Приложение № 1

Положение об отраслевой системе управления промышленной безопасностью
опасных производственных объектов

(утв. приказом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"
от 24 декабря 2013 г. № 1/1412-П)

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящее Положение об отраслевой системе управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - Положение) предназначено для:

определения единых целей, задач и принципов построения отраслевой системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов;

определения единого подхода к формированию, функционированию и совершенствованию отраслевой системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов;

описания структуры управления отраслевой системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов.

1.2. Положение разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536 "Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью".

1.3. Положение является основополагающим документом отраслевой системы управления промышленной безопасностью отрасли. Развитие отраслевой системы управления промышленной безопасностью, разработка систем управления промышленной безопасностью организаций Госкорпорации "Росатом" осуществляется в соответствии с принципами, определенными настоящим Положением.

1.4. Требования Положения распространяются на деятельность Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом" в рамках групп процессов "Обеспечение безопасности в области использования атомной энергии" и "Реализация государственной политики в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии".

1.5. Пользователями Положения являются работники Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом", осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

1.6. Все мероприятия, предусмотренные Положением, должны проводиться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Госкорпорации "Росатом" или организаций Госкорпорации "Росатом" по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного доступа.

2. Термины и сокращения

В Положении используются термины, утвержденные нормативными актами, указанными в разделе 7 Положения, а также следующие термины и сокращения.

2.1. Термины:

 

Термин

Определение

Производственный контроль

комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, предупреждение аварий на этих объектах, обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

 

2.2. Сокращения:

 

Сокращение

Расшифровка

ДЯРБ

Департамент ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации "Росатом"

Корпорация

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

ОПО

Опасный производственный объект

Организация УК

Эксплуатирующая организация, входящая в контур управления дивизиона, инкубируемого бизнеса или комплекса Госкорпорации "Росатом" и осуществляющая эксплуатацию ОПО на правах собственности, аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность

ОЦ ЯРБ

Отраслевой экспертно-аналитический центр по ядерной и радиационной безопасности. Функции ОЦО ЯРБ выполняет ФГУП "СКЦ Росатома", действующее на основании ежегодно заключаемого договора

Ростехнадзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Служба промышленной безопасности (производственного контроля)

Структурное подразделение организации Корпорации, осуществляющее производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО

СУПБ

Система управления промышленной безопасностью

УК

Управляющая компания дивизиона, инкубируемого бизнеса или комплекса Госкорпорации "Росатом"

ЯОК

Ядерный оружейный комплекс

 

3. Цель и задачи отраслевой системы управления промышленной безопасностью

3.1. Целью отраслевой СУПБ является создание условий и организация деятельности для достижения Корпорацией и организациями Корпорации следующих целей:

недопущение аварий на ОПО организаций Корпорации;

проведение государственной политики и реализация государственных функций в области промышленной безопасности;

реализация Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности.

3.2. К основным задачам отраслевой СУПБ относятся:

поддержание и повышение достигнутого уровня состояния промышленной безопасности на ОПО организаций Корпорации;

координация деятельности в отрасли по предупреждению аварий на ОПО, обеспечению готовности к локализации и ликвидации их последствий;

государственная регистрация ОПО организаций Корпорации и ведение ведомственного (отраслевого) раздела государственного реестра ОПО;

нормативно-методическое регулирование промышленной безопасности и совершенствование отраслевой СУПБ;

ведомственный контроль за соблюдением требований и состоянием промышленной безопасности на ОПО организаций Корпорации;

информационное сопровождение деятельности Корпорации в области промышленной безопасности с соблюдением требований по защите информации ограниченного доступа.

4. Общие требования

4.1. Организации, эксплуатирующие ОПО I и/или II классов опасности или 15 и более ОПО III и/или IV классов опасности, обязаны обеспечить документирование и функционирование СУПБ организации с учетом требований Положения.

4.2. Организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.

5. Роли и участники отраслевой системы управления промышленной безопасностью и их функции

5.1. На уровне Корпорации.

5.1.1. Генеральный директор Корпорации:

определяет стратегические направления деятельности по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности в отрасли и совершенствованию отраслевой СУПБ;

утверждает Единую отраслевую политику Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности, положение об отраслевой СУПБ, иные локальные нормативные акты Корпорации в области промышленной безопасности;

контролирует исполнение функций участниками отраслевой СУПБ на уровне Корпорации.

