Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2019 г. № 169
"Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки"

(в редакции, актуальной с 26 сентября 2020 г.,
с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,
согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1432)

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О библиотечном деле" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека";

методику отбора объектов Национальной электронной библиотеки.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2015 г. № 918 "О Межведомственном совете по развитию Национальной электронной библиотеки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 37, ст. 5140);

постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 1334 "О внесении изменений в Положение о Межведомственном совете по развитию Национальной электронной библиотеки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 47, ст. 7259).

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 

Положение о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека"

(утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2019 г. № 169)

I. Общие положения

1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

а) "автоматизированные библиотечные информационные системы участников Национальной электронной библиотеки" - информационные системы, обеспечивающие автоматизацию библиотечной деятельности и предназначенные для хранения, систематизации и каталогизации содержащихся в фондах участников Национальной электронной библиотеки документов в электронной форме, в том числе объектов Национальной электронной библиотеки, а также предоставления оператору и пользователям доступа к объектам Национальной электронной библиотеки;

б) "включение в состав объектов Национальной электронной библиотеки" - процесс формирования состава объектов Национальной электронной библиотеки, содержащихся (поступающих) в фондах участников Национальной электронной библиотеки, на основании законодательства Российской Федерации и (или) договора;

в) "выделенный канал подключения" - канал передачи информации, являющийся элементом информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), предназначенный для передачи информации между двумя терминалами доступа, расположенными у участника Национальной электронной библиотеки и оператора;

г) "доступ" - обеспечение пользователям, участникам Национальной электронной библиотеки, экспертным советам, оператору возможности работать с техническими параметрами Национальной электронной библиотеки и получать информацию, содержащуюся в Национальной электронной библиотеке;

д) "личный кабинет" - специальный раздел портала, доступ к которому предоставляется участникам Национальной электронной библиотеки, членам экспертных советов и зарегистрированным пользователям, авторам, правообладателям, лицам, обладающим правомочиями по использованию объектов Национальной электронной библиотеки;

е) "Национальная электронная библиотека" - федеральная государственная информационная система, которая представляет собой совокупность документов и сведений в электронной форме, которые отобраны в соответствии с методикой отбора объектов Национальной электронной библиотеки, и доступ к которым предоставляется пользователям Национальной электронной библиотеки, в том числе с использованием сети "Интернет";

ж) "ознакомительный фрагмент объекта Национальной электронной библиотеки" - содержательная часть объекта Национальной электронной библиотеки, предоставляемая пользователям в любое время по их выбору без ограничения по месту нахождения в ознакомительных целях в объеме и на условиях, предусмотренных договором с автором, правообладателем или лицом, обладающим правомочиями использования объекта Национальной электронной библиотеки, которая может быть снабжена выходными сведениями, обложкой, аннотацией, содержанием, рецензией, введением и иными элементами издания;

з) "объект Национальной электронной библиотеки" - созданные в электронной форме копии печатных изданий, электронных изданий, неопубликованных документов, в том числе диссертаций, иных документов, представляемых в качестве обязательного экземпляра документов, книжных памятников;

и) "обязательный экземпляр документов" - экземпляры различных видов тиражированных документов и экземпляры печатных изданий в электронной форме, экземпляры диссертаций в электронной форме, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, которые установлены Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов";

к) "оператор" - юридическое лицо, осуществляющее функции оператора Национальной электронной библиотеки в соответствии с пунктом 4 статьи 18.1 Федерального закона "О библиотечном деле";

л) "пользователи" - пользователи библиотек, осуществляющих доступ к объектам Национальной электронной библиотеки в помещении библиотеки, в том числе с использованием сети "Интернет", и физические лица, не являющиеся пользователями библиотек, осуществляющие доступ к объектам Национальной электронной библиотеки с использованием сети "Интернет";

м) "портал" - сайт в сети "Интернет" (http://нэб.рф), предоставляющий пользователям и участникам Национальной электронной библиотеки доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, электронному каталогу, реестру книжных памятников и иной информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке;

н) "пространство знаний" - единое российское электронное пространство знаний, представляющее собой совокупность взаимно интегрированных на основе Национальной электронной библиотеки информационных систем и иных информационных ресурсов, сформированных на базе научного, исторического и культурного достояния народов Российской Федерации, образцов зарубежных научных, культурных и исторических ценностей и функционирующих на основе единых информационных технологий и принципов, которые обеспечивают семантическую взаимосвязь их содержимого, а также инструменты поиска и извлечения информации по запросу пользователей;

о) "семантическая взаимосвязь" - обеспечение взаимной связи объектов Национальной электронной библиотеки и (или) их элементов, основанное на сходстве значения и (или) смысловой зависимости, осуществляемое посредством создания для соответствующих объектов и (или) их элементов машиночитаемых идентификационных маркеров (метаописаний);

п) "терминал доступа" - стационарная или мобильная электронная вычислительная машина, позволяющая осуществить доступ к Национальной электронной библиотеке и ее объектам;

р) "участники Национальной электронной библиотеки" - государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки образовательных, научных и иных государственных и муниципальных организаций, а также организации, обеспечивающие хранение обязательного федерального экземпляра документов в электронной форме и (или) книжных памятников;

с) "экспертные советы" - коллегиальные органы, формируемые по приоритетным отраслям знаний Межведомственным советом по развитию Национальной электронной библиотеки;

т) "электронное взаимодействие" - способ информационного взаимодействия оператора, пользователей и участников Национальной электронной библиотеки, основанный на применении информационно-телекоммуникационных технологий;

у) "электронный каталог" - реестр данных о наличии и месте нахождения объектов Национальной электронной библиотеки, а также документов, отобранных для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

ф) "энциклопедическая систематизация" - упорядочение объектов Национальной электронной библиотеки, осуществляемое в целях получения пользователями справочной информации по заданному ими запросу.

II. Порядок создания и функционирования Национальной электронной библиотеки

2. Национальная электронная библиотека создается Министерством культуры Российской Федерации.

3. Национальная электронная библиотека представляет собой территориально-распределенную инфраструктуру аппаратно-программных средств, обеспечивающих сбор информации, ее обработку, хранение и предоставление пользователям.

4. Национальная электронная библиотека предназначается для сохранения исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации, обеспечения условий для повышения интеллектуального потенциала Российской Федерации и популяризации российской науки и культуры, формирования основы для создания пространства знаний.

5. Национальная электронная библиотека создается для решения следующих задач:

а) отбор документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

б) формирование совокупности объектов Национальной электронной библиотеки, содержащихся в фондах участников Национальной электронной библиотеки, доступ к которым предоставляется пользователям;

в) координация деятельности по созданию объектов Национальной электронной библиотеки, в том числе по переводу в электронную форму за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации документов, отобранных в соответствии с методикой отбора объектов Национальной электронной библиотеки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 169 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки" (далее - методика отбора);

г) обеспечение доступа пользователей к объектам Национальной электронной библиотеки.

6. Функции оператора осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская государственная библиотека". Оператор обеспечивает функционирование Национальной электронной библиотеки с учетом следующих принципов:

а) открытость и общедоступность информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе для слепых и слабовидящих;

б) достоверность и качество информации, предоставляемой пользователям;

в) инновационность информационных технологий для обеспечения прав граждан на библиотечное обслуживание;

г) законность, соблюдение прав и законных интересов авторов и иных правообладателей;

д) взаимное использование библиотечных ресурсов в электронной форме библиотеками Российской Федерации;

е) взаимодействие Национальной электронной библиотеки с иными информационными системами и внешними информационными ресурсами;

ж) защита информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке, путем использования разрешенных к применению в Российской Федерации средств технической защиты, включая средства защиты от несанкционированного доступа;

з) сбор и учет статистики функционирования Национальной электронной библиотеки и осуществления платежей при организации доступа к объектам Национальной электронной библиотеки через портал, мобильное приложение или терминалы доступа.

