Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 17 июня 2019 г. № 22024-ОГ/04

Вопрос: Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД" разъяснения по применению Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Согласно пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД лицензионным требованием к управляющей МКД организации является исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК. Указанная норма требует, что по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги.

На основании указанного прошу пояснить, является ли отдельным лицензионным требованием (предусмотренным пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД) наличие у УО действующего договора управления МКД? В таком случае - если в течение полугода после своего создания новая УО МКД не "найдет" себе МКД в управление - такая "бездомная" управляющая организация будет являться нарушителем лицензионных требований, предъявляемых к УО МКД? (полугодовой срок на "приискание" управляемого МКД предусмотрен ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Ответ: Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 23.05.2019 № 112335 (вх. Минстроя России от 23.05.2019 № 20339-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со ст. 192 Жилищного Кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. В связи с этим, требование о наличии у управляющей организации действующего договора управления многоквартирным домом законом не предусмотрено, так как управляющая организация приступает к деятельности по управлению многоквартирными домами только при наличии лицензии.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

 

Заместитель директора Департамента

развития жилищно-коммунального хозяйства

О.А. Олейникова