5.1.2. Первый заместитель генерального директора - директор Дирекции по ядерному оружейному комплексу организует:

разработку (актуализацию) и реализацию Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности, разработку (актуализацию) Положения об отраслевой СУПБ, иных локальных нормативных актов Корпорации в области промышленной безопасности;

деятельность по государственной регистрации ОПО, ведению ведомственного (отраслевого) раздела государственного реестра ОПО и подписывает свидетельства о регистрации ОПО;

подготовку отчетных документов о состоянии промышленной безопасности в отрасли в годовой доклад Корпорации;

разработку и формирование стратегических направлений деятельности Корпорации по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности и совершенствованию отраслевой СУПБ.

5.1.3. ДЯРБ является оперативным рабочим органом отраслевой СУПБ и осуществляет:

методическое и техническое регулирование промышленной безопасности в отрасли, включая разработку (актуализацию) и реализацию Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности, разработку (актуализацию) Положения об отраслевой СУПБ, иных локальных нормативных актов Корпорации в области промышленной безопасности;

государственную регистрацию ОПО, эксплуатируемых организациями Корпорации, ведение ведомственного (отраслевого) раздела государственного реестра ОПО;

контроль достоверности сведений, представленных организациями Корпорации, и правильности установления классов опасности ОПО;

подготовку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Корпорации и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;

подготовку отчетных документов о состоянии промышленной безопасности в отрасли в годовой доклад Корпорации;

участие в работе комиссий по расследованию аварий на ОПО;

разработку и формирование стратегических направлений деятельности Корпорации по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности и совершенствованию отраслевой СУПБ;

контроль исполнения функций объектами управления отраслевой СУПБ уровня Корпорации, перечисленными в пункте 5.1.5;

выполнение функций ОЦ ЯРБ:

научно-техническое и экспертное сопровождение отраслевой СУПБ;

экспертно-аналитическое и методическое сопровождение информационных систем и баз данных в области промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатируемых организациями Госкорпорации "Росатом", либо организациями Госкорпорации "Росатом", являющимися собственниками гидротехнических сооружений.

5.1.4. Генеральная инспекция Корпорации осуществляет инспекционный контроль за исполнением требований промышленной безопасности на ОПО организаций Корпорации.

5.1.5. Объекты управления - УК и организации прямого управления.

5.2. На уровне УК.

5.2.1. Единоличный исполнительный орган УК:

организует реализацию в УК и организациях УК Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности;

контролирует функционирование отраслевой СУПБ, а также реализацию стратегических направлений деятельности по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности в УК и организациях УК;

утверждает локальные нормативные акты УК в области промышленной безопасности;

утверждает и организует направление в ДЯРБ отчетных документов о состоянии промышленной безопасности в УК и организациях УК, предложения по совершенствованию отраслевой СУПБ и законодательства в области промышленной безопасности (общие требования к отчетности по промышленной безопасности приведены в приложении № 1 к Положению);

распределяет обязанности в области промышленной безопасности между должностными лицами и структурными подразделениями УК и контролирует исполнение функций участниками отраслевой СУПБ на уровне УК.

5.2.2. Должностное лицо УК, назначенное ответственным за функционирование отраслевой СУПБ в УК и организациях УК, организует:

функционирование отраслевой СУПБ в УК и организациях УК;

реализацию стратегических направлений деятельности по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности в УК и организациях УК;

разработку локальных нормативных актов УК в области промышленной безопасности;

сбор и обобщение результатов оценки состояния промышленной безопасности в организациях УК и подготовку отчетных документов о состоянии промышленной безопасности в УК и организациях УК;

обобщение и подготовку к утверждению предложений по совершенствованию отраслевой СУПБ и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Должностное лицо УК, назначенное ответственным за функционирование отраслевой СУПБ в УК и организациях УК, осуществляет функциональное руководство по вопросам обеспечения промышленной безопасности структурными подразделениями УК, отвечающими за обеспечение промышленной безопасности по своим направлениям. В непосредственном подчинении этого руководителя должна находиться служба промышленной безопасности (производственного контроля) УК.

5.2.3. Служба промышленной безопасности (производственного контроля) УК осуществляет:

разработку локальных нормативных актов УК в области промышленной безопасности;

подготовку предложений по совершенствованию отраслевой СУПБ и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;

координацию деятельности организаций УК по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО и по реализации стратегических направлений деятельности по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности в УК и организациях УК;

сбор, анализ, оценку состояния промышленной безопасности в организациях УК, распространение и внедрение положительного опыта в обеспечении промышленной безопасности;

участие в расследовании аварий на ОПО организаций УК и ведет их учет;

контроль выполнения мероприятий по результатам расследования аварий на ОПО;

контроль разработки и выполнения организациями УК планов мероприятий в области промышленной безопасности;

контроль исполнения функций объектами управления СУПБ на уровне УК, указанными в пункте 5.2.5;

информирование организаций УК об изменении требований промышленной безопасности;

взаимодействие со структурными подразделениями Корпорации, Ростехнадзором и другими контрольными и надзорными органами при подготовке проверок организаций (филиалов или представительств) УК.

