу составляют для каждой группы смешением равных объемов точечных проб.

Примеры:

1. В железнодорожном маршруте, состоящем из 30 цистерн вместимостью 60 м3, отбирают три пробы.

2. В железнодорожном маршруте, состоящем из двух групп цистерн (15 шт. вместимостью 60 м3 и 20 шт. вместимостью 70 м3), отбирают шесть проб (три пробы из цистерн первой группы и три пробы из цистерн второй группы).

6.2.4. Точечные пробы из цистерн железнодорожного маршрута могут быть отобраны из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух в соответствии с ГОСТ 2517. В этом случае составляют одну объединенную пробу смешением точечных проб пропорционально объемам мазута в цистернах, из которых отобраны пробы.

6.2.5. Упаковку, маркировку и хранение проб осуществляют в соответствии с ГОСТ 2517.

7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

7.1. Измерение уровня мазута в цистерне

7.1.1. Уровень мазута в цистерне измеряют метроштоком через люк колпака котла цистерны в двух противоположных точках люка по оси цистерны. Метрошток опускают на нижнюю образующую котла строго вертикально и следят, чтобы он не попадал в углубление для нижних сливных приборов.

7.1.2. Показания по метроштоку отсчитывают с точностью до 1 мм. При получении расхождений между результатами измерений в двух противоположных точках люка более 5 мм измерения повторяют.

7.1.3. За действительное значение уровня мазута принимают среднее арифметическое значений результатов измерений в двух противоположных точках. Полученный результат округляют до целого сантиметра (значение менее 5 мм отбрасывают, а 5 мм и более считают за целый сантиметр), т.е. уровень мазута измеряют с погрешностью не более ±5 мм.

Примечание. При заполнении цистерны менее 95 % ее вместимости округление полученного результата до целого сантиметра не допускается.

7.2. Измерение температуры мазута в цистерне

7.2.1. Температуру мазута в цистерне измеряют одновременно с измерением уровня сразу же после извлечения каждой точечной пробы ртутным термометром или термометрами сопротивления, расположенными на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей.

7.2.2. Термометр погружают в мазут, находящийся в пробоотборнике, на глубину, указанную в техническом паспорте на данный термометр, и выдерживают в пробе 1 - 3 мин до принятия) столбиком ртути постоянного положения.

7.2.3. Не вынимая термометра из пробы мазута или термометров сопротивления из цистерны, отсчитывают температуру с точностью до 1 °С.

7.2.4. За действительное значение температуры мазута для каждой группы цистерн железнодорожного маршрута принимают среднее арифметическое значение результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления данной группы цистерн (tcp) в градусах Цельсия, вычисленное по формуле

(1)

где ti -температура n-й точечной пробы или показание i-x термометров сопротивления, °С;

n - число проб (n = 3 или n = 2) или число измерений термометрами сопротивления.

Примечание. В случае отбора проб по п. 6.2.4 по формуле (1) определяют среднее арифметическое значений результатов измерений температур точечных проб или показаний термометров сопротивления маршрута железнодорожных цистерн.

7.3. Измерение плотности мазута

7.3.1. Плотность мазута следует измерять в лаборатории в объединенной пробе в соответствии с ГОСТ 3900. Объединенную пробу составляют из точечных проб в соответствии с п. 6.2.3 или 6.2.4.

7.3.2. Пересчет плотности мазута, измеренной в лаборатории потребителя или поставщика, на плотность при температуре, при которой определен его объем в цистерне, проводят по приложению 2, данные которого получены путем пересчета данных таблицы 53 В ИСО 91/1.

7.4. Массовую долю воды в мазуте (влажность мазута) определяют в лаборатории поставщика или потребителя в объединенной пробе мазута по ГОСТ 2477 и вычитают ее из массы брутто мазута.

При определении массы нетто мазута у потребителя может быть принята влажность мазута, измеренная в лаборатории поставщика, указываемая в сопроводительных документах.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ МАЗУТА В МАРШРУТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН

8.1. Массу с вычетом влажности (нетто) мазута в каждой цистерне из группы цистерн одной вместимости (m) в килограммах определяют по формуле

(2)

где ρгр - плотность мазута в группе цистерн, измеренная в лаборатории в объединенной пробе и пересчитанная по п. 7.3.2, кг/м3;

V - объем мазута в цистерне, м3;

W - влажность мазута, определяемая по п. 7.4, %.

