ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 25 октября 2007 года № 729

Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой
инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение
с указанными веществами и отходами

РД-07-11-2007

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 15 января 2008 года прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007).

Руководитель

К.Б. Пуликовский

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

Федеральной службы

по экологическому, технологическому и

атомному надзору

от 25 октября 2007 года № 729

Введена в действие

С 15 января 2007 года

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих
обращение с указанными веществами и отходами

РД-07-11-2007

I. Общие положения

1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных1 отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 № 1298, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05) (далее - Основные правила), Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12.99 № 761.

___________

1 Далее целевая инспекция системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется -целевая инспекция.

2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее в соответствующих случаях - целевые инспекции или целевая инспекция).

Указанная выше программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих случаях - рабочие программы или рабочая программа).

3. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы, принявшее решение о ее проведении.

4. Целевая инспекция может предусматриваться как в масштабе организации, осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами2, так и в масштабе ее отдельных подразделений.

___________

2 Далее организация, осуществляющая обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, именуется - организация.

5. Каждая целевая инспекция организуется и проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим указаниям, изложенным в приложениях № 1 и 2 к настоящей Типовой программе.

6. В процессе целевой инспекции назначенные для ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организациях.

II. Основные направления целевой инспекции

7. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:

7.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.

7.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

7.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.

7.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

7.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.

7.6. Передача РВ и РАО.

7.7. Инвентаризация РВ и РАО.

7.8. Учетные и отчетные документы.

7.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

7.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.

7.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы.

7.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по основным направлениям целевой инспекции

8. В части, относящейся к направлению "Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО", проверке подлежат:

8.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии1.

___________

1 Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.

9. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно- распорядительная документация в организации", проверке подлежат2:

___________

2 При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.

9.1. Положение о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО.

9.2. Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.

9.3. Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения.

9.4. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении, и должностные инструкции этих лиц.

9.5. Акт о проведении первичной инвентаризации РВ и РАО.

9.6. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в нем требований на практике.

10. В части, относящейся к направлению "Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации", проверке подлежат:

10.1. Наличие у организации РВ и РАО, подлежащих государственному учету и контролю.

10.2. Наличие у организации РВ, подлежащих учету и контролю в организации.

10.3. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет РВ и РАО и снятия их с государственного учета.

11. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к РВ и РАО", проверке подлежат:

11.1. Программа применения и обращения с устройствами индикации вмешательства (УИВ).

11.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил и национальных стандартов.

11.3. Документы (формы, порядок ведения, соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в период между последовательными инвентаризациями.

11.4. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.

11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).

11.6. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.

12. В части, относящейся к направлению "Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений", проверке подлежат:

12.1. Программа контроля качества измерений РВ и РАО.

12.2. Программы измерений РВ и РАО.

12.3. Перечни технических средств и методик выполнения измерений.

12.4. Методики выполнения измерений.

12.5. Формы представления результатов измерений.

12.6. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов.

12.7. Наличие и выполнение графиков ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов.

12.8. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов.

12.9. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО.

12.10. Наличие в организации средств измерений и образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.

12.11. Работоспособность средств измерений, находящихся в организации.

13. В части, относящейся к направлению "Передача РВ и РАО", проверке подлежат:

13.1. Документы, регистрирующие передачи РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами.

13.2. Документы, регистрирующие передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.

13.3. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между организацией-отправителем и организацией-получателем.

13.4. Своевременность и порядок оформления (регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями).

13.5. Своевременность, полнота и порядок представления организацией-получателем информации об обнаружении утраты, хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО.

14. В части, относящейся к направлению "Инвентаризация РВ и РАО", проверке подлежат:

14.1. Акт о проведении первичной инвентаризации.

14.2. Соблюдение сроков проведения плановых инвентаризаций.

14.3. Инструкции и методики, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации в организации.

14.4. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.

14.5. Список наличного количества РВ и РАО.

14.6. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых инвентаризаций.

14.7. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО.

14.8. Состояние УИВ.

14.9. Своевременность, полнота и порядок представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в ходе инвентаризации.

