Письмо Минфина России и Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 декабря 2014 г. № 02-02-05/65137, 26484-ЮР/08

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу применения законодательства Российской Федерации в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 418-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 418-ФЗ), установившим новый порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (далее - объекты), сообщают позицию, согласованную Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

В результате изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) Законом № 418-ФЗ, государственным органам, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органам местного самоуправления (далее - органы власти) предоставлено право в рамках реализации бюджетных инвестиций в объекты передать на основании соглашений часть своих полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от лица указанных органов государственных (муниципальных) контрактов бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в том числе казенным (далее - организации).

Законом № 418-ФЗ также внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в части, касающейся определения застройщика объекта, согласно которым застройщиком при реализации бюджетных инвестиций организацией в рамках переданных ей полномочий государственного (муниципального) заказчика может выступать:

организация, являющаяся правообладателем земельного участка, в границах которого осуществляется строительство (реконструкция) объекта;

государственный орган (орган местного самоуправления), передавший полномочия государственного (муниципального) заказчика организации, являющейся правообладателем земельного участка, в границах которого осуществляется строительство (реконструкция) объекта (пункт 16 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В зависимости от того, какое лицо определено застройщиком объекта, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности действия, связанные в том числе с получением разрешения на строительство объекта, с организацией строительного контроля, с обеспечением проведения государственного строительного надзора и с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществляет орган власти либо организация.

В случае если застройщиком объекта определен орган власти, указанные действия могут совершаться организацией от имени органа власти, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком, на основании удостоверенной в установленном порядке доверенности (которая может быть составлена на бланке органа власти и заверена печатью и подписью руководителя данного органа).

При осуществлении бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации рекомендуется руководствоваться следующими положениями законодательства Российской Федерации.

1. В отношении объектов государственной собственности Российской Федерации подпунктами "в" и "г" пункта 7 Правил принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. № 324, предусмотрено указание в проектах нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и проектах решений главных распорядителей средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций информации о государственном заказчике и о застройщике объекта.

Аналогичные требования об указании данной информации в проектах актов (решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций могут быть установлены нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом местной администрации), регулирующим порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности).

При подготовке реализации бюджетных инвестиций путем передачи организации полномочий по заключению и исполнению от лица органа власти государственных (муниципальных) контрактов в проекте соответствующего акта или решения рекомендуется указывать:

в качестве государственного (муниципального) заказчика - орган власти;

в качестве застройщика - орган власти либо организацию.

Независимо от того, какое лицо в акте (решении) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций определено застройщиком, государственным (муниципальным) заказчиком по государственному (муниципальному) контракту, заключаемому в целях строительства (реконструкции) объекта, является орган власти, передавший организации полномочия государственного (муниципального) заказчика.

При этом организация от имени органа власти осуществляет следующие операции по:

оплате государственного (муниципального) контракта в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на открытый на имя органа власти лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, на основании подписанных организацией от лица указанного органа документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателя бюджетных средств, например, на основании акта о приемке выполненных работ (Унифицированная форма № КС-2);

представлению необходимых документов для обеспечения в установленном порядке учета принятого бюджетного обязательства в органах Федерального казначейства, представление платежных документов и документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства получателя бюджетных средств, необходимых для санкционирования оплаты денежного обязательства, иные операции, связанные с принятием и исполнением обязательств по государственному (муниципальному) контракту;

формированию и направлению информации и документов о заключенном государственном (муниципальном) контракте (его изменении, исполнении, расторжении) для включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

2. Вопросы получения разрешения на строительство объекта и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию регулируются соответственно положениями статей 51 и 55 Градостроительного кодекса.

В целях получения разрешения на строительство объекта застройщик обращается с заявлением в орган или организацию, уполномоченные на выдачу такого разрешения. При этом в случае определения застройщиком органа власти, от имени указанного органа в уполномоченный орган или организацию с заявлением о выдаче такого разрешения вправе обратиться организация, действующая на основании удостоверенной в установленном порядке доверенности.

В составе документов, прилагаемых к указанному заявлению, должны быть приложены документы, определенные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в том числе соглашение о передаче организации полномочий государственного (муниципального) заказчика (заверенная в установленном порядке копия такого соглашения), а также правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение.

На основании удостоверенной в установленном порядке доверенности организация вправе действовать также при обращении в выдавшие разрешение на строительство уполномоченный орган или организацию с заявлением о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. Организация строительного контроля в рамках бюджетных инвестиций в объекты, осуществляемых путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика, осуществляется в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - постановление № 468).

Исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, строительный контроль, за исключением контроля, организуемого лицом, осуществляемым строительство, может проводиться государственным (муниципальным) заказчиком, застройщиком либо привлеченным на основании договора физическим или юридическим лицом.

В случае привлечения органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, или организацией (при определении ее застройщиком) от имени органа власти для целей проведения строительного контроля иных лиц в силу положений статьи 79 Бюджетного кодекса, согласно которым бюджетные инвестиции осуществляются в пределах утвержденной в установленном порядке проектной документацией сметной стоимости объекта, затраты на строительный контроль учитываются в сводном сметном расчете стоимости строительства с учетом положений постановления № 468.