5.2.4. Структурные подразделения УК, отвечающие за обеспечение промышленной безопасности по своим направлениям:

осуществляют контроль и методическое руководство в отношении объектов управления:

при лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности;

при проведении государственной экспертизы проектной документации на строительство и техническое перевооружение ОПО, а также проведении экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию ОПО;

при проведении экспертизы промышленной безопасности проекта, декларации промышленной безопасности или обоснования безопасности ОПО;

при заключении организациями УК договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО;

участвуют в установленном в УК порядке:

в разработке локальных нормативных актов УК в области промышленной безопасности;

в подготовке предложений по совершенствованию отраслевой СУПБ и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности;

в обеспечении финансирования и материально-техническом обеспечении мероприятий по предупреждению аварий на ОПО организаций УК;

в организации деятельности по подготовке, обучению и аттестации работников в области промышленной безопасности.

5.2.5. Объекты управления - организации УК, эксплуатирующие ОПО (в том числе УК, непосредственно эксплуатирующие ОПО).

5.3. На уровне организации.

5.3.1. Руководитель организации:

контролирует реализацию в организации Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности;

контролирует функционирование и совершенствование СУПБ организации и реализацию стратегических направлений деятельности по поддержанию и повышению уровня состояния промышленной безопасности в организации;

утверждает локальные документы организации в области промышленной безопасности;

утверждает и организует направление в УК (в ДЯРБ - для организаций прямого управления) отчетных документов о состоянии и обеспечении промышленной безопасности в организации, предложения по совершенствованию отраслевой СУПБ и законодательства в области промышленной безопасности;

распределяет обязанности между руководителями структурных подразделений организации и контролирует исполнение функций участниками отраслевой СУПБ на уровне организации.

5.3.2. Главный инженер (технический руководитель) организует:

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;

деятельность по выполнению требований промышленной безопасности;

разработку политики организации в области промышленной безопасности, положения о СУПБ организации, положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, отчетных и иных документов организации в области промышленной безопасности.

5.3.3. Служба промышленной безопасности (производственного контроля) или работник, ответственный за осуществление производственного контроля:

обеспечивает выполнение требований Единого отраслевого регламента процесса "Регистрация объектов, подведомственных Госкорпорации "Росатом" и ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов";

ведет базу данных ОПО организации и эксплуатируемых в ее составе технических устройств, зданий и сооружений;

осуществляет контроль за:

а) выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;

б) строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также за ремонтом технических устройств, используемых на ОПО;

в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов на ОПО;

г) своевременным проведением испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на ОПО, обязательным требованиям;

е) выполнением предписаний территориальных органов Ростехнадзора и устранением замечаний, выявленных отраслевыми органами внутреннего контроля;

проводит оценку состояния промышленной безопасности на ОПО, в том числе по результатам проведения соответствующих проверок и экспертиз;

организует разработку и согласование программ, планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и иных организационно-распорядительных документов организации в области промышленной безопасности, обеспечивает контроль их выполнения;

осуществляет приостановку работ на ОПО в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работников или аварии на ОПО;

контролирует своевременность проведения аттестации работников организации в области промышленной безопасности, принимает участие в работе аттестационных комиссий;

принимает участие в расследовании аварий, организует расследование инцидентов на ОПО, проводит учет и анализ причин их возникновения;

информирует структурные подразделения организации об изменениях законодательства в области промышленной безопасности;

разрабатывает политику организации в области промышленной безопасности, положение о СУПБ организации, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО и иные документы организации в области промышленной безопасности;

участвует в подготовке отчетных документов по выполнению плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности в организации и представляет их на утверждение руководству организации;

представляет в установленном порядке в Ростехнадзор, в УК (в ДЯРБ - для организаций прямого управления) информацию о состоянии промышленной безопасности.

