Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 30 мая 2019 г. № 08-25-06/12414

"О предоставлении информации в целях подготовки рекомендаций по результатам 66-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"

Минприроды России в соответствии с указанным письмом по вопросу предоставления информации в целях подготовки рекомендаций по результатам 66-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сообщает.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Организация деятельности по раздельному накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе направлена на повышение уровня вовлечения отходов в хозяйственную деятельность.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена обязанность производителей, импортеров товаров по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2971-р.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в соответствии с пунктом 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Порядок взимания экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073, согласно которому функции по взиманию экологического сбора, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Росприроднадзор.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами. Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ субсидии, указанные в пункте 10 данной статьи Закона № 89-ФЗ, в приоритетном порядке предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора, а также для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов обработки, утилизации отходов.

Таким образом, главная цель введения для производителей, импортеров товаров обязанности по утилизации отходов от использования товаров - создание экономических стимулов, направленных на развитие деятельности по утилизации отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов. Такой подход является существенным фактором снижения объемов накопления отходов и отвечает основным направлениям реформирования отрасли обращения с отходами.

Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, установлен поэтапный запрет на захоронение отходов.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 г. № 204 утвержден национальный проект "Экология" (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), включающий в себя, в том числе федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" для решения задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, созданию условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" предусматривается достижение следующих целевых показателей:

- доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных отходов, которая должна увеличится с 3 % в текущем периоде до 36 % к концу 2024 года;

- доля ТКО, направленных на обработку в общем объеме образованных отходов, которая должна увеличится с 7 % в текущем периоде до 60 % к концу 2024 года;

- введение в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации отходов и фракций после обработки ТКО к 31 декабря 2024 г. - 23,1 млн. тонн;

- введение в промышленную эксплуатацию мощности по обработке ТКО к 31 декабря 2024 г. - 37,1 млн. тонн.

Кроме того, федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" предусмотрена разработка электронных моделей территориальных схем по обращению с отходами, в том числе с ТКО, формирование единой федеральной электронной схемы обращения с отходами, а также создание компании-интегратора в форме публично-правовой компании.

Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 8 (далее - Указ) создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с ТКО "Российский экологический оператор" (далее - ППК РЭО), на которую возложены функции по формированию комплексной системы обращения с ТКО, обеспечению управления указанной системой, предотвращению вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращению во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.

В соответствии с Уставом публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с ТКО "Российский экологический оператор", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 396, на ППК РЭО, в том числе возложены полномочия:

- по проведению экспертизы территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО;

- по подготовке рекомендаций по их корректировке, а также по осуществлению функций заказчика, оператора и (или) разработчика информационных систем в области обращения с ТКО;

- по организации и осуществлению финансирования инвестиционных проектов (включая разработку проектно-сметной документации), а также работ по строительству, реконструкции, модернизации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с ТКО, и подключению таких объектов к сетям инженерно-технической инфраструктуры;

- по разработке и реализации мер по совершенствованию правил обращения со вторичными материальными ресурсами и стимулированию спроса на продукцию из них;

Дополнительно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 (далее - положение о Минпромторге России), Минпромторг России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания).

Одновременно с этим, накапливание отходов пластика является чрезвычайно важной проблемой для окружающей среды. Несмотря на существующий уровень технологического развития в сфере обработки и утилизации отходов, позволяющий использовать экологически безопасным способом все виды пластика, объем повторно вовлеченных в хозяйственную деятельность таких отходов, остается ниже, чем количество пластика, попадающего в окружающую среду.

В связи с изложенным, Минприроды России поддерживает инициативу введения запрета на продажу одноразовых изделий из пластика, как инструмент, направленный на снижение степени негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, однако в условиях рыночной экономики запрет на производство и использования товаров должен иметь достаточную обоснованность и учитывать возникающие для хозяйствующих субъектов экономические последствия.

 

 

В.Г. Логинов