Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 19 ноября 2015 г. № 05-12-44/29123
"О проведении государственной экологической экспертизы при переводе земель"

В Минприроды России поступило письмо Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с переводом земель лесного фонда в категорию земель промышленности и иного специального назначения для размещения полигона твердых бытовых отходов, содержащее позицию об обязательности представления в составе документации для перевода земель заключения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) объекта, для размещения которого запрашивается земельный участок.

В связи с изложенным Минприроды России полагает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ установлен состав документов, необходимых для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно части 4 которой для принятия указанного решения, в частности, необходимо заключение ГЭЭ в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом, регулирующим отношения в области экологической экспертизы, является Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон № 174-ФЗ), статьи 11 и 12 которого содержат исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального. уровней в соответствии с которым документация, обосновывающая перевод земель (в том числе лесного фонда) или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в перечень объектов ГЭЭ не входит.

При этом в соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектом ГЭЭ федерального уровня в том числе является проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности.

В соответствии со статьей 18 закона № 174-ФЗ заключением ГЭЭ является документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Лесным кодексом Российской Федерации (статья 21) предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления работ по геологическому изучению недр; разработки месторождений полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов; переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.

Таким образом, строительство, реконструкция полигона твердых бытовых отходов на землях лесного фонда не соответствует требованиям Лесного кодекса.

Обращаем внимание, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня, утвержденным приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204 (пункт 61), положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией ГЭЭ, должно содержать выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, установленным экологическим требованиям, а также о возможности реализации объекта экспертизы.

Принимая во внимание изложенное, а также позицию Аппарата Правительства Российской Федерации (копия письма прилагается), полагаем возможным при проведении ГЭЭ проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, реализация которых предполагается на землях лесного фонда, при отсутствии иных оснований для подготовки отрицательного заключения ГЭЭ указывать в положительном заключении ГЭЭ о возможности реализации объекта экспертизы в случае перевода земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения.

Просим обеспечить единую правоприменительную практику территориальными органами Росприроднадзора.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

 

Заместитель Министра

Р.Р. Гизатулин