Информационное письмо ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС
от 25 декабря 2015 г. № ДВ/99/1826
"О повышении надежности эксплуатации шинных опор"

Уважаемые коллеги!

В период с 2013 по 2015 гг. на подстанциях ПАО "ФСК ЕЭС" произошло 40 случаев повреждения опорно-стержневых изоляторов шинных опор класса напряжения 6 кВ и выше.

По результатам расследования аварий основными причинами повреждения шинных опор явились износ оборудования по причине длительного срока эксплуатации, а также скрытые дефекты изготовления. При этом для изоляторов 35 кВ и выше дефект, как правило, возникает в области нижнего фланца либо в районе оголовника (по армировочному шву) и развивается под воздействием динамических нагрузок и при переходе температуры через 0 ºС.

Кроме того, в отдельных случаях, при замене шинных опор используются изоляторы, ранее демонтированные с другого оборудования (в т.ч. с разъединителей), что создает риск наличия скрытых дефектов.

С целью предупреждения разрушения опорно-стержневых изоляторов шинных опор, дополнительно к плановым мероприятиям по поддержанию оборудования в исправном состоянии:

1. Провести оценку технического состояния находящихся в эксплуатации шинных опор, на основании анализа:

- срока эксплуатации (особое внимание на оборудование со сроком эксплуатации 10 лет и более);

- результатов осмотров оборудования;

- проведенных ранее ремонтов и испытаний;

- конструктивных особенностей (длина ошиновки, угловое тяжение, перепад высот, стрел провеса и т.п.);

- динамических нагрузок, связанных с условиями эксплуатации и природно-климатическими воздействиями (ветер, снег, гололед).

В случае выявления изоляторов, имеющих дефекты в виде трещин (в теле фарфора или армировочном шве), царапин и рисок на фарфоре глубиной более 0,5 мм, а также сколы глубиной более 1 мм и общей площадью более 200 мм2, сформировать перечень шинных опор, входящих в "группу риска" и обеспечить при проведении плановых осмотров оперативного персонала постоянный контроль изоляторов из "группы риска".

2. При выполнении плановых работ по ТОиР шин:

- на этапе формирования дефектной ведомости перед ремонтом шин в обязательном порядке предусмотреть замену опорных изоляторов, ранее отнесенных к "группе риска";

- обеспечить замену опорных изоляторов, не отнесенных к "группе риска" при обнаружении на них сколов фарфора, дефектов армировочных швов, которые могли привести к снижению механической прочности изоляторов или к существенному увеличению нагрузок на них;

- в случае замены изоляторов шинных опор использовать новые (ранее не эксплуатировавшиеся), либо изоляторы, отобранные из резерва. При этом для резервных изоляторов перед установкой в каждом случае необходимо проверять нормативный срок их эксплуатации (не более 30 лет), а также отсутствие трещин, состояние цемента в армировочных швах и состояние влагостойкого покрытия армировочных швов (при необходимости - обновить).

3. При проведении планового тепловизионного контроля в обязательном порядке включать в обследование шинные опоры 6 кВ и выше. При наружной установке шинных опор для достоверного выявления развивающихся дефектов замеры рекомендуется проводить при повышенной влажности воздуха, что в отдельных случаях позволяет выявлять локальный нагрев на наружных трещинах, возникающий за счет появления токов утечки.

Приложение:статистика повреждаемости шинных опор на объектах ПАО "ФСК ЕЭС" на 1л.

 

Заместитель Председателя Правления - главный инженер

В.П. Дикой

 

Приложение

Статистика повреждаемости шинных опор на объектах ПАО "ФСК ЕЭС"

Класс напряжения, кВ

Количество поврежденных изоляторов

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общее количество

6

0

0

1

1

10

2

8

6

16

35

1

2

1

4

110

2

4

2

8

220

3

3

2

8

330

0

0

1

1

500

1

1

0

2