8.2. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн (М) в килограммах определяют по формуле

(3)

где mi - масса нетто мазута в i-й цистерне, кг;

N - число цистерн в маршруте.

Примечание. При отборе проб по п. 6.2.4 массу нетто мазута в цистернах определяют по формуле (2) при одной плотности для всего маршрута железнодорожных цистерн, измеренной в объединенной пробе и пересчитанной по п. 7.3.2.

8.3. Предел допускаемой погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн (δ) в килограммах определяют по формуле

(4)

где М - масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн, рассчитанная по формуле (3), кг;

Δ - норма точности измерения массы мазута в цистернах, %, значения которой приведены в п. 1.1.

8.4. Измеренная масса мазута в маршруте железнодорожных цистерн после наполнения на пункте отгрузки или после слива цистерн на пункте приемки может быть сверена с массой мазута в резервуаре. При этом погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн, полученные суммированием погрешностей измерения масс в отдельных цистернах и при измерении массы в резервуаре, должны находиться в пределах допустимых значений погрешностей, рассчитанных, исходя из норм точности измерения масс в цистернах и резервуаре в соответствии с ГОСТ 26976.

8.5. Если маршрут железнодорожных цистерн сформирован из нескольких партий мазута, то по формуле (3) определяют массу каждой партии мазута и их суммированием рассчитывают массу мазута в маршруте.

9. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

9.1. Результаты измерений уровня, температуры, плотности мазута в цистернах заносят в «Журнал расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах» (см. приложение 3).

9.2. По результатам измерений по п. 9.1 определяют массу мазута в цистернах и в маршруте железнодорожных цистерн.

Примеры заполнения журнала приведены:

1) в приложении 4 при отборе проб по п. 6.2.3 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя;

2) в приложении 5 при отборе проб по п. 6.2.3 и использовании плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительной документации;

3) в приложении 6 при отборе проб по п. 6.2.4 и измерении плотности мазута в объединенной пробе в лаборатории потребителя.

9.3. Результаты измеренной массы мазута используют для учета и при разрешении разногласий между поставщиком и потребителем в соответствии с действующими инструкциями Госарбитража СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

ТИПЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ПО ВМЕСТИМОСТИ

Вместимость цистерн, м3

Тип цистерн

50

5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 36

60

25; 25а; 26; 26а; 27; 27а; 30

70

53; 53а; 59; 62

80

66

90

64

100

28; 29; 56

140

31; 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Значения плотности мазута в зависимости от температуры (по таблице 53 В ИСО 91/1)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