5.3.4. Отделы и службы управления организации, отвечающие за обеспечение промышленной безопасности по направлениям:

обеспечивают:

подготовку материалов и получение в соответствующих государственных органах лицензий на деятельность в области промышленной безопасности, а также осуществляют контроль за соблюдением условий лицензии;

проведение государственной экспертизы проектной документации на строительство и техническое перевооружение ОПО, проведение экспертизы промышленной безопасности документации на консервацию и ликвидацию ОПО, проведение экспертизы промышленной безопасности проекта, декларации промышленной безопасности (если она не проходит экспертизу в составе проекта) или обоснования безопасности ОПО;

обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представление в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и в общественные объединения декларации промышленной безопасности ОПО в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;

участвуют:

в разработке деклараций промышленной безопасности и/или обоснований безопасности ОПО и их экспертизе;

в проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ в области промышленной безопасности;

в планировании и осуществлении организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования организации, защиту персонала, населения и окружающей среды от последствий аварий на ОПО;

в расследовании аварий на ОПО и разработке мероприятий по их предупреждению;

в расследовании инцидентов на ОПО, создавших опасность для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального имущества, окружающей среды или непосредственную угрозу аварии на объекте;

в разработке нормативных, отчетных и иных документов организации в области промышленной безопасности;

осуществляют планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению аварий на ОПО.

5.3.5. Структурные подразделения организации, эксплуатирующие ОПО, осуществляют:

выполнение требований промышленной безопасности;

проведение идентификации и подготовку документов к регистрации ОПО;

оснащение необходимыми приборами и системами контроля за производственными процессами и обеспечивают их функционирование;

проведение оценки соответствия технических устройств, экспертиз промышленной безопасности, освидетельствований, диагностики, ремонта, испытаний зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;

разработку и выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, подготовку отчетных документов по его выполнению и предложений в план мероприятий следующего года;

разработку (актуализацию) декларации промышленной безопасности и/или обоснования безопасности ОПО;

разработку планов по предупреждению и ликвидации последствий аварий на ОПО и мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий;

приостановку работ на ОПО при угрозе возникновения инцидента (аварии);

иные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, включая оценку состояния безопасности на ОПО.

5.3.6. Объекты управления - ОПО, эксплуатируемые организацией.

6. Требования к документационному обеспечению системы управления промышленной безопасностью организации

6.1. Документация СУПБ разрабатывается для организаций, эксплуатирующих ОПО I и/или II классов опасности или эксплуатирующих 15 и более ОПО III и/или IV классов опасности.

6.2. СУПБ разрабатывается для одной организации либо для двух и более организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

6.3. Документация СУПБ организации содержит:

заявление о политике (политику) в области промышленной безопасности;

положение о СУПБ организации;

положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;

планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на ОПО;

иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ организации.

6.4. Заявление о политике (политика) в области промышленной безопасности организации разрабатывается на основе Единой отраслевой политики Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности с учетом особенностей эксплуатируемых ОПО.

6.5. Политика в области промышленной безопасности утверждается единоличным исполнительным органом организации.

6.6. Заявление о политике в области промышленной безопасности размещается на официальном сайте в сети Интернет организации либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.

6.7. Положение о СУПБ организации разрабатывается в соответствии с Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2013 № 536, с учетом настоящего Положения, организационной схемы организации и особенностей эксплуатируемых ОПО.

6.8. Положение о производственном контроле разрабатывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6.9. Документация по планированию мероприятий, направленных на обеспечение промышленной безопасности, разрабатывается в порядке, установленном в УК и/или организации.

7. Нормативные ссылки

Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Федеральный закон от 28.07.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общие правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263.

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492.

Положение о разработке планов мероприятий по ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.

Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".

Приказ Ростехнадзора от 18.08.2013 № 355 "Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Приказ Ростехнадзора от 21.10.2013 № 485 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Положение о модели управления гражданской частью отрасли, утвержденное приказом Госкорпорации "Росатом" от 04.03.2013 № 1/218-П.

Единая отраслевая политика Госкорпорации "Росатом" в области промышленной безопасности, утвержденная приказом Госкорпорации "Росатом" от 11.10.2012 № 1/927-П.

Единый отраслевой регламент процесса "Регистрация объектов, подведомственных Госкорпорации "Росатом" и ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденный приказом Госкорпорации "Росатом" от 17.05.2013 № 1/490-П.

Положение о системе регламентирующих и методических документов Госкорпорации "Росатом", утвержденное приказом Госкорпорации "Росатом" от 21.12.2012 № 1/1247-П.

Структура группы процессов "Реализация государственной политики в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии", утвержденная приказом Госкорпорации "Росатом" от 18.01.2012 № 1/24-П.