7. В Национальной электронной библиотеке содержатся:

а) объекты Национальной электронной библиотеки;

б) электронный каталог Национальной электронной библиотеки;

в) реестр книжных памятников;

г) нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в связи с созданием и функционированием Национальной электронной библиотеки.

8. Национальная электронная библиотека состоит из следующих основных систем и подсистем:

а) портал;

б) система учета, хранения и систематизации объектов Национальной электронной библиотеки;

в) система доступа в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения;

г) система биллинга, статистики и аналитики;

д) подсистема взаимодействия с авторами и иными правообладателями;

е) подсистема администрирования, включая личные кабинеты пользователей и участников Национальной электронной библиотеки, экспертных советов, а также авторов, правообладателей, лиц, обладающих правомочиями по использованию объектов Национальной электронной библиотеки;

ж) подсистема обеспечения формирования и развития пространства знаний;

з) подсистема ведения электронного каталога Национальной электронной библиотеки.

9. Включение в состав объектов Национальной электронной библиотеки документов, изданных после 1 января 2017 г., производится на основании Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" в части обязательного экземпляра документов в электронной форме с целью долгосрочного и резервного хранения.

Возможность доступа к объектам Национальной электронной библиотеки обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соответствующих лицензионных договоров (при их наличии).

10. Размер и порядок выплаты вознаграждения авторам или иным правообладателям устанавливаются в соответствии с лицензионными договорами, заключенными ими с оператором или участниками Национальной электронной библиотеки (должностным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица).

Выплата вознаграждения авторам или иным правообладателям может осуществляться за счет:

средств, выделяемых оператору и участникам Национальной электронной библиотеки в целях обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий;

средств, поступающих от пользователей за использование объектов Национальной электронной библиотеки.

11. Выплата вознаграждения авторам или иным правообладателям за счет средств, выделяемых оператору и участникам Национальной электронной библиотеки в целях обеспечения выполнения ими государственных (муниципальных) заданий, осуществляется при соблюдении следующих условий:

а) экспертным советом принято решение о присвоении документу соответствующего ранга на основании методики отбора;

б) пользователь использовал объект Национальной электронной библиотеки в объеме, превышающем ознакомительный фрагмент объекта Национальной электронной библиотеки;

в) пользователь, осуществивший использование объекта Национальной электронной библиотеки, авторизовался посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

г) отсутствуют признаки симуляции фактов использования объекта Национальной электронной библиотеки при помощи средств автоматизации.

12. Система доступа к Национальной электронной библиотеке включает:

а) служебный доступ, предоставляемый сотрудникам оператора и участникам Национальной электронной библиотеки для выполнения их обязанностей в части, касающейся обеспечения функционирования Национальной электронной библиотеки, а также членам экспертных советов для выполнения функций экспертных советов;

б) пользовательский доступ, предоставляемый пользователям и в зависимости от прохождения ими процедур регистрации и (или) аутентификации подразделяемый на:

свободный доступ к техническим возможностям Национальной электронной библиотеки, предназначенным для осуществления взаимодействия с объектами Национальной электронной библиотеки без учета персонифицированных параметров лица, осуществляющего доступ;

авторизированный доступ к техническим возможностям Национальной электронной библиотеки, предназначенным для использования информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке, с учетом персонифицированных параметров лица, осуществляющего доступ. Определение указанных параметров осуществляется по результатам прохождения лицом процедуры авторизации на портале, в том числе посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

13. Доступ к порталу предоставляется пользователям в соответствии с настоящим Положением без прохождения процедур регистрации и (или) аутентификации. Регистрация пользователей осуществляется по их желанию в соответствии с настоящем Положением.

14. Использование и обработка персональных данных, содержащихся в Национальной электронной библиотеке, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".

III. Порядок формирования пространства знаний на основе Национальной электронной библиотеки

15. Пространство знаний формируется Министерством культуры Российской Федерации на технологической основе Национальной электронной библиотеки.

16. Координация создания и развития пространства знаний возлагается на Межведомственный совет по развитию Национальной электронной библиотеки.

17. Целями формирования пространства знаний являются создание единой, целостной и авторитетной совокупности накопленных человечеством знаний, повышение интеллектуального потенциала Российской Федерации, популяризация российской культуры и науки, в том числе за рубежом.

Приоритет при формировании пространства знаний должен отдаваться документам на русском языке и языках народов Российской Федерации.

18. Основными принципами формирования пространства знаний являются:

а) отсутствие ограничения доступа пользователей к информации, содержащейся в пространстве знаний;

б) достоверность и авторитетность информации;

в) семантическая взаимосвязь информации.

19. Пространство знаний формируется на основе:

а) Национальной электронной библиотеки;

б) информационных ресурсов, содержащих в том числе электронные копии музейных предметов и музейных коллекций музеев Российской Федерации, электронные копии не имеющих ограничений по доступу архивных документов, электронные копии аудиовизуальных документов, находящихся в ведении организаций, уполномоченных на постоянное хранение аудиовизуальных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Пространство знаний формируется в соответствии с планом, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и состоит из следующих этапов:

а) создание технологической основы;

б) создание системы классификации, поиска и извлечения информации;

в) обеспечение на основе Национальной электронной библиотеки электронного взаимодействия информационных систем и информационных ресурсов, входящих в пространство знаний, функционирующих по единым с Национальной электронной библиотекой принципам и правилам;

г) обеспечение семантической взаимосвязи содержащихся в пространстве знаний электронных копий документов посредством использования системы классификации, поиска и извлечения информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".

21. Оператор обеспечивает:

а) семантическую взаимосвязь электронных копий документов, содержащихся в пространстве знаний;

б) определение требований к форматам данных и метаописаний, содержащихся в пространстве знаний;

в) электронное взаимодействие информационных ресурсов, входящих в пространство знаний;

г) проведение мероприятий по популяризации пространства знаний.

22. Оператор с привлечением экспертных советов обеспечивает энциклопедическую систематизацию отбираемых документов.

IV. Функции оператора

23. Оператор обеспечивает функционирование Национальной электронной библиотеки на основе электронного взаимодействия между оператором, участниками Национальной электронной библиотеки и пользователями путем использования территориально распределенной инфраструктуры аппаратно-программных средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие информационных систем участников Национальной электронной библиотеки, в том числе автоматизированных библиотечных информационных систем, используемых для сбора, хранения и предоставления доступа пользователям к информации, а также обмена документами в электронной форме посредством использования сети "Интернет" и иных каналов передачи данных.

24. В целях обеспечения функционирования Национальной электронной библиотеки оператор и участник Национальной электронной библиотеки (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заключают в форме договора присоединения следующие договоры электронного взаимодействия:

а) договор о предоставлении оператору доступа к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в фонде участника Национальной электронной библиотеки (далее - договор о предоставлении доступа);

б) договор о передаче участником Национальной электронной библиотеки оператору объектов Национальной электронной библиотеки (далее - договор о передаче объектов Национальной электронной библиотеки);

в) договор о подключении к Национальной электронной библиотеке и предоставлении оператору доступа к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в фонде участника Национальной электронной библиотеки (далее - договор о подключении к Национальной электронной библиотеке).

25. Оператор обеспечивает развитие Национальной электронной библиотеки в соответствии с приоритетными отраслями знаний, установленными Межведомственным советом по развитию Национальной электронной библиотеки. В целях обеспечения развития Национальной электронной библиотеки оператор:

а) формирует требования к новым версиям программного обеспечения Национальной электронной библиотеки;

б) разрабатывает и вносит в Министерство культуры Российской Федерации предложения по модернизации аппаратно-программных средств Национальной электронной библиотеки;

в) осуществляет тестирование и развертывание новых версий программного обеспечения Национальной электронной библиотеки;

г) совершенствует функциональные возможности Национальной электронной библиотеки.

26. Обеспечение развития Национальной электронной библиотеки осуществляется оператором в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

27. Оператор координирует деятельность по созданию объектов Национальной электронной библиотеки, в том числе в рамках взаимодействия с экспертными советами.