15

880,0

890,0

900,0

910,0

920,0

930,0

940,0

950,0

960,0

970,0

980,0

990,0

16

879,3

889,3

899,3

909,3

919,3

929,3

939,3

949,3

959,3

969,3

979,3

989,3

17

878,6

888,6

898,6

908,6

918,7

928,7

938,7

948,7

958,7

968,7

978,7

988,7

18

878,0

888,0

898,0

908,0

918,0

928,0

938,0

948,0

958,0

968,0

978,0

988,0

19

877,3

887,3

897,3

907,3

917,4

927,4

937,4

947,4

957,4

967,4

977,4

987,4

20

876,6

887,6

896,6

905,6

916,7

926,7

936,7

946,7

956,7

966,7

976,7

986,7

21

875,9

885,9

895,9

905,9

916,0

926,0

936,0

946,0

956,0

966,1

976,0

986,1

22

875,2

885,2

895,3

905,3

915,0

925,3

935,4

945,4

955,4

965,4

975,4

985,4

23

874,6

884,6

894,6

904,6

914,7

924,7

934,7

944,7

954,7

964,8

974,7

984,8

24

873,9

883,9

894,0

904,0

914,0

924,0

934,1

944,1

954,1

964,1

974,1

984,1

25

873,2

883,2

893,3

903,3

913,3

923,3

933,4

943,4

953,4

963,5

973,4

983,5

26

872,5

882,5

892,6

902,6

912,6

922,6

932,7

942,7

952,7

962,8

972,8

982,8

27

871,8

881,8

891,8

901,9

911,9

922,0

932,0

942,0

952,1

962,1

972,1

982,2

28

871,2

881,2

891,3

901,3

911,3

921,3

931,4

941,4

951,4

961,5

971,5

981,5

29

870,5

880,5

890,6

900,6

910,6

920,7

930,7

940,7

950,8

960,8

970,8

980,9

30

869,8

879,8

889,9

899,9

909,9

920,0

930,0

940,0

950,1

960,1

970,2

980,2

31

869,1

879,1

889,2

899,2

909,2

919,3

929,3

939,3

949,4

959,4

969,5

979,5

32

868,4

878,4

888,5

898,5

908,6

918,6

928,7

938,7

948,8

958,8

968,9

978,9

33

867,8

877,8

887,9

897,9

908,0

918,0

928,0

938,0

948,1

958,1

968,2

978,2

34

867,1

877,1

887,2

897,2

907,3

917,3

927,4

937,4

947,5

957,5

967,6

977,6

35

866,4

876,4

886,5

896,5

906,6

916,6

926,7

936,7

946,8

956,8

966,9

976,9

36

865,7

875,7

885,8

895,8

905,9

915,9

926,0

936,0

946,1

956,1

966,2

976,2

37

865,0

875,0

885,1

895,1

905,2

915,3

925,3

935,4

945,5

955,5

965,6

975,6

38

864,3

874,4

884,5

894,5

904,6

914,6

924,7

934,7

944,8

954,8

964,9

974,9

39

863,6

873,7

883,8

893,8

903,9

914,0

924,0

934,1

944,2

954,2

964,3

974,3

40

862,9

873,0

883,1

893,1

903,2

913,3

923,3

933,4

943,5

953,5

963,6

973,6

41

862,2

872,3

882,4

892,4

902,5

912,6

922,6

932,7

942,8

952,8

962,9

972,9

42

861,5

871,6

881,7

891,7

901,8

911,9

922,0

932,0

942,1

952,2

962,3

972,3

43

860,9

871,0

881,1

891,1

901,2

911,3

921,3

931,4

941,5

951,5

961,6

971,6

44

860,2

870,3

880,4

890,4

900,5

910,6

920,7

930,7

940,8

950,9

961,0

971,0

45

859,5

869,6

879,7

869,7

899,8

909,9

920,0

930,0

940,1

950,2

960,3

970,3

46

858,8

868,9

879,0

889,0

899,1

909,2

919,3

929,3

939,4

949,5

959,6

969,6

47

858,1

868,2

878,3

888,4

898,4

908,5

918,6

928,7

938,8

948,9

958,9

969,0

48

857,5

867,6

877,7

887,7

897,8

907,9

918,0

928,0

938,1

948,2

958,3

968,3

49

856,8

866,9

877,0

887,1

897,1

907,2

917,3

927,4

937,5

947,6

957,6

967,7

50

856,1

866,2

876,3

886,4

896,4

906,5

916,6

926,7

936,8

946,9

956,9

967,0

51

885,4

865,5

875,6

885,7

895,7

905,8

915,9

926,0

936,1

946,2

956,2

966,3

52

854,7

864,8

874,9

885,0

895,0

905,1

915,3

925,3

935,4

945,5

955,6

965,7

53

854,0

864,1

874,2

884,3

894,4

904,5

914,6

924,7

934,8

944,9

954,9

965,0

54

853,3

863,4

873,5

883,6

893,7

903,8

914,0

924,0

934,1

944,2

954,3

964,4

55

852,6

862,7

872,8

882,9

893,0

903,1

913,3

923,3

933,4

948,5

953,6

963,7

56

851,9

861,0

872,1

882,2

892,3

902,4

912,6

922,6

932,7

942,8

952,9

963,0

57

851,2

861,3

871,4

881,5

891,6

901,8

911,9

922,0

932,1

942,2

952,3

962,4

58