Финансовое обеспечение оплаты результатов выполненных работ по строительному контролю осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств:

доведенных на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый органу власти в установленном порядке в органе Федерального казначейства - при организации строительного контроля органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком;

отраженных на открытом на имя органа власти в установленном порядке в органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования) лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств - при передаче полномочий на обеспечение строительного контроля организации, определенной застройщиком.

В случае обеспечения строительного контроля организацией, определенной застройщиком, самостоятельно (без привлечения на основании договора физических или юридических лиц), указанной организации может быть предоставлена субсидия из соответствующего бюджета (в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, при условии, что застройщиком является государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение; в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса, при условии, что застройщиком является государственное (муниципальное) унитарное предприятие).

Затраты, связанные с обеспечением строительного контроля организацией, определенной застройщиком, без привлечения на основании договора иных лиц, в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

Расходы бюджетов, связанные с организацией строительного контроля, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, отражаются по следующим кодам видов расходов классификации расходов бюджетов:

1) при проведении строительного контроля привлекаемыми на основании государственного (муниципального) контракта физическими или юридическими лицами - 410 "Бюджетные инвестиции" (в разрезе соответствующих элементов кодов расходов);

2) при предоставлении организации, определенной застройщиком, субсидии из бюджета на проведение строительного контроля без привлечения иных лиц:

бюджетному учреждению - 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели";

автономному учреждению - 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели";

государственному (муниципальному) унитарному предприятию - 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам".

4. В случае образования на 1 января 2014 года по заключенным в рамках реализации бюджетных инвестиций государственным (муниципальным) предприятием договорам, подлежавшим оплате с расчетного счета, открытого указанному предприятию в кредитной организации, дебиторской задолженности в связи с перечислением подрядчикам (исполнителям) авансов, в соглашениях о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика рекомендуется включать положения, устанавливающие порядок оформления актов, подтверждающих результаты выполненных работ (оказанных услуг) в объеме ранее произведенных авансов (имеющейся дебиторской задолженности по расчетам).

При неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком (исполнителем) обязательств по государственному (муниципальному) контракту либо при его расторжении по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, возврат аванса осуществляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

5. При обеспечении кадастрового учета объекта, созданного (реконструированного) в результате осуществления бюджетных инвестиций путем передачи организации полномочий государственного (муниципального) заказчика, и государственной регистрации прав на данный объект, а также при обеспечении учета этого объекта в реестре федерального имущества рекомендуется руководствоваться следующим.

5.1. Кадастровый учет объекта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Для обеспечения кадастрового учета созданного объекта заявление и прилагаемые к нему необходимые документы представляются в орган кадастрового учета правообладателем объекта (или его представителем при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) или любыми иными лицами, а для учета изменений реконструированного объекта, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией, - организацией либо ее представителями, действующими на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Перечень документов, необходимых для постановки объекта на кадастровый учет и представляемых заявителем вместе с заявлением о кадастровом учете, определен частью 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ.

5.2. Государственная регистрация прав на объект, в том числе права оперативного управления или хозяйственного ведения организации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В силу положений пункта 2 статьи 8.1 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, иные вещные права на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В целях государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения на объект организации, являющейся правообладателем земельного участка (и, соответственно, правообладателем созданного объекта), указанная организация (от ее имени иное лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности) обращается с заявлением в федеральный орган в области государственной регистрации (его территориальный орган).

Перечень необходимых документов, направляемых заявителем в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации прав, определен Законом № 122-ФЗ.

5.3. В целях государственной регистрации права оперативного управления или хозяйственного ведения организации на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации (в случае, если ранее указанные права не были зарегистрированы в установленном Законом № 122-ФЗ порядке), в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя (организации) на объект, может быть представлена копия решения органа, осуществляющего полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования, о закреплении объекта на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией.

При этом для обеспечения принятия такого решения орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя или права собственника имущества организации, либо на основании письменного согласия указанного органа - сама организация представляет соответствующее предложение в государственный орган (орган местного самоуправления), осуществляющий полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

В случае осуществления на основании пункта 13 статьи 241 Бюджетного кодекса бюджетных инвестиций в объект организацией (в том числе федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя бюджетных средств) в рамках полномочий государственного заказчика, переданных ей органом власти, не осуществляющим в отношении указанной организации функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, предложение о закреплении объекта в оперативное управление или хозяйственное ведение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти может быть представлено органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, либо на основании письменного согласия указанного органа - организацией.

5.4. Постановка на учет объекта в реестре федерального имущества обеспечивается в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Для обеспечения учета в реестре федерального имущества объекта, учтенного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, являющаяся правообладателем объекта организация представляет в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом следующие документы:

1) при постановке на учет созданного объекта:

надлежащим образом заверенные организацией карты сведений об объекте учета;

надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих возникновение на объект прав собственности Российской Федерации и соответствующего вещного права организации, а также копии подтверждающих сведения об объекте иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета;

2) при изменении сведений об объекте (в результате его реконструкции):

запись об изменениях сведений об объекте в соответствующей карте сведений об объекте;

заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте.