Координация деятельности участников Национальной электронной библиотеки по созданию объектов Национальной электронной библиотеки, в том числе по переводу в электронную форму документов, отобранных для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки, осуществляется оператором с целью эффективного расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и исключения дублирования объектов Национальной электронной библиотеки.

28. В целях координации деятельности участников Национальной электронной библиотеки по созданию объектов Национальной электронной библиотеки оператор обеспечивает:

а) поддержку информационного обмена между экспертными советами и участниками Национальной электронной библиотеки при формировании и направлении ими предложений о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

б) согласованность действий участников Национальной электронной библиотеки по созданию объектов Национальной электронной библиотеки;

в) взаимодействие участников Национальной электронной библиотеки с экспертными советами для получения решений о целесообразности (нецелесообразности) включения документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

г) проверку документов, поступающих от участников Национальной электронной библиотеки, на предмет их дублирования, наличия и действия в отношении документов интеллектуальных прав;

д) включение сведений о документах, отобранных для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки, и сведений об объектах Национальной электронной библиотеки в электронный каталог Национальной электронной библиотеки;

е) взаимодействие с авторами и иными правообладателями, а также научным сообществом по вопросам включения документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки и организации доступа к ним;

ж) технологический анализ объектов Национальной электронной библиотеки на соответствие требований к документам, классификации и метаописанию;

з) правовой анализ объектов Национальной электронной библиотеки в части организации доступа пользователей к объектам Национальной электронной библиотеки;

и) тематический анализ объектов Национальной электронной библиотеки в целях систематизации и классификации документов по отраслям науки, а также анализ востребованности пользователями объектов Национальной электронной библиотеки;

к) семантическую взаимосвязь документов пространства знаний, энциклопедическую систематизацию отбираемых документов с привлечением экспертных советов.

29. Основным принципом организации хранения объектов Национальной электронной библиотеки является их распределенное хранение в фондах участников Национальной электронной библиотеки с учетом обеспечения сохранности, доступности и защиты от несанкционированного доступа.

30. Оператор обеспечивает долгосрочное резервное хранение объектов Национальной электронной библиотеки.

С целью организации хранения объектов Национальной электронной библиотеки оператор:

вырабатывает единые требования к системе хранения объектов Национальной электронной библиотеки, которые учитываются участниками Национальной электронной библиотеки при модернизации своих аппаратно-программных средств;

осуществляет методическое руководство по вопросам организации хранения объектов Национальной электронной библиотеки участниками Национальной электронной библиотеки.

Сохранность объектов Национальной электронной библиотеки обеспечивается оператором и участниками Национальной электронной библиотеки постоянно.

31. Технологическое и техническое обслуживание оборудования оператора, предназначенного для обеспечения функционирования, программ и баз данных Национальной электронной библиотеки осуществляется оператором согласно требованиям технической документации, предоставляемой разработчиками и производителями программного обеспечения и технических средств, с учетом обеспечения круглосуточного бесперебойного функционирования Национальной электронной библиотеки, защиты от сбоев, резервирования основных технологических и программных систем Национальной электронной библиотеки.

Оператор обеспечивает объединение технических средств участников Национальной электронной библиотеки, содержащих объекты Национальной электронной библиотеки, общими средствами доступа.

Оператор обеспечивает информационную поддержку участников Национальной электронной библиотеки по вопросам работы и эксплуатации программного обеспечения деятельности Национальной электронной библиотеки.

32. Оператор обеспечивает доступ пользователей к объектам Национальной электронной библиотеки в порядке, установленном разделом XII настоящего Положения.

33. Формирование и ведение электронного каталога Национальной электронной библиотеки осуществляется оператором посредством:

формирования сведений, включаемых в электронный каталог Национальной электронной библиотеки в соответствии с порядком формирования электронного каталога Национальной электронной библиотеки и составом содержащихся в нем сведений, утвержденными Министерством культуры Российской Федерации;

поддержки электронного каталога Национальной электронной библиотеки в актуальном состоянии;

обеспечения круглосуточной доступности электронного каталога Национальной электронной библиотеки для ознакомления с ним и его использования участниками Национальной электронной библиотеки и пользователями без взимания платы.

Электронный каталог Национальной электронной библиотеки ведется на русском языке. В случае необходимости сведения об объектах Национальной электронной библиотеки могут включаться в электронный каталог Национальной электронной библиотеки с использованием букв латинского и иных алфавитов.

34. Оператор обеспечивает информационное взаимодействие с участниками Национальной электронной библиотеки путем обмена информацией в виде электронных документов в автоматическом режиме с использованием сети "Интернет" или выделенных каналов подключения. При отсутствии возможности использования информационно-телекоммуникационных технологий информационное взаимодействие оператора с участниками Национальной электронной библиотеки осуществляется с использованием съемных машиночитаемых носителей информации.

35. Оператор в соответствии с методикой отбора вправе осуществлять отбор документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки по предложениям участников Национальной электронной библиотеки, а также отбор документов, представляющих научно-образовательную ценность для их включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки в случае отсутствия заключений экспертных советов по различным отраслям знаний в установленные настоящим Положением сроки.

36. Оператор осуществляет популяризацию Национальной электронной библиотеки и пространства знаний в Российской Федерации и за рубежом посредством распространения информации в средствах массовой информации, в том числе в сети "Интернет", и в рамках реализации проектов, программ, конкурсов и иных мероприятий совместно с организациями образования, науки, культуры и другими организациями, а также субъектами Российской Федерации.

37. Оператор готовит ежегодно отчет о ходе создания и функционирования Национальной электронной библиотеки и пространства знаний и публикует его не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, на официальном сайте оператора в сети "Интернет".

38. Оператор во взаимодействии с участниками Национальной электронной библиотеки проводит с авторами или иными правообладателями работу по заключению лицензионных договоров для формирования Национальной электронной библиотеки и совершенствования механизмов доступа к объектам Национальной электронной библиотеки.

39. В лицензионных договорах, заключаемых участниками Национальной электронной библиотеки (должностным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) с авторами или иными правообладателями, предусматриваются:

перечень наименований объектов Национальной электронной библиотеки;

способы использования объектов Национальной электронной библиотеки;

способы воспроизведения объектов Национальной электронной библиотеки;

доведение до всеобщего сведения информации о Национальной электронной библиотеке;

безвозмездный или возмездный характер лицензионного договора (размер и порядок выплаты вознаграждения авторам или иным правообладателям, в том числе с выплатой вознаграждения в соответствии с фактическим использованием объектов Национальной электронной библиотеки, с выплатой единовременного или периодически выплачиваемого фиксированного вознаграждения);

иные условия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Сведения о заключенных лицензионных договорах направляются участниками Национальной электронной библиотеки оператору посредством электронного взаимодействия для последующего формирования и ведения подсистемы взаимодействия с авторами, правообладателями или лицами, обладающими правомочиями использования объектов Национальной электронной библиотеки.

40. Оператор организует проведение ежегодного публичного аудита программного обеспечения в части статистики, биллинга и аналитики. Результаты аудита размещаются в виде отчета на портале с обеспечением возможности внесения предложений по совершенствованию программного обеспечения аутентифицированными пользователями.

V. Права и обязанности участников Национальной электронной библиотеки и пользователей

41. Участники Национальной электронной библиотеки имеют право:

а) безвозмездно получать доступ к Национальной электронной библиотеке;

б) получать доступ к объектам Национальной электронной библиотеки в соответствии с системой доступа, установленной настоящим Положением;

в) получать информацию о статистике обращений к объектам Национальной электронной библиотеки;

г) модернизировать собственные информационные системы в объеме, не ограничивающем возможность использования Национальной электронной библиотеки;

д) вносить оператору и в Межведомственный совет по развитию Национальной электронной библиотеки предложения о повышении качества функционирования Национальной электронной библиотеки;

е) предлагать документы для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки.