850,6

860,7

870,8

880,9

891,0

901,1

911,3

921,3

931,4

941,5

951,6

961,7

59

849,9

860,0

870,1

880,2

890,3

900,5

910,6

920,7

930,8

940,9

951,0

961,1

60

849,2

859,3

869,4

879,5

889,6

899,8

909,9

920,0

930,1

940,2

950,3

960,4

61

848,5

858,6

868,7

878,8

888,9

899,1

908,2

919,3

929,4

939,5

949,6

959,7

62

847,8

857,9

868,0

878,1

888,2

898,4

908,5

918,6

928,7

93-8,8

949,0

959,1

63

847,1

857,2

867,4

877,5

887,6

897,7

907,9

918,0

928,1

938,2

948,3

958,4

64

846,4

856,5

866,7

876,8

886,9

897,0

907,2

917,3

927,4

937,5

947,7

957,8

65

845,7

855,8

866,0

876,1

886,2

896,3

906,5

916,6

926,7

936,8

947,0

957,1

66

845,0

855,1

865,3

875,4

885,5

895,6

905,8

915,9

926,0

936,1

946,3

956,4

67

844,3

854,4

864,6

874,7

884,8

895,0

905,1

915,2

925,4

935,5

945,6

955,7

68

843,6

853,8

863,9

874,1

884,2

894,3

904,4

914,6

924,7

934,8

945,0

955,1

69

842,9

853,1

863,2

873,4

883,5

893,7

903,7

913,9

924,1

934,2

944,3

954,4

70

842,2

852,4

862,5

872,7

882,8

893,0

903,0

913,2

923,4

933,5

9436

953,7

71

841,5

851,7

861,8

872,0

882,1

892,3

902,3

912,5

922,7

932,8

942,9

953,0

72

840,8

851,0

861,1

871,3

881,4

891,6

901,7

911,8

922,0

93-2,2

942,3

952,4

78

840,2

850,3

860,5

870,6

880,8

891,0

901,0

911,2

921,4

931,5

941,6

951,7

74

839,5

849,6

859,8

839,9

880,1

890,3

900,4

910,5

920,7

930,9

941,0

951,1

75

838,8

848,9

859,1

839,2

879,4

889,6

899,7

909,8

920,0

930,2

940,3

950,4

76

838,1

848,2

858,4

838,5

878,7

888,9

899,0

909,1

919,3

929,5

939,6

949,7

77

837,4

847,5

857,7

867,8

878,0

888,2

898,3

908,5

918,6

928,8

938,9

949,1

78

836,7

845,9

857,0

867,2

877,4

887,6

897,7

907,8

918,0

928,2

938,3

948,4

79

836,0

846,2

856,3

866,5

876,7

886,9

897,0

907,2

917,3

927,5

937,6

947,8

80

835,3

845,5

855,6

365,8

876,0

886,2

896,3

906,5

916,6

926,8

936,9

947,1

81

834,6

844,8

854,0

865,1

875,3

885,5

895,6

905,8

915,9

926,1

936,2

946,5

82

833,9

844,1

854,3

864,4

874,6

884,8

894,9

905,1

915,3

925,4

935,6

945,8

83

833,2

843,4

853,6

863,8

874,0

884,1

894,3

904,5

914,6

924,8

934,9

946,2

84

832,5

842,7

853,0

863,1

873,3

883,4

893,6

903,8

914,0

924,1

934,2

944,5

85

831,8

842,0

852,3

862,4

872,6

882,7

892,9

903,1

913,3

923,4

933,6

943,9

86

831,1

841,3

851,6

861,7

871,9

882,0

892,2

902,4

912,6

922,7

932,9

943,2

87

830,4

840,6

850,9

861,0

871,2

881,3

891,5

901,7

911,7

922,0

932,2

942,5

88

829,7

839,9

850,1

860,3

870,5

880,7

890,9

901,1

911,3

921,4

931,6

941,8

89

829,0

839,2

849,4

859,6

868,8

880,0

890,2

900,4

910,6

920,7

930,9

941,1

90

828,3

838,5

848,7

858,9

869,1

879,3

889,5

899,7

909,9

920,0

930,2

940,4

91

827,6

837,8

848,0

858,2

868,4

878,6

888,8

899,0

909,2

919,3

929,5

939,7

92

826,9

837,1

847,3

857,2

867,7

877,9

888,1

898,3

908,5

918,7

928,9

939,1

93

826,2

836,4

846,6

856,9

867,1

877,3

887,5

897,7

907,9

918,0

928,2

938,4

94

825,5

835,7

845,9

856,2

866,4

876,6

886,8

897,0

907,2

917,4

927,6

937,8

95

824,8

835,0

845,2

855,5

865,7

875,9

886,1

896,3

906,5

916,7

926,9

937,1

96

824,1

834,3

844,5

854,8

865,0

875,2

885,4

895,6

905,8

916,0

926,2

936,4

97

823,4

833,6

843,8

854,1

864,3

874,5

884,7

894,9

908,1

915,3

925,5

935,7

98

822,7

832,9

843,2

853,4

863,7

873,8

884,1,

894,3

904,5

914,7

924,9

935,1

99

822,0

862,2

842,5

852,7

863,0

873,1

883,4

893,6

903,8

914,0

924,2

934,4

100

821,3

831,5

841,8

852,0

862,3

872,4

882,7

892,9

903,1

914,3

923,5

933,7