Вышеуказанные документы могут быть представлены в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом органом власти, осуществляющим в отношении организации - правообладателя объекта функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, либо самой организацией.

6. При осуществлении иных действий, связанных с планированием и осуществлением закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организацией в рамках переданных ей органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика рекомендуется руководствоваться следующим.

6.1. Отношения, связанные с планированием закупок, регулируются положениями главы 2 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), которые согласно статье 114 данного Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ при передаче органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организациям, на такие организации распространяются положения Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного (муниципального) заказчика. При этом в отношениях, связанных с закупками, в том числе с планированием закупок, указанные организации выступают от лица соответствующего государственного (муниципального) заказчика.

Таким образом, план закупок и план-график являются документами, содержащими информацию о закупках государственного (муниципального) заказчика, формирование, утверждение, ведение и размещение которых осуществляется организацией от имени органа власти.

6.2. При регистрации организации, принявшей полномочия государственного (муниципального) заказчика, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ООС) необходимо руководствоваться Порядком регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), утвержденным приказом Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н (далее - Порядок № 4н).

Порядком № 4н предусмотрены положения о самостоятельной регистрации организаций на ООС. При этом для регистрации организации, осуществляющей закупки в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, пунктом 2.2.10 Порядка № 4н установлено требование:

об указании в сопроводительном письме к представляемым документам в адрес органа Федерального казначейства реквизитов соответствующего правового акта о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты;

о представлении в орган Федерального казначейства заверенной в установленном порядке копии соответствующего соглашения о передаче соответствующей организации полномочий государственного (муниципального) заказчика.

По результатам регистрации организация с использованием сертификатов ключей проверки электронных подписей получает доступ в личный кабинет на ООС, через который размещает предусмотренные Законом № 44-ФЗ информацию и документы на ООС от имени органа власти в рамках переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика. При этом размещение информации (документов) о закупках, осуществляемых вне рамок бюджетных инвестиций в объекты, с использованием указанного личного кабинета не осуществляется.

Сертификаты ключей проверки электронных подписей выдаются органом Федерального казначейства и доступ в личный кабинет по результатам регистрации организации на ООС предоставляется уполномоченным лицам организации, указанным в Карточке образцов подписей к лицевому счету для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытому в установленном порядке органу власти в органе Федерального казначейства и в подтверждающих документах, согласно пункту 2.2.1 Порядка № 4н.

6.3. Решение о принятии или отказе в принятии банковской гарантии, представляемой участником закупки в качестве обеспечения его заявки или в качестве обеспечения исполнения контракта, в соответствии со статьей 45 Закона № 44-ФЗ принимает организация, действующая от имени органа власти.

При учете денежных средств, внесенных в обеспечение заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений и в обеспечение исполнения контрактов рекомендуется руководствоваться совместным письмом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 1 июля 2014 г. № 02-01-09/31807 и 42-7.4-05/5.7-400.

6.4. При осуществлении закупок организация действует от лица органа власти, являющегося государственным (муниципальным) заказчиком, и вправе осуществлять в пределах переданных полномочий действия, связанные в том числе:

- с подписанием решения о создании комиссии по осуществлению закупок, организацией работы указанной комиссии, формируемой из лиц (работников) организации;

- с размещением информации и документов о закупках, о заключении (изменении, исполнении, расторжении) контракта, об отказе в приеме банковской гарантии в единой информационной системе в сфере закупок из личного кабинета организации на ООС;

- с организацией определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе утверждением документации о закупке, обеспечением технического сопровождения работы комиссии по осуществлению закупок, аудиозаписи, интернет трансляции в режиме онлайн вскрытия конвертов с заявками участников закупок;

- с подписанием государственных (муниципальных) контрактов по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заверением указанных государственных (муниципальных) контрактов печатью организации;

- с подписанием первичных отчетных документов по результатам приемки поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, заверением указанных первичных документов печатью организации;

- с проведением экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг без привлечения независимых экспертов, экспертных организаций. При этом следует отметить, что частью 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ обязанность привлечения заказчиком независимых экспертов, экспертных организаций установлена исключительно в отношении закупок, осуществляемых в отдельных случаях у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), к которым работы (услуги), связанные с проектированием, строительством (реконструкцией) объектов, и приобретение объектов не относятся.

Осуществление вышеуказанных действий организации от лица органа власти осуществляется на основании соглашения о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика. Дополнительно к соглашению о передаче полномочий оформление на организацию доверенности в форме отдельного документа не требуется. При этом соглашением о передаче полномочий государственного заказчика могут быть предусмотрены условия о согласовании органом власти действий организации.

 

Заместитель Министра финансов Российской Федерации

A.M. Лавров

 

 

Заместитель Министра строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Ю.У. Рейльян