42. Участники Национальной электронной библиотеки обязаны:

а) предоставлять оператору доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в их фондах;

б) определить уполномоченных работников, ответственных за взаимодействие с оператором, предоставление доступа к объектам Национальной электронной библиотеки и размещение объектов Национальной электронной библиотеки и сведений о них в Национальной электронной библиотеке;

в) располагать терминалы доступа к Национальной электронной библиотеке исключительно в помещениях участников Национальной электронной библиотеки;

г) предоставлять пользователям возможность получения безвозмездного доступа к объектам Национальной электронной библиотеки, которые в соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле" предоставляются пользователям без взимания платы, через терминалы доступа, расположенные в помещениях участников Национальной электронной библиотеки;

д) не допускать несанкционированное создание в электронной форме пользователями копий объектов Национальной электронной библиотеки, охраняемых авторским правом;

е) согласовывать с экспертными советами документы, предлагаемые участниками Национальной электронной библиотеки для перевода в электронную форму с целью их включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

ж) применять единые требования к форматам объектов Национальной электронной библиотеки, установленные Министерством культуры Российской Федерации;

з) осуществлять технологическое и техническое обслуживание оборудования, предназначенного для доступа к Национальной электронной библиотеке и находящегося в ведении участников Национальной электронной библиотеки;

и) использовать аппаратно-программные средства с лицензионным либо свободным программным обеспечением;

к) обеспечивать соответствие информационных систем требованиям законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации;

л) не производить действия, направленные на нарушение функционирования Национальной электронной библиотеки.

43. Пользователи имеют право:

а) на доступ к объектам Национальной электронной библиотеки с учетом системы доступа, определенной настоящим Положением;

б) на бесплатное получение информации о составе объектов Национальной электронной библиотеки из электронного каталога Национальной электронной библиотеки;

в) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными.

44. Пользователи обязаны:

а) не производить действия, направленные на нарушение функционирования Национальной электронной библиотеки;

б) соблюдать требования, установленные настоящим Положением;

в) соблюдать требования, установленные законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах при использовании объектов Национальной электронной библиотеки.

VI. Принципы формирования, полномочия и порядок организации работы Межведомственного совета по развитию Национальной электронной библиотеки

45. Межведомственный совет по развитию Национальной электронной библиотеки (далее - Межведомственный совет) является совещательно-консультативным органом при Министерстве культуры Российской Федерации и осуществляет межведомственную координацию по вопросам развития Национальной электронной библиотеки, формирования и развития пространства знаний.

46. В состав Межведомственного совета включаются представители заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, библиотек, научных и образовательных организаций, профессионального сообщества и общественности.

Состав Межведомственного совета утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

47. Принципами формирования Межведомственного совета являются:

а) паритетное и полномочное представительство в Межведомственном совете заинтересованных органов исполнительной и законодательной власти, библиотек, научных и образовательных организаций, профессионального сообщества и общественности;

б) коллегиальность.

48. Целью деятельности Межведомственного совета является формирование предложений по развитию Национальной электронной библиотеки на основе анализа российского и международного опыта в области информатизации библиотечного дела, координация деятельности экспертных советов, координация формирования и развития пространства знаний.

49. Межведомственный совет осуществляет следующие полномочия:

а) определяет основные направления развития Национальной электронной библиотеки, в том числе по приоритетным отраслям знаний;

б) разрабатывает механизмы развития Национальной электронной библиотеки на основе ведомственных, межрегиональных и региональных проектов и программ в области информатизации библиотечного дела;

в) готовит рекомендации по внедрению и использованию нормативных научно-методических материалов, технологических, организационных, экономических и других разработок для дальнейшего развития Национальной электронной библиотеки и других проектов и программ в области информатизации библиотечного дела;

г) разрабатывает предложения и рекомендации по развитию Национальной электронной библиотеки в виде проектов и программ, аналитических, информационных материалов и иных документов;

д) осуществляет оценку результатов реализации проектов, одобренных Межведомственным советом;

е) формирует при необходимости комиссии и рабочие группы, в том числе с привлечением независимых экспертов.

50. К работе Межведомственного совета могут быть привлечены эксперты по направлениям деятельности Межведомственного совета.

51. Члены Межведомственного совета выполняют работу на безвозмездной основе.

52. Члены Межведомственного совета обязаны:

а) принимать участие в заседаниях Межведомственного совета, активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и выработке решений по их реализации;

б) выполнять поручения Межведомственного совета;

в) содействовать выполнению решений Межведомственного совета.

53. Члены Межведомственного совета имеют право:

а) голосовать по обсуждаемым вопросам, выступать на заседаниях Межведомственного совета;

б) вносить предложения в повестку заседания Межведомственного совета, по порядку ведения заседания Межведомственного совета, а также по другим вопросам;

в) получать информацию о ходе выполнения решений Межведомственного совета.

54. Межведомственный совет возглавляет председатель.

55. Председатель Межведомственного совета имеет 4 заместителей из числа руководителей (заместителей руководителя) федеральных органов исполнительной власти.

56. Председатель Межведомственного совета утверждает план работы Межведомственного совета и контролирует его реализацию.

57. Заместитель председателя Межведомственного совета:

а) выполняет поручения председателя;

б) готовит предложения по основным направлениям деятельности Межведомственного совета;

в) координирует деятельность членов Межведомственного совета;

г) ведет заседания Межведомственного совета по поручению председателя в его отсутствие.

57.1. Ответственный секретарь Межведомственного совета:

а) уведомляет членов Межведомственного совета о дате, месте и повестке предстоящего заседания Межведомственного совета не менее чем за 2 недели до планируемого заседания, а также об утвержденном ежегодном плане деятельности Межведомственного совета;

б) готовит и согласует с председателем Межведомственного совета проекты решений Межведомственного совета и иных документов Межведомственного совета;

в) ведет делопроизводство, оформляет и рассылает членам Межведомственного совета протоколы заседаний и иные необходимые документы;

г) в случае проведения заседания Межведомственного совета в заочной форме обеспечивает направление всем членам Межведомственного совета необходимых документов и сбор их мнений по результатам рассмотрения указанных документов.

58. Заседания Межведомственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 3 раз в год.

По решению председателя Межведомственного совета может быть проведено внеочередное заседание Межведомственного совета, а также заседание в форме заочного голосования.

59. Межведомственный совет принимает решения простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Межведомственного совета при условии присутствия более 50 процентов членов Межведомственного совета. При равенстве голосов решающим голосом является голос председательствующего на заседании Межведомственного совета.

Решения Межведомственного совета могут быть приняты без созыва заседания путем проведения заочного голосования большинством голосов от общего числа лиц (членов Межведомственного совета), участвующих в заочном голосовании. На заочное голосование могут быть вынесены все вопросы, решение которых отнесено к полномочиям Межведомственного совета.

Заочное голосование проводится путем заполнения членами Межведомственного совета опросных листов, направленных в их адрес заказным почтовым отправлением, по электронной почте или иным способом, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заочного голосования с указанием дня окончания приема заполненных опросных листов.

Члены Межведомственного совета, направившие заполненный опросный лист в адрес ответственного секретаря в установленный срок, считаются принявшими участие в заочном голосовании.

60. Решения Межведомственного совета оформляются в виде протоколов.

61. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственного совета осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

VII. Порядок создания, функционирования, организации работы, а также полномочия экспертных советов по отбору документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки

62. Экспертные советы создаются в целях обеспечения отбора документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки в соответствии с методикой отбора и настоящим Положением. Члены экспертных советов осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

63. Количество формируемых экспертных советов зависит от количества определенных Межведомственным советом приоритетных отраслей знаний. В рамках экспертных советов при необходимости могут создаваться рабочие группы экспертов по научным специальностям.

64. В соответствии с определенными Межведомственным советом приоритетными отраслями знаний Министерство культуры Российской Федерации запрашивает у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций предложения по кандидатурам членов экспертных советов.