Примечание. Для пересчета плотности мазута, измеренной в лаборатории потребителя или поставщика, например, при температуре 25 °С, равной 907 кг/м3, на плотность при температуре, при которой измерен уровень мазута в цистерне, например 52 °С, необходимо:

в горизонтальной строке, соответствующей температуре 25 °С, найти интервал значений плотности (903,3 - 913,3), в пределах которого находится измеренное значение плотности 907 кг/м3. Найти разность значений плотности: (907,0 - 903,3) кг/м3 = 3,7 кг/м3;

в вертикальной графе 5 (соответствующей значению плотности 906,3 кг/м3).

Найти значение плотности, соответствующее 52 °С, оно равно 885,0 кг/м3.

Так как измеренное значение плотности 907 кг/м3 больше, чем указанное в таблице 903,3 кг/м3 на 3,7 кг/м3, необходимо прибавить это значение к найденному значению, плотности при 52 °С, то есть (885,0 + 3,7) кг/м3 = 888,7 кг/м3.

Таким образом, плотность мазута при температуре 52 °С равна 888,7 кг/м3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ФОРМА ЖУРНАЛА РАСЧЕТА МАССЫ ЖИДКОГО ТОПЛИВА (МАЗУТА) В ЦИСТЕРНАХ

______________________________________________________________

наименование предприятия, код

Журнал расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах

«__» __________ 19__ г.

Порядковый номер цистерны в составе маршрута

Номер

Тип (вместимость, м3) цистерн

Номер паспорта на мазут

Влажность, %

Плотность при 20 °С по документам, кг/м3

Измеренный уровень, см

Объем, м3

Проба

Температура, °С

Плотность при температуре измерения, кг/м3

Масса брутто по результатам измерения, кг

Масса нетто по результатам расчета с учетом влажности, кг

железнодорожной накладной

цистерны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Начальник участка (смены) ___________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Учетчик топлива (оператор) __________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Примечания:

1. В графе 9 объем мазута в цистернах определяют по таблицам калибровки железнодорожных цистерн в соответствии с п. 3.3.

2. В графе 6 влажность мазута, указанная по данным поставщика или определенная в соответствии с п. 7.4.

3. В графе 10 ставят знак «+» против той цистерны, из которой отбирают пробу.

4. В графе 13 массу брутто по результатам измерений определяют как произведение данных граф 9 и 12.

5. В графе 14 массу нетто (с учетом влажности) определяют как произведение данных графы 13 на значение (

6. Массу мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют суммированием данных графы 14.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

________________________________________________________________________________

наименование предприятия, код

Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб
по вместимости цистерн и измерения плотности мазута в лаборатории потребителя

«15» мая 1990 г.

Порядковый номер цистерны в составе маршрута

Номер

Тип (вместимость, м3) цистерн

Номер паспорта на мазут

Влажность, %

Плотность при 20 °С по документам, кг/м3

Измеренный уровень, см

Объем, м3

Проба

Температура, °С

Плотность при температуре измерения уровня, кг/м3

Масса брутто по результатам измерения, кг

Масса нетто по результатам расчета с учетом влажности, кг

железнодорожной накладной

цистерны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

 

72024805

25(60)

 

 

 

253

58,205

+

44

928,9

54067

54013

2

 

73655516

62 (70)

 

 

 

251

64,900

 

 

927,0

60162

60102

3

 

73729051

53(70)

 

 

 

251

64,190

 

 

927,0

60001

59941

4

 

74090374

62(70)

 

 

 

248

64,190

 

 

927,0

59504

59444

5

591203

73157588

62(70)

2021

0,10

941,7

255

65,815

+

43

927,0

61011

60950

6

 

73525079

62(70)

 

 

 

252

65,130

 

 

927,0

60376

60317

7

 

72329055

25(60)

 

 

 