Структура группы процессов "Управление безопасностью при использовании атомной энергии", утвержденная приказом Госкорпорации "Росатом" от 18.01.2012 № 1/23-П.

Структура группы процессов "Внутренний контроль и внутренний аудит", утвержденная приказом Госкорпорации "Росатом" от 06.05.2013 № 1/464-П.

8. Порядок внесения изменений

8.1. Инициатором и координатором работ по внесению изменений в настоящее Положение является ДЯРБ.

8.2. Если инициатором изменений выступает не ДЯРБ, то инициатор должен представить в ДЯРБ обоснование целесообразности внесения изменений.

8.3. Решение о целесообразности внесения изменений принимает директор ДЯРБ.

8.4. Изменения настоящего Положения после оценки их целесообразности проходят процедуру согласования в соответствии с РМД по процессу "Документационное обеспечение управления" группы процессов "Административное управление".

9. Контроль и ответственность

9.1. Все работники Корпорации и ее организаций, виновные в нарушении требований федеральных законов, норм, правил и документов, обязательных к исполнению, невыполнении или ненадлежащем выполнении своих должностных обязанностей, связанных с деятельностью в области промышленной безопасности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9.2. В зависимости от характера и степени нарушений работники Корпорации и ее организаций могут привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

9.3. Наложение дисциплинарных взысканий осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами Корпорации и ее организаций соответственно.

9.4. Контроль соблюдения требований настоящего Положения в Корпорации осуществляет директор ДЯРБ, в организации - лицо, назначенное руководителем организации Корпорации.

Приложение № 1

к Положению

Общие требования к отчетности по промышленной безопасности

1. УК организуют сбор и обобщение информации о состоянии промышленной безопасности в организациях УК (информация об аварийности, годовые отчеты) и готовят сводные отчеты.

2. В целях определения общего состояния промышленной безопасности в организациях Корпорации УК и организации прямого управления направляют в ДЯРБ следующую информацию:

копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на ОПО (в течение 10 рабочих дней после заключения договора страхования);

данные об авариях и инцидентах ежеквартально (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным) по форме, установленной в таблице 1;

годовой отчет о состоянии промышленной безопасности (не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным).

3. Годовой отчет должен содержать следующую информацию:

план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (с указанием финансовых средств, затраченных (планируемых) на обязательное страхование гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на ОПО, проведение экспертиз промышленной безопасности, замену технических устройств на ОПО, разработку деклараций промышленной безопасности, подготовку и аттестацию персонала в области промышленной безопасности);

состав и структура службы производственного контроля или фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля;

исполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и устранение нарушений, выявленных Генеральной инспекцией Корпорации;

готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

4. Информация представляется в соответствии с приказом Ростехнадзора от 18.08.2013 № 355 "Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору" по каналам ViPNet или электронной почте с соблюдением требований по защите информации ограниченного доступа.

Приложение № 2

к Положению

Общие требования к планированию работ, осуществляемых в рамках системы управления промышленной безопасностью

1. Документы по планированию мероприятий должны охватывать все мероприятия в области промышленной безопасности, проводимые в рамках СУПБ, и обеспечивать эффективный внутренний контроль за деятельностью в области промышленной безопасности всех структурных подразделений организации.

2. Организация работ по планированию мероприятий в области промышленной безопасности возлагается на работника, ответственного за осуществление производственного контроля или службу производственного контроля УК и/или организации, и включает в себя:

разработку программ по повышению уровня промышленной безопасности на среднесрочную перспективу - 3 года;

разработку ежегодных планов работы в области промышленной безопасности УК и/или организации;

разработку планов мероприятий по исполнению предписаний государственных надзорных органов, устранению нарушений, выявленных при проведении проверок Генеральной инспекцией Корпорации, и по итогам расследования причин аварий и инцидентов.

3. Планы мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности представляют собой сводный перечень задач, стоящих перед УК и/или организацией, с приведением основных путей их решения, объемов и источников финансирования, сроков выполнения и утверждаются техническим руководителем УК и/или организации.

4. В годовые планы мероприятий УК включаются:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские, испытательные и проектные работы в области промышленной безопасности;

мероприятия по разработке нормативных документов УК по промышленной безопасности;

мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий аварии и чрезвычайной ситуации.

Планы мероприятий УК формируются на основе предложений организаций УК.