65. Списки кандидатов в члены экспертных советов направляются в Министерство культуры Российской Федерации.

66. Министерство культуры Российской Федерации рассматривает представленные списки кандидатов и формирует составы экспертных советов в соответствии с определенными Межведомственным советом приоритетными отраслями знаний.

67. Составы экспертных советов утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

68. Полномочия члена экспертного совета могут быть прекращены по его заявлению, направленному в федеральный орган исполнительной власти, предложивший его кандидатуру. При прекращении полномочий члены экспертных советов теряют право доступа к личным кабинетам на портале. В случае прекращения полномочий одного или нескольких членов экспертных советов федеральные органы исполнительной власти предлагают новую кандидатуру эксперта по соответствующей отрасли знаний.

69. В состав экспертного совета входят председатель, а также 5 - 10 членов экспертного совета из числа ведущих ученых и специалистов.

70. К функциям экспертных советов относятся:

а) выявление и отбор документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки в соответствии с методикой отбора;

б) определение приоритетов перевода в электронную форму (оцифровки) произведений, перешедших в общественное достояние;

в) формирование перечня документов из числа библиотечного фонда Российской Федерации, других фондов учреждений науки и культуры, рекомендованных для перевода в электронную форму и включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

г) формирование перечня периодических изданий и информационных ресурсов по отраслям науки для включения в Национальную электронную библиотеку и (или) для предоставления доступа к ним пользователей Национальной электронной библиотеки;

д) рассмотрение и согласование предложений участников Национальной электронной библиотеки о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки и вынесение заключений о целесообразности (нецелесообразности) их включения;

е) обеспечение отбора документов и ресурсов, содержащих актуальную, качественную и достоверную информацию, в том числе для пространства знаний;

ж) энциклопедическая систематизация отбираемых документов;

з) анализ востребованности и использования объектов Национальной электронной библиотеки по областям знаний.

71. Рассмотрение предложений участников Национальной электронной библиотеки о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки осуществляется экспертными советами в течение 3 месяцев со дня поступления к ним указанных предложений от оператора и оформляется в виде заключения.

72. Работа экспертных советов осуществляется посредством электронного взаимодействия между экспертными советами, оператором и участниками Национальной электронной библиотеки с использованием личных кабинетов председателей экспертных советов и личных кабинетов членов экспертных советов, формируемых оператором на портале.

73. Личные кабинеты формируются оператором на основании сведений об экспертных советах, включающих:

а) наименование экспертного совета;

б) персональный состав экспертного совета;

в) адреса электронной почты каждого из членов экспертного совета, которые направляются по адресу электронной почты оператора, размещенному на портале.

74. Доступ к личным кабинетам членов экспертных советов осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

75. Члену экспертного совета в его личном кабинете предоставляются следующие функциональные возможности:

а) рассмотрение направленных экспертному совету оператором и участниками Национальной электронной библиотеки предложений о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

б) просмотр сведений об изданных в Российской Федерации книгах, размещенных оператором по представлению федерального государственного унитарного предприятия "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", а также об объектах Национальной электронной библиотеки;

в) оценка документов в соответствии с методикой отбора;

г) доступ к полнотекстовым документам, подлежащим экспертной оценке, который автоматически прекращается через 3 месяца со дня его предоставления;

д) возможность создания списков документов в унифицированном формате для ранжирования;

е) просмотр статистики обращений к документам и иной информации, необходимой для вынесения экспертной оценки;

ж) обмен сообщениями между членами данного экспертного совета в целях вынесения заключений.

76. В личном кабинете председателя экспертного совета в дополнение к функциональным возможностям, указанным в пункте 75 настоящего Положения, предоставляется возможность формирования заключений экспертного совета по результатам оценки документов членами экспертного совета, а также направления указанных заключений оператору и участникам Национальной электронной библиотеки.

77. Отбор документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки осуществляется экспертными советами путем их оценки в соответствии с методикой отбора. Отбор и оценка документов производятся каждым членом экспертного совета индивидуально в отношении каждого документа. Ранжирование и формирование рейтинга документов, в соответствии с которыми осуществляется определение степени необходимости включения документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки, осуществляются в автоматическом режиме.

78. Решения экспертных советов о целесообразности (нецелесообразности) включения документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки формируются в виде ранжированных списков, заверяемых и направляемых в электронном виде председателем экспертного совета оператору и при необходимости участникам Национальной электронной библиотеки.

79. Оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения решений экспертного совета осуществляет формирование сводных предложений о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки.

VIII. Порядок включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки книг, ежегодно издаваемых в Российской Федерации

80. Включение в состав объектов Национальной электронной библиотеки книг, ежегодно издаваемых в Российской Федерации, осуществляется оператором.

Обязательные экземпляры печатных изданий в электронной форме, поступающие в фонды Российской государственной библиотеки в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов", в полном объеме включаются в состав объектов Национальной электронной библиотеки в целях обеспечения их сохранности и организации резервного хранения. Использование обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме осуществляется в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

81. Оператор осуществляет распределение обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме по приоритетным отраслям знаний, определенным Межведомственным советом, и ежеквартально, в течение 10 рабочих дней со дня окончания соответствующего квартала, направляет списки их наименований в личные кабинеты членов экспертных советов по соответствующим отраслям знаний.

82. Экспертные советы проводят отбор и оценку изданий, указанных в списке, направленном оператором в соответствии с пунктом 81 настоящего Положения, для составления ранжированного списка в соответствии с методикой отбора в течение 30 рабочих дней со дня его поступления.

83. Оператор в соответствии с методикой отбора формирует ранжированный список наименований обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме на основании оценок экспертных советов.

84. С учетом сформированных в соответствии с пунктом 83 настоящего Положения ранжированных списков оператор осуществляет мероприятия по приобретению прав и организации доступа к объектам Национальной электронной библиотеки, в том числе за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерством культуры Российской Федерации.

85. Обязательным экземплярам печатных изданий в электронной форме, право использования которых в Национальной электронной библиотеке предоставлено авторами или иными правообладателями, оператором присваивается соответствующий тип доступа.

86. Оператор обеспечивает невозможность неправомерного создания копий в электронной форме обязательных экземпляров печатных изданий в электронной форме, включенных в состав объектов Национальной электронной библиотеки в соответствии с настоящим разделом.

IX. Порядок деятельности участников Национальной электронной библиотеки по созданию объектов Национальной электронной библиотеки, в том числе по переводу в электронную форму документов, отобранных в соответствии с методикой отбора

87. При создании объектов Национальной электронной библиотеки участники Национальной электронной библиотеки руководствуются принципами:

а) взаимодействия с оператором и экспертными советами;

б) использования участниками объектов Национальной электронной библиотеки;

в) исключения дублирования документов при создании объектов Национальной электронной библиотеки;

г) использования единых требований к форматам объектов Национальной электронной библиотеки, установленных Министерством культуры Российской Федерации.

88. Для создания объектов Национальной электронной библиотеки участники Национальной электронной библиотеки осуществляют:

а) выявление и предварительный отбор документов из собственных библиотечных фондов;

б) формирование и направление оператору предложений о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

в) создание объектов Национальной электронной библиотеки на основании заключений экспертных советов;

г) предоставление оператору Национальной электронной библиотеки сведений о созданных объектах Национальной электронной библиотеки;

д) создание в электронной форме копий документов библиотечных фондов участников Национальной электронной библиотеки, права на использование которых получены от авторов или иных правообладателей и (или) которые подлежат свободному использованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

89. Участники Национальной электронной библиотеки при переводе документов в электронную форму руководствуются едиными требованиями к форматам объектов Национальной электронной библиотеки, установленными Министерством культуры Российской Федерации.

90. Для перевода в электронную форму и включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки используются документы библиотечных фондов, изданные (правомерно введенные в гражданский оборот иным способом) до 1 января 2017 г.