251

57,875

 

 

928,9

53760

53706

8

 

72329156

25(60)

 

 

 

258

54,580

 

 

928,9

50699

50648

9

 

72174162

25(60)

 

 

 

258

58,975

 

 

928,9

54782

54727

10

 

73861385

53(70)

 

 

 

246

63,517

+

45

927,0

58887

58828

11

 

73672180

53(70)

 

 

 

251

64,725

 

 

927,0

60001

59941

12

 

72059059

25(60)

 

 

 

258

58,976

 

 

928,9

54782

54727

13

 

72874944

25(60)

 

 

 

259

59,120

 

 

928,9

54917

54862

14

 

72351406

25а(60)

 

 

 

258

58,535

 

 

928,9

54373

54319

15

 

73394389

53(70)

 

 

 

276

69,625

 

 

927,0

54543

64478

16

591203

73561507

62(70)

2021

0,1

941,7

275

69,860

 

 

927,0

64760

64696

17

 

73595910

62(70)

 

 

 

273

69,505

 

 

927,0

64431

64367

18

 

73607531

53(70)

 

 

 

274

69,295

 

 

927,0

64236

64172

19

 

72151407

25(60)

 

 

 

255

58,520

 

 

928,9

54359

54305

20

 

73607535

62(70)

 

 

 

273

69,505

+

45

927,0

64431

64367

21

 

73607550

62(70)

 

 

 

260

66,915

 

 

927,0

62030

61968

22

 

72168507

25(60)

 

 

 

255

58,520

 

 

928,9

54359

54305

23

 

73161,660

62(70)

 

 

 

258

66,480

 

 

927,0

61627

61505

24

 

72950415

25(60)

 

 

 

258

58,520

 

 

92,8,9

54782

54727

25

 

73581417

53(70)

 

 

 

260

66,660

 

 

927,0

61794

61732

26

591203

73951547

53(70)

2021

0,1

941,7

262

67,069

 

 

927,0

62173

62112

27

 

72160581

25(60)

 

 

 

256

58,675

 

 

928,9

54503

54442

28

 

72160675

25(60)

 

 

 

255

58,520

+

44

928,9

54359

54305

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ 1638012

Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Примечания:

Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:

1. По данным измерений температуры мазута в точечных пробах (графа 11) определяют значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 60 м3 по формуле (1) и округляют полученный результат до целого градуса Цельсия:

значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 70 м3

2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории потребителя (например для группы цистерн вместимостью 60 м3 при температуре tρ = 38 °С ρV = 932,9 кг/м3, для группы цистерн вместимостью 70 м3 при tρ = 40 °С ρV = 930,3 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах по формуле п. 7.3.2, используя данные п. 1 примечания и приложения 2. Пересчитанные значения:

для групп цистерн вместимостью 60 м3:

(932,9 - 924,7) кг/м3 = 8,2 кг/м3;

ρV = (920,7 + 8,2) кг/м3 = 928,9 кг/м3;

для групп цистерн вместимостью 70 м3:

(930,3 - 923,3) кг/м3 = 7 кг/м3;

ρV = (920 + 7) кг/м3 = 927,0 кг/м3.

Пересчитанные значения плотности (928,9; 927,0 кг/м3) заносят в графу 12 в соответствии с вместимостью цистерн.

3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс в графе 14:

М = 1638012 кг.

4. Предел допускаемой погрешности измерения массы мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют по формуле (4)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

__________________________________________________________________________________________

наименование предприятия, код

Пример заполнения журнала расчета массы Жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб по вместимости цистерн и использования плотности и влажности мазута, указанных в сопроводительных документах

«15» мая 1900 г.

Порядковый номер цистерны в составе маршрута

Номер

Тип (вместимость, м3) цистерн

Номер паспорта на мазут

Влажность, %

Плотность при 20 °С по документам, кг/м3

Измеренный уровень, см

Объем, м3

Проба

Температура, °С

Плотность при температуре измерения уровня, кг/м3

Масса брутто по результатам измерения, кг

Масса нетто по результатам расчета с учетом влажности, кг

железнодорожной накладной

цистерны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

 

72024805

25(60)

 

 

 

253

53,205

+

44

927,2

53968

53914

2

 

73655516

62(70)

 

 

 

251

64,900

 

 

926,6

60136

60076

3

 