5. В планы мероприятий организации включаются:

организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности ОПО;

контроль за соблюдением условий лицензии;

реализация элементов обеспечения промышленной безопасности (проведение экспертизы промышленной безопасности, разработка деклараций промышленной безопасности, обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО и т.п.);

организация сбора, учета и анализа данных об уровне промышленной безопасности в организации;

организация и проведение технического перевооружения, ремонта, обслуживания, освидетельствования и диагностирования технических устройств, применяемых на ОПО;

разработка и актуализация документов, регламентирующих деятельность организации в области промышленной безопасности (стандартов);

организация и проведение работ по подготовке и аттестации персонала в области промышленной безопасности;

приобретение нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, необходимого оборудования для поддержания требуемого уровня промышленной безопасности;

мероприятия по устранению причин возникновения нарушений требований промышленной безопасности;

мероприятия по повышению уровня промышленной безопасности на среднесрочную перспективу, подлежащие выполнению в планируемом году;

пропаганда промышленной безопасности и другие.

Планы мероприятий организации разрабатываются на основании данных, полученных от структурных подразделений организации.

6. Мероприятия, включенные в планы в области промышленной безопасности, должны обеспечиваться соответствующими материальными, людскими и финансовыми ресурсами.

7. Руководители структурных подразделений УК и/или организации в части, их касающейся, отвечают за выполнение мероприятий, включенных в планы в области промышленной безопасности, и передачу информации об их выполнении (невыполнении) в соответствующую службу производственного контроля и ДЯРБ.

В случае возможных отклонений от намеченного выполнения пунктов планов мероприятий руководитель структурного подразделения обязан принять все меры по их устранению. В случае переноса сроков выполнения новые сроки должны быть согласованы со всеми участниками подготовки годовых планов в области промышленной безопасности.

8. Контроль выполнения планов мероприятий по промышленной безопасности осуществляется при проведении различных видов проверок, в том числе проверок, проводимых Ростехнадзором, УК, Корпорацией.

Непосредственный контроль выполнения мероприятий планов по промышленной безопасности осуществляет служба производственного контроля УК или организации.

9. Результаты выполнения мероприятий планов по промышленной безопасности ежегодно рассматриваются на заседаниях комиссии по охране труда и промышленной безопасности УК или организации.


 


Таблица 1. Форма представления данных об авариях и инцидентах на опасном производственном объекте

№ п/п

Наименование ОПО, регистрационный номер

Дата и время аварии/инцидента

Вид аварии/инцидента

Причины аварии/инцидента

Продолжительность простоя объектов, часов

Недоотпуск энергии*,

Экономический ущерб**, тыс. руб.

Мероприятия, предложенные комиссией по расследованию причин аварии/инцидента

Отметка о выполнении мероприятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________

* Для ОПО объектов энергетики

** Экономический ущерб от аварии/инцидента включает в себя прямой и экологический ущербы

 


 


Приложение № 2
к приказу Государственной корпорации
по атомной энергии "Росатом"
от 24 декабря 2013 г. № 1/1412-П

Изменения, которые вносятся в некоторые приказы Госкорпорации "Росатом"

1. В приказе Госкорпорации "Росатом" от 10.09.2012 № 1/824-П "О реализации Федерального закона от 25.06.2013 № 93-ФЗ в Госкорпорации "Росатом":

1.1 В пункте 4 слова "учебно-методический центр по охране труда и промышленной безопасности НОУ ДПО "ЦИПК" заменить словами "отраслевой экспертно-аналитический центр по ядерной и радиационной безопасности ФГУП "СКЦ Росатома";

1.2 В пункте 5 слова "учебно-методический центр по охране труда и промышленной безопасности НОУ ДПО "ЦИПК" заменить словами "ФГУП "СКЦ Росатома".

2. В Едином отраслевом регламенте процесса "Регистрация объектов, подведомственных Госкорпорации "Росатом", и ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов", утвержденном приказом Госкорпорации "Росатом" от 17.05.2013 № 1/490-П:

2.1 В разделе 2. Термины и сокращения строку таблицы:

 

ОЦ ОТиПБ

Отраслевой центр охраны труда и промышленной безопасности

 

заменить строкой следующего содержания:

 

ОЦ ЯРБ

Отраслевой экспертно-аналитический центр по ядерной и радиационной безопасности ФГУП "СКЦ Росатома"

 

2.2 По тексту регламента слова "ОЦ ОТиПБ" заменить словами "ОЦ ЯРБ".

3. В приказе Госкорпорации "Росатом" от 06.06.2013 № 1/583-П "Об организации в Госкорпорации "Росатом" работ по совершенствованию нормативной правовой базы в части регулирования промышленной безопасности в отношении объектов использования атомной энергии" отменить пункты 2, 3, 4, 5.