91. В состав объектов Национальной электронной библиотеки посредством перевода в электронную форму могут быть включены следующие виды документов:

а) документы, включенные в перечни документов библиотечного фонда Российской Федерации, другие фонды учреждений науки и культуры, рекомендованные экспертными советами для перевода в электронную форму и включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки, опубликованные оператором;

б) документы, отобранные участниками Национальной электронной библиотеки и согласованные с экспертными советами (в части содержательных требований) и оператором (в части отсутствия дублетов и дублирующих ресурсов).

92. Процедуры согласования и координации перевода документов в электронную форму и включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки устанавливаются оператором.

93. При создании объектов Национальной электронной библиотеки участники Национальной электронной библиотеки обеспечивают возможность включения сведений о созданных объектах Национальной электронной библиотеки в электронный каталог Национальной электронной библиотеки путем предоставления сведений оператору в соответствии с порядком формирования электронного каталога Национальной электронной библиотеки.

X. Порядок доступа оператора к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в фондах участников Национальной электронной библиотеки

94. Доступ оператора к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в фондах участников Национальной электронной библиотеки, осуществляется в соответствии с заключенным между оператором и участником Национальной электронной библиотеки (должностным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) договором о предоставлении доступа.

95. Заключение договора о предоставлении доступа осуществляется в следующем порядке:

а) участник Национальной электронной библиотеки (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заполняет электронную форму заявки на заключение договора о предоставлении доступа, размещенную оператором Национальной электронной библиотеки в открытой части портала, и направляет ее оператору посредством сети "Интернет".

В заявке указываются следующие сведения об участнике Национальной электронной библиотеки - юридическом лице:

наименование;

организационно-правовая форма;

адрес, в том числе фактический, и адрес электронный почты;

сведения о руководителе или ином должностном лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица, сведения об уполномочивающих документах;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

код причины постановки на учет в налоговых органах;

банковские реквизиты;

логин и пароль;

б) на основании сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, оператор в автоматическом режиме формирует договор о предоставлении доступа и направляет его участнику Национальной электронной библиотеки по адресу электронной почты, указанному в заявке, посредством сети "Интернет";

в) в течение 7 рабочих дней со дня получения договора, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, участник Национальной электронной библиотеки (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заполняет договор, заверяет его подписью и печатью (при наличии), создает электронную копию (электронный образ) и направляет ее оператору посредством сети "Интернет" по специализированному адресу электронной почты. Участник также направляет оператору 2 экземпляра подписанного договора на бумажном носителе заказным почтовым отправлением. После получения и подписания договора уполномоченным лицом оператора один экземпляр договора направляется участнику Национальной электронной библиотеки заказным почтовым отправлением.

96. Участники предоставляют оператору доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в их фондах, на безвозмездной основе посредством:

а) установки участниками Национальной электронной библиотеки на безвозмездной основе специализированного программного обеспечения, предоставляемого оператором;

б) реализации участником Национальной электронной библиотеки специализированного программного интерфейса доступа к объектам Национальной электронной библиотеки в соответствии с техническими условиями интеграции, предоставляемыми оператором.

97. В случае отсутствия технической возможности предоставления оператору доступа к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в фондах участников Национальной электронной библиотеки, участники передают их оператору в соответствии с заключенным между оператором и участником (должностным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица), договором о передаче участником Национальной электронной библиотеки объектов Национальной электронной библиотеки.

98. Заключение договора о передаче объектов Национальной электронной библиотеки осуществляется в следующем порядке:

а) участник Национальной электронной библиотеки (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заполняет электронную форму заявки на заключение договора о передаче объектов Национальной электронной библиотеки, размещенную оператором в открытой части портала, и направляет ее оператору посредством сети "Интернет". В заявке указываются следующие сведения об участнике Национальной электронной библиотеки - юридическом лице:

наименование;

организационно-правовая форма;

адрес, в том числе фактический, и адрес электронный почты;

сведения о руководителе или ином должностном лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица, сведения об уполномочивающих документах;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

код причины постановки на учет в налоговых органах;

банковские реквизиты;

б) на основании сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, оператор в автоматическом режиме формирует договор о передаче объектов Национальной электронной библиотеки и направляет его участнику Национальной электронной библиотеки по адресу электронной почты, указанному в заявке, посредством сети "Интернет";

в) в течение 7 рабочих дней со дня получения договора, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, участник Национальной электронной библиотеки (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заполняет договор, заверяет его подписью и печатью (при наличии), создает электронную копию (электронный образ) и направляет ее оператору посредством сети "Интернет" по специализированному адресу электронной почты. Участник также направляет оператору 2 экземпляра подписанного договора на бумажном носителе заказным почтовым отправлением. После получения и подписания договора уполномоченным лицом оператора один экземпляр направляется участнику Национальной электронной библиотеки заказным почтовым отправлением.

99. Объекты Национальной электронной библиотеки, переданные участником Национальной электронной библиотеки оператору для размещения в Национальной электронной библиотеке, не могут быть использованы оператором в иных целях и на иных условиях, чем это определено настоящим Положением и договором о передаче объектов Национальной электронной библиотеки.

Участник Национальной электронной библиотеки, осуществивший передачу объектов Национальной электронной библиотеки для размещения в Национальной электронной библиотеке или предоставивший доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, содержащимся в его фондах, указывается оператором в электронном каталоге Национальной электронной библиотеки в качестве обладателя соответствующих объектов.

100. В целях обеспечения возможности управления участниками Национальной электронной библиотеки объектами Национальной электронной библиотеки, содержащимися в их фондах, оператор после заключения договора о предоставлении доступа формирует личный кабинет участника Национальной электронной библиотеки. Доступ к личному кабинету осуществляется участником Национальной электронной библиотеки с использованием логина и пароля, которые указываются им при заполнении заявки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 98 настоящего Положения.

101. Участник Национальной электронной библиотеки передает оператору через личный кабинет:

а) созданные им объекты Национальной электронной библиотеки, подлежащие передаче оператору;

б) сведения об объектах Национальной электронной библиотеки, содержащихся в его фондах, в том числе библиографические записи;

в) предложения о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

г) сведения о документах, отобранных для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки экспертными советами по предложению участника Национальной электронной библиотеки;

д) сведения о данном участнике Национальной электронной библиотеки.

102. Участнику Национальной электронной библиотеки в личном кабинете предоставляются следующие функциональные возможности:

а) формирование тематических коллекций из объектов Национальной электронной библиотеки;

б) управление страницей портала, на которой размещена информация о данном участнике Национальной электронной библиотеки;

в) просмотр статистики обращений пользователей к объектам Национальной электронной библиотеки;

г) составление, просмотр и сохранение информации, содержащей предложения участников Национальной электронной библиотеки о переводе в электронную форму документов, находящихся в их фондах, с учетом предложений других участников Национальной электронной библиотеки и оператора;

д) информационное взаимодействие с пользователями, другими участниками Национальной электронной библиотеки, членами экспертных советов и оператором.

XI. Порядок доступа библиотек к объектам Национальной электронной библиотеки

103. Доступ библиотек к объектам Национальной электронной библиотеки осуществляется после их подключения к Национальной электронной библиотеке в соответствии с заключенными между оператором и библиотекой (должностным лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) договором о подключении к Национальной электронной библиотеке.