73729055

53(70)

 

 

 

251

64,725

 

 

926,6

59974

59908

4

 

73090374

62(70)

 

 

 

248

64,190

 

 

926,6

59472

59413

5

591203

73157588

62(70)

2021

0,10

943,2

255

65,815

+

46

926,6

60984

60921

6

 

73525079

62(70)

 

 

 

252

65,130

 

 

926,6

60346

60289

7

 

72329551

25(60)

 

 

 

251

57,875

 

 

927,2

53662

53608

8

 

72366172

25(60)

 

 

 

233

54,580

 

 

927,2

50607

50558

9

 

72171462

25(60)

 

 

 

258

58,975

 

 

927,2

54682

54627

10

 

73861385

53(70)

 

 

 

246

63,517

+

45

926,6

58855

58780

11

 

73672180

53(70)

 

 

 

251

64,725

 

 

926,6

59974

59914

12

 

72059095

25(60)

 

 

 

258

58,976

 

 

927,2

54682

54627

13

 

72874944

25(60)

 

 

 

259

59,120

+

45

927,2

54846

54761

14

 

72351406

25а(60)

 

 

 

258

58,535

 

 

927,2

54274

54220

15

 

73394389

53(70)

 

 

 

276

69,625

 

 

926,6

64515

64450

16

591203

72561507

62(70)

2021

0,10

943,2

275

69,860

 

 

926,6

64732

64666

17

 

73607533

53(70)

 

 

 

274

69,295

 

 

926,6

64209

64144

18

 

72151407

25(60)

 

 

 

255

58,505

 

 

927,2

5,4260

54206

19

 

73607536

62(70)

 

 

 

273

69,505

 

 

926,6

64403

64338

20

 

73607550

62(70)

 

 

 

260

66,915

+

45

926,6

62003

61941

21

 

72158507

25(60)

 

 

 

255

58,520

 

 

927,2

54260

54206

22

 

73151860

62(70)

 

 

 

258

66,480

 

 

926,6

61601

61538

23

 

72950415

25(60)

 

 

 

258

58,975

 

 

927,2

54682

54627

24

 

73595910

62(70)

 

 

 

273

69,505

 

 

926,6

64403

64334

25

 

73951547

53(70)

 

 

 

260

66,660

 

 

926,6

61763

61704

26

 

73951645

53(70)

 

 

 

262

67,069

 

 

926,6

62146

62083

27

591203

73951717

53(70)

2021

0,10

943,2

256

58,675

 

 

927,2

54403

54349

28

 

25160581

25(60)

 

 

 

255

58,520

+

44

927,2

54260

54206

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ 1636186

Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Примечания:

Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:

1. По данным измерений температуры мазута в точечных пробах (графа 11) определяют значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 60 м3 по формуле (1)

значение средней температуры мазута в группе цистерн вместимостью 70 м3

2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории поставщика при 20 °С и указанную в сопроводительных документах (943,2 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах (см. приложение 4).

Пересчитанные значения:

для групп цистерн вместимостью 60 м3:

ρV = 927,2 кг/м3;

для групп цистерн вместимостью 70 м3:

ρV = 926,6 кг/м3.

Пересчитанные значения плотности (927,2 ; 926,6 кг/м3) заносят в графу 12 в соответствии с вместимостью цистерн.

3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс и заносят в графу 14 (см. приложение 4).


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

_____________________________________________________________________________________________________

наименование предприятия, код

Пример заполнения журнала расчета массы жидкого топлива (мазута) в цистернах в случае отбора проб независимо от вместимости цистерн и измерения плотности в лаборатории потребителя

«__» ___________ 1990 г.

Порядковый номер цистерны в составе маршрута

Номер

Тип (вместимость, м3) цистерн

Номер паспорта на мазут

Влажность, %

Плотность при 20 °С по документам, кг/м3

Измеренный уровень, см

Объем, м3

Проба

Температура, °С

Плотность при температуре измерения уровня, кг/м3

Масса брутто по результатам измерения, кг

Масса нетто по результатам расчета с учетом влажности, кг

железнодорожной накладной

цистерны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

 

74108655

62(70)

 

 

 

246

53,710

 

 

926,2

59008

58919

2

 

71129505

15(50)

 

 

 

248

48,600

 

 

926,2

45013

44945

3

 

72477581

26(60)

 

 

 