14.10. Соблюдение установленного процесса проведения инвентаризации.

14.11. Фактическое наличие РВ и РАО.

15. В части, относящейся к направлению "Учетные и отчетные документы", проверке подлежат:

15.1. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАО в соответствии с установленными требованиями.

15.2. Ведение учетных документов в соответствие с применяемыми процедурами.

15.3. Соблюдение установленного срока хранения учетных документов.

15.4. Правильность, достоверность заполнения и своевременность представления в информационные центры форм оперативной отчетности за организацию, а также форм федерального государственного статистического наблюдения.

16. В части, относящейся к направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО", проверке подлежат:

16.1. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

16.2. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

16.3. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

16.4. Разрешения на право ведения работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.

16.5. Документы, подтверждающие допуск должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.

17. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации", проверке подлежат:

17.1. Наличие в организационно-распорядительных документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО.

17.2. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО.

17.3. Принятые меры по результатам контроля за учетом РВ и РАО и их выполнение.

18. В части, относящейся к направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы" проверке подлежат:

18.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.

18.2. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

19. В части, относящейся к направлению "Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств", проверке подлежат:

19.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации.

19.2. Атрибутные признаки и состояние учетных единиц, соответствие их сведениям в учетной документации.

19.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы), зарегистрированных в соответствующих документах.

При установлении наличия РВ и РАО должны предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАО и при необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО.

Приложение № 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке составления и оформления рабочей программы целевой инспекции

1. Рабочая программа целевой инспекции (далее - рабочая программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО и т.д.) с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой организации.

2. В рабочей программе должны быть определены:

2.1. Наименование рабочей программы.

2.2. Сроки проведения инспекции.

2.3. Цели проведения инспекции.

2.4. Направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.

2.5. Перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию.

2.6. Состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок.

3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в целом в организации в рабочую программу следует включать следующие направления:

3.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.

3.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

3.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организаций.

3.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

3.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.

3.6. Передача РВ и РАО.

3.7. Инвентаризация РВ и РАО.

3.8. Учетные и отчетные документы.

3.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

3.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.

3.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы

3.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

4. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в подразделении в рабочую программу следует включать следующие направления:

4.1. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО.

4.2. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

4.3. Система измерений РВ и РАО.

4.4. Инвентаризация РВ и РАО.

4.5. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

5. Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.

6. Рабочую программу составляет руководитель, назначенный для проведения инспекции (далее - руководитель комиссии) или по его поручению - один из ее членов.

7. Рабочую программу подписывает руководитель комиссии, утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление рабочей программы в инспектируемую организацию.

Приложение № 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке составления и оформления календарного плана целевой инспекции

1. Календарный план целевой инспекции (далее - календарный план) составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки; место проведения проверки; Ф. И. О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос; Ф. И. О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.

2. Кроме проверяемых вопросов в календарный план инспекции должны быть включены:

2.1. Проведение руководителем комиссии организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на котором осуществляются:

а) представление членов комиссии и должностных лиц организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;

б) доведение целей, задач и сроков проводимой инспекции, решение организационных вопросов;

в) уточнение плана проведения инспекции (какие члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);

г) заслушивание информации от должностных лиц инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по вопросам, указанным в программе инспекции;

д) уточнение состояния системы учета и контроля РВ и РАО по ранее представленной информации.

2.2. Проведение руководителем комиссии ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.

2.3. Доведение до представителя организации, ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.

2.4. Составление акта о результатах инспекции, предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых) правонарушении(ях).

2.5. Доведение до представителей организации, ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля РВ и РАО, проектов акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе работы комиссии нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2.6. Доведение до руководителя организации результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.

3. Календарный план составляется руководителем комиссии или по его поручению - одним из ее членов и подписывается руководителем комиссии перед ее проведением и может корректироваться по результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 1

II. Основные направления целевой инспекции. 2

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по основным направлениям целевой инспекции. 3

Приложение № 1. Методические указания о порядке составления и оформления рабочей программы целевой инспекции. 6

Приложение № 2. Методические указания о порядке составления и оформления календарного плана целевой инспекции. 7