104. Заключение договора о подключении к Национальной электронной библиотеке осуществляется в следующем порядке:

а) библиотека (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица, если участником Национальной электронной библиотеки является библиотека - структурное подразделение юридического лица) заполняет электронную форму заявки на заключение договора о подключении к Национальной электронной библиотеке, размещенную оператором в открытой части портала, и направляет ее оператору посредствам сети "Интернет". В заявке указываются следующие сведения о библиотеке - юридическом лице:

наименование;

организационно-правовая форма;

адрес, в том числе фактический, и адрес электронной почты;

сведения о руководителе или ином должностном лице, уполномоченном действовать от имени юридического лица, сведения об уполномочивающих документах;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

код причины постановки на учет в налоговых органах;

банковские реквизиты;

сведения технического характера (IP-адреса или диапазоны статических IP-адресов, количество терминалов доступа, пропускная способность канала, количество и адреса электронных читальных залов);

логин и пароль;

наличие структурных подразделений и сведения о них, если структурным подразделением является библиотека;

б) на основании сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, оператор в автоматическом режиме формирует договор о подключении к Национальной электронной библиотеке и направляет его библиотеке по адресу электронной почты, указанному в заявке, посредством сети "Интернет";

в) в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного в подпункте "б" настоящего пункта договора библиотека (должностное лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица) заполняет договор и заверяет его подписью и печатью (при наличии), создает электронную копию (электронный образ) и направляет ее оператору посредством сети "Интернет" по специализированному адресу электронной почты. Библиотека также направляет оператору 2 экземпляра подписанного договора на бумажном носителе заказным почтовым отправлением. После получения и подписания договора уполномоченным лицом оператора один экземпляр договора направляется библиотеке заказным почтовым отправлением.

105. В целях обеспечения информационного взаимодействия библиотек с другими участниками Национальной электронной библиотеки, членами экспертных советов и оператором после заключения договора о подключении к Национальной электронной библиотеке оператор формирует личный кабинет библиотеки. Доступ к личному кабинету библиотеки осуществляется с использованием логина и пароля, которые указываются библиотекой при заполнении заявки на заключение договора о подключении к Национальной электронной библиотеке, указанной в подпункте "а" пункта 104 настоящего Положения.

После заключения договора о подключении к Национальной электронной библиотеке оператор осуществляет подключение библиотеки к Национальной электронной библиотеке и предоставляет доступ к объектам Национальной электронной библиотеки.

106. Доступ библиотеки к объектам Национальной электронной библиотеки осуществляется посредством использования портала и интегрированного с ним специализированного программного обеспечения, установленного на терминалах доступа, в следующем порядке:

библиотека выделяет терминалы доступа, расположенные в ее помещениях и подключенные к сети "Интернет", для обеспечения доступа библиотеки к Национальной электронной библиотеке и объектам Национальной электронной библиотеки;

библиотека осуществляет установку на терминалы доступа бесплатного программного обеспечения, предоставляемого оператором, в целях обеспечения доступа пользователей к объектам Национальной электронной библиотеки путем загрузки установочного файла из специализированного раздела портала и запуска указанного файла на терминалах доступа.

XII. Порядок предоставления пользователям доступа к объектам Национальной электронной библиотеки

107. Регистрация пользователей осуществляется по желанию пользователей и имеет следующие уровни авторизации:

а) аутентифицированный пользователь - пользователь, зарегистрированный с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

б) неаутентифицированный пользователь - пользователь, зарегистрированный на портале с прохождением процедуры подтверждения указанного пользователем адреса электронной почты либо посредством социальных сетей и других средств авторизации пользователей.

108. Зарегистрированным пользователям в личном кабинете предоставляются следующие функциональные возможности:

а) сохранение поисковых запросов;

б) формирование списка выбранных пользователем объектов Национальной электронной библиотеки с возможностью их сортировки по отраслям науки;

в) осуществление работы с цитатами, заметками, закладками;

г) осуществление связи своего профиля в Национальной электронной библиотеке с профилями в социальных сетях и сервисах;

д) осуществление работы с сохраненной в личном кабинете информацией за пределами помещений участников Национальной электронной библиотеки;

е) внесение оператору Национальной электронной библиотеки предложения о переводе в электронную форму документа, цифровой копии которого нет в Национальной электронной библиотеке;

ж) ознакомление со статистикой своей работы в Национальной электронной библиотеке.

109. Доступ к объектам Национальной электронной библиотеки предоставляется:

а) пользователям библиотек - в помещении библиотек, осуществляющих доступ к объектам Национальной электронной библиотеки, в том числе с использованием сети "Интернет";

б) физическим лицам, не являющимся пользователями библиотек и осуществляющим доступ самостоятельно из любой точки, в которой присутствует подключение к сети "Интернет", в любое время по собственному выбору.

110. Свободный доступ предоставляется пользователям бесплатно, без ограничения по месту, времени и кругу лиц к следующим категориям объектов Национальной электронной библиотеки:

а) объекты, перешедшие в соответствии с законодательством Российской Федерации в общественное достояние;

б) объекты, в отношении которых по условиям соответствующего лицензионного договора возможно предоставление доступа без ограничения по месту, времени и кругу лиц.

111. Авторизированный доступ предоставляется пользователям:

а) ко всей совокупности объектов Национальной электронной библиотеки в помещениях библиотек, а также других участников Национальной электронной библиотеки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) к объектам Национальной электронной библиотеки, в отношении которых по условиям соответствующих лицензионных договоров возможно предоставление доступа и (или) иное использование за плату;

в) к объектам Национальной электронной библиотеки, в отношении которых предусмотрено осуществление прямых выплат за фактическое использование без учета места и времени осуществления доступа, при условии авторизации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

г) к объектам Национальной электронной библиотеки, указанным в пункте 110 настоящего Положения, по желанию пользователя.

112. Бесплатный доступ предоставляется к объектам Национальной электронной библиотеки:

а) перешедшим в общественное достояние;

б) подлежащим свободному использованию библиотеками в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) права на включение которых в Национальную электронную библиотеку и осуществление доступа без ограничения по месту, времени и кругу лиц предоставлены на основании безвозмездных лицензионных договоров;

г) права на включение которых в Национальную электронную библиотеку и предоставление во временное пользование пользователям получены от авторов или иных правообладателей и которые включены в Национальную электронную библиотеку в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 7 статьи 18.1 Федерального закона "О библиотечном деле";

д) оплата фактического использования которых осуществляется оператором или участниками Национальной электронной библиотеки за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в целях обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

113. Объекты Национальной электронной библиотеки, права на включение и использование которых в Национальной электронной библиотеке предоставлены на основании возмездных лицензионных договоров, предоставляются пользователям за плату.

114. Для бесплатного использования объектов Национальной электронной библиотеки посредством функциональных возможностей портала пользователям необходимо:

а) выбрать объект или перечень объектов Национальной электронной библиотеки и способ (способы) использования;

б) направить указанные в подпункте "а" настоящего пункта данные оператору путем использования специализированных интерактивных элементов портала;

в) оплатить выставленный оператором счет за использование объекта (объектов) Национальной электронной библиотеки посредством электронных платежных систем, выбрав удобный сервис для электронной оплаты.

115. Размер платы и порядок ее внесения за платное использование объектов Национальной электронной библиотеки устанавливаются в соответствии с лицензионными договорами, заключенными авторами или иными правообладателями с оператором и (или) участниками Национальной электронной библиотеки.

116. Все действия пользователей с объектами Национальной электронной библиотеки фиксируются с использованием подсистемы статистики и аналитики Национальной электронной библиотеки. Действия пользователей, относящиеся к возмездному использованию, дублируются в подсистеме работы с авторами и иными правообладателями.

117. Сведения подсистемы статистики и аналитики Национальной электронной библиотеки доступны участникам Национальной электронной библиотеки в части, относящейся к объектам Национальной электронной библиотеки, переданным участником Национальной электронной библиотеки.

ХIII. Требования к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым для электронного взаимодействия между оператором, участниками Национальной электронной библиотеки и пользователями

118. Программно-технические средства и оборудование Национальной электронной библиотеки должны отвечать следующим требованиям:

а) размещение на территории Российской Федерации;

б) размещение информации на русском и иных языках;

в) наличие действующих сертификатов средств защиты информации, выданных Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

г) обеспечение автоматизированного ведения электронных журналов учета осуществляемых в Национальной электронной библиотеке операций с фиксацией фактов размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения указанных действий, содержания изменений и информации о пользователях и об участниках Национальной электронной библиотеки, осуществивших указанные действия;

д) обеспечение доступа пользователей и участников Национальной электронной библиотеки к информационным ресурсам Национальной электронной библиотеки, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в Национальной электронной библиотеке информации от несанкционированного доступа и воспроизведения (копирования);

е) обеспечение возможности информационного взаимодействия Национальной электронной библиотеки с иными информационными системами и внешними информационными ресурсами;

ж) обеспечение прохождения пользователями идентификации и аутентификации.

119. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

XIV. Меры по защите информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке

120. Оператор принимает меры по обеспечению защиты информации, содержащейся в Национальной электронной библиотеке, включающие в себя:

а) определение угроз безопасности информации, формирование на их основе модели угроз;

б) разработку на основе модели угроз системы защиты информации, обеспечивающей нейтрализацию предполагаемых угроз с использованием методов и способов защиты информации, в том числе защиты от несанкционированного копирования;

в) проверку готовности средств защиты информации к использованию с составлением заключений о возможности их эксплуатации;

г) установку и ввод в эксплуатацию средств защиты информации в соответствии с эксплуатационной и технической документацией;

д) обучение лиц, использующих средства защиты информации, применяемые в Национальной электронной библиотеке, правилам работы с ними, осуществляемое за счет средств участников Национальной электронной библиотеки, направивших оператору соответствующие предложения об обучении своих работников;

е) учет применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним;

ж) контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;

з) урегулирование разногласий и составление заключений по фактам несоблюдения условий использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению безопасности информации или другим нарушениям, снижающим уровень защищенности Национальной электронной библиотеки;

и) описание системы защиты Национальной электронной библиотеки.

Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2019 г. № 169

Методика отбора объектов Национальной электронной библиотеки

1. Настоящая методика устанавливает критерии отбора документов, представляющих научную, образовательную, культурную и историческую ценность, а также правила их ранжирования для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки согласно приложению.

2. Понятия, используемые в настоящей методике, имеют значения, которые определены в Положении о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 169 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" и методики отбора объектов Национальной электронной библиотеки".

3. Настоящей методикой руководствуются в своей работе экспертные советы по отбору документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки (далее - экспертные советы) и оператор, а также участники Национальной электронной библиотеки при формировании предложений о включении документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки.

4. Отбор документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки осуществляется в соответствии со следующими базовыми критериями:

а) научная, образовательная, культурная и историческая ценность;

б) использование в программах общего образования и профессионального образования;

в) уникальность изданий, обладающих индивидуальными особенностями;

г) ограниченность доступа к ветхим изданиям.

5. Отбор документов, соответствующих критериям, указанным в подпункте "а" пункта 4 настоящей методики, производится с учетом:

а) приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";

б) актуальности научных направлений;

в) уровня индексируемости в национальных и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, Web of Science, Google Scholar, European Reference Index for the Humanities, Scopus);

г) значимости для многонационального народа Российской Федерации и мирового сообщества;

д) взаимосвязи с историческими событиями, оказавшими влияние на развитие общества, государства, науки и культуры;

е) соответствия документов целям противодействия фальсификации исторических событий отечественной истории.

6. Для отбора документов, соответствующих критерию, указанному в подпункте "б" пункта 4 настоящей методики, используются:

а) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

б) федеральный перечень учебников, рекомендуемых для использования при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.

7. Для отбора документов, соответствующих критериям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящей методики, учитываются источники финансирования их создания, при этом приоритет должен отдаваться документам, созданным за счет средств государственных и муниципальных бюджетов в рамках целевых программ и грантов.

8. Для отбора уникальных изданий, обладающих индивидуальными особенностями, достаточно наличие в отношении их одного из следующих признаков:

а) существование издания в единственном экземпляре или ограниченном (не более 10) количестве экземпляров;

б) оригинальность и индивидуальная определенность художественного оформления издания и (или) примечаний к основному тексту издания;

в) наличие исторического, культурного или социального события, неразрывно связанного с данным изданием.

9. При отборе документов, относящихся к художественной литературе и к детской литературе, помимо критериев, указанных в пункте 4 настоящей методики, должны учитываться высокий художественный и эстетический уровень документа, в том числе наличие международных и отечественных премий в области литературы.

10. Основой для ранжирования документов являются оценки экспертов.

11. Ранжирование документов осуществляется по следующим критериям:

а) максимальная оценка документа, вынесенная экспертом;

б) обобщенная оценка документа, вынесенная всеми экспертами;

в) высший нормированный критерий, определяемый согласно приложению.

12. На основании выставленных оценок в автоматическом режиме формируется список документов в порядке убывания их нормированных критериев. Ранжирование производится в соответствии с приложением к настоящей методике.

13. На основании ранжирования информационной системой Национальной электронной библиотеки формируется рейтинг документов, в соответствии с которым осуществляется определение степени необходимости включения документов в состав объектов Национальной электронной библиотеки и рекомендуемых способов оплаты их использования:

а) 0 - 20 процентов документов с самым низким рейтингом от общего списка документов - не рекомендуется к включению в состав объектов Национальной электронной библиотеки;

б) 20 - 60 процентов документов с низким рейтингом от общего списка документов - рекомендуется к включению в состав объектов Национальной электронной библиотеки с оплатой использования за счет пользователей;

в) 30 - 40 процентов документов с высоким рейтингом от общего списка документов - рекомендуется к включению в состав объектов Национальной электронной библиотеки с оплатой за фактическое использование (оплата за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых оператору и участникам Национальной электронной библиотеки в целях обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания);

г) 5 - 10 процентов документов с высшим рейтингом от общего списка документов - рекомендуется к включению в состав объектов Национальной электронной библиотеки для предоставления доступа без ограничения по месту, времени и кругу лиц либо доступа в помещениях библиотек с приобретением прав использования по договорам с авторами или иными правообладателями за счет государственных или муниципальных средств.

14. Не допускается отбор для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки документов, внесенных в федеральный список экстремистских материалов в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Приложение

к методике отбора объектов
Национальной электронной библиотеки

Правила ранжирования документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки

1. Настоящие Правила применяются для создания ранжированных списков при отборе экспертными советами документов для включения в состав объектов Национальной электронной библиотеки и организации доступа к ним.

2. В личном кабинете каждому эксперту доступна таблица, состоящая из списка документов для оценки и графы для проставления оценки.

3. В графе для проставления оценки эксперт присваивает каждому документу из списка номер уровня от 0 до 5 включительно (графа 1 таблицы), соответствующий содержательному описанию (графа 2 таблицы).

Для осуществления автоматизированного ранжирования документов каждому номеру уровня соответствует числовое значение (графа 3 таблицы).

Таблица

Номер уровня

Содержательное описание

Числовое значение

1

2

3

5

высокий

0,9

4

выше среднего

0,7

3

средний

0,5

2

ниже среднего

0,3

1

низкий

0,1

0

нулевой (отрицательный)

0

 

4. После заполнения экспертом граф для проставления оценок в отношении документов в федеральной государственной информационной системе "Национальная электронная библиотека" автоматически формируются:

таблица максимальных значений, в которой для каждого документа вычисляется максимальное значение номера уровня, присвоенного всеми экспертами (критерий М);

таблица числовых значений, в которой каждому документу соответствует общая оценка, являющаяся суммой оценок по каждому документу согласно числовым значениям номеров уровней, присвоенных всеми экспертами (критерий С);

таблица нормированного ранга по количеству документов и экспертов, в которой документы ранжируются в соответствии с оценками экспертов. В случае установления одинаковых рангов вычисляется и используется их среднее арифметическое значение.

5. Для каждого документа определяется высший нормированный критерий (Р) по формуле:

критерий Р = 1 - min (p / maxp),

где min (p / maxp) - минимальное значение отношения нормированного ранга документа (p) к максимальному значению нормированного ранга (maxp) по эксперту.

6. Все издания в списке каждого экспертного совета ранжируются методом лексикографического упорядочения по критериям М, С, Р.