259

59,120

 

 

926,2

54757

54675

4

 

79511846

61(140)

 

 

 

274

133,190

+

53

926,2

123361

1231,76

5

681419

72477588

25а(60)

1492

0,15

946,7

258

58,535

 

 

926,2

54215

54134

6

 

71594576

16(50)

 

 

 

245

48,455

 

 

926,2

44875

44812

7

 

79519047

61(1,40)

 

 

 

275

133,535

 

 

926,2

123680

123494

8

 

73607533

62(70)

 

 

 

248

64,190

+

51

926,2

59453

59364

9

 

73608501

62(70)

 

 

 

277

63,950

 

 

926,2

59230

59141

10

 

71058611

19(50)

 

 

 

250

48,705

 

 

926,2

4511,1

45043

11

 

74108655

16(50)

 

 

 

244

48,335

 

 

926,2

44768

44701

12

 

71129505

25а(60)

 

 

 

258

58,535

+

49

926,2

54215

54134

13

 

72477581

61(140)

 

 

 

272

132,485

 

 

926,2

122705

122524

14

 

79511846

26(60)

 

 

 

253

58,520

 

 

926,2

54201

514120

15

 

73208605

62,(70)

 

 

 

273

69,505

 

 

926,2

64376

64279

16

 

73348013

62(70)

 

 

 

275

69,860

+

51

926,2

64704

64607

17

681,419

71030918

16(50)

1492

0,15

946,7

245

48,455

 

 

926,2

44879

44812

18

 

73080715

53(70)

 

 

 

273

69,124

 

 

926,2

64027

63031

19

 

79501201

61(140)

 

 

 

273

132,840

 

 

926,2

123036

122851

20

 

71549430

15(50)

 

 

 

245

48,275

+

48

926,2

44712

44645

21

 

72132547

26(60)

 

 

 

255

58,520

 

 

926,2

54201

54120

22

 

71017677

19(50)

 

 

 

246

48,310

 

 

926,2

44745

44675

23

 

79471223

61(140)

 

 

 

271

132,125

 

 

926,2

122374

122190

24

 

73617169

62(70)

 

 

 

273

69,625

+

52

926,2

64376

64279

25

 

73018608

53(70)

 

 

 

276

69,505

 

 

926,2

64487

64390

26

 

73951547

53(70)

 

 

 

262

67,069

 

 

926,2

62419

62026

27

681419

71059059

15(50)

1492

0,15

946,7

243

48,045

 

 

926,2

44499

44432

28

 

72024805

25(60)

 

 

 

253

58,205

+

50

926,2

53909

53828

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Σ 1858247

Начальник участка (смены) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Учетчик топлива (оператор) ____________________________________________________________________________________________

подпись инициалы и фамилия

Примечания:

Для заполнения графы 12 выполняют следующие расчеты:

1. По данным измерений температуры мазута в точечных в пробах определяют среднюю температуру мазута маршруте железнодорожных цистерн по формуле (1)

2. Пересчитывают плотность мазута, измеренную в лаборатории потребителя (например при температуре tρ = 40 °С ρа = 932,2 кг/м3), на плотность при температуре определения объема мазута в цистернах (см. приложение 4).

Пересчитанное значение ρV =926,2 кг/м3. Это значение заносят в графу 12.

3. Массу нетто мазута в маршруте железнодорожных цистерн определяют сложением масс и заносят в графу 14 (см. приложение 4).

 


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАНА Всесоюзным научно-исследовательским институтом расходометрии

РАЗРАБОТЧИКИ

Б.Г. Хусаинов, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник (руководитель темы); М.М. Мигранов, канд. техн. наук (ответственный исполнитель)

2. УТВЕРЖДЕНА ВНИИР 10.09.90

3. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ВНИИМС 17.09.90

4. РАЗРАБОТАНА ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

ГОСТ 2477-65

2.1, 7.4

ГОСТ 2517-85

2.1, 4.2, 6.2.1, 6.2.4, 6.2.5

ГОСТ 3900-85

2.1, 7.3.1

ГОСТ 18481-81

2.1

ГОСТ 18987-73

2.1

ГОСТ 26976-86

1.1, 3.1, 3.5, 8.4

ГОСТ 28498-90

2.1

ГОСТ 12.0.004-79

4.1

СНиП 2.11.4-79

4.3