Письмо Минприроды России от 25 октября 2011 г. № 05-07-29/15732

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, потребителей и организаций предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, а также в связи с ухудшением экологической обстановки в ряде регионов на территориях, прилегающих к поселениям, связанным с ростом числа несанкционированных свалок твердых бытовых отходов направляет разъяснение о порядке организации деятельности по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для устранения причин возникновения вышеуказанных проблем.

Возникновение несанкционированных свалок твердых бытовых отходов является, в том числе результатом неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов, в условиях отсутствия эффективных контрольных механизмов, а также обязательств по доставке вывозимых отходов в определенный объект их утилизации (захоронения).

В настоящее время сложилась порочная практика, когда организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, руководствуясь подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, заключают договоры о сборе и вывозе отходов с транспортными организациями. При этом у организаций" осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, как правило, отсутствует договор с организациями коммунального комплекса, которые предоставляют услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и т.п.)" являются потребителями услуг организаций коммунального комплекса, в том числе осуществляющих эксплуатацию объектов утилизации (захоронения) отходов, и предоставляют указанные услуги на основании соответствующих договоров.

Наличие такого договора, предусматривающего, в том числе выполнение организацией коммунального комплекса работ по сбору и транспортированию отходов, обеспечивает как соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, так и эффективный, основанный на гражданско-правовых обязательствах, контроль за доставкой отходов надлежащему получателю.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса организациям, осуществляющим эксплуатацию жилого фонда (управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам и т.п.) либо собственникам жилых помещений (в случае непосредственного управления) на основании договора между ними.

При этом сбор твердых бытовых отходов в местах их накопления и транспортирование к месту утилизации (захоронения), как один из технологических этапов деятельности по их утилизации (захоронению), может осуществляться самой организацией коммунального комплекса.

Распределение территорий поселения и соответствующих потоков отходов между несколькими объектами утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов осуществляется органами местного самоуправления на основе документов территориального планирования (генеральной схемы санитарной очистки территории поселения).

Учитывая изложенное органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления прошу руководствоваться требованиями действующего законодательства, в том числе Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", и обеспечить их соблюдение при обращении с твердыми бытовыми отходами.

 

Заместитель Министра

Р.Р. Гизатулин